Разумное. Доброе. Вечное.

AAA
Обычный Черный

Рекомендованное

Опрос

Навигация

Стих дня

Всякая поэзия есть выражение душевного состояния.
© Бергсон А.

17 ноября

Про колбасу

а это кто бредет во мраке
лохматый страшный и босой
так это ж петр на кухню за кол
басой

Новости культуры от Яндекса

ГлавнаяИсториографияМ.В. Нечкина (1901-1985) и декабристоведение в советской исторической науке


Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)


М.В. Нечкина (1901-1985) и декабристоведение в советской исторической науке

Нечкина Милица Васильевна (12.2.1901, Нежин - 1985), историк, академик АН СССР (1958), действительный член Академии педагогических наук (1947), лауреат Сталинской премии (1948). Образование получила в Казанском университете (1921). С 1921 преподавала в Казани, затем - в Москве: на рабфаке Московского университета, в Коммунистическом университете народов Востока, Московском университете. Академии общественных наук.

Одновременно с 1935 была научным сотрудником Института истории АН СССР. Была ведущим советским историком по декабристам и "дворянским революционерам". Ее многочисленные работы основаны на огромном историческом материале, в то же время они страдают большим числом допусков, когда для доказательства своей позиции она использовала недоказанные предположения.

Стала классиком изучения декабризма. Именно к этому частному событию она свела практически всю историю развития России в начале XIX в. Одновременно Нечкина была автором насквозь фальсифицированных в необходимом И.В. Сталину ключе коллективных работ: "История пролетариата СССР" (1930-35), "Очерки истории пролетариата СССР" (1931) и т.д. Она же была автором и редактором 2-го тома учебника "История СССР" для вузов (1940), по которому более 30 лет студенты учили русскую историю, представленную так, как этого требовала компартия.

В.О.Ключевский

Советское декабристоведение видело в словах одного из корифеев российской исторической науки лишь «высокомерную трактовку» декабризма – «один из многочисленных признаков кризиса дворянско-буржуазной историографии» 70-80-х годов XIX века.

В период междуцарствия и в день восстания существовало множество случайностей, повлиявших на «индивидуальную физиономию событий и некоторые частные их последствия».

Декабристы не были обречены к фатальному поражению, а наоборот имели некоторые шансы на победу.

По утверждению принца Евгения Вюртембергского о событиях 14 декабря 1825 года «Восстание и все происходящее, при данных совершенно исключительных обстоятельствах, зависела от счастливой случайности».

Изучая историю декабристов, многие исследователи смотрели на восстание на Сенатской площади через некую призму, которая не позволяла смотреть на произошедшее событие трезво.

Это событие обрело статус исторического факта, а достойное изучение которого – нереализованные исторические возможности и множество случайностей игнорировались и отбрасывались.

По словам Ю.М. Лотмана, это явление обрело название – гегельянское сознание.

Гегельянское сознание – стремление познать окружающий мир в его необходимости, но не повышенный интерес к нереализованным возможностям, особым человеческим судьбам и случайностям в истории, которые возможно сыграли немаловажную роль в формировании будущего.

Если же сказать это кратко, то Гегельянское сознание – это подтверждение того, что уже случилось, но без дальнейшего исторического развития.

225
02.10.2016 г.

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru


Индекс цитирования

Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении). И как ни прискорбно это признавать, но это необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

Если вы никак, ни под каким предлогом и ни за какие коврижки не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, покиньте сайт и забудьте о нём, как о кошмарном сне. Всем остальным - добра и печенек. С неизменной заботой, администрация сайта.