AAA
Обычный Черный



Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Вебометрия. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//336/vebometriya/ (дата обращения: 23.10.2020)

Вебометрия

Вебометрия

Содержание

    Задачи информатизации сферы науки, образования, культуры и стремительное расширение цифровой информационной среды актуализируют проблему поиска новых концептуальных подходов к структуризации информационного пространства, его анализу и мониторингу в целях оптимизации использования ИР.

    В качестве эффективного системного инструмента выступает новое направление информатики – вебометрия, в рамках которой исследуются количественные аспекты конструирования и использования ИР, структур и технологий в Интернете. 

    Вебометрия вобрала в себя опыт библиометрических исследований и осуществляет их в сетевом режиме (библиометрия - набор методов для изучения текстов, документальных потоков и массивов информации, методы библиометрии включают анализ цитирования и контентный анализ).

    Основоположниками вебометрии являются испанские ученые лаборатории Cybermetrics Lab, входящей в национальный Центр информации и документации (Centro de Información y Documentación, CINDOC) при Высшем совете по научным исследованиям Испании. Данная лаборатория специализируется на измерениях научной активности университетов, исследовательских организаций и учреждений. 

    Термин введён Томасом Алминдом и Петером Ингверсеном в 1997 году в работе Informetric analyses on the World Wide Web: Methodological approaches to «webometrics».

    По мнению специалистов, вебометрия – это выросшая из библиометрии и информатики наука о количественных аспектах создания и использования информационных ресурсов, структур и технологий  в веб-пространстве.

    Вебометрика включает в себя четыре основных направления исследований:

    1. Разработка и использование веб-индикаторов (индексы цитирования, наблюдаемость сайтов)
    2. Анализ социальных феноменов в Веб (социальные сети, сообщества сайтов)
    3. Сбор данных о Веб (роботы, краулеры, поисковые машины, информационный поиск)
    4. Анализ гиперссылок (в частности, связи между сайтами вузов и научных организаций)

    Вебометрия связана с изучением параметров веб-пространства и выявлением в нем информационных профилей и структур. Если в библиометрии источником изучения является научный журнал или публикация, то в вебометрии – это сайт или веб-страница. Многие положения, сформированные в библиометрии, применимы в той или иной степени и к веб-пространству. Гиперссылки в определенной мере являются аналогом цитирования в печатных публикациях.

    Следует отметить, что граф цитирования в научных журналах имеет те же типы ссылок. Поэтому графы, отражающие структуру цитирования публикаций и ссылок между веб-сайтами, имеют сходный вид. Удобство использования Вeб для вебометрического анализа очевидно. Публикации в Веб появляются быстрее, чем в журналах и базах данных. При этом библиометрия не вытесняется вебометрией. Большая часть серьезных научных публикаций по-прежнему помещается именно в научных журналах и часто доступна в первую очередь именно в бумажном виде.

    Таким образом, объектом исследования выступает сайт. В рамках исследовательской работы анализу могут быть подвергнуты сайты информационных учреждений (различных типов библиотек, служб информации), учебных заведений, предприятий и организаций, персоналий. Объектом исследования чаще всего является официальный домен учреждения. Если учреждение имеет более одного сетевого адреса, информация обо всех доменах используется в совокупности.

    В России вебометрические исследования, завершающиеся представлением рейтингов, проводятся с 2008 г. в сфере науки и образования, например:

    • – вебометрический рейтинг научных учреждений РФ с использованием ИС вебометрического ранжирования Института прикладных математических исследований Карельского НЦ РАН (методология представлена в работах В. Мазалова и А. Печникова);
    • – рейтинг сайтов научных учреждений СО РАН (методология ранжирования описана в работах Ю. Шокина);
    • – вебометрические исследования научных сайтов ДВО РАН (методология ранжирования представлена в работе В. Наумова и К. Платонова);
    • – вебометрический индекс российских вузов и НИИ (методология создана под руководством А. Антопольского в Институте научной и педагогической информации РАО).

    Если в сфере науки и образования закрепилась методика веб-ранжирования, то вебометрические исследования библиотек в настоящее время единичны. Пока можно говорить только о подходах к проблеме (см. статьи А. Гуськова, ГПНТБ СО РАН), при этом потенциально информационное пространство для вебометрических исследований библиотек является довольно широким и охватывает:

    • – веб-сайты научных и публичных библиотек;
    • – БД и банки данных (БнД) (библиографические, реферативные, полнотекстовые);
    • – архивы, репозитории, депозитарии;
    • – электронные журналы и издания;
    • – электронные коллекции и веб-сайты музеев библиотек;
    • – ресурсы социальных научных сетей;
    • – ресурсы для электронного обучения (библиотек, образовательных учреждений – школ, колледжей и вузов).

    Реализация веб-мониторинга всех упомянутых выше видов коммуникации гипотетически возможна только на уровне национальной информационной инфраструктуры, т. к. согласование моделей, классификаций, методов на межгосударственном (международном) уровне представляется весьма проблематичным.

    Методика сбора информации

    Вебометрические измерения производят с помощью поисковых систем и роботов. В мировой практике используют следующие поисковые системы: Google, Yahoo, Live Search и Exalead. Отечественные исследователи дополнительно используют поисковые системы Яндекс и (реже) Ramler, так как они отражают отечественный сегмент Интернета. Используются также специализированные роботы (Robots, Spiders, Crawlers), которые обходят постранично сайт и собирают требуемую информацию. У каждой поисковой системы есть свой робот (например, Googlebot/2.1, YahooSeeker/1.1 и т. д.). Так, SocSciBot – университет Вулверхэмптона (сайт http://cybermetrics.wlv.ac.uk) – собирает гиперссылки с заданного сайта на внешние сайты для последующего анализа.

    На основе методики испанской исследовательской группы Cybermetrics Lab можно выделить ряд вебометрических индикаторов анализа сайтов, адаптированных для Рунета:

    • размер сайта (S – size) – общее количество страниц, обнаруживаемых на сайте поисковыми машинами; 
    • видимость сайта (V – visibility) – общее количество обнаруживаемых уникальных гипертекстовых ссылок с других веб-ресурсов;
    • количество полнотекстовых файлов (R – rich files) – суммарное количество файлов с расширениями PDF, DOC, PS и PPT;
    • научность сайта (Sc – «scholar») – количество обнаруживаемых Google Scholar ссылок на сайт. 

    Методика обработки информации

    Обработка полученной информации предполагает использование математических, статистических методов, определение среднеарифметического по каждому вебометрическому индикатору. Получаемые графы, построенные на основе взаимного цитирования, могут анализироваться на базе теории графов и методов SNA (Social network analysis – анализ социальных сетей). SNA – направление современной компьютерной социологии, которое занимается описанием и анализом возникающих в ходе социального взаимодействия и коммуникации связей (сетей) различной плотности и интенсивности. Для исследования веб-сайта используются несколько количественных параметров. П. Игверсен ввел в 1998 г. понятие Web Impact Factor (WIF).

    Формула выглядит следующим образом:

    WIF = V/S,

    где V – число входящих ссылок на сайт, S – общее число страниц сайта.

    Однако для определения качества сайта бывает недостаточно использовать WIF. Параметр S определяется поисковыми системами и может существенно отличаться от реального числа страниц сайта, поэтому значение параметра WIF зависит от используемой поисковой системы, от языка сайта и других факторов [7]. В результате выстраивается рейтинг группы проанализированных сайтов.

    Существует целый ряд других аспектов анализа ресурсов Интернет, связанных со степенью доверия информации на веб-сайтах, качеством представления информации, степенью удобства навигации на сайте (юзабилити от англ. usability – «возможность использования», «способность быть использованным», «полезность»), степенью похожести на уже существующие сайты и т. п. К подобного рода характеристикам относится средний размер отдельных страниц, объем использования различных технологий, например Flash, и т. п..

    Еще одним важным показателем вебометрии является анализ активности пользователей. С помощью файлов регистрации (это количественный метод оценок использования) можно проводить анализ активности пользователей. Наиболее простой способ анализа – статистика захода на определенные страницы веб-сайта: можно оценить, какие именно страницы сайта, когда, как часто и в течение какого времени посещаются пользователями.

    Анализ массива запросов (query strings) позволяет составить суждение об интересах пользователя (его ожидания относительно содержания искомых страниц); узнать, какие поисковые термины используются при работе пользователя с вашей веб-страницей, и при необходимости корректировать содержание сайта.

    Область применения метода Информационная диагностика веб-среды – перспективное направление исследования сетевых ресурсов. Одним из наиболее ярких примеров практических приложений вебометрии является глобальный рейтинг мировых университетов. Рейтинг формируется по критериям наполняемости, степени поддержки и популярности веб-сайтов вузов и научных организаций. По утверждениям представителей Cybermetrics Lab, основная цель этого рейтинга состоит не в ранжировании университетов, а в поддержке инициатив лаборатории по открытию информации, обеспечению доступа широкого круга веб-пользователей к научным публикациям, результатам исследовательской деятельности. Однако выработанные в ходе работ веб-индикаторы оказались полезными и для ранжирования университетов, причем этому рейтингу международное академическое сообщество оказывает большее доверие, чем рейтингам, построенным на основе статистики посещений сайтов университетов. Отечественные специалисты активно используют данную методику для анализа веб-пространства.

    Вебометрические методы позволяют: проводить оценку сайтов; осуществлять рейтинг популярности сайтов, тем самым стимулировать их дальнейшее развитие; обосновывать затраты на эффективное функционирование сайта; выявлять междисциплинарные связи отдельных научных направлений, взаимодействие ученых и др. 

    С учетом тенденций цифровизации ИР и стремительного расширения цифрового информационного пространства значимость и актуальность вебометрических исследований будет неуклонно возрастать. В рамках национальной информационной инфраструктуры комплекс задач, связанных с развитием вебометрических исследований, необходимо будет решать на межведомственном и/или государственном уровне уже в ближайшее время. Вебометрические исследования открывают возможности для новых форм научно-информационной деятельности, воплощаемой в виртуальной среде цифрового информационного пространства. Следует подчеркнуть, что по сравнению с методами наукометрии и библиометрии вебометрические методы обладают существенными преимуществами – они относительно малозатратны, доступны, объективны и находятся в русле основных тенденций развития современной информатики.


    1. Методы информационно-аналитической деятельности [Текст]: науч.-практ. сб. / Кемеровский государственный университет культуры и искусств; науч. ред. И.С. Пилко. – Кемерово: КемГУКИ, 2010. – 228 с. 
    2. Булычева О. С. Концептуальные положения и предпосылки создания вебометрической системы цифрового пространства библиотек / О. С. Булычева, О. В. Сюнтюренко // Цифровые проекты в современной информационной среде: наука и практика = Digital projects in modern information environment: theory and practice: сборник научных трудов. - (Сборники Президентской библиотеки. Серия "Электронная библиотека". Вып. 8). - Санкт-Петербург: Президентская б-ка, 2018. - C. 19-31. - [13] с. : табл.

    05.09.2020, 186 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.