Разумное. Доброе. Вечное.

AAA
Обычный Черный

Рекомендованное

Опрос

Навигация

Стих дня

Всякая поэзия есть выражение душевного состояния.
© Бергсон А.

17 ноября

Про колбасу

а это кто бредет во мраке
лохматый страшный и босой
так это ж петр на кухню за кол
басой

Новости культуры от Яндекса

ГлавнаяЛингводидактикаОсновные философские принципы лингводидактики


Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)


Основные философские принципы лингводидактики

Главная задача здесь – раскрыть систему обучения этих принципов, выявить связи и взаимодействие между ними и представить каждый принцип в тех правилах, которые определяют практическую работу преподавателя с учащимися. Следует также учитывать, что принципы обучения отражают практику обучения:

  • – непосредственно (эксплицитно), когда преподаватель обосновывает свою работу в каждом конкретном случае, т.е. правилами того или иного принципа обучения;
  • – через дидактическую систему (имплицитно), в которой все используемые принципы выступают, тем не менее, в определенном аспекте.

Под принципами обучения языку понимаются, как известно, те исходные положения, которые лежат в основе содержания, организации и проведения процесса этого обучения.

Принципы обучения – это категория дидактики. Они характеризуют способы использования законов обучения языку в соответствии с целями образования. В учебной педагогике система принципов обучения

представляет собой выражение теории обучения, определяющее содержательные методы и организацию обучения.

  1. 1.       Принцип диалектологического единства противоположностей отражается, в частности, в природе изучаемых явлений и основывается на предпосылке, что одно явление предполагает явление противоположное. В области лингводидактики этот принцип отражается в принципе единства языка и как предмета, и как средства обучения.

  2. 2.       Принцип объективности познания. Известно, что объективность человеческого познания обусловлена самим его предметом. Например, использование в процессе изучения языка метода научного познания означает умение мыслить так, чтобы логика познания была адекватна окружающей учащегося действительности. В лингводидактике этот принцип реализуется в сфере коммуникативной функциональности и дидактической мотивированности единиц изучаемого языка.

Вышеназванный принцип отражается в лингводидактике в принципе адекватности микроязыка учебника современному языку его носителей. Иными словами, в результате дидактической адаптации и презентации языковых средств изучаемого языка в виде микроязыка учебника не должна быть нарушена его естественная структура. Поэтому обучающая речь здесь должна нести признаки естественной коммуникации.

  1. 3.       Принцип взаимосвязи языка как знаковой системы и дидактических языковых и речевых единиц, действующих в лингводидактике отражается в применении в лингводидактике общего принципа взаимосвязи общего и частного. Раскрытие заложенных в языке дидактических особенностей требует рассматривать речь как отражение языковой среды в процессе обучения, иными словами, как проявление общего через частное в конкретной речевой ситуации.

  2. 4.       Принцип наблюдения явлений в процессе их развития и взаимосвязи. Базой этого принципа является понятие движения и развития как основного свойства действительности. Из этого можно сделать следующий вывод: познание определяется так же, как вид движения, как процесс. При этом имеется в виду как сама общая цель познания, так и конкретная цель, связанная с определенной задачей.

Для лингводидактического изучения русского языка как иностранного этот принцип помогает определить последовательность усвоения языковых структур и их элементов. Здесь следует обращать внимание на вопросы: когда и каким образом данные об усвоении русского языка как родного могут помочь иностранцу. Следовательно, здесь важно учитывать особенности изучаемого русского и родного языков учащихся.

  1. 5.     Принцип практики как источник подтверждения теории. В лингводидактике этот принцип проявляется в виде принципа обучающего эксперимента, основанного на опытном обучении. В лингводидактической научно-исследовательской деятельности принцип практики отражается в принципе проверки целесообразности методики исследования языка в ходе обучения ему в обучающем эксперименте и в опытном обучении.

  2. 6.     Принцип первичности явления и вторичности его определения также вытекает из речевой или языковой практики, в которой и проявляются те или иные свойства изучаемого языка. В лингводидактике он отражается в принципе дидактической детерминации языковых знаков, который в свою очередь подразумевает выявление не только лингвистических, но и дидактических особенностей языка. Пользуясь результатами такого исследования, можно реконструировать микроязык как предмет и определить его как средство обучения.

  3. 7.       Принцип внеэмпирического познания (раскрытие истины путем математических операций). Этот принцип подразумевает применение в исследовании языка и учебного процесса математического аппарата. Общеизвестно, что возможен путь познания от теории к практике. Это особенно характерно для математики, физики и других точных наук. Но в лингвистике он также частично может использоваться. Так, в условиях применения теории дидактической значимости языковых явлений дидактические свойства языка и их гносеологическая функция могут быть познаны внеэмпирическим путем.

Таким образом, вышеназванные принципы представляют собой научную философскую основу собственно лингводидактических принципов.

389
07.09.2016 г.

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru


Индекс цитирования

Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении). И как ни прискорбно это признавать, но это необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

Если вы никак, ни под каким предлогом и ни за какие коврижки не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, покиньте сайт и забудьте о нём, как о кошмарном сне. Всем остальным - добра и печенек. С неизменной заботой, администрация сайта.