AAA
Обычный Черный



Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Н.М. Карамзин

Н.М. Карамзин

Содержание

    КАРАМЗИН Николай Михайлович (1766, с. Михайловка Симбирской губ. - 1826, Петербург) - писатель и историк. Сын помещика старинного дворянского рода.

    Получил основательное образование дома и в пансионе при Московском университете. В 1782 - 1784 Карамзин находился на службе в Преображенском полку, куда был записан с детства. В чине поручика вышел в отставку и жил преимущественно в Москве. Карамзин близко сошелся с Н.И. Новиковым и людьми его круга, стал членом масонской ложи, но к 1788 охладел к мистическим сочинениям и моралистическим проповедям нравственного совершенства. В мае 1789 Карамзин отправился в заграничное путешествие, откуда вернулся в июле 1790 со знаменитыми "Письмами русского путешественника", которые печатал в издаваемом им же "Московском журнале". Современники зачитывались его повестями "Бедная Лиза", "Наталья, боярская дочь", "Остров Борнгольм", статьями, рецензиями, переводами, поэтическими альманахами "Аониды", "Аглая" и др.

    Как заметил литературовед Г.П. Макогоненко: "Используя нормы разговорной речи, Карамзин создал легкую, изящную фразу, передающую эмоциональную выразительность слова". В 1802 - 1803 Карамзин издавал журн. "Вестник Европы", который, первый из независимых от правительства частных изданий, имел раздел "Политика". Один из создателей русского литературного языка, основатель нового в России литературного направления - сентиментализма, Карамзин приобрел громкую славу.

    В 37 лет (в то время это порог старости) оставил журналистику, поэзию, мечтая о "хорошей российской истории, то есть писаной с философским умом, с критикою, с благородным красноречием". В 1803 Александр 1 подписал указ о назначении Карамзина историографом.

    Несмотря на московский пожар 1812, в котором погибли библиотека Карамзина и многие используемые им архивные источники других книгохранилищ, многолетние труды его увенчались успехом: в 1818 вышли в свет первые 8 томов "Истории государства Российского", охватывающие период с древнейших времен до 1560. А. С. Пушкин писал: "Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка Колумбом. Несколько времени ни о чем ином не говорили".

    В 1821 вышел 9-й том о царствовании Ивана IV Грозного, в 1824 - 10-й и 11-й тома о Федоре Ивановиче и Борисе Годунове. 12-й том, дойдя до событий 1611, К. завершить не успел. Не боясь неудовольствия царя (с неслыханной смелостью описана тирания Ивана Грозного) и критики "молодых якобинцев" - декабристов, обвинявших Карамзина в консерватизме, он написал свою "Историю" так, как думал, не заботясь ни о моде, ни о молве. "Подвиг честного человека" - так оценил Пушкин этот труд.

    История представлялась Карамзину непрерывным движением к прогрессу, борьбой просвещения с невежеством. Суть проявления этой борьбы - деятельность великих людей. Вот почему самым интересным для Карамзина в объяснении событий был художественно-психологический анализ исторической личности. Смысл истории по Карамзину - наставление людей в их общественной деятельности.

    Незадолго до наполеоновского нашествия в 1811 Карамзин, отложив летописи, написал для Александра 1 "Записку о древней и новой России", в которой высказал многие созвучные "Истории" историко-философские идеи: необходимость и благодетельность для России самодержавия, отрицание "насильственных потрясений", необходимость просвещения как основы реформ ("всякая новость в государственном порядке есть зло, к коему надо прибегать только в необходимости"), но в которой Карамзин смел и поучать властителей, не отвечавших образу идеального монарха, приводя в качестве негативных примеров Петра 1, Екатерину II, Павла 1.

    Карамзин не только ввел в "Историю" множество ценных документов, ранее неизвестных, но и сумел показать исторический процесс как историк-художник, у которого преемники учились видеть в историческом факте художественное содержание. В 1825 Карамзин, потрясенный и возмущенный выступлением декабристов, тем не менее написал Николаю I: "Заблуждения и преступления этих молодых людей суть заблуждения и преступления нашего века".

    Просветитель, внесший огромный вклад в создание отечественного читателя и профессионального литератора, Карамзин, свободно и без страха разговаривавший с царями и декабристами, вошел в отечественную культуру и своей личностью. Историк и писатель Н.Я. Эйдельман писал: "Карамзин - высоконравственная, привлекательная личность, которая на многих влияла прямым примером, дружбою; но куда на большее число - присутствием этой личности в стихах, повестях, статьях и особенно в Истории". 

    08.09.2016, 832 просмотра.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.