AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Основные собственно лингводидактические принципы . — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//lingvodidaktika/osnovnye-sobstvenno-lingvodidakticheskie-princzipy/ (дата обращения: 25.04.2024)

Основные собственно лингводидактические принципы

Основные собственно лингводидактические принципы

Содержание

    Принцип наглядности. Известно, что в процессе изучения языка участвуют все органы чувств человека, поэтому принцип наглядности реализуется на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений. Однако пропускная способность у органов чувств и каналов связи человека с окружающим миром различна. Общие виды наглядности.

    1. 1. Натуральная или естественная наглядность. К ней относятся естественные объекты и явления, используемые наиболее часто на начальном этапе обучения.
    2. 2. Изобразительная наглядность. К ней относятся стенды, экранные средства (учебные фильмы), графические учебные пособия (плакаты, схемы, рисунки), ТСО, используемые в новых технологиях (компьютер) и т.д. Они наиболее широко используются в процессе обучения.
    3. 3. Словесно-образная наглядность является специфическим видом наглядности. К ней относятся словесные описания, различного рода звуковые средства (например, магнитофонные записи).

    Реализуется принцип наглядности при помощи следующих правил обучения.

    1. 1. Нельзя игнорировать даже самые простые, технически несовершенные средства, если они дают положительный результат (например, доску, мел).
    2. 2. Наглядные пособия необходимо использовать как важное и эффективное средство обучения, не для того, чтобы «осовременить» процесс обучения,
    3. 3. При использовании наглядных пособий нужно соблюдать чувство меры и целесообразности. Иначе внимание учащихся рассеивается, и усвоение материала затрудняется.
    4. 4. Демонстрировать наглядные пособия можно лишь тогда, когда они необходимы по ходу изложения учебного материала. Необходима определенная последовательность их презентации.

    Принцип доступности. Принцип доступности заключается в том, что доступность не должна подменяться легкостью, обучение не должно обходиться и не может обойтись без напряжения умственных сил учащихся. Процесс обучения должен быть посильным для изучающих язык.

    Обычно принцип доступности нарушается по следующим причинам.

    1. 1. Учебный материал недоступен учащимся по своей глубине (много абстрактных рассуждений), в результате чего учащиеся не могут понять сути изучаемого материала.
    2. 2. Материал недоступен по объему: учащиеся не успевают осмыслить соответствующее количество материала и усваивают его поверхностно.
    3. 3. Материал может быть недоступен и из-за физического перенапряжения учащихся. Имеется в виду не только усталость студента, но и перенапряжение на занятиях, при выполнении домашних, дополнительных заданий и т.п.

    Правила принципа доступности в обучении. Одним из основных правил является необходимость совпадения темпа сообщения информации преподавателем и скорости ее усвоения учащимися. С учетом особенности учебной аудитории, этапа обучения и т.д. В процессе обучение нужно ориентировать внимание учащихся прежде всего на понимание изучаемого материала, а не на его запоминание. Нельзя использовать (хотя необходимо помнить об относительности этого правила) такие традиционные правила, как переход от простого к сложному, от близкого к далекому, от легкого к трудному, от известного к неизвестному и т.п.

    Принцип сознательности и активности. Одной из важнейших целей обучения является формирование у учащихся правильного отношение к окружающей действительности в процессе овладения иностранным языком в условиях новой для них языковой, пространственной, природного среды. Известно, что лишь те знания становятся убеждениями человека, которые усвоены сознательно.

    В процессе обучения следует учитывать, прежде всего, наиболее общие признаки сознательного усвоения знаний:

    1. – учащиеся должны уметь облекать свои знания в правильную словесную оболочку (выражение «знаю, но сказать не могу» – признак отсутствия знаний);
    2. – сознательность выражается в положительном отношении учащихся к изучаемому материалу, в их заинтересованности;
    3. – признаком сознательного усвоения учебного материала является степень самостоятельности; чем она выше, тем сознательнее усваиваются знания.

    Правила принципа сознательности и активности в обучении. Учащимся всегда должен быть ясен смысл поставленных перед ними учебных задач, они должны понимать цель обучения. Занятие должно начинаться постановкой проблемы и вестись с опорой на предыдущий опыт, на имеющуюся систему знаний. Преподаватель должен использовать все имеющиеся в его распоряжении приемы, чтобы вызвать интерес к изучаемому материалу. Учащиеся должны не только усваивать в процессе обучения информацию о предметах и явлениях, но и понимать их внутреннюю сущность, должны прийти к пониманию закономерностей, которые затем смогут использовать на практике.

    Принцип прочности в овладении знаниями, умениями и навыками. Принцип прочности связан со способностью учащегося при необходимости воспроизвести изученное и воспользоваться соответствующими знаниями в практической деятельности, т.е. прочность – это не только глубокое запоминание, но и умение воспользоваться тем, чем располагает память (в этом заключается особенность данного принципа).

    Правила этого принципа заключаются в следующем. Необходимо давать такие установки на запоминание: что, как и для чего нужно запоминать; закреплять это соответствующими упражнениями. Необходимо уметь «предотвращать забывание». Большую роль здесь играют опорные сигналы (схемы), ключевые слова, зрительная наглядность. Более прочному запоминанию, как известно, способствует и запись учащимися важнейшей информации, получаемой в процессе обучения.

    Принцип связи теории с практикой.  Главной особенностью этого принципа является то, чтобы учащиеся прежде всего понимали значение теории в практической деятельности, умели применять усвоенные знания для решения задач практического характера.

    07.09.2016, 4549 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.