AAA
Обычный Черный



Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Версия для печати

Термины в кодикологии

Термины в кодикологии

Содержание

    Автограф — рукопись, собственноручно написанная автором

    Агиография (от греч. ἅγιος — «святой» и γράφω — «пишу») — 1) вид церковной литературы в жанре житий, одной из основных форм церковной словесности; 2) научная дисциплина, занимающаяся изучением житий святых как памятника религиозной и литературной истории.

    Акты — документы с правозначащим содержанием, имеющие определенный формуляр и заключенные между двумя или несколькими контрагентами, или направленные от определенного адресанта к определенному адресату или получателю. Актами могут являться документы нескольких разных видов: договорного, удостоверительного, распорядительного, эпистолярного и др., а также документы смешанных видов. Поэтому акты правильнее определять не как вид, а как надвид документов.

    Александрийская бумага — лучшие сорта европейской бумаги в России XVI—XVII вв., имевшей водяные знаки. Известны также «мансури» — египетская бумага, бумага «багдадская», «камель», «тумар». Последняя отличалась наибольшим форматом. Однако восточная бумага не имела названия «александрийская».

    Апостол — богослужебная книга, включающая Деяния, Соборные послания, послания апостола Павла и Откровение. Все книги А. (кроме Откровения) читаются во время православного богослужения. Считается, что Апостол был одной из первых книг, переведенных Кириллом и Мефодием с греческого на славянский язык. Сначала был переведен краткий Апостол апракос, затем четий (Деяния и Послания) и полный Апостол апракос. В Апостоле апракос текст расположен в соответствии с порядком богослужебных церковных чтений: после Деяний идет Послание к римлянам, а Послания апостолов Иакова, Петра, Иоанна, Иуды перенесены в конец книги (после Послания к евреям). Апостол апракос начинается чтением на Литургии первого дня церковного годового цикла — дня Пасхи. Первое чтение (Деяния 1:1—8) соответствует началу книги Деяний апостолов. По составу различаются Апостол апракос краткий (включает в себя чтения всех дней от Пасхи до Пятидесятницы, а начиная с Пятидесятницы — только чтения суббот и воскресений); Апостол апракос полный (включает в себя чтения всех дней года); Апостол апракос праздничный (краткий набор отрывков из Апостола на большие праздники). Считается, что «Апостол» стал первой в России печатной книгой, изданной в 1564 г. Иваном Федоровым.

    Апракос (от греч. неделающий, праздничный) — разновидность Евангелия или Апостола (Евангелие апракос, Апостол апракос), так называемые недельное Евангелие, недельный Апостол, или богослужебное Евангелие, богослужебный Апостол. Текст в них организован не в естественном порядке книг, а согласно недельным церковным чтениям, начиная со Святой (пасхальной) недели. Текст Евангелий апракос начинается первой главой Евангелия от Иоанна, а не Евангелием от Матфея, как принято в обычных четвероевангелиях. Многие древнейшие славянские Евангелия являются Апракосами: Остромирово, Мстиславово и др. В современной богослужебной практике апракосы не употребляются; в богослужебном Евангелии и Апостоле тексты следуют в естественном порядке. Название Евангелие Апракос сохраняется за текстами православной традиции, тогда как католические книги именуются «Евангелиариями» («Евангелистариями») — для евангельских чтений, а также «Лекционариями» — для сборников всех библейских чтений.

    Археография — специальная историческая дисциплина, занимающаяся сбором, описанием и изданием текстов, разработкой правил их воспроизведения и историей издания текстов.

    Бинион (BINION) — двойной лист.

    Бифолиа (BI FOLIA) — тетрадь, образованная путем сложения двух листов.

    Бомбицина (CARTA BOMBYCINA) — в средние века — бумага, сделанная из шелка (но не из хлопка, как долго считалось в литературе). Позднее было найдено дешевое сырье — бумазея (смешанная ткань из льняных нитей и хлопчатых волокон). В ранней бумаге из бумазеи (Brachentlumpen) процент хлопчатых волокон был достаточно велик, что придавало ей такой вид, который побуждал исследователей именовать ее «бомбициной».

    Бумага (CHARTA, PAPYRI, BOMBYCINA) — материал для письма. Изобретена в Китае во II в. н.э. и постепенно проникла на Запад. В 751 г. после захвата арабами Самарканда секрет производства бумаги был вывезен в Месопотамию, Египет и Сирию. Экспорт бумаги арабами осуществлялся через Испанию и Сицилию, откуда бумага в XIII в. попала в Европу. Из Италии бумагу экспортировали в Южную Францию, Германию, в Польшу, Чехию, из Испании – на Север Франции, в Англию и Скандинавию. Производство Б. осуществлялось на бумажных водяных мельницах. Первые мельницы появились в Италии (в 1276 г. в Фабриано, затем в Болонье и Анконе), во Франции (в 1340 г.), Германии (в 1398 г.), Англии (в середине XIV в.), в Голландии, Норвегии и Дании (в 60-х годах XIV в.), в Польше (в 1493 г.), в Чехии (в 1499 г.). бумагу изготовляли из тряпья. Его замачивали в воде, измельчали в специальных ступах, затем в течение суток отбеливали в воде с добавлением извести, отжимали, снова заливали водой и перемалывали до однородной массы. Полученную сметанообразную массу помещали в специальные чаны, откуда вычерпывали специальными черпальными формами разных размеров, представлявшими собой деревянные рамы с натянутыми на них металлическими сетками, образованными вержерами и понтюзо. Размер бумажного листа зависел от величины черпальных форм. Через металлическую сетку вода вытекала, а оставшаяся масса (собственно бумага) перекладывалась на войлок. Собранные в стопку листы, переложенные войлоком, прессовались и отжимались. Затем войлок убирался, листы вновь помещались под пресс, а затем развешивались для просушивания. Высушенную бумагу разглаживали на мраморной доске специальным инструментом для шлифования (часто — костью), проклеивали желатином, высушивали и снова разглаживали. Начиная с XIV в. и вплоть до XVIII в. в России пользовались только привозной бумагой (из Италии, Франции, Германии, Голландии и др. стран). В XVIII в. в России было налажено собственное бумажное производство.

    Вержеры (фр. vergeures — возможно, от verge — прут, палочка) — металлические стержни, натянутые горизонтально на черпальную форму. Их следы просматриваются на свет в готовой бумаге.

    Високос, Високосный год — календарный год, содержащий не 365, а 366 суток. В юлианском календаре високосный день, накапливавшийся за четыре года и первоначально вставлявшийся как второй день 24 февраля (дважды шестой до мартовских календ, т. е. bissextus), образовывал удлиненный, т.е. високосный год. Каждый четвертый год в юлианском календаре — високосный. В григорианском календаре каждый год, число которого делится на четыре, является високосным, кроме годов, числа которых оканчиваются на два нуля, но не делятся на 400.

    Вруцелето (букв. «год в руке») — одна из семи букв кириллического алфавита — А, В, Г, Д, Е, S, З — обозначающая воскресенье. Это воскресная цифра года. Смена вруцелет повторяется каждые 28 лет, при этом вруцелета отсчитываются с 1 марта. В. соотносятся с кругами солнца. В простые годы вруцелета следуют друг за другом в порядке алфавита, в високосный год вруцелето перескакивает через одну букву.

    Вспомогательные исторические дисциплины (HISTORISCHE HILFSWISSENSCHAFTEN) — самостоятельные отрасли научного знания (палеография, дипломатика, генеалогия, сфрагистика, эпиграфика, геральдика, хронология и др.), обладающие собственным предметом и методами исследования, позволяющие ставить и решать важные проблемы исторического характера, добывать исторический факт из источника и заниматься его исследованием и интерпретацией. Могут рассматриваться как вспомогательные по отношению к источниковедению и исторической науке.

    Глаголица — вероятно, первая и древнейшая славянская азбука, созданная Кириллом и Мефодием в 863 (или 855) г. и возникшая, скорее всего, ранее кириллицы. На Руси широкого распространения не получила и иногда использовалась как тайнопись.

    Деисус (греч. моление) — в средневековом европейском искусстве композиция, включающая изображение Иисуса Христа (посредине) и обращенных к нему в молитвенных позах Богоматери и Иоанна Крестителя.

    Десть — мера бумаги, 24 листа; название формата книжного листа — infolio (in-20 ). 20 дестей образовывали стопу (480 листов).

    Диоптра — сочинение византийского монаха XI в. Филиппа Монотропа («Пустынника»), переведенное на славянский язык около середины XIV в.

    Дипломатика (букв. — наука о дипломах) — специальная историческая дисциплина, изучающая письменные акты методами формулярного анализа в сочетании с методами палеографии, сфрагистики и др. смежных дисциплин

    Дифтера (ΔΙΦΘΈΡΑ) — искусство выделки кож (см.: Пергамен)

    Евангелие — (греч. εὐαγγέλιον — «благая весть») — жизнеописание Иисуса Христа, книги, почитаемые как священные в христианстве. В них рассказывается о божественной природе Иисуса Христа, его рождении, жизни, чудесах, смерти, воскресении и вознесении.

    Златоструй — древнейшая «книга» Древней Руси, содержащая в себе в наиболее полной редакции 136 статей, избранных из творений Иоанна Златоуста. Златоструй для чтения в храмах при богослужении не назначался, а использовался для домашнего употребления.

    Золотое число — номер года в 19-летнем лунном цикле по александрийской эре Диоклетиана; больше соответствующего ему византийского круга Луны на 3 единицы. Золотые числа имеют номера от 1 до 19; соотносятся с эпактами.

    Извод — совокупность языковых и орфографических особенностей, характерная для списка или списков памятников письменности, сложившаяся в процессе многократной переписки текста в определенной языковой среде, а также в результате применения орфографических норм новой среды бытования.

    Иконография — строго установленная система изображения каких-либо персонажей или сюжетных сцен, а также совокупность изображений какого-либо лица, совокупность сюжетов, характерных для искусства какой-либо эпохи или направления.

    Индикт — порядковый номер года в 15-летнем цикле.

    Инициал — первая буква слова, с которого начинается важная часть текста. Обычно выделялся цветом и нередко орнаментировался.

    Инкунабула (лат. in cunabula — в колыбели) — книги, напечатанные с момента изобретения печатного станка (1455 г.) и до 31 декабря 1500 г.

    Ирмологий (Ирмологион) — богослужебая книга, содержащая тексты, предназначенные для пения в церкви. Ирмологий включает ирмосы канонов, откуда и получил название. Ирмологий содержит: песнопения литургий Иоанна Златоуста, Василия Великого и Преждеосвященных даров: Богородичны, которые поются на вечерне после стихир на «Господи, воззвах» и на стиховне. Богородичны восьми гласов, которые поются на «И ныне»; Воскресные тропари, Полиелей, Венчания праздникам и святым; Прокимны и др.

    Источниковедение — специальная историческая дисциплина, изучающая письменные исторические источники и разрабатывающая методы их исследования.

    Калам (CALAMUS) — орудие письма из тростника или дерева. Считалось, что лучший тростник, годный для изготовления высококлассного калама, произрастал в болотистой дельте Нила. После специальной обработки, предусматривавшей особую заточку, калам делался годным для письма как по папирусу, так и по пергамену и позволял выписывать равномерные по толщине линии – элементы букв. Преимущественно использовался в раннем средневековье. Однако имеются свидетельства о том, что в Европе еще в XII в. в обиходе писцов были как каламы, так и птичье перо. Об использовании калама на Руси источники умалчивают. В науке высказывалось предположение о письме при помощи калама Остромирова евангелия 1056—1057 гг.

    Календы (рим. Calendae) — в римском календаре первое число месяца, приходящееся на время, близкое к полнолунию.

    Канцелярия — орган, имеющий определенный штат, функцией которого является составление, удостоверение, регистрация и выдача письменных актов от имени или по поручению публичной власти или того или иного юридического лица. В этом смысле термин канцелярия стал употребляться на Западе с XII, а в России с XVIII в.

    Карамса (Харакасало) — трафарет для разлиновки листа пергамена.

    Кватернион (от лат. quartus) — тетрадь, образованная путем сложения четырех листов (в такой тетради насчитывается 8 листов или 16 страниц). Наиболее распространенная на Руси структура книжной тетради.

    Квинион (от лат. quintus) — тетрадь образованная путем сложения пяти листов (в такой тетради насчитывается 10 листов или 20 страниц)

    Киноварь — яркая красная краска, составленная на основе ртути (сурьмы) и серы и получаемая путем нагревания их. Считается, что на Руси вплоть до XVI в. подлинная киноварь не употреблялась, использовались цветоимитаторы киновари.

    Кириллица — одна из двух (наряду с глаголицей) славянских азбук, вероятно, созданная позднее глаголицы в эпоху болгарского царя Симеона (893—927) учениками Кирилла и Мефодия на основе греческого торжественного унциального письма.

    Кодекс — книга, составленная из пергаменных или бумажных тетрадей, соединенных вместе. Самой древней сохранившейся пергаменной рукописью в форме кодекса, написанной на латинском языке, считается Fragmentum de bellis Macedonicis конца I в., обнаруженный на севере Африки. Большая часть сохранившихся кодексов, написанных на территории Европы на пергамене, датируется V в. Наиболее древняя славянская рукопись в форме кодекса — деревянная Новгородская псалтирь ок. 990 — конца 1110-х годов. Древнейший славянский точно датированный кодекс, написанный на пергамене — Остромирово евангелие 1056—1057 гг.

    Кодикология — специальная историческая дисциплина, занимающаяся историей происхождения кодексов и их исторически сложившихся комплексов.

    Кондакарь — (ср. — греч. κοντάκιον — кондак) — древнерусская певческая книга, включающая в себя кондаки, стихи из псалмов, припевы к ним и другие песнопения, записанные кондакарной нотацией. Прототипом Кондакаря послужила греческая певческая книга — Асматикон.

    Кормчая Книга — (от ц.-сл. кормчий, старослав. кръмьчии — рулевой, греч. Номоканон) — сборники церковных и светских законов, являвшихся руководством при управлении церковью и в церковном суде некоторых славянских стран. Восходят к византийскому Номоканону, составленному в VI в. константинопольским патриархом Иоанном Схоластиком. Во второй половине XI в. Номоканон переведен для болгарской церкви и затем распространился на Руси. С конца XIII в. Номоканоны в русской переработке получили название «Кормчие книги» и были дополнены нормами светского права.

    Круг Луны — порядковый номер года в 19-летнем цикле (Метонов цикл, по имени афинского математика Метона (V в. до н.э.)). Через каждые 19 лет повторяется одно и то же распределение фаз Луны (новолуние и полнолуние) по числам месяца и часам суток.

    Круг Солнца — номер года в 28- летнем цикле, существующем в юлианском календаре.

    Ктитор (от греч. основатель, создатель) — лицо, на средства которого построен или заново убран иконами и фресками православный храм. В католической традиции — донатор (от лат. donator — даритель) — заказчик или строитель (организатор и покровитель строительства) католического храма, либо заказчик и даритель украшающего храм произведения изобразительного искусства.

    Летопись, Летописный свод, Летописец — специфический вид историко-литературных памятников XI— XVIII вв. сложного состава. Летописи включают в себя предшествующие своды, летописи, повести, сказания, поучения, акты, родословные, предания и др. Летописным сводам свойственны политическая тенденция, преемственность исторического изложения, широкий охват событий. Строится по принципу погодных записей (статей). Каждая статья обычно открывалась оборотом «В лѣто», что дало название этому виду исторических источников. В Византии именовались хрониками; в Западной Европе — анналами и хрониками.

    Лигатура — написание одним графическим знаком двух и более букв.

    Мерило праведное — юридический сборник, составленный в Древней Руси в XII—XIII вв., сохранился в списках XIV—XVI вв. Состоит из двух частей: первая часть содержит «слова» и поучения о праведных и неправедных судах и судьях, вторая — переводы византийских церковных и светских законов, Русскую правду и др. памятники

    Минея — (от греч. μηνιαίος — месячный, одномесячный, длящийся месяц) — общее наименование нескольких служебных и четьих (т. е. предназначенных для чтения, а не для богослужения) книг: 1) Минеи месячные (Минеи служебные), которые содержат службы на каждый день года, обычно разделяются на 12 томов по числу месяцев; 2) Минеи общие, которые содержат типовые службы пророку, апостолу, нескольким апостолам, святителю, нескольким святителям и т. д.; 3) Минеи праздничные, которые содержат избранные службы на праздничные дни; 4) Минеи общие с праздничной, представляющие собой соединение двух предыдущих книг в одном сборнике; 5) Минеи четьи, представляющие собой книги житий святых на каждый день года, обычно — в виде двенадцати месячных томов; к четьим минеям примыкает их краткая редакция, «Пролог», обычно в виде двух томов на обе половины года.

    Миниатюра — элемент декора рукописей. Название миниатюра происходит от лат. «раскрашенная красным» (minio — расписывать суриком, красить).

    Модуль — соотношение высоты и ширины буквы.

    Наколы — предварительные ориентиры для последующей разлиновки листа пергамена: 1) ограничительные (разметка под вертикальные линии); 2) строчные (разметка под строки).

    Номоканон (греч. закон-правило) — византийские сборники церковных правил и императорских указов, касающихся церкви, составленные в VI—VII вв. и впоследствии дополненные. Одна из редакций номоканона в XIII в. легла в основу древнерусской Кормчей книги — основного источника церковного права средневековой Руси.

    Ограничительные линии — предварительные наколы для разлиновки листа пергамена, представляющие собой разметку под вертикальные линии.

    Октоих (греч. Ὀκτώηχος, осьмоглас ник) — богослужебная православная книга, содержащая тексты изменяемых молитвословий восьми гласов. Октоих в греческой и русской церкви значительно отличаются по своему составу. В русской церкви Октоих содержит тексты изменяемых молитвословий восьми гласов на каждый день недели («седмицы»), т. е. богослужения седмичного круга. Каждое последование содержит молитвословия и песнопения вечерни, повечерия, утрени и Литургии для седмичных дней (с понедельника по субботу), а для «недель» (воскресений), кроме того, — малой вечерни и полунощницы. Семь таких служб (восследований), которые принадлежат семи дням седмицы, поются в продолжении седмицы одним напевом, то есть «гласом». Пение Октоиха в седмичные дни начинается с понедельника после Недели всех святых и оканчивается перед субботой Недели мясопустной. По воскресеньям оно начинается с воскресного дня, который следует за Неделей всех святых и продолжается до пятой Недели Великого поста. Пение всех восьми седмиц и недель (воскресений) называется в Уставе столпом, которых в году насчитывается шесть. Столпы гласов в разные годы начинаются не в одни и те же числа. Начало каждого столпа Октоиха в определенном году указывается в Пасхалии зрячей.

    Пагинация (от лат. pagina — страница) — нумерация страниц.

    Палеография — специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением внешних признаков памятников письменности на мягком материале (почерк, формат, объем, разлиновка, переплет, декор и пр.).

    Палимпсест (от греч. πάλιν ψάω — снова стираю) — рукопись, текст которой написан по предварительно стертому или смытому тексту.

    Папирус — мягкий материал для письма, изготовлявшийся из царского сорта тростника, произраставшего в дельте Нила, реках Сирии и Ирака, а также на юге Сицилии. Принято считать, что папирус стали использовать для письма со времен Александра Македонского (356—323 гг. до н.э.), однако современные археологические данные позволяют проследить историю папируса со времен египетского Древнего царства (III тыс. до н. э.). Способ приготовления орудия труда из тростникового растения папирус, получившего то же, что и он название — папирус, описан Теофастом в «Исследовании растений», а позднее Плинием Старшим в «Естественной истории». Для письма использовалась только отполированная раковиной или слоновой костью лицевая сторона папируса (recto), тогда как его оборотная сторона (verso) текстом не заполнялась и оставалась не отполированной. Исписанный текстом папирус называли томом (от греч. τόμος — часть). С обеих сторон к тому прикрепляли валики, на один из которых накатывали папирус, получая свиток (volumen). В редких случаях из папируса делали книгу, листы которой укладывались стопкой и скреплялись наподобие навощеных дощечек. От эпохи средневековья сохранилось ок. 300 документов на папирусе. С VIII в. как материал для письма папирус хождения почти не имел и был вытеснен пергаменом, хотя папская канцелярия использовала папирус вплоть до начала XI в. До XII в. Папирус употреблялся как материал для письма в Южной Италии и Сицилии, где было налажено его собственное производство. На Руси как материал для письма не использовался.

    Патерик — общее название сборников дидактических новелл о подвигах христианских монахов (Патерик Синайский, Египетский, Римский), а также собраний их «слов» и изречений (патерики Скитский, Алфавитный, Иерусалимский). С IV в. патерики были распространены в византийской литературе. На славянской почве были составлены Сводный (XIV в.) и Афонский Патерик. Греческие патерики были переведены южными славянами и перешли в древнерусскую литературу с XI—XII вв. На Руси патерики оказали влияние на ряд литературных памятников (например, Житие Феодосия Печерского). По образцам переводных стали составляться русские патерики, в частности, Киево-Печерский Патерик.

    Пергамен — мягкий материал для письма, известный со II в. до н. э. и изготовлявшийся из пеции (pecia) — специально выделанной шкуры животных — баранов, козлов, телят, волов. С древности пергамен известен у евреев под названием «гвиль», как канонический материал для записи Синайского Откровения в рукописных свитках Торы. Более распространен «клаф» (лат. vellum) — вид пергамена, на котором пишутся отрывки из Торы для тфил и мезуз. И гвиль, и клаф производятся только из шкур кошерных видов животных. По свидетельству греческого историка Ктесия, в V в. до н. э. и ранее кожа употреблялась в качестве материала для письма у персов. Под именем дифтера (διφθέρα) искусство выделки кож для письма перешло в Грецию. По свидетельству Плиния Старшего, во II в. до н. э. египетские цари, желая поддержать книжное богатство знаменитой Александрийской библиотеки, соперничавшей с Пергамской, запретили вывоз папируса за пределы Египта. Тогда в Пергаме обратили внимание на искусство выделки кож, усовершенствовали древнюю дифтеру и пустили ее в оборот под именем δέρμα, σωμάτιον а позднее, по месту главного производства — περγαμηνή (у римлян — с I—II в. н. э. membrana, с VI—VII вв. н. э. — pergamena). Ошибочно в качестве изобретателя пергамена называют царя Пергама Эвмена II (197—159 гг. до н. э.). Наиболее тонкий пергамен делали из шкурок кролика, белки и абортированных ягнят («девичья кожа»). В разное время технология обработки пергамена в разных странах Европы была разной. Предпочтение отдавалось и разным видам животных. Так, например, в каролингский период наиболее часто пергамен изготовляли из шкур баранов, в Италии использовали козлиную шкуру (ит. capra, фр. chévre; отсюда — «шевро» — тонкая, хорошо обработанная шкура). Потребность в изготовлении книг неизбежно возрастала, в то время как выделка шкур была процессом весьма трудоемким. Это приводило к постоянной нехватке пергамена на протяжении всей эпохи средневековья. О производстве пергамена на Руси прямых данных нет.

    Переплет — твердое, прочное покрытие кодекса, предназначенное для соединения его листов вместе и защиты книжного блока от повреждений.

    Перо — орудие для письма по мягкому материалу (папирусу, пергамену, бумаге). Впервые наряду с каламом упомянуто в 624 г. Исидором Севильским, однако широкое употребление пера в Европе началось только в X в. Для письма использовались перья ястреба, пеликана, лебедя, ворона, утки, но наиболее часто — гуся (самые прочные и эластичные). Из крыльев одного гуся можно было приготовить не более десяти перьев. Европейские каллиграфы считали, что перо из левого крыла птицы наиболее удобны для письма правой рукой. На Руси наиболее часто употреблялось гусиное перо, хотя в источниках начала XIV в. упомянуто еще и «павье» (павлинье) перо (как считают, в реальной практике книгописания не использовавшееся). Перо специальным образом приготовляли: избавляли от лишнего жира и тканей, поместив в раскаленный песок, срезали опахало. Для разных типов письма существовали особые способы заточки пера.

    Писало (Стиль, Стилос, STILUS) — орудие для письма по навощенным дощечкам (церам или кодексам) и берестяным грамотам, изготовленное из металла или кости. Острый конец писала служил для письма по воску или бересте, тупым стирали написанное по воску.

    Письмо с голоса (DICTAT) — использовалось для убыстрения процесса письма и позволяло одновременно переписывать не один, а несколько экземпляров книг с одного и того же протографа. Широко использовалось в Европе, особенно в университетский период развития книжного письма, где имело несколько наименований: pronunciatio — в университетах Центральной и Восточной Европы; во Франции и Италии — «dictare», в Англии — «lectura secunda alium» — точная запись с голоса, когда профессор или официальный pronuntiator диктовал, четко артикулируя каждое слово, а студенты точно записывали текст; ad pennam — письмо «под перо», когда профессор говорит очень медленно, для записи. Доподлинно неизвестно, практиковалось ли письмо с голоса в древнерусских книгописных мастерских. Однако специфические ошибки, которые скорее можно сделать при письме со слуха, нежели при традиционном письме с использованием оригинала, лежащего перед писцом на пюпитре для чтения, позволяет предположить, что такой способ изготовления книг был известен и на Руси. В частности, не исключено, что под диктовку в ряде случаев могли работать писцы Сийского евангелия 1339 г.

    Полуустав — один из трех (наряду с уставом и скорописью) типов почерков славяно-русских рукописных книг. В древнерусских рукописях получил распространение одновременно с бумагой (XIV в.). С XV в. полуустав широко использовался для письма актов. Подобно уставу, полуустав был двухлинейным письмом, однако ему присуща большая, чем в уставе, небрежность. В написании одной и той же буквы одним и тем же почерком отмечаются варианты. Допустим наклон. Полууставные буквы вписываются в прямоугольник: их высота преобладает над шириной. В полууставе XV — первой половины XVI века присутствуют южнославянские (болгарские и сербские) графические элементы и черты южнославянской орфографии (например, использование на письме буквы «юс большой», что связывают с так называемым «южнославянским влиянием»). Полуустав конца XVI—XVII вв. испытал воздействие шрифтов старопечатных книг, в частности — характеризуется эпизодическим делением строк на слова.

    Поле — свободное место вокруг текста рукописи.

    Понтюзо — (фр. pontuseaux — этимология не установлена, происхождение от pont — мост — сомнительно) — металлические стержни, натянутые вертикально на черпальную форму. Их следы просматриваются на свет в готовой бумаге.

    Почерк — 1) индивидуальный динамический стереотип письма человека, неизменный в течение жизни. Изучение почерка входит в предмет психофизиологии, графологии и палеографии; 2) в палеографии — тип письма (устав, полуустав, скоропись, унциал, минускул, курсив и др.)

    Проба пера — рисунки и краткие записи писца, часто лишенные смысла, а иногда содержащие повторение имени писца, начало молитвы, запись первых букв алфавита или оборот «покушати пера и чернило, добро ли», «кушаю рукы» и т.д. Представляют собой попытку распробовать годность пера и чернил перед началом работы.

    Про́лог — древнерусский житийный сборник, ведущий свое происхождение от византийских месяцесловов (синаксарей). Пролог имеет календарный характер: жития святых расположены в нем в соответствии с днями их церковной памяти. Переведен в Киевской Руси как пособие при богослужении, но уже в домонгольский период пополнился множеством рассказов и поучений, благодаря чему превратился в своеобразную православную энциклопедию. Сохранилось ок. 3000 рукописных прологов различного вида. Наименование «Пролог» употреблялось только на Руси. Вероятно, заголовок предисловия (πρόλογος) некритически был принят за название книги. Различают три основных разновидности обыкновенного (нестишного) пролога: славянский Синаксарь, 1-я русская редакция и 2-я русская редакция. Все три разновидности относятся к киевскому периоду.

    Проспера — специальная доска, помещавшаяся на колени писца и служившая опорой для писчего материала в процессе письма.

    Протограф — непосредственный оригинал рукописи.

    Псалтырь (Псалтирь) (от греч. ψαλτήριον — музыкальный инструмент) — библейская книга Ветхого Завета, состоящая из 150 или 151 (в православных греческом и славянском вариантах Библии) песней (псалмов, ψαλμός).

    Пункторий (от лат. punctorium) — инструмент для нанесения наколов на пергамен при разлиновке листа.

    Редакция — разновидность текста, которая возникает в результате индивидуальной целенаправленной редакторской работы в одной рукописи и может получить более или менее широкое распространение в списках.

    Рубрика (лат. ruber — красный) — заголовки книг или их структурных частей (глав, начальных слов), написанные красным.

    Свиток — документ, состоящий обычно из нескольких склеенных или сшитых между собой листов папируса, пергамена или бумаги и предназначенный для хранения в свернутом виде.

    Секстион (от лат. sextion) — тетрадь, образованная путем сложения 6-ти листов.

    Сигнатура — буквенное обозначение номера тетради при формировании кодекса. Обычно ставится у края левого поля лицевой стороны первого листа и у края правого поля оборотной стороны последнего листа тетради.

    Скоропись — один из трех основных типов почерков, наряду с уставом и полууставом, рассчитанный на значительное ускорение процесса письма. В отличие от устава и полуустава, скоропись не является двухлинейным письмом. В ней появляется много слов, написанных сокращенно. Ряд букв пишется не в строке, а над строкой. В рамках одного и того же почерка одна и та же буква может быть написана сразу в нескольких вариантах, что зависит от удобства пера. Большое значение в скорописи приобрели лигатуры.

    Скрипторий (лат. scriptorium) — мастерская письма.

    Служебник (греч. Ίερατικόν) — богослужебная книга, содержащая тексты, произносимые священниками и диаконами, необходимый атрибут для совершения священником литургии. Служебник содержит чины литургий Иоанна Златоуста, Василия Великого и Преждеосвященных даров. Кроме того, служебник содержит последования вечерни и утрени для священнослужителей. Последования этих же служб для церковно служителей содержатся в Часослове.

    Специальные исторические дисциплины — термин, введенный М. Н. Тихомировым (1961 г.) для обозначения вспомогательных исторических дисциплин. Среди С.И.Д. есть такие, которые равнозначны вспомогательным (палеография, геральдика и др.), но есть и такие, которые не причисляются к В.И.Д. (источниковедение, археология, этнография, историография и др.).

    Список — более или менее точная копия, сделанная с рукописи.

    Старославянский язык — древнейший славянский литературный язык. Наиболее ранние памятники сохранились в списках X, чаще — XI в.

    Стиль, Стилос см.: Писало

    Стиль летосчисления — календарное новогодие, первое число первого месяца года. Древней Руси новогодие в основном было мартовским, т. е. приходилось на 1 марта и было заимствовано из языческого земледельческого календаря славян. Впрочем, употреблялось и сентябрьское новогодие (1 сентября), пришедшее на Русь из Византии вместе с принятием христианства. Мыслимы два соотношения мартовского и сентябрьского стилей летосчисления: 1) когда мартовский год начинался на полгода раньше, чем сентябрьский (старший мартовский или ультрамартовский год); 2) когда мартовский год начинался на полгода позже, чем сентябрьский (младший мартовский или мартовский год). Разница между мартовским и ультрамартовским годами, таким образом, составляла 1 год. Окончательный переход на сентябрьский стиль летосчисления был осуществлен в правление Ивана III и совпал с эсхатологическими ожиданиями 7000 (1492) г. Переход на январский стиль был связан с календарной реформой Петра I (1700 г.). Тогда же произошла и смена эры – принятая в то время в России эра от Сотворения мира была заменена на эру от Рождества Христова, широко использовавшуюся в Европе.

    Стихирарь — собрание стихир из служб целого годового круга богослужения. В древнейший период истории Руси стихирарь существовал в безлинейном написании.

    Стопа бумаги — 480 листов, т. е. 20 дестей (в дести — 24 листа).

    Студийский устав — совокупность указаний, определяющих структуру и порядок православных богослужений и их сочетаний на все дни года, составленный настоятелем Студийского монастыря в Константинополе Федором Студитом. На Руси устав был введен Феодосием Печерским. В XIV в. был заменен Иерусалимским уставом, получившим к этому времени хождение на «христианском Востоке».

    Стяжатель — физическое лицо или духовная корпорация, финансировавшие книгописание.

    Текстология — специальная историко-филологическая дисциплина, предметом которой является история текста.

    Тетрадь — составная часть корпуса книги, образованная путем сложения одного пергаменного листа. Из одной шкуры изготовлялась только одна тетрадь. Сложив один пергаменный лист пополам, получали тетрадь в два листа — bifolia, сложив его еще раз пополам, получали тетрадь в 4 листа — quaternion и т. д. Тетрадь могла состоять также из пяти листов — quinion, шести листов — sextion и пр. В разные эпохи истории книги в разных частях Европы число листов в тетрадях было различным. Так, например, рукописи VII—VIII вв. состояли преимущественно из четырех согнутых вдвое листов, в ирландских кодексах VII—IX вв. из согнутых вдвое пяти листов, а в итальянских XIV в. — из согнутых вдвое шести листов. Древнерусские кодексы, как правило, состояли из кватернионов, т. е. тетрадей, образованных путем сложения 4-х листов. В готовой тетради таким образом насчитывалось восемь листов (16 страниц). Значительно реже на Руси использовались тернионы и квинионы — т. е. тетради, в готовом виде состоявшие из шести и десяти листов (12-ти и 20 страниц соответственно). Если тетрадь образовывалась из одного листа in-plano, его сложение предусматривало соблюдение выведенного Э. Рендом «правила № 1»: мясная сторона листа (Flesh-side, FS) к мясной, волосяная сторона листа (Hair-side, HS) к волосяной. В Древней Руси формула FS-FS; HS-HS начиная с XIII в. выдерживалась непоследовательно. Тетради составлялись также из листов бумаги, сложенных вдвое, вчетверо и т.д.

    Типико́н (греч. Τυπικόν от τύπος — образец, устав) — церковно-богослужебная книга, устанавливающая порядок православного богослужения или Богослужебный устав, который регламентируется общими уставными главами, месяцесловом с описанием соединения богослужения подвижных и неподвижных годовых богослужебных кругов в Марковых главах, указаниями о совершениях храмовых (престольных) праздников, правилами о постах, монастырском общежитии, трапезе и о других сторонах церковной, преимущественно монастырской, жизни.

    Торжественник — древнерусский сборник житий, похвальных слов, поучений и сказаний о церковных праздниках.

    Требник — богослужебная книга, содержащая чинопоследования таинств и других священнодействий, совершаемых церковью в особых случаях и не входящих в состав храмового (общественного) богослужения суточного, седмичного и годового круга.

    Тринион — тетрадь, образованная путем сложения трех листов.

    Триодь (от греч. τρεῖς — три, ᾠδή — песнь) — богослужебная книга, содержащая трипесненные каноны (трипесницы). В богослужебной практике используются Триодь постная и Триодь цветная. Триодь постная содержит молитвословия на дни Великого поста и на приготовительные недели к нему, начиная с Недели о мытаре и фарисее и до Пасхи. В основном содержит песнопения авторов VIII—IX вв. (Андрея Критского, Космы Маюмского, Иоанна Дамаскина и др.) Триодь цветная включает песнопения от Недели Пасхи до Недели Всех Святых, в земли Российской просиявших, то есть второго воскресенья по Пятидесятнице.

    Устав — самый древний тип почерка славяно-русских рукописных книг, каким писали рукописи в эпоху господства пергамена, т. е. в XI—XIV вв. Под уставом понимается медленное торжественное письмо, в котором все элементы букв написаны исключительно правильно и четко. Буквы, написанные уставом, как правило, умещаются между верхней и нижней границами строк. Каждая буква свободно вписывается в квадрат, поскольку ее высота равна ширине. Писцы, писавшие уставом, избегали наклона букв, поэтому все вертикальные элементы писались строго перпендикулярно строке. В XIV в. устав стал вытесняться другим типом почерка — полууставом.

    Устав богослужебный см.: Типикон.

    Филиграноведение — специальная историческая дисциплина, отпочковавшаяся от палеографии, предметом которой являются изучение филиграней, их история и датировка недатированных рукописей на основе анализа всех бумажных водяных знаков, имеющихся в них. Современные филиграноведческие исследования нередко основываются не только на анализе собственно филиграней, но и на изучении размещения одной и той же филиграни в определенном интервале между понтюзо. Такой анализ предусматривает тщательное изучение вариантов и подвариантов одной и той же филиграни и скрупулезные измерения расстояний разных деталей филиграни от ближайших понтюзо

    Филигрань — производственная марка бумаги, бумажный водяной знак. Филигрань — фигура, сделанная из проволоки и напаенная на металлическую сетку черпальной формы. При изготовлении бумаги часть сметанообразной бумажной массы задерживалась на сетке, а часть стекала с нее, вследствие чего в готовом листе филигрань просматривается на свет: слой бумажной массы в этом месте был значительно тоньше. Первая в Европе филигрань (крест) датируется 1282 г. и принадлежит мельнице в Фабриано.

    Формат — размер и форма кодекса. Форма ранних средневековых рукописей приближалась к квадрату и была заимствована из античной практики создания кодексов. Средневековая Русь кодексов в форме квадрата или прямоугольника, приближенного к квадрату, почти не знала. Наиболее древние славянские (и русские) кодексы были довольно крупноформатными, причем высота в них заметно превышала основание. Формат кодекса зависел от размера текста, функционального назначения кодекса и размера шкуры (пеции). Принято считать, что размер пеции молочного теленка обычно составлял 0,5 кв.м . Форматы славянских рукописей были заимствованы из византийских рукописей IX—X вв., служивших для них образцами. Манускрипты IX—X вв. постепенно увеличивались в высоту. Эта же тенденция на материале славянских кодексов отчетливо прослеживается в XI—XIV вв. Известны три формата древнерусских рукописных книг XI—XV вв. Первый ученые обозначают значком 10 или 20 ; он характерен для рукописей, высота которых превышает 350 мм, а ширина — 255 мм. Таковыми являются, например, Остромирово (350 × 300 мм) и Мстиславово (353 × 286 мм) евангелия, а также Изборник Святослава 1073 г. (336 × 248 м) и др. Второй формат обозначается значком 40 и характерен для книг, высота которых составляет 270—180 мм (Стихирарь минейный 1156-1163 гг. (265 × 185 мм), Захариинский паремейник 1271 г. (215 × 175 мм)). Третий формат обозначается значком 80 и характерен для книг, высота которых менее 150 мм (Кондакарь РНБ. Погод. № 43 (137 × 105 мм)). В кодикологии принято указывать сначала высоту кодекса, а затем его основание, что упрощает определение формата (10 (20 ), 40 , 80 ). Формат кодекса указывается в сантиметрах или миллиметрах. Если размеры пергаменных кодексов заметно колебались, то с появлением бумаги формат рукописных книг стали более стабильными, поскольку с XIV в. были установлены четыре основных размера в производстве бумаги: 1) 750 × 500 мм, 2) 615 × 445 мм; 3) 515 × 345 мм; 4) 450 × 315 мм.

    Формуляр — структура текста отдельного акта, группы актов и комплекса актов определенной разновидности или вида.

    Цера (лат. cera) — деревянная навощенная табличка, предназначенная для письма.

    Часослов (греч. ῾Ωρολόγιον) — богослужебная книга, содержащая тексты неизменяемых молитвословий суточного круга. Получила свое название от службы часов, которую содержит.

    Чернила (др.-рус. чернило) — средство для письма, изобретенное в Китае еще до нашей эры. В античности чернила изготовляли из сажи или из жженой слоновой кости с добавлением уксуса. В средневековой Европе использовали чернила, созданные на основе продуктов обугливания или копоти, смешанной с клеем или растительным маслом, а также чернила, приготовленные из сока чернильных орешков с камедью. На Руси использовались железистые чернила («чернило»), приготовлявшиеся на основе «нарочито ржавого» железа или «чернильного гнезда». В XV и особенно в XVI—XVII вв. на Руси чернила стали приготовлять из сажи (так называемые «копченые» чернила). Чернила могли быть разных оттенков — от светло-рыжих (ржавых) до темно-коричневых, почти черных.

    Эпакта (от греч. επαύξηση — прибавление) — рост Луны 1 января, т. е. число дней, прошедших от последнего новолуния предшествующего года. Номера эпакт в юлианском календаре могут быть от 0 до XVIII, в григорианском — от I до XXIX. Номера эпакт определенным образом соотносятся с золотыми числами.

    Эпиграфика — специальная историческая дисциплина занимающаяся изучением надписей, сделанных на твердом материале

    Эра летосчисления — условная точка отсчета времени. Различают конкретно-исторические (например, эра мучеников или эра Диоклетиана, начало которой приходится на 29 августа 284 г.), легендарные или мифические (например, эра от основания Рима — 21 апреля 753 г. до н. э.), религиозные (например, эра от Сотворения мира, византийский вариант которой начинает летосчисление с 1 сентября 5509 г. до н. э.). 1-й год н. э. (от Рождества Христова) соответствует 1 сентября 5509 г. византийской эры. Есть и астрономические эры (например, индийская эра Калиюга, ведущая счет лет с 18 февраля 3102 г. до н. э.).

    26.08.2019, 76 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.