AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Методический аспект описания языка. Педагогико-психологический аспект описания языка. Психолингвистический аспект описания языка. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//lingvodidaktika/metodicheskij-aspekt-opisaniya-yazyka-pedagogiko-psixologicheskij-aspekt-opisaniya-yazyka-psixolingvisticheskij-aspekt-opisaniya-yazyka/ (дата обращения: 26.04.2024)

Методический аспект описания языка. Педагогико-психологический аспект описания языка. Психолингвистический аспект описания языка

Методический аспект описания языка. Педагогико-психологический аспект описания языка. Психолингвистический аспект описания языка

Содержание

    Методический аспект описания языка

    Чисто лингвистический подход при выявлении языковых (материальных) и лингвистических (идеальных) основ изучения функционирования преподаваемого языка в определенной языковой и речевой среде учащихся и обучения ему недостаточен.

    В онтологии методики как науки выделяются две категории ее содержания.

    К первой категории можно отнести следующие элементы:

    • – языковые явления изучаемого языка, с которыми учащиеся встречаются впервые на данном этапе обучения;
    • – языковой материал, предназначенный для развития у учащихся способности сопоставлять языковые явления родного и изучаемого языков в процессе обучения;
    • – взаимосвязи явлений языка, служащие материалом для работы по развитию устной и письменной речи и т.д.

    Ко второй категории можно отнести следующие элементы:

    • – умения и навыки слушания, говорения, чтения и письма;
    • – лингвострановедческое содержание текстов, в рамках которых формируются лингвистические знания, речевые умения и навыки.
    • – умения и навыки самостоятельного изучения, использования учебника, учебных пособий, ТСО и т.д.

    Эти (и подобные) элементы содержания обучения и методики как науки представляют собой собственно методическую категорию содержания обучения, подразумевающую развитие у учащихся речевых способностей на родном, неродном или иностранном языках и имеют непосредственное отношение к дидактическому содержанию и цели учебного процесса.

    В области изучения русского (иностранного) языка существенно важным является исследование природы данного языка по отношению к природе родного языка учащихся. Только познав эту природу изучаемого языка по отношению к природе родного языка, мы можем перейти к следующему этапу – к его адаптации, отбору экстралингвистических средств и методики обучения и т.д.

    Педагогико-психологический аспект описания языка

    В педагогической психологии важное место принадлежит взаимосвязи восприятия и понимания речи. В соответствии с основными положениями современной педагогической психологии о совершенствовании языка учебников, особое значение может иметь математический аппарат теории, при помощи которого определяется соотношение структур микроязыка учебника и методики обучения.

    Восприятие включает в себя распознавание звуковых особенностей речи, речевых звуков, речевой интонации, понимание значения слов и синтагм. Все это является предпосылкой восприятия и понимания связной речи.

    Возможность и необходимость минимизации языковой семиотической системы, предназначенной для обучения, основываются на наличии избыточной информации о языке как глобальной системе и в устной речи. Многие средства коммуникации, характерные для разговорной речи, оказываются также избыточными в речи дидактической.  Поэтому одной из задач лингводидактических исследований является определение произносительного,  лексического и грамматического минимумов для различных уровней владения языком,  на основе сопоставления микросистем каждого из изучаемого и родного языков, отражающих в себе все основные особенности их микросистем.

    Психолингвистический аспект описания языка

    Психолингвистику в учебном процессе, таким образом, интересует психологолингвистический процесс, происходящий в ходе развития учебной речи учащихся на усваиваемом языке, которая у них только формируется. Этот процесс по-настоящему начинается с появлением более или менее самостоятельной речи студентов. В психолингвистическом аспекте язык рассматривается как система (предмет) и как способность (речевой механизм). Психолингвистика видит в языке то, что обусловлено одновременно спецификой самого языка и языковой способностью каждого говорящего в отдельности. В языковой способности ее интересует только то, что является важным для процесса языковой коммуникации отдельных коммуникантов или групп.

    Общение (коммуникация) на изучаемом языке в действительности начинается тогда, когда учащиеся начинают освобождаться от заученных речевых клише и строить свою речь самостоятельно. Но и тогда они будут ее строить, придерживаясь определенных языковых средств-шаблонов-фраз, конкретное содержание которых забыто, но остался в памяти след их конструкций.

    Наша задача – создать более прочные языковую дидактическую и лингвистическую основы для психолингвистического процесса – процесса преобразования языковых кодов в речевые коды в ходе обучении.

    Известно, что языковой словарь гораздо шире. Вследствие этого «человек на уровне программы оперирует не словами, а семантическими полями, из состава которых он подбирает нужное слово, чтобы с возможно большей ясностью выразить в речи свою мысль». Разница между семантическим полем изучаемого языка заключается в том, что желающий высказаться на иностранном языке сознательно вспоминает заученные слова, заодно выбирая из них лучшие для передачи мысли, которую он хочет высказать. Семантическим полем для него не являются ассоциации по близости значений между словами, принадлежащими к одному семантическому полю в изучаемом языке. У него нет в словарном запасе нескольких таких слов, а есть всего лишь одно или два, пригодных для выражения соответствующего понятия. Основная способность семантического поля изучаемого языка заключается в том, что здесь ассоциации происходят не так, как при зарождении речи на родном языке, т.е. не ассоциируются только известные слова с новыми словами изучаемого языка, а также с предметами.

    07.09.2016, 2190 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.