AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Цель, задачи, структура науковедения. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//336/naukometriya/czel-zadachi-struktura-naukovedeniya/ (дата обращения: 23.04.2024)

Цель, задачи, структура науковедения

Цель, задачи, структура науковедения

Содержание

    Науковедение – комплекс научных дисциплин, исследующих науку и ее различные аспекты конкретно-научными методами и средствами (эмпирическим, логическими, социологическими, математическими, историческими). Науковедение изучает общие закономерности развития и функционирования науки.

    Науковедение — исследовательская отрасль, занимающаяся изучением науки, её структуры, динамики, взаимодействие и связь с различными социальными институтами, материальной и духовной жизнью; междисциплинарная область исследований, рассматривающих науку в широком социальном, историческом и философском контексте. Науковедение использует различные методы для анализа выработки, представления и получения научных знаний и их эпистемологической и семиотика роли.

    Науковедение – наука о науке (Science of Science). 

    История

    Импульсом к развитию науковедения явились работы английского философа Дж. Бернала (J. D. Bernal), прежде всего опубликованная им в  1939  г. книга «Социальная функция науки» (The Social Function of Science), ставшая классикой. В  этой монографии излагался совершенно новый подход к роли науки в жизни общества и  его процветании. Как отмечал биограф Дж. Бернала Эндрю Браун, «Социальная функция науки» была попыткой Бернала обратить внимание общества на тот факт, что « наука должна быть не охраняемой территорией интеллектуалов, а являться непременной составляющей улучшения жизни человечества». Это был новаторский трактат как в изучении возможностей науки и техники, так и в создании государственной политики, отвечающей за использование достижений науки и техники. Впоследствии Ю.  Гарфилд вспоминал, какое огромное впечатление произвела на него эта книга.

    В 1954 г. вышла четырехтомная монография Дж. Бернала Science in History, анализирующая взаимоотношения науки и  общества. Ю.  Гарфилд обратился к  профессору Берналу в  1962  г., и  тот с  воодушевлением отнесся к его идее создания SCI. Правда, как вспоминал Ю. Гарфилд, «Бернал не верил, что идею создания SCI будет легко осуществить». Бернал писал: «Я думаю, что SCI внесет что-то новое и ценное в годичную премию за обзоры, присуждаемую наукой по документалистике». С  1964  г. профессор Бернал вошел в редакционный совет ISI по созданию SCI. По мнению Ю. Гарфилда, профессора Бернала можно считать “grandfather” of science of science («дедушкой» науковедения).

    В России в 1969 г. В. В. Налимов в соавторстве с  З.  М.  Мульченко выпускает книгу «Наукометрия. Изучение развития науки как информационного процесса». В этой книге наукометрия рассматривалась как раздел науковедения. В книге было дано следующее определение этой дисциплине: «Будем называть наукометрией количественные методы изучения развития науки как информационного процесса». Обсуждался следующий круг вопросов: информационная модель развития науки, рост информационных потоков, цитируемость литературы, изучение внутренних связей в  науке по языку библиографических ссылок, «незримые коллективы», оценка вклада, вносимого отдельными странами в  мировой научный информационный поток, процесс статистического анализа одного из научных направлений и логический анализ проблемы прогнозирования.

    Цели науковедения

    Целью науковедения является комплексное исследование и теоретическое обобщение опыта функционирования и развития социальных систем в науке для повышения эффективности научной деятельности. 

    В настоящее время комплексный подход к изучению науки и научной деятельности реализован лишь в отношении синтеза предмета науковедения, а методические средства остаются в значительной степени разобщенными. Основными направлениями науковедческих исследований являются:

    • информационные процессы развития научного знания;
    • статистика науки (финансы, кадры, учреждения, публикации и т.д.);
    • экономика науки, финансирование исследовательской деятельности, экономическая эффективность научной деятельности;
    • социальные функции науки, взаимодействие науки и общества;
    • психология научной деятельности;
    • проблемы организации научной деятельности, самоорганизационные процессы в науке.

    В этих исследованиях применяются методы, развитые в соответствующих науковедческих дисциплинах (математическое моделирование, математическая статистика, системотехника, социология, психология, экономика, демография, история). Таким образом, можно говорить о достаточно широком спектре подходов и моделей, применяемых сегодня для изучения развития науки.

    Объектами исследования науковедения являются:

    • Лаборатория как место производства знаний
    • Язык или научная риторика
    • Взаимодействие между наукой и технологиями
    • Взаимодействие между наукой, обществом и политикой
    • Визуальная культура
    • Практика научного обучения
    • Научно-исследовательские институты и научная деятельность
    • Управление наукой

    В контексте оценок научные исследования также влияют на решения в области научной политики.

    В.В. Налимовым предложена классификация логических схем и моделей, позволяющих изучать процесс развития науки и научную деятельность, в том числе:

    1. 1. Информационная модель. Наука рассматривается как самоорганизующаяся система, которая управляется своими информационными потоками. Развитие науки изучается как развитие ее информационных потоков.
    2. 2. Экономическая модель. В рамках этой модели объектом исследования являются взаимодействие науки с экономикой, экономическая эффективность научных исследований и разработок, проблемы трансфера знаний и технологий.
    3. 3. Политическая модель. Предметом исследования являются вопросы научно-технической политики, национальные приоритеты развития науки и технологий, оборонный потенциал государства.
    4. 4. Социологическая модель. Множество научных работников рассматривается как некая социальная группа, которая взаимодействует с другими социальными группами. Особый интерес представляют микросоциологические исследования – изучение микрогрупп, составленных по какому-либо признаку (возрасту, образовательному уровню, ученой степени, занимаемой должности и др.) или по совокупности этих признаков.
    5. 5. Демографическая модель. Кадровый потенциал науки (страны, отрасли, ведомства, университета, лаборатории и т.д.) изучается как демографическая задача. Здесь весьма существенна проблема возраста научного коллектива.
    6. 6. Психологическая модель. Исследуются проблемы психологии научного творчества.
    7. 7. Модель системотехники. Наука рассматривается как система, подлежащая управлению: исследуются вопросы теории принятия решений, оптимальной организации и планирования исследований и разработок.

    Каждая из перечисленных моделей охватывает лишь какой-либо один аспект науковедения. Естественным казалось бы считать стремление к комплексному, многоплановому изучению процесса развития науки. Однако в настоящее время такой подход признан преждевременным. Пока идет накопление знаний о разных аспектах функционирования и развития науки как системы знаний, как социального института, как специфического вида деятельности. Причем эти знания получают разными методами специалисты разного профиля – социологи, психологи, экономисты, философы, историки, специалисты в области точных наук.

    Задачи науковедения

    В. В. Налимов считал, что к основным задачам науковедения относятся изучение процесса производства научных знаний, выявление оптимальных форм организации науки, достижение высокой эффективности научно-исследовательской работы.

    В. В. Налимов - создатель и руководитель нескольких новых научных направлений: метрологии количественного анализа, химической кибернетики, математической теории эксперимента, наукометрии (ввел термин «наукометрия» в научный оборот).

    Среди задач наукометрии выделены: 

    • построение и анализ кривых роста для отечественной науки;
    • изучение структуры организации научных исследований;
    • исследование проблемы подбора и подготовки кадров;
    • прогноз и управление развитием науки.

    В период интенсивного развития науки трудно себе представить человека, в равной степени свободно владеющего методами точных, естественных, социальных и гуманитарных наук. По крайней мере таких специалистов-науковедов вузы сегодня не готовят. Поэтому до сих пор науковедение – это область науки, объединяющая исследования из разных научных дисциплин для решения основных науковедческих задач:

    • изучения процесса производства научных знаний;
    • выявления оптимальных форм организации науки;
    • повышения эффективности научно-исследовательской деятельности.

    Решение этих задач возможно путем сочетания качественного и количественного подходов, и математические методы в науковедении находят достаточно широкое применение.

    Для оптимальной организации исследовательской деятельности и управления научной сферой, по сути, необходимо ответить на два важных вопроса:

    1. 1. Сколько средств необходимо выделять на развитие научных исследований и как эти средства следует распределять между отраслями знаний (научными направлениями, программами и т.д.)?
    2. 2. Как организовать систему количественного слежения за развитием отдельных научных направлений?

    Эффективность развития науки во многом определяется успехами в решении именно этих задач.

    Структура науковедения

    Структура науковедения по рубрикатору кодов ГРНТИ:

            • 12.01 Общие вопросы науковедения
              12.01.07 Теория и методология науковедения
              12.01.09 История науковедения. Персоналия
              12.01.11 Современное состояние и перспективы развития науковедения
              12.01.13 Организации, съезды, конгрессы, конференции, симпозиумы науковедов
              12.01.17 Международное сотрудничество в области науковедения
              12.01.21 Организация научно-исследовательских работ в области науковедения
              12.01.29 Информационная деятельность в области науковедения
              12.01.33 Терминология науковедения. Справочная литература. Учебная литература
              12.01.73 Статистика науки
              12.01.79 Кадры науковедов
              12.01.85 Автоматизация и автоматизированные системы в области науковедения
    • 12.09 Развитие науки
      12.09.07 Теория развития науки
      12.09.09 История науки
      12.09.11 Современная наука. Будущее науки
    • 12.21 Наука и общество. Социология науки
      12.21.21 Наука как социальное явление
      12.21.25 Роль науки в развитии общества
      12.21.27 Современная научно-техническая революция
      12.21.31 Наука, политика и идеология
      12.21.35 Наука, культура и образование
      12.21.41 Наука, литература и искусство
      12.21.45 Наука и нравственность. Этика ученого
      12.21.51 Наука и религия
      12.21.55 Пропаганда и популяризация науки
      12.21.61 Ученый и общество
      12.21.65 Коммуникации в науке
      12.21.69 Научные школы и коллективы
    • 12.31 Научный труд. Научное творчество
      12.31.21 Труд в сфере науки
      12.31.31 Научное творчество
      12.31.41 Мотивация научной деятельности
      12.31.51 Личность ученого
    • 12.41 Организация науки. Политика в области науки
      12.41.01 Общие вопросы
      12.41.21 Организация, управление, планирование и прогнозирование науки
      12.41.25 Организация, управление, планирование и прогнозирование в отраслях науки и экономики
      12.41.31 Организация, управление, планирование и прогнозирование исследований в научных учреждениях и коллективах
      12.41.33 Научно-исследовательская деятельность в высшей школе
      12.41.41 Кооперация в науке
      12.41.45 Связь науки с практикой. Внедрение научных достижений
      12.41.51 Качество и результативность научной деятельности
      12.41.53 Экспертиза научной деятельности, аттестация и аккредитация научных учреждений
      12.41.55 Информационное обеспечение научной деятельности
      12.41.61 Деятельность научно-вспомогательных учреждений
      12.41.65 Материально-техническое обеспечение науки
    • 12.51 Методика и техника исследовательской работы
      12.51.01 Общие вопросы
      12.51.51 Методика и техника индивидуальной исследовательской работы
      12.51.85 Автоматизация научных исследований
    • 12.75 Экономика науки
      12.75.01 Общие вопросы
      12.75.21 Финансирование науки
      12.75.31 Экономическое стимулирование в науке
      12.75.41 Цена и стоимость научных исследований и разработок
      12.75.51 Экономическая эффективность научных исследований и разработок
    • 12.79 Научные кадры
      12.79.21 Структура и динамика научных кадров
      12.79.25 Воспроизводство научных кадров
      12.79.31 Использование научных кадров
      12.79.41 Оценка деятельности научных кадров. Аттестация
      12.79.51 Миграция научных кадров
      12.79.61 Правовое, материальное и бытовое положение ученых
      12.79.65 Поощрение научной деятельности
    • 12.81 Международное сотрудничество в науке
      12.81.01 Общие вопросы
      12.81.10 Правовые вопросы научного сотрудничества
      12.81.21 Деятельность международных научных центров и организаций
      12.81.31 Международные научные программы и проекты
      12.81.41 Мероприятия в помощь развивающимся странам в целях развития науки
      12.81.57 Научное сотрудничество в рамках международных объединений
      12.81.59 Сотрудничество между отдельными странами
      12.81.63 Международное сотрудничество отдельных научных учреждений
      12.81.65 Международное сотрудничество в области информации
      12.81.67 Международное сотрудничество в области высшего образования и подготовки кадров
    • 12.91 Наука и научно-исследовательская работа в отдельных странах

    1. Руководство по наукометрии: индикаторы развития науки и технологии : [монография] / М. А. Акоев, В. А. Маркусова, О. В. Москалева, В. В. Писляков ; [под. ред. М. А. Акоева]. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014. – 250 с.
    2. Бедный Б.И., Миронос А.А., Сорокин Ю.М., Сулейманов Е.В. Наука и научная деятельность: организация, технологии, информационное обеспечение / Под ред. проф. Б.И. Бедного. – Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2013. – 228 с. 

    05.01.2021, 2402 просмотра.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.