AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Житийный портрет в поэзии Бунина. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//russian_literature/istoriya-russkoj-literatury-xix-veka/zhitijnyj-portret-v-poezii-bunina/ (дата обращения: 29.03.2024)

Житийный портрет в поэзии Бунина

Житийный портрет в поэзии Бунина

Содержание

    Размышляя об особенностях индивидуального стиля  И.А. Бунина, исследователи обращали внимание на проблему  «Портрет и икона  в творчестве И.А. Бунина»1 , сопоставляли «портреты», «иконы» или иконописное в портрете в прозе и поэзии, но специально  житийный портрет в поэзии И.А. Бунина не рассматривался, несмотря на то, что   анализ хотя бы двух житийных портретов «Святой Прокопий» и «Святой Евстафий» указывает на некоторые весьма существенные стилевые доминанты в  бунинском творчестве вообще, в лирике, в частности.

    В отличие от иконописного в повести «Суходол», рассказах  «Святые», «Я все молчу», «Натали» и др., названные произведения с удобной для исследователя  «чистотой жанра» показывают, что, создавая «Святого Прокопия» и «Святого Евстафия» поэт шел различными художническими приемами. Так, образ святого Евстафия создается благодаря  одной детали, оказавшейся судьбоносной для знатного римлянина. «Однажы на охоте увидел оленя с крестом между рогами и услышал голос, повелевавший ему креститься.... Мученическую смерть принял, будучи брошенным вместе с семьей в раскаленого медного быка»2:

    — Простите, девственные сени

    Языческих родимых мест.

    Ты сокрушил мои колени,

    Смиренный Взор, голгофский Крест.

    По существу  портрета как такового нет, создается портрет души, потому что движущий стимул «обращения в христианство» —  «ловчий пыл»: «Вот дал я волю пестрым сворам,\ Узду коню: рога, рога...» В данном случае повторенное «рога, рога» открывает также образ погони, охоты, своебразный «звуковой стимул», а отнюдь не живописная характеристика, хотя и несет каламбурное начало, соединяя музыкальное и живописное. Вообще же мгновение откровения повторено дважды:

    Ты сокрушил мои колени,

    — Простите, девственные сени,

    Поющий лес, гремящий бор.

    Голгофский Крест, смиренный Взор... 

    Символическое сакральное значение Креста и Взора детализируется в земном:

    Взор, и смиренный и грозящий,

    И крест из пламени, горящий

    В рогах, откинутых назад.

    Обратим внимание на то, что в этом последнем описании контаминируется мгновение откровения для будущего великомученника Евстафия и страдальческой его кончины.

    Совсем по-другому  создается житийный портрет русского православного юродивого Прокопия. А.И. Бунин стилизует язык жития:

    Бысть некая зима

    Всех зим иных лютейша паче.

    Повествователь выступает в роли «биографа», автора жития. В стихотворении пересказываются страдания, гонения, которым подвергается юродивый «устюжский чудотворец», однако вывод, к которому автор приводит читателя, актуализирует ахронное, вневременное; не давнопрошедшее, просвечивающее в глагольных формах церковнославянского языка жития, а то, что, к прискорбию, неизменно в человеке:

                              Благословенно

    Господне имя! Пси и человецы —

    Единое  в свирепстве и уме. 

    В обоих случаях  основой для стихотворений являются жития святых, чтимых в православии, однако создавая житийный портрет святого римлянина Евстафия, И.А. Бунин обращает внимание на то, что называют откровением, повторяет трижды символическое, обретающее жизненные и даже жизнестроительные черты. Создавая житийный портрет святого Прокопия, юродивого, он стилизует «прописанность» сюжета древнерусского жития, не замыкая содержание произведения только на образе юродивого: важнее оказываются обстоятельства, формирующие внутренний, духовный «портрет» юродивого: эти обстоятельства в природе человеческой, родственной «песьей».

    Житийными портретами не исчерпывается обращение И.А.Бунина  к образам православной культуры. Это и стихотворения «Вход в Иерусалим», «Михаил», «Саваоф», др., указывающие на литургическую составляющую стиля Бунина-поэта. 

    Минералова И.Г.


    Примечания

    1. Минералова И.Г. Индивидуальный стиль И.А.Бунина: черты стиля эпохи и «свой голос»\\Наследие И.А. Бунина в контексте русской культуры. Елец, 2001. С.112—119.

    2. Полный православный богословский энциклопедический словарь в 2-х тт.М., 1992. Т. 1. Евстафий. Ст. 826; Т.2. Прокопий. Ст.1918.

    25.11.2016, 1671 просмотр.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.