AAA
Обычный Черный



Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Версия для печати

Вопросы

Вопросы

Содержание

    Виды книжных знаков, способы изготовления экслибрисов

    1. Книжный знак и аспекты его изучения.
    2. Проблемы изучения экслибриса: различные мнения о том, что такое экслибрис. Спорные вопросы терминологии. Термины, обозначающие собирание и изучение экслибрисов.
    3. Определение книжного знака. Виды книжных знаков: книгопродавческие, переплетных мастерских, памятные, вкладные и дарственные.
    4. Фальсификат в экслибрисе. «Мнимые» книжные знаки.
    5. Техника исполнения: рукописные, печатные. Определение экслибриса. Виды экслибрисов. Способы нанесения экслибрисов на книгу: рукописный, ярлык, штемпель (подвиды: каучуковые, наборные, гравированные), трафарет, конгревное тиснение, сургучная печать, суперэкслибрис.
    6. Виды экслибрисов по содержанию: геральдический, вензелевый, шрифтовой, буквенный, сюжетный.
    7. Способы исполнения бумажных книжных знаков, особенности основных техник (гравюра на дереве, металле, литография и т.д.).

    Источниковедение и историография экслибрисов

    1. Экслибрис как исторический источник. Изобразительная, графическая и материальная сторона экслибриса.
    2. Экслибрис и книга – соотношение источников.
    3. Источниковедческий анализ экслибриса: этапы и вопросы. Источниковедческое значение экслибриса для истории книги, истории искусства, истории культуры.
    4. Источники для исследования экслибрисистики. Письменные и изобразительные источники и история экслибриса.
    5. Коллекционирование экслибрисов. Крупные коллекции и собиратели.
    6. Публикации экслибрисов – справочники и каталоги.
    7. История научного изучения экслибрисов. Превращение экслибрисистики из области коллекционирования в научную дисциплину.
    8. Экслибрисистика в Европе. Международная федерация экслибриса.
    9. История экслибрисистики в России. Формирование этой науки в контексте складывания вспомогательных (специальных) исторических дисциплин.
    10. Основоположники экслибрисистики в России. Значение трудов У.Г. Иваска и В.А. Верещагина.
    11. Коллекционеры–знатоки экслибриса начала XX в. Первые общества экслибрисистов. Московское общество любителей книжных знаков. А.К. фон Мекк. В.Я. Адарюков. В.К. Трутовский. Секция изучения книжного знака в Русском обществе друзей книги. Журнал «Среди коллекционеров».
    12. Ленинградское общество экслибрисистов. В.С. Савонько, В.К. Охочинский и др. его деятели. «Труды ЛОЭ». Отдельные издания по экслибрисам 1920-х гг.
    13. Коллекционирование и изучение экслибрисов в нашей стране во второй половине XX – нач. XXI в. Работы Е.М. Минаева и С.П. Фортинского, С.Г. Ивенского, О.Г. Ласунского, В.В. Худолея и др.
    14. Ленинградский клуб экслибрисистов и любителей графики. Музей экслибриса в Москве. Современные объединения и издания.
    15. Современные каталоги и справочники по экслибрисам – С.И. Богомолова, А.Н. Михайлова, публикации собраний библиотек – ГПИБ России (В.В. Кожухова), Библиотеки Российской Академии художеств (И.А. Ярушевич), Научной библиотеки МГУ им. М. В. Ломоносова (Е.С. Кашутина, Н.Г. Сапрыкина), РГБ (Т.В. Гребенюк) и др.

    Рукописные, рисованные, печатные книжные знаки XV–XX вв. в Европе

    1. Открытие и введение в науку найденных на рукописных книгах серии русских рукописных книжных знаков конца XV–XVI вв. (по материалам статей Н.Н. Розова, Я.Н. Щапова, Л.Б. Беловой).
    2. Классификация записей на рукописных книгах: 1) записи книгописца, изготавливавшего книгу; 2) записи с указанием заказчика книги; 3) записи владельца книги; 4) записи вкладчика книги в монастырь или церковь; 5) записи продавшего (передавшего) книгу другому лицу; 6) записи купившего (получившего) книгу. Разные мнения исследователей о том, можно ли считать вкладную запись прототипом владельческого книжного знака.
    3. Несколько этапов развития русского рукописного книжного знака XV–XVII вв.: Группа знаков, связанная с Соловецким монастырем (игумена Дософеса (1491–1503); игумена Иякова (конец XVI в.). Развитие формы знака от первоначального дософеевского, к другим, более отвечающим его текстовой части. Возникновение на рубеже XVI–XVII вв. иного типа художественного оформления книжного знака на примере знака заказчика и владельца книги келаря Троицкого монастыря Авраамия Подлесцева (1600). Владельческий рукописный знак С.Г. Дохтурова (1671), наклеиваемый на книгу и уже не связанный с ее заказом. Гравированный знак иеродиакона Стефана Сахарова (1691) на старопечатных служебных минеях – прообраз русского гравированного экслибриса начала XVIII в.
    4. Предпосылки возникновения гравированных экслибрисов. Вторая половина XV в. – время появления первых гравированных экслибрисов в Германии, носивших исключительно геральдический характер. Экслибрисы рыцаря Бернгарда фон Рорбаха, Бибераха и др.
    5. XVI в. – время расцвета немецкого экслибриса. Великие мастера, создававшие книжные знаки.
    6. Появление портретного экслибриса. Последующие этапы развития и различные стили в искусстве книжного знака.
    7. XVIII в. – время появления гравированного книжного знака во Франции; расцвет французского книжного знака.
    8. Экслибрисы Англии, Италии, Польши и других стран.

    Печатный экслибрис в России XVIII–XXI вв.

    1. История возникновения печатного экслибриса в России.
    2. Первые библиофилы Петровского времени.
    3. Развитие книжного знака в России с XVIII в. по настоящее время.
    4. Несколько периодов развития русского книжного знака: 1) рождение отечественного экслибриса (начало XVIII в.); 2) XVIII – середина XIX вв. – геральдический период в истории русского знака; 3) середина XIX в. – демократизация экслибриса; 4) рубеж XIX и XX вв. Кружок «Мир искусства», рождение художественного экслибриса. Появление библиофильства и первых собирателей книжных знаков; 5) советский книжный знак. Новые темы в экслибрисе (трудовая, политическая, образ Ленина в экслибрисе). Возникновение термина «пролетарский книжный знак»; 6) 1960-е гг. Художники, работавшие в этом жанре.
    5. Возникновение проблемы каталогизации русского экслибриса, составления сводных описаний, полноты регистрации.

    Геральдика в атрибуции экслибрисов

    1. Основные понятия и традиции формальной геральдики. Структура и элементы герба.
    2. Особенности геральдики в Европе и в России.
    3. Основные справочники по европейской и русской геральдике. «Общий гербовник дворянских родов Всероссийской Империи», указатели С.Н. Тройницкого и В.К. Лукомского, современные публикации Гербовника.
    4. Проблема неопубликованных и неутвержденных гербов.
    5. Особенности воспроизведения герба на экслибрисе. Вариативность герба.
    6. Значение экслибрисистики для геральдики. Значение художественного стиля автора при воспроизведении герба на экслибрисе.
    7. Серебряный век русского экслибриса и русская геральдика Серебряного века. Вклад в геральдическую экслибрисистику Г.И. Нарбута. Геральдические экслибрисы барона А.Е. фон Фёлькерзама.
    8. Отечественный геральдический экслибрис 1920-х гг.
    9. Геральдическая атрибуция и геральдическая экспертиза. Работы В.К. Лукомского в области геральдического экслибриса.
    10. Анализ герба на экслибрисе.
    11. Имеющиеся справочники по геральдическим экслибрисам. Альбом С. Пийльманна по балтийским геральдическим экслибрисам. Работы С. Пийльманна и В.В. Худолея по книжным знакам семьи Романовых. Каталог геральдического суперэкслибриса П.А. Дружинина.

    Суперэкслибрис в Европе и России

    1. Появление новой формы книжных знаков – суперэкслибрисов. Определение, основная функция суперэкслибриса, его местонахождение на книге.
    2. Различные мнения о суперэкслибрисе как книжном знаке: 1) сделанный на заказ для личного пользования; 2) заказанный для поднесения в качестве подарка (т.е. подносный); 3) издательский переплет с изображением, являющимся художественным украшением.
    3. Суперэкслибрисы XVI в.: 1) на французских книгах; 2) переплеты немецкого мастера Я. Краузе из библиотеки Августа, курфюрста Саксонского.
    4. Расцвет переплетного искусства во Франции в XVIII в.
    5. Суперэкслибрис в России: 1) первый русский суперэкслибрис, описанный в литературе и принадлежащий царю Ивану Грозному; 2) экслибрисы царских библиотек (Павла I, Александра I и др.); 3) родовые (фамильные) геральдические суперэкслибрисы (Шереметевых, Голицыных и др.); 4) особенности русского владельческого суперэкслибриса (Н.И. Болховский, А.П. Бестужев- Рюмин, И.И. Шувалов, А.М. Ефимович и др.); суперэкслибрисы государственных учреждений (Московский университет и др.).
    6. Виды суперэкслибрисов по содержанию: геральдические, вензелевые, буквенные, шрифтовые, сюжетные.
    7. Особенности суперэкслибрисов XIX в.: появление внешних знаков с упрощенным изображением и шрифтовых (начало XIX в.); распространение буквенных суперэкслибрисов в виде инициалов (конец XIX – начало XX вв.).
    8. Собиратели суперэкслибрисов, их публикации (Н.П. Лихачев, П.Е. Рейнбот, В.К. Лукомский, С.А. Мухин, Б. Чистяков).
    9. Последние русские библиофилы XIX в., украшавшие переплеты книг своего собрания суперэкслибрисами (И.И. Курис, Д.Н. Маврос и др.).
    10. Справочные издания о суперэкслибрисах (Ж. Гигар, Э. Оливье, публикации в трудах Ленинградского общества библиофилов, П.А. Дружинин и др.).

    Выявление и систематизация книжных знаков

    1. Работа с фондом по выявлению книжных знаков, систематизация накопленного материала.
    2. Книжный знак – источниковедческий материал, стимулирующий библиографические разыскания. Мемориальная ценность книги с экслибрисом.
    3. Экслибрис как предмет коллекционного материала. Два подхода в коллекционировании книжных знаков: библиотековедческий (изучение личности книговладельца, состава его библиотеки и движения книжных собраний) и эстетический (собирание произведений книжной графики по авторам-исполнителям экслибрисов).
    4. Организация коллекции книжных знаков, находящихся на книгах общественных собраний. Выделение определенных отделов, необходимых для удобного пользования и разыскания накопленного материала.
    5. Составление картотеки экслибрисов: владельцев книжных знаков (по алфавиту имен), художников книжных знаков (по алфавиту имен), общественные книжные знаки (по алфавиту первого слова или главного слова, исключая «библиотека») и т. д.

    Правила описания книжных знаков

    1. Правила описания книжных знаков. Схема описания, разработанная на основе методики, предложенной У.Г. Иваском.
    2. Особенности измерения размера экслибриса.
    3. Справочная литература, необходимая для разыскания сведений о владельцах книжных знаков.
    4. Литература о художниках-экслибрисистах.

    Вопросы

    1. 1. Определение книжного знака и экслибриса. Виды экслибрисов по способу нанесения на книгу и содержанию.
    2. 2. Способы изготовления книжных знаков, особенности основных техник исполнения.
    3. 3. Виды записей на рукописных книгах. Этапы развития рукописных и рисованных владельческих знаков.
    4. 4. Предпосылки возникновения гравированных экслибрисов. Первые печатные экслибрисы в Европе.
    5. 5. Первые печатные экслибрисы в России, библиофилы Петровского времени.
    6. 6. Появление новой формы книжных знаков – суперэкслибрисов. Определение, основная функция суперэкслибриса, его местонахождение на книге.
    7. 7. Правила и схема описания книжных знаков.
    8. 8. Источниковедческий анализ экслибриса.
    9. 9. Основные издания и каталоги русского и европейского экслибриса.
    10. 10. Геральдическая атрибуция экслибриса.
    11. 11. Справочники по геральдическому экслибрису.
    12. 12. История изучения экслибриса в России в конце XIX – нач. XX вв.
    13. 13. История изучения экслибриса в России в начале и середине ХХ в.

    Литература

    Основная

    1. Адарюков В.Я. Редкие русские книжные знаки. – М., 1923. – 65 c.
    2. Богомолов С.И. Российский книжный знак, 1700–1918. – М., 2004. – 958 с.
    3. Богомолов С.И. Российский книжный знак, 1700–1918. – 2-е изд. – М., 2010. – 959 с.
    4. Гребенюк Т.В. Владельческие книжные знаки в Отделе редких книг Российской государственной библиотеки: каталог. – Кн. 1–3. – М., 2010–2013.
    5. Дружинин П.А. Западноевропейский суперэкслибрис XVI– XIX вв. в собрании ВГБИЛ // Книга: Исслед. и материалы. – М., 1997. – Сб. 74. –С. 218–268.
    6. Дружинин П.А. Книжный переплет и суперэкслибрис как памятники декоративно–прикладного искусства: (В связи с выставкой коллекции П.С. Романова). – М., 1994. – 22, [2] c., 21 л. ил.
    7. Дружинин П.А. Русский геральдический суперэкслибрис. – М., 2000. – 225, [3] c.
    8. Дружинин П.А. Русский геральдический суперэкслибрис: Доп. и уточнения к книге // Библиофилы России. – Т. 3. – М., 2006.– С. 353–373.
    9. Иваск У.Г. О библиотечных знаках так называемых exlibris’ах по поводу 200–летия их применения в России, 1702–1902. – М., 1902. – 24 с.
    10. Иваск У.Г. Описание русских книжных знаков: (Ex-libris). [Вып. 1]–3. – М., 1905–1918.
    11. Кашутина Е.С., Сапрыкина Н.Г. Экслибрис в собрании
    Научной библиотеки Московского государственного университета: альбом–каталог. – М., 1985. – 224 с.
    12. Минаев Е.Н. Экслибрис. – М., 1968. – 118, [2] c.
    13. Минаев Е.Н. Экслибрис. – М., 1970. – 238, [2] c.
    14. Минаев Е.Н. Экслибрисы художников Российской Федерации. – М., 1971. – 319, [1] c.
    15. Фрейман Р.В. Exlibris: краткий ист. очерк кн. знака. – Пб., 1922. – 56 с.
    16. Худолей В.В. История Ленинградского общества экслибрисистов (1922–1930). – М., 2006. – 144 с.
    17. Худолей В.В. Книжные знаки и семья Романовых. – СПб., 2003. – 240 с.
    18. Шапошников Н.В. Heraldica: ист. сб. – СПб., 1900. – Т. 1. – [2], IV, [2], 373, [1] c., ил.
    19. Экслибрис СССР: альбом. – М., 1967. – 55, [5] c., [20] л. ил.
    20. Экслибрисы и штемпели частных коллекций в фондах Исторической библиотеки / сост. В.В. Кожухова. – М., 2001. – 118 c.

    Дополнительная

    1. Адарюков В.Я. Русский книжный знак. – 2-е изд. – М., 1922. – 92 c.
    2. Банников А.П. Собиратели и хранители прекрасного: энцикл. слов. рос. коллекционеров от Петра I до Николая II, 1700–1918 гг. – М., 2007. – 607 с.
    3. Бессонова Н.А. Экслибрисы и штемпели в собрании Самарской областной научной библиотеки // Самарские книжники, конец XVIII века – XX век: Очерки о собирателях и меценатах. – Самара, 2000. – С. 5–24.
    4. Верещагин В.А. Русский книжный знак. – СПб., 1902. – [4], 7, [3] c., [1], 125 л. ил.
    5. Власова О.В., Балашова Е.Л. Владельческие знаки на гравюрах и литографиях: на материале отд. гравюры Гос. Рус. музея. – СПб., 2003. – 148, [2] c.
    6. Иностранные книжные знаки в собрании редких книг Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М.И. Рудомино / Сост.: Е.В. Журавлева, Н.Н. Зубков, Е.А. Коркмазова. – М., 1999. – 448 с.
    7. Исаев П.Н. Экслибрис: Из собрания научной библиотеки Московского государственного художественно-промышленного университета им. С.Г. Строганова. – М., 1999. – 79 с.
    8. Каталог выставки книжных знаков: из собр. нар. артиста СССР Б.М. Тенина. – М., 1985. – 140 с.
    9. Каталог книжных знаков (ex-libris) / Сост. А.А. Труханов. – Пг., 1919. – 85, [3] c, [12] л. ил.
    10. Полунина Н.М. Коллекционеры старой Москвы: биогр. слов. – М., 1997. – 526 с.
    11. Полунина Н.М. Кто есть кто в коллекционировании старой России: новый биогр. слов. – М., 2003. – 560 с.: ил.
    12. Пчелов Е.В. Экслибрисы и штемпели на книгах Научной библиотеки РГГУ. – М., 2010. – 440 с.
    13. Савелов Л.М. Библиографический указатель по истории, геральдике и родословию Тульского дворянства. – М., 1904.
    14. Штейн В.Русские книжные знаки // Печатное искусство. – 902. – № 8. – С. 310–315.

    03.11.2019, 25 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.