AAA
Обычный Черный



Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Скриптории и книжные мастерские в Средние века

Скриптории и книжные мастерские в Средние века

Содержание

    О скрипториях

    Создателем первой мастерской письма в полном смысле слом считают Кассиодора (Flavius Magnus Aurelius Cassiodorus). «последнего римлянина и первого человека средневековья-, родившегося в 487 Г. в сенаторской семье и перешедшего на службу к остготам. Сначала Кассиодор занимался политикой. В 19 лет он — квестор дворца (министр финансов), затем — управляющий претории. Карьеру государственного деятеля он завершил к 60 годам. Около 540 г. удалился в собственное имение близ г. Сциллацс на берегу lapeirrcxoro залива, где. сменив тогу на монашеские одежды, основал монастырь и написал «Наставление», обращенное к братьям, как он называл монахов.

    Заслугой Кассиодора является создание мастерской письма, где братья переписывали книги. Кассиодор советовал кроме книг Священного Писания читать и переписывать сочинения Руфина, Оригена, Иеронима, св. Августина. Из переписанных монахами книг была составлена большая по тем временам библиотека. В нее входили книги, которые он покупал, будучи богатым человеком, в Риме, Равенне, в Африке. Это были книги Священного Писания, комментарии отцов церкви, но предпочтение отдавалось классическим авторам — Аристотелю. Цицерону, Гомеру, Вергилию. Благодаря Кассиодору сохранились некоторые произведения античных авторов. Например, трактат об орфографии, составленный в 83 г., «История готов» (« De rebus gothorum») в 12 книгах, «Хроника от сотворения мира до 519 г». В настоящее время найдены многие кодексы из этой библиотеки и установлено. что они написаны именно в мастерской письма, созданной Кассиодором. Он проверял и корректировал работу писцов и контролировал их работу буквально до создания переплета книги.

    В «Наставлении» Кассиодор указывает, что переписка книг должна проводиться с учетом времени: нужно умело пользоваться днем и ночью. Для этого Кассиодор приспособил солнечные и водяные часы. При ночной работе он советовал пользоваться лампадой — «оберегательницей священного пламени».

    Выбираемый для переписки вариант текста сочинения тщательно выверялся, ошибки исправлялись. Рукописи, происходящие из Вивария, написаны хорошим латинским языком, в орфографии встречаются лишь небольшие фонетические отклонения. В «Наставлении» ничего нс сказано о типах и характере письма, но большая часть рукописей мастерской Кассиодора исполнена красивым каллиграфическим книжным письмом того времени. В отдельном параграфе «Наставления» Кассиодор рекомендует делать заголовки и пометы к тексту минием - т.е. красным цветом, а написанные книги переплетать. Он указывает, что в библиотеке монастыря имеется кодекс с образцами рисунков для переплетов, из которого можно выбрать любой, чтобы «облечь красоту содержания в изящную внешность». Это упоминание позволяет утверждать, что в Виварии была переплетная мастерская, куда приглашались знающие мастера переплетного дела.

    О том. когда, кем и где были созданы эта мастерские письма, мы знаем из отрывочных сведений, встречающихся в хрониках, житиях святых, уставах религиозных братств. инвентарях библиотек, сохранившихся старых планах аббатств и монастырей, в которых указано место нахождения скрипториев. Основным же источником сведений о существовании и деятельности европейских скрипториев являются сами рукописи.

    Ирландия, до которой не добрались легионы римских завоевателей, христианизировалась в основном на протяжении V в. Центрами грамоты стали здесь скриптории монастырей.

    К концу XI в. ирландцы уже проникли в Регенсбург на Дунае, а и дальнейшем создали монастыри в Бамберге, Вюрцбурге, Нюрнберге и других местах. В XII в. ирландские монастыри образовали самостоятельную конгрегацию с капитулом, во главе которого стоял аббат монастыря св. Якова в Регенсбурге. Между прочим, в 1089 г аббат этого монастыря ездил в Киев, где он в качестве подарков от русского князя получил дорогие меха. На деньги, вырученные от их продажи, была заново выстроена каменная церковь с прекрасным, богато украшенным порталом, сохранившимся до настоящего времени.

    В раннесредневековой Европе VII—VIII вв. было множество разрозненных центров книжного письма, главным образом в монастырях. При общем книжном репертуаре и едином письменном языке — латыни — здесь наряду с традиционным унциалом развиваются многообразные местные типы письма.

    Вплоть до конца XII в. книгописание в Западной Европе было сосредоточено в монастырских скрипториях, где работа шла медленно и разделение труда было минимальным. Нередко большая книга переписывалась рукой одного писца на протяжении многих месяцев, а порой и лет. Иногда этот переписчик являлся также и иллюминатором рукописи. Порой здесь же в монастыре изготовлялся и пергамен. Случалось даже, что от необработанной шкуры до готовой нарядной книги все работы выполнялись одним человеком.

    Значительную роль в развитии книжной культуры сыграла деятельность Карла Великого, который требовал, чтобы покончили с неграмотностью духовенства. Сам Карл был всю жизнь неграмотным и лишь под старость с трудом овладел грамотой. Он клал под подушку навощенные таблички и, когда его одолевала бессонница, выводил на них латинские буквы. Он создал при дворе так называемую «дворцовую академию», куда, помимо Карла и членов его семьи, входили наиболее просвещенные из числа его приближенных.

    При его дворе существовала школа для детей знати. Улучшилось и дело переписки. Стали писать красивым и четким письмом — каролингским минускулом (его создателем считается ученый англосакс Алкуин). Отличаются эти каролингские рукописи и своими украшениями. Наибольшей славой при Карле пользовался скрипторий Турского монастыря св. Мартина. Здесь переписывались книги не только церковного, но и светского содержания (Цезарь, Тацит, Цицерон, Светоний, поэты Вергилий, Ювенал, Марциал и др.). Значительную часть античного литературного наследия сохранили нам именно каролингские переписчики. После Карла вновь наступает упадок культуры и усиление ее религиозного характера.

    Средневековое германское государство возникло в конце V в. н. э. с распадом Римской империи. Германцы восприняли у римлян, наряду с правом и религией, и литературный язык — латынь. Грамотность и книжное дело являлись монополией церкви. При монастырях создавались скриптории, в которых монахи переписывали богослужебные и богословские книги.

    В конце XI в. появилось декоративное готическое письмо. В IX в. в Германии началось изготовление бумаги, возникли светские скриптории, например, скриптории Дибольда Лаубера в Хагенау (Эльзас).

    Итальянская рукописная книга развивалась под воздействием позднеантичной традиции. Одна из первых книжных мастерских в Южной Италии в VI в. была основана христианским писателем, приближенным короля остготов Теодориха Кассиодором. В созданном им монастырском скриптории переписывались духовные книги и произведения классической древности. Самому Кассиодору принадлежит 12-томная «История готов» и «Наставление по духовному и светскому чтению» — одна из основных учебных книг в средневековой Европе.

    Основными центрами производства книг в средние века были монастырские скриптории в Боббио, Верне, Монтекассино. В них переписывались богослужебные книги, библейские тексты, сочинения отцов церкви, полемическая литература, произведения античных и средневековых писателей.

    Наряду с монастырскими скрипториями существовали светские — при дворах феодальных государей, где переписывались произведения светского характера.

    С середины IV в. императором Константином II в столице Византии был организован государственный скрипторий, руководимый специальным чиновником-архонтом, под началом которого состояло множество каллиграфов. Подобные скриптории создавали и другие императоры. Славилась основанная в IV в. императором Константином библиотека, включавшая 120 тысяч томов. В 477 г. она сгорела, но впоследствии была восстановлена. Существовали и другие крупные библиотеки, в том числе библиотека Византийского университета.

    Изготовление книг

    Переписка книги, как правило, осуществлялась одним писцом. В особом случае, когда необходимо было переписать книгу быстрее. се делили на тетради, раздавали разным монахам и таким образом ускоряли процесс переписки. Часто монах-переписчик сам украшал рукопись, вписывая красными чернилами рубрики, заголовки. рисуя цветные инициалы и даже миниатюры, но обычно в монастыре был специальный художник, занимавшийся только украшением рукописей. Кроме того, в монастырской мастерской письма одни монахи изготовляли пергамен, другие переплетали рукописи. Таким образом, мастерские письма уже на раннем этапе знали разделение труда.

    Форматы пергаментных книг: in-folio (2°), in-quatro (4°), in-octavo (8°), in-sextdecimo (16°) и т.д.

    Ученые, изучающие рукописи, указывают, что в разное время и в разных местах Европы число листов в тетрадях было различно. Например, в VII—VIII вв. рукописи составлялись из 4 листов, в ирландских кодексах VII—IX вв. — из 5, а в итальянских XIV в. — 6 листов. Это позволяет в некоторых случаях определить или подтвердить время п место происхождения рукописей и дает возможность для реконструкции целых кодексов в случае, если они дефектны.

    Форма ранних средневековых рукописей приближалась к квадрату и была заимствована из античности. Некоторые итальянские рукописи, написанные гуманистами, тоже имели форму квадрата. Основная же масса книг получила прямоугольную форму большого или среднего размера. Маленькие рукописные книги стали появляться с конца ХIII в.

    Лист пергамена, его «волосяная сторона» (Hair-side) и «мясная сторона» (flesh-side).

    Люди средневековья большое внимание обращали на внешнюю сторону книги и стремились делать ее изящной п красивой.! В обработанном пергамене легко различалась «мясная» и «волосяная» стороны. При складывании тетрадей листы подбирали таким образом, чтобы развернутая рукопись справа и слева имела одинаковый по характеру пергамен, т. е. волосяная (гладко обработанная) сторона напротив волосяной, а следующие две страницы— их оборотные стороны (мясные).

    Листы тетрадей разлиновывали. До XII в. линование проводилось металлическим стержнем, в XIII—XIV вв. — свинцовым карандашом. С конца XIV—XV в. во многих странах Европы (особенно в Германии, Польше, Чехии) разлиновывали черными или лиловыми чернилами. Предварительно па краях листов готовили разметки с помощью циркуля, предполагалось, что в дальнейшем они будут срезаны. До VI в. и позднее, с IX в., разлиновывали сразу два развернутых листа пергамена, сложенных так, чтобы волосяная сторона смотрела па мясную. При линовании по мясной стороне на волосяной линейки были рельефными При складывании тетрадей разворот рукописи был единообразным: волосяная сторона размещалась напротив волосяной и разлиновка с рельефом на обоих сторонах. В VII—VIII вв. это правило не соблюдалось.

    Сигнатуры. Разлиновка листа, ограничительные и строчные наколы

    После разлиновки переписчик обозначал тетради римской цифрой и буквами q или qu. В ирландских, английских рукописях, а также в рукописях, созданных в мастерских континента, где работали писцы-ирландцы, для нумерации тетрадей использовали буквы латинского алфавита. В некоторых рукописях, кроме сигнатуры тетрадей, отмечаемых буквами, с XIV в. листы каждой тетради нумеровали арабскими цифрами.

    Сигнатура, первоначально обозначавшаяся через букву q, в XIII в. была заменена алфавитно-цифровой системой. Переход на эту систему может свидетельствовать о том. что сигнатура могла играть двойную роль, обозначала последовательность листов в тетради и указывала писцам последовательность переписки текста в неразрезанный лист (т. е. со « спуском полос») для книг малого формата. Сигнатуры подобного рода встречаются и в инкунабулах. В них кроме печатных сигнатур, указывающих на последовательность тетрадей, имеются рукописные буквенно-цифровые, которые ставились для правильного размещения на них печатных форм для печатания текста.

    Рубрика

    Рубрика (от лат. rubber - «красный») - заголовки книг. глав, начальные слова текста, написанные красным. Рубрикатор (лат. rubncator) - писец, вписывающий красные буквы или тексты.

    Рубрики несли значительную декоративную нагрузку. Яркий цвет киновари или сурика эффектно выделялся из общего текста, начертанного черными или коричневыми чернилами. Большое распространение начиная с X в. получили синие и красные рубрики в виде скобы, отделявшие одну мысль от другой.

    В рукописных книгах отсутствуют абзацы. Одна мысль от другой отделялась фигурной цветной рубрикой, названной по-французски «Pieds de mouche» («лапки мушки»). В первопечатных книгах такие рубрики врисовывались художниками, позднее некоторые типографы ввели печатные фигурные знаки для обозначения абзацев.

    Реклама

    Вспомогательную роль при изготовлении книги играли рекламы, которые были главными ориентирами в подборе тетрадей для переплета, облегчавшими работу брошюровщика, но могли служить сигналом остановки при работе переписчика. Эта система была заимствована у арабов и отмечается в испанских рукописях уже с X в. Особенно широко используется реклама в европейских рукописях с XII в Итальянские писцы обычно украшали рекламы волнистыми линиями, черточками, цветами, превращая их в декоративный элемент страницы. Только в итальянских рукописях реклама иногда размещалась на боковом поле перпендикулярно к строке. В рукописях, переписанных для себя, рекламы иногда отсутствуют.

    Реклама в рукописях состоит из одного-двух слов, но в XV в. встречается реклама из трех-четырех. При работе с рукописями рекламы легко и быстро позволяют установить полноту или дефектность кодекса.

    Традиции в использовании реклам тщательно сохраняли итальянские печатники, в изданиях других стран рекламы применялись не систематически. так как ту же роль исполняли сигнатуры.

    Иллюминация. Переплет

    Заполненные текстом, украшенные миниатюрами рукописи поступали к переплетчику, который сшивал тетради, сохраняя их нумерацию, и переплетал их. Для переплетов употребляли воловью и свиную кожу. С IX в. на переплетах появилось тиснение, рисунок которого со временем усложнялся. В Государственной Публичной библиотеке имеются переплеты на рукописях каролингского времени. Кожа их выделана довольно грубо, тиснение несложного рисунка: горизонтальные и вертикальные (сдвоенные) линии образуют крест или ромб, в центре которого размещаются простой формы цветы и листья. В дальнейшем искусство переплета совершенствовалось, рисунок тиснения усложнялся. В разных областях Европы сложились свои традиции в украшении переплетов.

    Поскольку пергамен от сухости или влаги мог покорежиться, к переплетам прикрепляли застежки или завязки, с помощью которых стягивали переплет, прижимая пергаменные листы. Застежки изготовляли из металла, придавая им изящную форму. Иногда деревянные переплеты обтягивали бархатом, украшали драгоценными камнями или покрывали тонкой пластинкой из серебра или золота с эмалью. До пас дошли переплеты, сделанные из кости, на которой выточены фигурки и сцены из Евангелия. Искусство переплета особенно расцвело в Италии и Англии в эпоху Возрождения, появилась инкрустация на переплетах из цветной кожи.

    На некоторых переплетах сохранились цени, которыми рукописи прикреплялись к пюпитрам, чтобы их не унесли. Такой обычай появился в монастырских библиотеках и сохранялся вплоть до XVI—XVII вв. Для удобства чтения и лучшей сохранности переплета на нижней крышке делали металлические полусферы («жуки»); старинные переплеты не сохранились: одни разрушились от времени, другие, попав в библиотеки коллекционеров XVIII—XIX вв., были сняты и заменены новыми, более изящными.

    Орудия письма, их различия в зависимости от писчего материала. Средства письма на мягких материалах: стиль, калам, перо, свинцовый карандаш. Средства корректирования письма: мел, пемза, скальпель, нож.

    Особенности материала, па котором писали, определили и орудия письма. При письме на камне и металле пользовались резцом, на стенах иногда писали кистью или выцарапывали текст металлическим стержнем. При письме на восковых табличках пользовались палочкой из кости или металла (железа, меди, серебра, золота), заостренной с одного конца и плоской или заканчивавшейся шариком с другого. Одним концом писали, другим, заглаживая воск, исправляли ошибки. Эта палочка называлась стилем. Школьникам в качестве назидания советовали чаще поворачивать стиль (Saepe stilum verte!), т. е. чаще исправлять ошибки или форму изложения (отсюда «стиль» и «стилистика»). Большое число стилей было обнаружено при раскопках в Помпеях.

    Любопытны свидетельства об использовании стиля как орудия защиты или нападения. В биографии Юлия Цезаря Светоний пишет, что в тот момент, когда его окружили заговорщики, у него не было никакого оружия, только стиль, которым он писал. И Юлий Цезарь проколол руку одному из нападающих. Известны также факты, когда школяры в драках и потасовках использовали стиль как оружие. По аналогии маленький кинжал назвали стилет.

    На папирусе писали каламом (calamus) — палочкой из тростника или дерева (самый лучший тростник рос в болотистой дельте Нила). Один из писателей V в. давал совет, как лучше изготовить калам: «Выберите сначала прямую тростинку — прочную и гибкую. Более всего пригодна средняя по толщине. Внимательно осмотрите оба конца и для заточки выберите тот, который потоньше. Срежьте так, чтобы надрез был ровный и одинаковый с обеих сторон, а затем с особым искусством заточите срезанный конец, ибо от этого зависит красота письма». Хорошо заточенный калам, равномерно распределяя чернила на поверхности папируса или пергамена, вырисовывал одинаковые но толщине линии, составляющие буквы. Каламом пользовались преимущественно в раннем средневековье.

    В 1024 г. Исидор Севильский упоминает наряду с каламом птичье перо. Однако есть свидетельства о том, что еще в XII в. пользовались и пером, и каламом (Петр Почтенный), известны случаи, когда в позднем средневековье пользовались каламом для написания черновиков. Широкое употребление птичьего пера в Европе начинается с X в. Существует легенда, что бог приказал перу писать ежедневную хронику событий, но оно, стремясь к независимости и склонное к безделью, относилось небрежно к поручению, за что бог освободил его от задания и передал последнее тростниковой палочке. Вопреки божественному предписанию писатели средневековья предпочитали перо, но, чтобы успокоить свою совесть, некоторые из них говорили, что они делают палочку наподобие тростниковой, но из крыла птицы.

    Для письма использовали перья ястреба, пеликана, лебедя, ворона, утки, но чаще всего гуся, потому что гусиные перья наиболее эластичны и прочны. Однако некоторые каллиграфы предпочитали перья из крыльев тетерева, как наилучшие. Перья из левого крыла снискали репутацию более удобных для правой руки. Французский каллиграф XVI в. Бошен советовал брать третье или четвертое перо из крыла гуся.

    Папирус, обладая естественными прожилками, вдоль которых писали. не нуждался в разлиновке, в то время как гладкая поверхность пергамена и бумаги требовала разлиновки. Для этой цели в раннем средневековье пользовались металлическим стержнем, а позднее употребляли свинцовый карандаш. Еще античность знала и использовала для разлиновки свинцовые карандаши (об этом известно из сочинений Катулла, Филиппа Фессалоникийского, Плиния Старшего), а в средневековье, с XII в., их широко применяли не только для разлиновки листов пергамена, но и рисования. Монах Теофил в трактате о прикладных искусствах указывает, что рисовали с помощью палочки, сделанной из трех частей свинца и одной части бронзы. В XIII в. в Италии составляли смесь свинца и олова, из которой готовили карандаши. Иногда верхний конец такого карандаша украшали каким-нибудь набалдашником или изящными фигурками святых, епископов, монахов.

    Инструменты для разлиновки листа: шило, линейка, доска, грифель, раковина. Чернильницы (atramentarium). Чернила (atramentum, encaustrum, inchiostro, enque, encre, ink)

    Чтобы правильно и равномерно разлиновать лист, переписчик пользовался циркулем, делал наколы специальными инструментами и использовал линейку. В статуте Картезианского ордена в разделе о вещах и инструментах сказано, что для письма переписчик должен иметь перо, мел, две пемзы, две чернильницы. один скальпели (для выскабливания ошибок), для разделывания пергамена простой нож (novacula) или два ножа для скобления, одну наколку (punctorium), одно шило (subula) и, наконец. для разлиновывания свинцовый карандаш, линейку, доску и грифель. Кроме того, у писцов была раковина или круглая кость для заглаживания пергамена после стирания пемзой. Все эти предметы некоторые писцы хранили в специальных пеналах или коробках. Многочисленные миниатюры в рукописях изображают писца в окружении всех необходимых для его работы предметов.

    Важным атрибутом средневекового писца была чернильница, которую чаще всего делали из рога, отсюда ее название — cornu, corniculum, а изготовителей чернильниц в Париже (по списку тальи 1292 г.) называли cornetliers. Известны случаи изготовления чернильниц из серебра и даже из золота. У некоторых писцов были закрытию чернильницы, что позволяло носить их с собой.

    Иное название чернильницы — atramentarium, incausterium — происходит от содержимого чернильницы — чернил: atramentum (от лат. ater — черный) или от способа приготовления чернил: составные его части после смешивания нагревались, отсюда названия: encaustum — латинское, inchiost.ro — итальянское, enque, encre — французское, ink — английское.

    Чернила были изобретены в Китае еще до нашей эры. Античность широко пользовалась чернилами, изготовленными из сажи смолистых деревьев или из жженой слоновой кости с добавлением уксуса. Рецепты подобного рода чернил встречаются в сочинениях Плиния Старшего. Витрувия, Диоскорида. Античные чернила легко смывались, особенно на папирусе, поэтому писцы того времени пользовались для исправления ошибок водой и губкой. Существует предание, что во времена Калигулы при поэтических состязаниях некоторые авторы должны были слизывать языком свои неудавшиеся вирши.

    Средние века оставили 'многочисленные рецепты изготовления чернил, но в основном применялись два сорта: 1) чернила, созданные на основе продуктов обугливания или черной копоти, смешанной с клеем или растительным маслом; 2) чернила, приготовленные из сока чернильных орешков [1] с камедью.

    Чернилами первого типа широко пользовались в Азии и на Ближнем Востоке. На Западе ими писали тексты античных авторов. В средние века пользовались преимущественно чернилами второго типа. Эти чернила хорошо ложились па поверхность пергамена и активно проникали в него, так что смыть чернила водой с пергаменных рукописей почти пе удавалось. Это свойство чернил сохранило нам многие рукописи, попавшие в воду во время стихийных бедствий.

    Арабы завезли в Испанию свой рецепт приготовления чернил из сажи с уксусом и соком кислого винограда.

    Цветные чернила изготовлялись на минеральной основе: сернокислое железо, окись меди, хромокислый калий. Избранное вещество для приготовления нужного цвета чернил очень мелко толкли, затем смешивали с водой (по возможности чистой, дистиллированной), готовили экстракт, затем фильтровали.

    Изготовлением чернил и мастерских письма занимался специально какой-нибудь один монах. От XIII в. сохранились многочисленные свидетельства о существовании мастеров-ремесленников, которые приготовляли и продавали чернила. Канцелярии, университеты, цеховые писцы снабжались чернилами определенными мастерами. Так, в пергаменном свитке длиною в метр, хранящемся в Архиве Ленинградского отделения Института истории СССР АН СССР, сообщается, что уважаемый «papetier» Тома Леванассер, проживающий в Париже у «Фонтана невинных», с апреля по декабрь 1461 г. поставлял чернила для потариев Королевской канцелярии. В свитке записано, для кого и сколько чернил он принес и сколько получил за свой товар. Из перечисления видно, что французская Королевская канцелярия потребляла довольно много чернил, так как мастер приносил бутыли от 3 до 10 раз в месяц. На рынок же выносилось лишь небольшое количество чернил. Вот почему Петрарка в одном из писем жалуется, что не может купить чернил, чтобы переписать речь Цицерона.

    В настоящее время ученые, применяя новые методы исследования (электрофорез), активно изучают состав чернил, которыми написаны античные и средневековые рукописи. Умение определять их состав поможет устанавливать подлинность или подложность рукописных памятников.

    [1] Чернильные орешки образуются пп поверхности листьев дуба. Наилучшимн считаются чернильные орешки из Леванта.


    Киселева.

    Шомракова.

    Герчук.

    14.07.2018, 386 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.