AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Основные философские принципы лингводидактики. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//lingvodidaktika/osnovnye-filosofskie-princzipy-lingvodidaktiki/ (дата обращения: 25.04.2024)

Основные философские принципы лингводидактики

Основные философские принципы лингводидактики

Содержание

    Главная задача здесь – раскрыть систему обучения этих принципов, выявить связи и взаимодействие между ними и представить каждый принцип в тех правилах, которые определяют практическую работу преподавателя с учащимися. Следует также учитывать, что принципы обучения отражают практику обучения:

    • – непосредственно (эксплицитно), когда преподаватель обосновывает свою работу в каждом конкретном случае, т.е. правилами того или иного принципа обучения;
    • – через дидактическую систему (имплицитно), в которой все используемые принципы выступают, тем не менее, в определенном аспекте.

    Под принципами обучения языку понимаются, как известно, те исходные положения, которые лежат в основе содержания, организации и проведения процесса этого обучения.

    Принципы обучения – это категория дидактики. Они характеризуют способы использования законов обучения языку в соответствии с целями образования. В учебной педагогике система принципов обучения

    представляет собой выражение теории обучения, определяющее содержательные методы и организацию обучения.

    1. 1.       Принцип диалектологического единства противоположностей отражается, в частности, в природе изучаемых явлений и основывается на предпосылке, что одно явление предполагает явление противоположное. В области лингводидактики этот принцип отражается в принципе единства языка и как предмета, и как средства обучения.

    2. 2.       Принцип объективности познания. Известно, что объективность человеческого познания обусловлена самим его предметом. Например, использование в процессе изучения языка метода научного познания означает умение мыслить так, чтобы логика познания была адекватна окружающей учащегося действительности. В лингводидактике этот принцип реализуется в сфере коммуникативной функциональности и дидактической мотивированности единиц изучаемого языка.

    Вышеназванный принцип отражается в лингводидактике в принципе адекватности микроязыка учебника современному языку его носителей. Иными словами, в результате дидактической адаптации и презентации языковых средств изучаемого языка в виде микроязыка учебника не должна быть нарушена его естественная структура. Поэтому обучающая речь здесь должна нести признаки естественной коммуникации.

    1. 3.       Принцип взаимосвязи языка как знаковой системы и дидактических языковых и речевых единиц, действующих в лингводидактике отражается в применении в лингводидактике общего принципа взаимосвязи общего и частного. Раскрытие заложенных в языке дидактических особенностей требует рассматривать речь как отражение языковой среды в процессе обучения, иными словами, как проявление общего через частное в конкретной речевой ситуации.

    2. 4.       Принцип наблюдения явлений в процессе их развития и взаимосвязи. Базой этого принципа является понятие движения и развития как основного свойства действительности. Из этого можно сделать следующий вывод: познание определяется так же, как вид движения, как процесс. При этом имеется в виду как сама общая цель познания, так и конкретная цель, связанная с определенной задачей.

    Для лингводидактического изучения русского языка как иностранного этот принцип помогает определить последовательность усвоения языковых структур и их элементов. Здесь следует обращать внимание на вопросы: когда и каким образом данные об усвоении русского языка как родного могут помочь иностранцу. Следовательно, здесь важно учитывать особенности изучаемого русского и родного языков учащихся.

    1. 5.     Принцип практики как источник подтверждения теории. В лингводидактике этот принцип проявляется в виде принципа обучающего эксперимента, основанного на опытном обучении. В лингводидактической научно-исследовательской деятельности принцип практики отражается в принципе проверки целесообразности методики исследования языка в ходе обучения ему в обучающем эксперименте и в опытном обучении.

    2. 6.     Принцип первичности явления и вторичности его определения также вытекает из речевой или языковой практики, в которой и проявляются те или иные свойства изучаемого языка. В лингводидактике он отражается в принципе дидактической детерминации языковых знаков, который в свою очередь подразумевает выявление не только лингвистических, но и дидактических особенностей языка. Пользуясь результатами такого исследования, можно реконструировать микроязык как предмет и определить его как средство обучения.

    3. 7.       Принцип внеэмпирического познания (раскрытие истины путем математических операций). Этот принцип подразумевает применение в исследовании языка и учебного процесса математического аппарата. Общеизвестно, что возможен путь познания от теории к практике. Это особенно характерно для математики, физики и других точных наук. Но в лингвистике он также частично может использоваться. Так, в условиях применения теории дидактической значимости языковых явлений дидактические свойства языка и их гносеологическая функция могут быть познаны внеэмпирическим путем.

    Таким образом, вышеназванные принципы представляют собой научную философскую основу собственно лингводидактических принципов.

    07.09.2016, 2439 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.