AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Аспект теоретической лингвистики описания языка. Дидактолингвистический аспект описания языка. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//lingvodidaktika/aspekt-teoreticheskoj-lingvistiki-opisaniya-yazyka-didaktolingvisticheskij-aspekt-opisaniya-yazyka/ (дата обращения: 18.04.2024)

Аспект теоретической лингвистики описания языка. Дидактолингвистический аспект описания языка

Аспект теоретической лингвистики описания языка. Дидактолингвистический аспект описания языка

Содержание

    Аспект теоретической лингвистики описания языка

    Этот аспект предполагает изучение языковой системы и процесса исторического развития языка только в теоретическом плане. Совершенствование технических (с развитием цивилизации) и методических приемов обучения привело к появлению нового предмета исследования в области самой лингвистики. Язык начал интересовать нас не только как культурный памятник человечества, но и как система и структура языковых сегментов, функционирующие в обучении. Под функционализмом понимается то, что является характерным для представителей пражского лингвистического кружка. Они стали рассматривать изучение языка с точки зрения цели языковой коммуникации. Согласно этому положению любое языковое действие изучается с точки зрения его применения, цели, функции, которое оно выполняет в реальной жизни.

    Указывается также на то, что язык – это реальность (конкретный физический феномен), тип которой обусловлен внешними (экстралингвистическими) факторами, например социальной средой, аудиторией и т.д.

    Важным с лингводидактической точки зрения в рассматриваемом аспекте является вопрос об отношении языка и речи, т.е. как отделение языка от речи отражается в лингводидактической теории и практике и в какой степени оно приводит к концепции микроязыка учебника и дидактической речи как средств обучения, представляющих собой также предмет лингводидактики.

    Для лингводидактики важен синхронный аспект изучения языка. Кроме того, здесь сопоставление современных изучаемого и родного языков учащихся служит средством выявления не только лингвистических, но и дидактических и лингвистических норм использования в учебном процессе сопоставленного с родным языком учащихся языкового минимума, но не всей языковой системы.

    Дидактолингвистический аспект описания языка

    Теоретическая лингвистика своим предметом считает язык как всеобщую знаковую систему. В центре внимания дидактического изучения языка находится язык как учебный предмет, в том числе микро- и метаязык учебника, речь учащихся и преподавателя в процессе обучения по отношению к изучаемому языку как средству коммуникации его носителей.

    Дидактический аспект изучения преподаваемого языка, т.е. изучение с точки зрения его «поведения» в дидактическом процессе, представляет собой область научно-исследовательской деятельности, которая ни в лингвистике, ни в методике как науке еще не нашла своего достаточного отражения и, следовательно, не охватывается терминами «лингвистика», «методика».

    Метаязык учебного предмета, т.е. науки, к которой он относится, является не только предметом, которым учащиеся овладевают, но и средством, при помощи которого они овладевают языком и речью. Поэтому к вопросам «чему обучать?» и «как обучать?» следует добавить вопросы «чем обучать?» и «на чем обучать?», имея при этом в виду:

    • – микроязык учебника и методических пособий;
    • – метаязык учебника как предмет и средство обучения;
    • – дидактическую учебную речь преподавателя как содержание обучения;
    • – дидактическую учебную речь преподавателя как средство обучения;
    • – средства программированного обучения.

    Обучение всегда зависело не только от метода, но и от системы подачи содержания обучения, от речевых

    факторов, речи преподавателя, лингвистических и экстралингвистических элементов учебника. Еще Я.А. Коменский писал, что именно «книги (учебники) должны излагать все простым, доступным языком, всячески освещая путь и помогая учащимся понять все самим, даже без содействия учителя».

    Цель лингводидактического исследования материала для учебников, представляет собой выявление дидактических, лингвистических и материальных, т.е. языковых, основ обучения. Также лингводидактическое – теоретическое, теоретико-практическое и практическое – изучение языка решает одну из основных проблем обучения иностранному языку. В отличие от чисто лингвистической, теоретической точки зрения на язык, с точки зрения лингводидактики язык является базой лингвистики и дидактики в их единстве, которое и является ее основанием. Следовательно, предпосылкой создания лингводидактических основ обучения языку является взаимопроникновение дидактического и лингвистического аспектов его изучения.

    Каждая из наук содержит в себе определенные иерархические уровни:

    1. 1. Свой предмет, или материальное содержание изучения;
    2. 2. Свои понятийные категории;
    3. 3. Свою внутреннюю структуру (эпистемологию), или анализ своих основ;
    4. 4. Свою внешнюю эпистемологию, или анализ отношений между ее субъектом по отношению к другим наукам. Кроме всего сказанного, следует иметь в виду, что, когда речь идет об изучении языка в учебных целях, так же как в случае, когда речь идет об обучении языку, все основные постулаты наук, занимающихся этими близкими, но не тождественными вопросами, должны увязываться с определенными положениями общей психологии и психологии обучения языку как наук, определяющих психологические предпосылки усвоения второго языка и совершенствования знаний и умений в области родного языка.

    Метаязык (англ. metalanguage). Язык «второго порядка», т.е. такой язык, на котором говорят о языке же (языке объекте); язык, объектом которого является содержание и выражение другого языка (ср.: «металингвистика» во втором значении – наука о языках «второго порядка» (метаязыках), для которых предметом (материалом, содержанием) является естественный язык).

    07.09.2016, 2782 просмотра.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.