AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Вопросы к экзамену по истории русской литературы 19 века. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//russian_literature/istoriya-russkoj-literatury-xix-veka/voprosy-k-ekzamenu-po-istorii-russkoi-literatury-19-veka/ (дата обращения: 20.04.2024)

Вопросы к экзамену по истории русской литературы 19 века

Вопросы к экзамену по истории русской литературы 19 века

Содержание

    Вопросы по дисциплине «История русской литературы. Первая половина 19 века»

    1.  Проблема периодизации русской литературы первой половины XIX века в науке.
    2.  Социально-историческая обстановка в России на рубеже XVIII и XIXвв. Литература 1800-1810 гг.
    3.  Общая характеристика литературного процесса 1815-1825 гг.
    4.  Литературные общества и издания начала XIX века.
    5.  «Беседа любителей русского слова» и «Арзамас». Полемика «Арзамаса» и «Беседы любителей русского слова», ее роль в развитии русской литературы.
    6.  Романтизм. Исторические и философско-эстетические предпосылки его возникновения. Основные течения русского романтизма.
    7.  Периодизация творчества В.А. Жуковского. Основные принципы  поэтического стиля В.А. Жуковского. Проблема художественного метода В.А. Жуковского в современной науке.
    8.  Романтизм и романтический идеал В.А. Жуковского.
    9.  Баллады В.А. Жуковского: проблематика и поэтика.
    10.  Этапы творческого пути К.Н. Батюшкова. Эпикурейско-гедонический характер р лирики Батюшкова до 1812 г.
    11.  Патриотические темы в лирике К.Н. Батюшкова.
    12.  Эволюция мировоззрения К.Н. Батюшкова. Поэтика позднего творчества. Роль К.Н. Батюшкова в развитии русской литературы.
    13.  Феномен И.А. Крылова в русской литературе. Басни И.А. Крылова. Проблематика и поэтика. В.Г. Белинский об И.А. Крылове.
    14.  Основные принципы декабристской поэзии. Этапы развития. Общая характеристика поэзии декабризма.
    15.  Творчество А. Бестужева-Марлинского.
    16.  Творчество В.К. Кюхельбекера.
    17.  Творчество К.Ф. Рылеева.
    18.  К.Ф. Рылеев «Думы»: специфика жанра, характер историзма, тематика.
    19.  Основные идеи и принципы изображения в романтических поэмах К.Ф. Рылеева «Войнаровский», «Наливайко».
    20.  Личность и литературные взгляды А.С. Грибоедова. Ранние  комедии А.С. Грибоедова, незавершенные замыслы.
    21.  Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» как социально-политическая  и философско-реалистическая комедия. Своеобразие конфликта и проблематика комедии.
    22.  А.А. Чацкий: содержание образа. Споры о Чацком в критике и литературоведении  (И.А. Гончаров, Ю.Н. Тынянов).
    23.  Софья. Сложность характера. Полемика вокруг образа Софьи в критике и литературоведении. 
    24.  «Горе от ума» и комедия классицизма. Композиция комедии. Проблема жанра и своеобразие художественного метода.
    25.  Периодизация жизни и творчества А.С. Пушкина.
    26.  Лицейская лирика А.С. Пушкина. Проблематика и поэтика. Соотношение традиционного и новаторского.
    27.  Вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина. 1817 – 1820 гг. Проблематика и поэтика.  
    28.  Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Новаторство А.С. Пушкина  в жанре поэмы.
    29.  Кризис мировоззрения А.С. Пушкина и отражение его в лирике 1820-1824 гг. Пушкин и декабризм.
    30. «Кавказский пленник» А.С Пушкина  как романтическая поэма.
    31. Эволюция романтической поэмы в творчестве А.С. Пушкина («Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан»).
    32. «Цыганы» как итог развития жанра романтической поэмы А.С. Пушкина. Полемика вокруг южных поэм.
    33. «Борис Годунов» А.С. Пушкина как первая реалистическая трагедия. Национально-историческая, социально-политическая и нравственно-философская проблематика пьесы.
    34. Проблема характера в трагедии  А.С. Пушкина «Борис Годунов». Царь Борис.
    35. Образ Петра I в творчестве А.С. Пушкина второй половины 1820-х г. «Полтава» как историко-героическая и социально-психологическая  поэма.
    36. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: особенности жанра и поэтики. Сюжетно-композиционное своеобразие. Оценка романа критикой.
    37. Проблема Автора и героя в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
    38. Проблема личности и среды в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Характер Онегина.
    39. Женские образы в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
    40. Жанровое своеобразие и проблематика поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник».
    41. Историко-философская проблематика и поэтика цикла А.С. Пушкина «Маленькие трагедии».
    42. Лирика А.С. Пушкина 1826-1830 гг.
    43. «Повести Белкина» как художественное целое. Тема «маленького человека».
    44. Социально-исторические проблемы в повести «А.С. Пушкина «Дубровский». Проблема жанра.
    45. Тема власти и денег в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама». Драматизм повести.
    46. «Капитанская дочка» А.С. Пушкина: творческая история и художественное своеобразие.
    47. «Капитанская дочка» и «История Пугачева». Соотношение исторической действительности и вымысла в повести.
    48. Проблема народного бунта в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
    49. Авторская позиция и ее выражение в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
    50. Проблема художественного метода М.Ю. Лермонтова, его эволюции.
    51. Лирика М.Ю. Лермонтова: основные темы и мотивы. Характер лирического героя.
    52. Романтические поэмы в творчестве М.Ю. Лермонтова: эволюция, Особенности.
    53. «Мцыри»: творческая история, особенности.
    54. Философский характер поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон». Демонизм в творчестве М.Ю. Лермонтова.
    55. Драматургия М.Ю. Лермонтова: преемственность тем, мотивов, типов
    56. Драма М.Ю. Лермонтова «Маскарад»: социальная и этическая проблематика, персонажи..
    57. Ранняя проза М.Ю. Лермонтова: опыт исторического романтического романа («Вадим») и реалистической социально-психологической повести («Княгиня Лиговская»).
    58. «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова как аналитический социально-психологический роман.  
    59. Проблематика, композиция, система характеров в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
    60. Образ Г.А. Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
    61. Творчество А.В. Кольцова.
    62. Своеобразие творчества Е.А. Боратынского.
    63. Лирика Н.М. Языкова.
    64. Цикл Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки!
    65. Сборник Н.В. Гоголя «Миргород»: историзм художественного мышления.
    66. Цикл Н.В. Гоголя «Петербургские повести».
    67. Новаторство Н.В. Гоголя в драматургии. Миражная интрига.
    68. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» - поэма о России и русском человеке. Композиция поэмы, особенности жанра.
    69. Автор в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
    70. «Выбранные места из переписки с друзьями» Н.В. Гоголя как художественно-публицистическое произведение.
    71. Социальная проблематика романа А.И. Герцена «Кто виноват?» и повести «Сорока-воровка».
    72. История создания, «синкретичность» жанровой природы романа А.И. Герцена «Былое и думы».

    Вопросы по дисциплине «История русской литературы. Вторая половина 19 века»

    1. Новаторский характер лирики Н.А. Некрасова 1840-50 гг. Структура поэтического сборника 1856 г.
    2. Творчество Н.А. Некрасова 1860-70 гг. отражение русской действительности в художественном мире поэта.
    3. Народный мир в поэмах Н.А. Некрасова «Коробейники» и «Мороз красный нос».
    4. Жанровое и композиционное своеобразие, проблематика и поэтика поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
    5. Русская действительность в пьесах А.Н. Островского 1840-50 гг. Проблематика, идеи, характеры.
    6. Личность в столкновении с патриархальными традициями в пьесе А.Н. Островского «Гроза».
    7. Бесприданница А.Н. Островского как психологическая драма.
    8. Сатирические комедии А.Н. Островского 1870 гг. Изображение в них дворянства.
    9. Человек и природа, их взаимные связи в творчестве А.А. Фета.
    10. Натурфилософская лирика Ф.И. Тютчева.
    11. Поэты некрасовской школы (И.С. Никитин, Л.Н. Трефолев, И.З. Суриков).
    12. Сатирическая поэзия «искровцев» (В.С. Курочкин, Н.А. Добролюбов, Д.Д. Минаев).
    13. «Записки охотника» И.С. Тургенева: формирование единой картины национального бытия.
    14. Проблема «лишнего человека» в ранних произведениях И.С. Тургенева и ее развитие в романе «Рудин».
    15. Идеально-исторический и нравственно-философский смысл коллизии счастья и долга в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо».
    16. Типы социально-героических натур в романе И.С. Тургенева «Накануне».
    17. Трагический характер конфликта в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
    18. Символический образ «дыма» в идейно-тематической структуре одноименного романа И.С. Тургенева.
    19. Принципы изображения народной жизни в журнальной прозе 1860-х гг.
    20. Своеобразие трактовки образа разночинца в повестях Н.Г. Помяловского «Мещанское счастье», «Молотов».
    21. Конфликт романтического и прагматического сознаний в романе И.А. Гончарова «Обыкновенная история».
    22. Тип национального характера в романе И.А. Гончарова «Обломов».
    23. Власть страстей и борьба жизненных правд в романе И.А. Гончарова «Обрыв».
    24. Социально-нравственный идеал в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?».
    25. Поэзия и драматургия А.К. Толстого.
    26. Проблема народа и власти в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Роль гротеска.
    27. «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина как социально-философский роман.
    28. Роль эзопова языка в раскрытии идейного содержания сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.
    29. Русские праведники в произведениях Н.С. Лескова.
    30. Самобытный национальный характер в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник».
    31. Герои и темы в ранних произведениях Ф.М. Достоевского
    32. Герои-идеи в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
    33. Идеал «положительно прекрасного человека» в романе Ф.М. Достоевского «Идиот».
    34. Роман Ф.М. Достоевского «Бесы»: символика названия и образы «бесов» в произведении.
    35. «Карамазовщина», «смердяковщина» и «братство» в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы».
    36. Особенности художественного метода Л.Н. Толстого в трилогии «Детство. Отрочество. Юность».
    37. Принципы изображения войны в «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого.
    38. Нравственные и художественные поиски Л.Н. Толстого в ранних повестях и рассказах.
    39. Жанровые и композиционные особенности романа Л.Н. Толстого «Война и мир».
    40. Философия истории и «мысль народная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
    41. «Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина».
    42. Социально-нравственная проблематика романа Л.Н. Толстого «Воскресенье».
    43. Отражение социальных и философских взглядов Л.Н. Толстого в повестях «Крейцерова соната» и «Смерть Ивана Ильича».
    44. Идейная направленность произведений В.М Гаршина.
    45. Романтический реализм В.Г. Короленко.
    46. Особенности чеховской юмористики в рассказах «осколочного» периода.
    47. Бытие человека и природы в повести А.П. Чехова «Степь».
    48. Футлярная жизнь чеховских героев.
    49. Поиски смысла жизни и истины в повести А.П. Чехова «Дуэль».
    50. Анализ социальных условий жизни и психологии народа в произведениях А.П. Чехова о деревне («Мужики», «В овраге»).
    51. «Новая драма» А.П. Чехова: поэтика и проблематика («Чайка», «Три сестры», «Дядя Ваня»).
    52. «Вишневый сад» А.П. Чехова: жанр, конфликт, характеры, подтекст.

    27.02.2016, 10739 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.