AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Основные черты современного литературного процесса. Специфика отечественного постмодернизма. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//russian_literature/russkaya-i-sovetskaya-literatura-xx-xxi-vekov/osnovnye-cherty-sovremennogo-literaturnogo-proczessa-speczifika-otechestvennogo-postmodernizma/ (дата обращения: 19.04.2024)

Основные черты современного литературного процесса. Специфика отечественного постмодернизма

Основные черты современного литературного процесса. Специфика отечественного постмодернизма

Содержание

    Основные черты современного литературного процесса

    Сегодня в недрах современного литературного процесса рождены или реанимированы такие явления и направления, как авангард и поставангард, модерн и постмодерн, сюрреализм, импрессионизм, неосентиментализм, метареализм, соцарт, концептуализм и т.д.

    Картина современного литературного развития предстает перед глазами в виде непредсказуемого соседства реалистов А.Солженицына и Вл.Маканина с постмодернистом Виктором Ерофеевым и литературным скандалистом Э.Лимоновым.

    Девяностые годы XX в. войдут в историю русской литературы как особый период смены эстетических, идеологических, нравственных парадигм, как глубоко «перепаханное» пространство всей культуры.             

    Последнее десятилетие рубежа веков в традиции русской истории было «обречено» стать средоточием многих динамических тенденций: противостояния культур, нарастания новых качеств, перемещающих наработанные ресурсы в след.тысячелетие. Так было и на рубеже XIX и XXвв., когда получившие мировое признание шедевры русского реализма с его вершинными фигурами Золотого века освобождали позиции под натиском авангарда, модернистских исканий, целого спектра школ и направлений Серебряного века.

    Литература 90-х пережила испытание непривычным феноменом свободы. Клаустрофобия застоя обернулась в 90-е все сметающей вседозволенностью.

    В то же время в очертания литературного пространства 90-х мощными знаковыми фигурами вписались и продолжают осуществлять свое влияние возвращенные, опубликованные в России произведения В.Набокова, Е.Замятина, А.Платонова, Д.Хармса и многие другие.

    Закрыть пустующие ниши современной литературе удается и за счет воссоздания эстетики Серебряного века.

    Так же, как начало XX в было ознаменовано возрождением женской поэзии, а модернизм стал освобождающей стихией для творчества русских писательниц, внесших в культуру Серебряного века свободу чувств, индивидуализм и тонкий эстетизм, так и конец века прошел под знаком эстетических открытий женщин-писательниц.

    Превосходные произведения 90-х гг, принадлежащие таким писательницам, как Т.Толстая (сб. «Река Оккервиль», Л.Улицкая (роман «Медея и ее дети»), Л.Петрушевская, Марина Палей (сб. «Месторождение ветра»), Ольга Славникова (роман «Стрекоза, увеличенная до размеров собаки») и ряд других, содержат в себе высокую энергию художественного творчества. Именно потому, что это творчество на уровне эстетических открытий, что новации в их произведениях означают создание различных индивидуальных художественных миров, они не могут рассматриваться по ведомству «женская литература», такого рода литры просто не существует. (Не нужно путать с другим явлением: «дамская литература».Такое есть).

    Жанровая пестрота и размытость границ, недостаточная эстетическая прописанность новых жанровых видов, подвидов также не позволяют пока обнаружить типологические закономерности в жанровой эволюции литературы конца века.

    Картину общего эстетического разброса дополняет ситуация в области русской поэзии конца столетия. Общепризнано, что проза доминирует в современном лит процессе. В теч.этого десятилетия поэзия пережила эволюцию от состояния практически полного безкнижья до положения, когда книжные полки и прилавки магазинов проседают под грузом стих.сборников, изданных либо за авторский, либо за спонсорский счет. Поэзия более болезненно, чем проза, ощущает утрату читательского внимания,собственной роли быть эмоциональным возбудителем общества. Она все боле тяготеет к элитарности.

    Сегодня звучат и достаточно регулярно публикуются стихи классиков 60-х: А.Вознесенский, Е.Евтушенко, Б.Ахмадулина и др.

    Их стремятся заглушить поэты с иным, предельно усложненным поэтическим языком. Метареализм претендует на одно из ведущих мест. Таково творчество О.Седаковой, И.Жданова, М.Еремина… Школы, школки, направления присутствуют в названиях концептуализма, соцарта, поставангардизма, минимализма и др. (поэзия Д.Пригова, Л.Рубинштейна, Тимура Кибирова).

    Таким раздробленным и не поддающимся систематизации предстает перед нами литературный процесс 90-х годов, лишенный четких разделений и ориентиров, утративший понятие об иерархии и репутациях, как бы бросающий вызов новой реальности. Здесь смешались тексты подлинные с гипертекстами, образуя своего рода гиперпотоки, где культурная галактика Интернета вместе с лит.процессом ежечасно творит виртуальную действительность.

    Специфика отечественного постмодернизма

    1. Постмодернизм закономерен в развитии мировой, в т.ч. русской литературы, и появляется обычно в эпохи конца стиля, исчерпанности прежних типов художественности как эстетическая реакция на разрушение всех утопий – социально-исторических, философских, научных, культурологических и художественных. Это особый вид демократии в искусстве, которое освободилось от традиционных обязанностей быть учителем и проповедником, вести за собой людей, с одной стороны, с другой – обслуживать государственную идеологию, строить мир.
    2. Сам термин «постмодернизм» возник в конце 30-х г у Д.Джойса, затем в 1971 его «вспомнил» американский исследователь Ихаб Хассан. Эстетика постмодернизма основательно разработана зарубежными учеными Ж.-Ф.Лиотаром, Ю.Кристевой, Ж.Бодрийяром и многими другими. Ими же сформулированы основные понятия и термины постможернизма, определены его ведущие черты (интертекстуальность, игра и диалогизм).

    С интертекстуальностью теоретики связывают «смерть» индивидуального текста, растворенного в цитатах, и так называемую «смерть автора». Автор появляется в тексте как гость, как след памяти о нем в цитате.

    Постмодернистская интертекстуальность создается по принципу игры, сама превращаясь в игровой прием. Через интертекст происходит игровое освоение Хаоса. Цитаты, подобно актерам на сцене, кривляются, переглядываются,играют, придавая интертекстуальному пространству театрально-карнавальный характер.

    Постмодернистский диалогизм – это одна из форм полифонии. В диалогизме происходит демонстративное «преодоление времени во времени» (М.Бахтин) одновременностью соединения и расположения в тексте образов, цитат, знаков из отдаленных друг от друга художественных произведений.

    Специфика русского постмодернизма

    Память о модернизме Серебряного века, признание важности его уроков и открытий при решительном отталкивании, разрушении и демифологизации модернистских философских и эстетических утопий. Имена и даже образы Н.Бердяева, В.Брюсова, В.Соловьева, осколки, обрывки учений и текстов подвергаются постмодернистскому пародированию в произведениях Вик.Ерофеева, В.Пелевина и других.

    Произрастание из русской социальной действительности и не только эпохи перестройки, крушения Советской власти и государственной идеологии. М.Эпштейн в статье «Истоки и смысл русского постмодернизма» сопоставляет коммунизм и постмодернизм. Характерные черты: игра цитатами, симуляция авторства и оригинальности, стирание граней между массовым и элитарным, создание ирреальности, замена реальности лозунгами, плакатами, докладами и т.д.

    Формированию и утверждению русского постмодернизма активно способствовали такие направления, как соц-арт и «московский романтический концептуализм», представленные творчеством Т.Кибирова, Д.Пригова и др. В соц-арте происходит «интеграция» советской ментальности в виде идеологических знаков в текстовую игру. Концептуалисты манипулируют разными советскими идеологемами, концептами как обратной стороной «идеала». 

    Освоение компьютерных технологий оказалось чрезвычайно плодотворным для формирования русского постмодернизма. Яркий пример этого – творчество современного кумира «турбореалиста» В.Пелевина. 

    Приверженность к онтологической проблематике. Это объясняется тем, что русский постмодернизм часто ориентируется на сюжеты, образы и даже стиль таких классических худож.текстов, как романы Л.Толстого, Ф.Достоевского, И.Тургенева и др., а также на высокий мир Библии.

    Юродивый – самая современная постмодернистская форма святости. Юродствующими оказываются многие авторы и их герои – от Вен.Ерофеева, Евг.Попова, В.Пьецуха с его интересом к русскому дураку до эстетствующего юродивого Дм.Галковского («Бесконечный тупик») и др. В их отношении к миру и Богу, жестах, позах,словах – на всех уровнях текста – совершается осмеяние русского утопизма, веры в кумиров, идеализации прошлого, звучит порой грязная ругань и проклятия, но через святотатство, бесстыдство и цинизм нащупывается путь к святости. 

    Русский постмодернизм вернул в литературу телесность в ее физиологическом, порой чудовищном плане.

    Русская литература XIX и XX вв., особенно советская, была в основе своей аскетична, избегала телесности, показа жизни человеческого «низа», ее привлекал только «верх» - духовная и душевная жизнь человека. 

    Акцентируя интерес к патологическим уродствам (Ю.Мамлеев «Шатуны»,  А.Королев «Человек-язык» и др.), к «болезненной телесности сознания», постмодернисты пишут о деформации плоти, ее расчленении и унижении, о боли как проявлении сексуальности и эротизма (Вик.Ерофеев «Жизнь с идиотом», проза И.Яркевича).

    Роль автора в русском постмодернизме. Спецификой русского постмодернизма является постоянно разыгрываемый в текстах творческий хронотоп. Появляется множество эксплицитных повествователей со своими текстами, часто виртуальными, между ними происходит постоянный обмен и диалог («Палисандрия» Саши Соколова, «Пушкинский Дом» А.Битова, «Норма» В.Сорокина и т.д.)

    Теоретически русские постмодернисты разделяют точку зрения Р.Барта, М.Фуко о «смерти автора». Но в художественной практике не отказываются от своих прав в выражении собственной позиции, вступают в прямой диалог с читателем.

     В своем художественном опыте русские постмодернисты преодолели вечную оппозиционность элитарной и массовой литературы. Синтез элитарности и массовости, по наблюдениям критиков, станет одной из важных практических задач литературы века XXI.


    1. Тимина С.И. Современный литературный процесс (1990-е годы)// Русская лит-ра XX в.(учебник), «Логос», 2002
    2. Кякшто Н.Н. Русский постмодернизм //Русская лит-ра XX в.(учебник. Научный редактор С.И.Тимина), «Логос», 2002

    12.04.2018, 29303 просмотра.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.