AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати


Библиографическая запись: Цель, задачи, структура науковедения. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//336/naukometriya/czel-zadachi-struktura-naukovedeniya/ (дата обращения: 21.02.2024)

Цель, задачи, структура науковедения

Цель, задачи, структура науковедения

Содержание

    Науковедение – комплекс научных дисциплин, исследующих науку и ее различные аспекты конкретно-научными методами и средствами (эмпирическим, логическими, социологическими, математическими, историческими). Науковедение изучает общие закономерности развития и функционирования науки.

    Науковедение — исследовательская отрасль, занимающаяся изучением науки, её структуры, динамики, взаимодействие и связь с различными социальными институтами, материальной и духовной жизнью; междисциплинарная область исследований, рассматривающих науку в широком социальном, историческом и философском контексте. Науковедение использует различные методы для анализа выработки, представления и получения научных знаний и их эпистемологической и семиотика роли.

    Науковедение – наука о науке (Science of Science). 

    История

    Импульсом к развитию науковедения явились работы английского философа Дж. Бернала (J. D. Bernal), прежде всего опубликованная им в  1939  г. книга «Социальная функция науки» (The Social Function of Science), ставшая классикой. В  этой монографии излагался совершенно новый подход к роли науки в жизни общества и  его процветании. Как отмечал биограф Дж. Бернала Эндрю Браун, «Социальная функция науки» была попыткой Бернала обратить внимание общества на тот факт, что « наука должна быть не охраняемой территорией интеллектуалов, а являться непременной составляющей улучшения жизни человечества». Это был новаторский трактат как в изучении возможностей науки и техники, так и в создании государственной политики, отвечающей за использование достижений науки и техники. Впоследствии Ю.  Гарфилд вспоминал, какое огромное впечатление произвела на него эта книга.

    В 1954 г. вышла четырехтомная монография Дж. Бернала Science in History, анализирующая взаимоотношения науки и  общества. Ю.  Гарфилд обратился к  профессору Берналу в  1962  г., и  тот с  воодушевлением отнесся к его идее создания SCI. Правда, как вспоминал Ю. Гарфилд, «Бернал не верил, что идею создания SCI будет легко осуществить». Бернал писал: «Я думаю, что SCI внесет что-то новое и ценное в годичную премию за обзоры, присуждаемую наукой по документалистике». С  1964  г. профессор Бернал вошел в редакционный совет ISI по созданию SCI. По мнению Ю. Гарфилда, профессора Бернала можно считать “grandfather” of science of science («дедушкой» науковедения).

    В России в 1969 г. В. В. Налимов в соавторстве с  З.  М.  Мульченко выпускает книгу «Наукометрия. Изучение развития науки как информационного процесса». В этой книге наукометрия рассматривалась как раздел науковедения. В книге было дано следующее определение этой дисциплине: «Будем называть наукометрией количественные методы изучения развития науки как информационного процесса». Обсуждался следующий круг вопросов: информационная модель развития науки, рост информационных потоков, цитируемость литературы, изучение внутренних связей в  науке по языку библиографических ссылок, «незримые коллективы», оценка вклада, вносимого отдельными странами в  мировой научный информационный поток, процесс статистического анализа одного из научных направлений и логический анализ проблемы прогнозирования.

    Цели науковедения

    Целью науковедения является комплексное исследование и теоретическое обобщение опыта функционирования и развития социальных систем в науке для повышения эффективности научной деятельности. 

    В настоящее время комплексный подход к изучению науки и научной деятельности реализован лишь в отношении синтеза предмета науковедения, а методические средства остаются в значительной степени разобщенными. Основными направлениями науковедческих исследований являются:

    • информационные процессы развития научного знания;
    • статистика науки (финансы, кадры, учреждения, публикации и т.д.);
    • экономика науки, финансирование исследовательской деятельности, экономическая эффективность научной деятельности;
    • социальные функции науки, взаимодействие науки и общества;
    • психология научной деятельности;
    • проблемы организации научной деятельности, самоорганизационные процессы в науке.

    В этих исследованиях применяются методы, развитые в соответствующих науковедческих дисциплинах (математическое моделирование, математическая статистика, системотехника, социология, психология, экономика, демография, история). Таким образом, можно говорить о достаточно широком спектре подходов и моделей, применяемых сегодня для изучения развития науки.

    Объектами исследования науковедения являются:

    • Лаборатория как место производства знаний
    • Язык или научная риторика
    • Взаимодействие между наукой и технологиями
    • Взаимодействие между наукой, обществом и политикой
    • Визуальная культура
    • Практика научного обучения
    • Научно-исследовательские институты и научная деятельность
    • Управление наукой

    В контексте оценок научные исследования также влияют на решения в области научной политики.

    В.В. Налимовым предложена классификация логических схем и моделей, позволяющих изучать процесс развития науки и научную деятельность, в том числе:

    1. 1. Информационная модель. Наука рассматривается как самоорганизующаяся система, которая управляется своими информационными потоками. Развитие науки изучается как развитие ее информационных потоков.
    2. 2. Экономическая модель. В рамках этой модели объектом исследования являются взаимодействие науки с экономикой, экономическая эффективность научных исследований и разработок, проблемы трансфера знаний и технологий.
    3. 3. Политическая модель. Предметом исследования являются вопросы научно-технической политики, национальные приоритеты развития науки и технологий, оборонный потенциал государства.
    4. 4. Социологическая модель. Множество научных работников рассматривается как некая социальная группа, которая взаимодействует с другими социальными группами. Особый интерес представляют микросоциологические исследования – изучение микрогрупп, составленных по какому-либо признаку (возрасту, образовательному уровню, ученой степени, занимаемой должности и др.) или по совокупности этих признаков.
    5. 5. Демографическая модель. Кадровый потенциал науки (страны, отрасли, ведомства, университета, лаборатории и т.д.) изучается как демографическая задача. Здесь весьма существенна проблема возраста научного коллектива.
    6. 6. Психологическая модель. Исследуются проблемы психологии научного творчества.
    7. 7. Модель системотехники. Наука рассматривается как система, подлежащая управлению: исследуются вопросы теории принятия решений, оптимальной организации и планирования исследований и разработок.

    Каждая из перечисленных моделей охватывает лишь какой-либо один аспект науковедения. Естественным казалось бы считать стремление к комплексному, многоплановому изучению процесса развития науки. Однако в настоящее время такой подход признан преждевременным. Пока идет накопление знаний о разных аспектах функционирования и развития науки как системы знаний, как социального института, как специфического вида деятельности. Причем эти знания получают разными методами специалисты разного профиля – социологи, психологи, экономисты, философы, историки, специалисты в области точных наук.

    Задачи науковедения

    В. В. Налимов считал, что к основным задачам науковедения относятся изучение процесса производства научных знаний, выявление оптимальных форм организации науки, достижение высокой эффективности научно-исследовательской работы.

    В. В. Налимов - создатель и руководитель нескольких новых научных направлений: метрологии количественного анализа, химической кибернетики, математической теории эксперимента, наукометрии (ввел термин «наукометрия» в научный оборот).

    Среди задач наукометрии выделены: 

    • построение и анализ кривых роста для отечественной науки;
    • изучение структуры организации научных исследований;
    • исследование проблемы подбора и подготовки кадров;
    • прогноз и управление развитием науки.

    В период интенсивного развития науки трудно себе представить человека, в равной степени свободно владеющего методами точных, естественных, социальных и гуманитарных наук. По крайней мере таких специалистов-науковедов вузы сегодня не готовят. Поэтому до сих пор науковедение – это область науки, объединяющая исследования из разных научных дисциплин для решения основных науковедческих задач:

    • изучения процесса производства научных знаний;
    • выявления оптимальных форм организации науки;
    • повышения эффективности научно-исследовательской деятельности.

    Решение этих задач возможно путем сочетания качественного и количественного подходов, и математические методы в науковедении находят достаточно широкое применение.

    Для оптимальной организации исследовательской деятельности и управления научной сферой, по сути, необходимо ответить на два важных вопроса:

    1. 1. Сколько средств необходимо выделять на развитие научных исследований и как эти средства следует распределять между отраслями знаний (научными направлениями, программами и т.д.)?
    2. 2. Как организовать систему количественного слежения за развитием отдельных научных направлений?

    Эффективность развития науки во многом определяется успехами в решении именно этих задач.

    Структура науковедения

    Структура науковедения по рубрикатору кодов ГРНТИ:

            • 12.01 Общие вопросы науковедения
              12.01.07 Теория и методология науковедения
              12.01.09 История науковедения. Персоналия
              12.01.11 Современное состояние и перспективы развития науковедения
              12.01.13 Организации, съезды, конгрессы, конференции, симпозиумы науковедов
              12.01.17 Международное сотрудничество в области науковедения
              12.01.21 Организация научно-исследовательских работ в области науковедения
              12.01.29 Информационная деятельность в области науковедения
              12.01.33 Терминология науковедения. Справочная литература. Учебная литература
              12.01.73 Статистика науки
              12.01.79 Кадры науковедов
              12.01.85 Автоматизация и автоматизированные системы в области науковедения
    • 12.09 Развитие науки
      12.09.07 Теория развития науки
      12.09.09 История науки
      12.09.11 Современная наука. Будущее науки
    • 12.21 Наука и общество. Социология науки
      12.21.21 Наука как социальное явление
      12.21.25 Роль науки в развитии общества
      12.21.27 Современная научно-техническая революция
      12.21.31 Наука, политика и идеология
      12.21.35 Наука, культура и образование
      12.21.41 Наука, литература и искусство
      12.21.45 Наука и нравственность. Этика ученого
      12.21.51 Наука и религия
      12.21.55 Пропаганда и популяризация науки
      12.21.61 Ученый и общество
      12.21.65 Коммуникации в науке
      12.21.69 Научные школы и коллективы
    • 12.31 Научный труд. Научное творчество
      12.31.21 Труд в сфере науки
      12.31.31 Научное творчество
      12.31.41 Мотивация научной деятельности
      12.31.51 Личность ученого
    • 12.41 Организация науки. Политика в области науки
      12.41.01 Общие вопросы
      12.41.21 Организация, управление, планирование и прогнозирование науки
      12.41.25 Организация, управление, планирование и прогнозирование в отраслях науки и экономики
      12.41.31 Организация, управление, планирование и прогнозирование исследований в научных учреждениях и коллективах
      12.41.33 Научно-исследовательская деятельность в высшей школе
      12.41.41 Кооперация в науке
      12.41.45 Связь науки с практикой. Внедрение научных достижений
      12.41.51 Качество и результативность научной деятельности
      12.41.53 Экспертиза научной деятельности, аттестация и аккредитация научных учреждений
      12.41.55 Информационное обеспечение научной деятельности
      12.41.61 Деятельность научно-вспомогательных учреждений
      12.41.65 Материально-техническое обеспечение науки
    • 12.51 Методика и техника исследовательской работы
      12.51.01 Общие вопросы
      12.51.51 Методика и техника индивидуальной исследовательской работы
      12.51.85 Автоматизация научных исследований
    • 12.75 Экономика науки
      12.75.01 Общие вопросы
      12.75.21 Финансирование науки
      12.75.31 Экономическое стимулирование в науке
      12.75.41 Цена и стоимость научных исследований и разработок
      12.75.51 Экономическая эффективность научных исследований и разработок
    • 12.79 Научные кадры
      12.79.21 Структура и динамика научных кадров
      12.79.25 Воспроизводство научных кадров
      12.79.31 Использование научных кадров
      12.79.41 Оценка деятельности научных кадров. Аттестация
      12.79.51 Миграция научных кадров
      12.79.61 Правовое, материальное и бытовое положение ученых
      12.79.65 Поощрение научной деятельности
    • 12.81 Международное сотрудничество в науке
      12.81.01 Общие вопросы
      12.81.10 Правовые вопросы научного сотрудничества
      12.81.21 Деятельность международных научных центров и организаций
      12.81.31 Международные научные программы и проекты
      12.81.41 Мероприятия в помощь развивающимся странам в целях развития науки
      12.81.57 Научное сотрудничество в рамках международных объединений
      12.81.59 Сотрудничество между отдельными странами
      12.81.63 Международное сотрудничество отдельных научных учреждений
      12.81.65 Международное сотрудничество в области информации
      12.81.67 Международное сотрудничество в области высшего образования и подготовки кадров
    • 12.91 Наука и научно-исследовательская работа в отдельных странах

    1. Руководство по наукометрии: индикаторы развития науки и технологии : [монография] / М. А. Акоев, В. А. Маркусова, О. В. Москалева, В. В. Писляков ; [под. ред. М. А. Акоева]. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014. – 250 с.
    2. Бедный Б.И., Миронос А.А., Сорокин Ю.М., Сулейманов Е.В. Наука и научная деятельность: организация, технологии, информационное обеспечение / Под ред. проф. Б.И. Бедного. – Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2013. – 228 с. 

    05.01.2021, 2337 просмотров.