AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Арабское языкознание в Средние века. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//istoria_lingvisticheskikh_uchenii/arabskoe-yazykoznanie-v-srednie-veka/ (дата обращения: 19.04.2024)

Арабское языкознание в Средние века

Арабское языкознание в Средние века

Содержание

    В 632 г. было основано военно-теократическое государство Халифат, которое просуществовало почти 6 столетий. В связи с распространением арабского влияния возросла роль арабского языка (первоначально языка койне). С первых веков существования ислама изучение арабского языка занимает особое место, филология становится одним из почётнейших занятий выдающихся учёных средневекового Востока. Предание приписывает инициативу создания грамматики арабского языка халифу Али (656-661): вера, воплощённая в Коране, была изречена Богом пророку на арабском языке.

    Теория о превосходстве арабского языка над всеми языками мира => запрет перевода Корана на другие языки. Забота о чистоте арабского языка и о его изучении приобретала общегосударственное значение. Грамматические исследования начали распространяться из г.Басры и г.Куфы – грамматическиешколы (басрийская и куфийская), которые позднее уступили научное первенство Багдаду (столице Арабского халифата, позднее возникли андалусская (в Испании) и египетско-сирийская филологическая школа).

    В 7 в. басриец ад-Дуали занимается описанием грамматических явлений арабского языка, вводит в арабское письмо дополнительные графические знаки для обозначения гласных фонем, для выражения словоизменения.

    В 1 половине 8 в. басрийские филологи составляют основы описательного анализа норм классического арабского языка. Во 2 половине  8 в. трудами аль-Халиля ибн Ахмеда (из Басры) устанавливается теория арабского языка как самостоятельный раздел филологической науки, теория аруда (учение о системе метрического стихосложения, просодия речи, ритмическое и морфологическое построение арабского слова, минимальной единицей анализа является харф – речевой сегмент, состоящий из согласного и краткого гласного компонентов.

    Аль-Халиль разделял 3 вида анализа и описания фонетического явления: исходные признаки, позиционные варианты и изменения звуков, происходящие при образовании грамматических конструкций;  усовершенствовал знаковую систему обозначения кратких гласных фонем.  

    Во 2-й половине 8 в. образовалась куфийская школа: 1-ю куфийскую грамматику арабского языка и "Книгу о единственном и множественном числе". Сибавейхи (перс из Басры, 2-я пол.8 в.) составил обширный "Аль-Китаб" ("Книга"), определяет нормы языка и грамматические частности, подтверждая их стихами из Корана и древней поэзии (более тысячи стихов). К этому времени арабское языковедение определяет основные аспекты грамматического анализа языка, при разборе и описании словообразовательных процессов применяется метод моделирования по теории аруда.

    Явления словоизменения изучаются с точки зрения как формы, так и значения. В отличие от эллинов и римлян, арабы отличали букву от звука, графический символ речевого звука и собственно речевой звук, отмечая несоответствие между написанием и произношением. Сибавейхи описывает 16 мест образования звуков и классифицирует  звуки арабской речи с их точной артикуляцией и комбинаторными изменениями.

    Следуя Аристотелю, арабы установили 3 категории частей речи: глагол, имена и частицы К концу 8 в. относится деятельность филолога аль-Кисаи, "Трактат о грамматических ошибках в речи простого народа", содержащий важные диалектологические сведения. Труд Абу Убейда "Классифицированная устарелая лексика", словари диалектной и древнеарабской лексики. Обсуждаются грамматические вопросы между представителями басрийской и куфийской школ, что отмечено в работе филолога из Багдада Ибн аль-Анбари "Беспристрастное освещение вопросов разногласия между басрийцами и куфийцами", где рассматривается 121 проблема языка.

    Общими остаются основы анализа языка: объектом исследования является арабская поэтическая и прозаическая речь в устных и письменных формах, а предметом – нормативность языковых выражений. Продолжается полемика о степени  правомерности метода аналогии для выведения грамматического правила.

    К началу 10 в. устанавливаются понятия и терминология грамматического анализа, основные положения грамматической теории систематизируются. Арабское грамматическое учение как самостоятельный раздел арабской языковедческой традиции формально завершается.

    Лексикологические исследования выделяются в особую научную дисциплину. В 1-й половине 10 в. в багдадской школе возникает третье направление в языковедческой традиции, благодаря труду Ибн Джинни "Особенности арабского языка", который грамматику сочетает с лексикологическими вопросами; экспериментально определяет, в каком количественном отношении воплощён в лексике арабского языка весь состав теоретически возможных сочетаний харфов.

    Большой ряд вопросов затронут в работах Ибн Фариса ("Книга о лексических нормах", "Предания арабов о своей речи", "Краткий очерк о лексике"), в их числе – об объёме словарного состава арабского языка, о классификации лексики по употреблению, об исконной и заимствованной лексике и др.

    К 11 веку выделяются научные отрасли, изучающие нормы выразительной речи; определяются два взгляда на речеобразование: соблюдение правильности языковых выражений и достижение совершенства речевых образований. Первое изучается в грамматике и лексике, второе – науками о смысле, о тропе, о красноречии.

    В 11-13 вв. описание грамматики и лексики совершенствуется. "Разъяснение иностранных слов" Маухиба аль-Джавалики определяет и выделяет заимствования в арабском языке. "Учение о лексике и познание сокровенного в арабском" ас-Салаба содержит словарь с классификацией лексики на понятийной основе. К этому времени образуется андалусская школа, представители которой – Мухаммед ибн Малик (стихотворный грамматический трактат "Тысячница") и Ибн Сида (тематический словарь "аль-Мухассас").  

    Арабские филологи собрали огромный лексический материал и разнесли его по словарям разных видов (особенно были в чести предметные словари). Так, аль Фирузабади (1329-1414) составил 60, по иным источникам 100-томный словарь, позднее другой словарь "Камус" ("Океан").

    Тогдашние словари имели недостатки:  

    1. 1] отсутствие диалектологической и исторической перспективы, указательности,
    2. 2] отсутствие различия между общепринятыми словами и поэтическими неологизмами,
    3. 3] отсутствовала чёткая система и порядок расположения материала.

    Третий недостаток был устранён аль-Джаухари в словаре "Cыхах"(~ 40 000 слов), а также аль-Герави "Улучшение в лексикологию"(в 10 томах). В таких словарях слова располагаются по алфавиту, по последней букве корня.

    После завоевания Багдада монголами и ослабления арабов в Испании средоточие арабской науки перемещается в Египет и Сирию. Ибн Яиш, Ибн аль-Хаджиб (13в.), Ибн Хишам, Ибн Акиль (XIVв.), ас-Суюти ("Лира словесных наук и их разновидностей", XV в.). Филологи Сирии и Египта комментируют ранние грамматики и лексиконы, доступно излагают языковые нормы арабского литературного языка.

    Многотомный самостоятельный труд Махмуда аль Кашгари "Диван турецких языков" (1073-1074 гг.), опубликованный в Стамбуле только в1912-1915гг., представляет настоящую тюркскую энциклопедию, в основании которой присутствует сравнительность как сознательное научное правило. Эта исключительная по точности описания и объёму собрания сравнительная грамматика и лексикология тюркских языков снабжена множеством данных по истории, фольклору, мифологии, этнографии тюрков. Но труд Махмуда аль Кашгари, опередивший время, не повлиял на современников, затерявшись в кипах арабской научной литературы. Открытый только в начале 20 века, он способствовал познанию тюркских языков и  великой истории Востока.

    Методы арабского языкознания применялись ещё в XI в. при составлении грамматики древнееврейского языка, определяли филологические направления европейской арабистики, а ряд идей морфологического исследования (понятия корня, внутренней флексии, аффиксации) были заимствованы с некоторым изменением европейским языкознанием XVIII-XIX вв.  Моделирование просодического и словообразовательного построения слова, анализ его лексического значения, различение формы и значения, разграничение плана содержания на смысловое и собственно языковое (функциональное) значения, изучение высказываемого и тождественного ему построения речевых образований, понимание взаимообусловленности высказывания и контекста обстоятельств, анализ предложения в синтезе его формального и актуального членения относятся к исследовательским идеям арабского языковедения, определившим место его в истории лингвистических учений.

    27.11.2016, 13395 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.