AAA
Обычный Черный



Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Проблема периодизации русской литературы первой половины XIX века в науке

Проблема периодизации русской литературы первой половины XIX века в науке

Проблема периодизации литературного процесса 19 века является одной из наиболее сложных и противоречивых проблем, стоявших перед литературоведами и в прошлом, и в настоящее время. 

Историко-литературная наука выдвинула ряд принципов периодизации. К наиболее устойчивым относится хронологический принцип.(А.Н.Пыпин, С.А.Венгеров, А.Веселовский). Исследователи дополняли хронологический принцип делением истории литературы на десятилетия: романтическое-у 20-х гг, народно-фольклорное – у 30-х гг, романтический идеализм 40-х гг, позитивизм и практицизм 50-60-х гг.

Деление литературного процесса на десятилетия подкреплялось типологией художественных образов – развитие шло от сентиментальных персонажей (бедная Лиза) к романтическим образам Жуковского, затем к Чацкому и Онегину, персонажам повестей Гоголя, к Рудину и Базарову и т.д.

Есть ряд четких признаков, отличающих литературное развитие первой половины XIX века от второй. Литература первой половины XIX века отличается необыкновенной емкостью и универсальностью созданных ею художественных образов. В это время закладываются первоосновы русской литературной классики, живые клетки ее, несущие в себе неповторимый «генетический код». Это литература кратких, но перспективных в своем дальнейшем развитии художественных формул, заключающих в себе мощную образную энергию, еще сжатую в них, еще пока не развернувшуюся. Не случайно многие из них войдут в пословицы, станут фактом нашего повседневного языка, частью нашего духовного опыта: почти все басни Крылова, множество стихов из «Горя от ума» и «Евгения Онегина», «ноздревщина», «маниловщина», «чичиковщина» Гоголя, «репетиловщина», «молчалинство» Грибоедова и т. д. В русской литературе первой половины XIX века большое место занимает проблема художественной формы, краткости и точности языкового оформления поэтического образа. Идет процесс становления литературного языка. Отсюда – напряженные и живые споры о судьбе русского языка между «шишковистами» и «карамзинистами». Отсюда же – жанровый универсализм русских писателей первой половины XIX века. Произведения русских писателей первой половины XIX века невелики по объему, но значительны по образной силе, которая в них заключена.

Однако уже с начала 19 в. стал применяться персональный принцип в двух вариантах. Периоды литературного развития связывали с царствованиями, и получалось: литература Петровского времени, литература Екатерининского времени, Александровского, Николаевского.Подобный принцип периодизации, отчужденный от специфики литературы как вида искусства, может показаться некорректным, но ему все же нельзя отказать в определенной исторической обусловленности. Ведь начало царствования Александра 1 действительно изменило общую обстановку литературной жизни. Второй вариант персонального принципа основан на его зависимости от творчества выдающегося поэта или писателя, как бы консолидирующего литературное движение и открывающего наиболее привлекательные пути развития художественного творчества. Еще В.Г.Белинский выделял Ломоносовский период, карамзинский, пушкинский; И.В.Киреевский включал между карамзинским и пушкинским еще период Жуковского, а Чернышевский присоединял к пушкинскому период гоголевский. Это как бы «романтический» принцип периодизации.

В начале 19 в. были приняты смешанные принципы периодизации: учитывалось как отношение литературы к действительности, к духовной жизни, а также отношение к «целостному просвещению Европы», так и позиция писателя. Согласно И.В.Киреевскому, первый период ознаменовался обращением к публике, к нуждам русского просвещения, преобладало французское влияние, ведущей фигурой был Карамзин.

Во втором – стало преобладать обращение к идеальным основам жизни, вошла «германская» стихия, главный выразитель периода – Жуковский.

Третий период Киреевский связывал с деятельностью Пушкина.

Исследователи Пушкинского дома обозначили главные направления в литературе следующим образом: от сентиментализма к романтизму (1800-1825), от романтизма к реализму (1826-1850), расцвет реализма (1856-1881), переходный период в развитии русского реализма (80-е гг), а 90-е г.г. расматриваются в контексте литературного процесса 1900-х г.г.

В учебнике под редакцией А.Н.Соколова: Периодизация литературного процесса не есть простое и прямое выражение периодизации общеисторической. Литература подлежит делению на периоды в соответствии с явлениями и процессами самой литературы. Однако развитие литературы основывается на социально-историческом развитии общества, и поэтому литературная периодизация находится в глубокой связи с периодизацией общеисторической.

Хронологические грани между отдельными этапами и периодами развития литературы являются условными. Они не сменяют друг друга в точные календарные сроки. Но тот или иной год приобретает характер пограничной эпохи.

Положение о Пушкине как родоначальнике новой литературы имеет место в литературоведении. Но было бы неправильно считать гранью между литературой 18 и 19 в.в. первые выступления Пушкина. У него были непосредственные предшественники: Жуковский, Батюшков, Крылов. Они подготовили почву для становления великого поэта. Значение Жуковского, Батюшкова и Крылова как ближайших учителей Пушкина заставляет отодвигать литературную грань между 18 и 19 в.в. к началу творчества трех названных поэтов, т.е.хронологически – к первым годам нового столетия.

Итак, 1-й период русской литературы 19 в. охватывает 1801-1815 г.г. В 1801 г.никаких художественных произведенийй, способных ознаменовать начало нового литературного периода, не появилось. Жуковский и Батюшков выступают в печати с романтическими стихами во 2-й половине первого десятилетия. Но некоторые события 1801 г. могут рассматриваться как выражение новых тенденций в литературе.

В 1801г. по инициативе молодых литераторов возникают 2 литературных общества, организация которых свидетельствовала о стремлении объединить силы в этих поисках:

1.Дружеское литературное общество (в Москве)

2.Вольное общество любителей словесности, наук и художеств (в Петербурге).=> зарождение в литературе тех идей и принципов, которые в дальнейшем развитии должны были привести к романтизму.

Литературная жизнь данного периода характеризуется все более обостряющейся борьбой нового и старого. В первые годы нового столетия господствующее положение в литературе занимает сентиментализм. И классицисты пытаются отстаивать старые литературные позиции. Одновременно в творчестве поэтов-просветителей продолжают развиваться традиции гражданской поэзии.

Не прекращается процесс формирования русского реализма. Самое значительное явление данного периода – это возникновение русского романтизма как нового литературного направления, начало которого Белинский справедливо связывает с именем Жуковского. Ранний русский романтизм, нашедший выражение в творчестве Жуковского и Батюшкова,  составляет основное завоевание 1-го периода русской литературы 19 в.

2-й период охватывает 1815-1816 г.г. В этот период в русской литературе на основе дворянской революционности оформляется новое революционно-романтическое направление, достигшее высшего подъема в 1-й половине 20-х г.г. в творчестве Пушкина и поэтов-декабристов. Продолжает существовать романтизм Жуковского и его последователей. Работой Грибоедова над комедией «Горе от ума» и Пушкина над первыми главами «Евгения Онегина» и «Бориса Годунова» завершается процесс формирования реалистического художественного метода. Поэтому 1825 год становится переломным для русской литературы: кончается господство романтического направлниея,, торжествует свои первые победы русский реализм.

3-й период -  1825 -1842 г.г. Утверждение реализма, образование реалистического направления. Но и после этого продолжают существовать романтические течения. Наиболее характерными и значительными для этого периода были реалистические произведения Пушкина, повести и комедии Гоголя, «Герой нашего времени» Лермонтова. Появлением в 1842 г. первого тома «Мертвых душ» этот период завершается.

Условно литературный процесс можно выразить в таблице:

Периодизация

Важнейшие исторические события в Европе и в России

Общая характеристика периода

Основные жанры

1. 1795--1815 гг.

Великая французская революция (1789--1793 гг.) Открытие Царскосельского лицея. Отечественная война 1812 года. Возникновение декабристских организаций

Светский характер литературы. Освоение европейского культурного наследия. Усиление внимания к русскому фольклору и народным преданиям. Закат классицизма и его трансформация в творчестве Державина. Специфика русского сентиментализма и зарождающегося романтизма. Расцвет журналистики. Литературные общества и кружки

Путешествие, роман (воспитательный роман, роман в письмах). Элегия, послание, идиллия

2. 1816--1825 гг.

Нарастание революционных и национально-освободительных движений в Европе. Возникновение тайных обществ в России (1821--1822 гг.). Смерть Наполеона и смерть Байрона. Восстание декабристов (1825)

Господствующее направление - романтизм. Литература декабристов. Издание альманахов. Принцип историзма, выдвинутый Карамзиным. Романтические устремления в творчестве Пушкина 1812--1824 гг.

"Модернизированные" декабристами ода, трагедия, "высокая комедия", гражданская или патриотическая поэма, элегия, послание. "Психологическая повесть", баллада

3. 1826 -- первая половина 50-х гг.

Поражение восстания декабристов. "Новый цензурный устав". Победы России в войнах с Персией и Турцией (1826--1829). Июльская революция во Франции (1830). Подавление Польского восстания (1831). Гонения на свободомыслие в России. Углубление кризиса крепостничества, общественная реакция. Усиление демократических тенденций. Развитие идей революции и утопического социализма. Реакционные охранительные меры правительства в связи с революциями в Европе

Верность идеям декабризма и реализм в творчестве Пушкина (1826--1837 гг.). Расцвет романтизма Лермонтова. Переход к реализму и социальной сатире у Гоголя. Ведущее значение приобретает реализм, хотя большинство писателей творят в рамках романтизма. Появление новых романтических жанров. Вытеснение поэзии прозой. 1830-е годы - расцвет повести. Реалистическая эстетика Белинского. Выход в свет первого тома "Мертвых душ" (1842). Рост влияния передовой журналистики на общественную жизнь.

Борьба прогрессивных и демократических сил в журналистике. Идейная борьба славянофилов и западников. "Натуральная школа". Приоритет социальной проблематики. Развитие темы "маленького человека". Противостояние литературы "гоголевской школы" и поэтов-лириков романтического плана

Романтическая баллада, поэма, исторический роман. Светская, историческая, романтическая, бытовая повесть. Литературно-критическая статья. Основные жанры "натуральной школы": социальная повесть, социально-психологический роман, поэма. Пейзажная, любовно-эстетическая и философская лирика поэтов-романтиков

Таков общий ход русского литературного процесса 1 половины 19 века. Начавшийся романтизмом, этот процесс характеризуется далее постепенным переходом к реализму и завершается утверждением реалистического направления в русской литературе.

18.03.2016, 3687 просмотров.


Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.