AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Первые библиотеки - университетские, княжеские, городские. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//197/pervye-biblioteki-universitetskie-knyazheskie-gorodskie/ (дата обращения: 20.04.2024)

Первые библиотеки - университетские, княжеские, городские

Первые библиотеки - университетские, княжеские, городские

Содержание

    Университетские библиотеки

    Университеты и созданные при них библиотеки сыграли значительную роль в распространении книг и образования. В университетских аудиториях богословие начало постепенно уступать первенство светским наукам – соответственно изменился состав фондов библиотек. Круг пользователей университетских библиотек был значительно шире, чем в других средневековых библиотеках. В университетах зародились многие начинания, получившие в дальнейшем значительное развитие в практике библиотечной работы.

    В XII веке на основе епископских и городских школ стали создаваться университеты, сыгравшие выдающуюся роль в распространении образования и развитии библиотечного дела. Старейшими высшими учебными заведениями Европы были высшая медицинская школа в Салерно и университет в Болонье (Италия, XI в.), Парижский университет (Франция, XII в.), Кембриджский и Оксфордский университеты (Англия, XIII в.). К 1400 году в Европе действовали уже 55 университетов. При каждом университете существовала библиотека и скрипторий.

    В средневековых университетах концентрировалась вся наука того времени. Господство схоластики, сковывавшее и тормозящее развитие науки, сдерживало и рост престижа университетских библиотек.

    Средневековый университет (universalis) представлял собой по терминологии римского права корпорацию (corpus), объединявшую составные части по тому же принципу, по которому объединялись ремесленные цеха. Градации школяров, бакалавров, магистров и докторов соответствовали градациям учеников, подмастерьев и мастеров. Желающий обучиться мастерству поступал в обучение тому или иному мастеру.

    Составной частью каждого университета становится библиотека. И библиотеки университетов, и сами первые университеты были поначалу не похожи на научные центры античного общества — мусейоны («дома науки», в которых именно библиотека была «подразделением», определявшим суть деятельности этих научных и образовательных центров.

    Первой университетской библиотекой в Европе стала библиотека Болонского университета в Италии, основанная в XI в. Затем такие библиотеки появляются во Франции (Парижский университет), в Англии (Оксфорд, Кембридж), Чехии (Прага), Польше (Краков), Германии (Гейдельберг), Австрии, Швеции, Дании.

    К началу XVI в. в Европе было уже более 60 университетских библиотек. При университетах существовали скриптории (мастерские по переписыванию книг) и книжная торговля. Шире, чем в библиотеках монастырей и церквей, была представлена литература светская, научная, иногда даже опасная.

    Получение образования в средневековом университете было неразрывно связано с книгой, которая была важнейшим элементом обучения. В те времена не существовало выражения “преподавать” или “изучать курс”, говорили: “Преподаватель читает, а студент слушает такую-то книгу”. Учащийся должен был приходить на лекцию с книгой. Первоначально труды профессоров (учебники, комментарии) и студенческие конспекты размножались самими студентами или случайными людьми – бродячими монахами или писарями. При таком неумелом копировании в текстах было много ошибок, пропусков, которые при многократном переписывании накапливались и меняли смысл текста. Поэтому во многих университетах сложилась система издания и распространения книг. Были приняты специальные университетские уставы, регулировавшие подготовку, размножение и распространение рукописных книг, дело это было поручено особым чиновникам университета – так называемым стационариям.

    Фонды университетских библиотек соответствовали профилю обучения. Значительную часть коллекций составляла религиозная литература, так как теологические факультеты имелись во всех университетах и занимали особое положение. Светская литература была представлена книгами по медицине, праву, математике, естественным наукам и другим научным дисциплинам. В фондах некоторых университетских библиотек содержалась литература и еретического содержания, которая выдавалась с большими ограничениями. Например, в правилах одной из библиотек по этому поводу было записано: “Книги, учения которых осуждены, писания, опасные для чтения, должны доверяться только профессору богословия: однако он должен воздерживаться от них, если потребности аргументации или спора не заставляют его прибегать к ним. Сам профессор не должен их читать из-за чистого любопытства из опасения, чтобы яд не проник в него”.

    С точки зрения организации библиотечной деятельности университетские библиотеки значительно опередили в своем развитии библиотеки монастырей. Структура университетской библиотеки была более сложной и отражала историю становления самих университетов: они постепенно формировались из отдельных учебных заведений (коллегий, кафедр), каждое из которых имело свой профиль, и самостоятельность их была частично сохранена и после объединения. Соответственно и фонд университетской библиотеки имел децентрализованный характер и состоял из отдельных книжных собраний факультетов и кафедр.

    Выдача литературы на дом была значительной. Согласно правилам был установлен определенный порядок выдачи книг для чтения вне библиотеки, “чтобы нельзя было подменить одну рукопись той же внешности на другую, но меньшей ценности”. Как и в монастырских библиотеках, особо ценные издания на дом не выдавались, содержались на пюпитрах и были прикованы к ним цепями.

    Например, в библиотеке Сорбонны в 1338 г. согласно каталогу имелось 1720 книг, 300 из которых были прикованы.

    Пополнялись университетские библиотеки из собственных скрипториев и за счет даров и пожертвований.

    Открытие библиотеки Парижского университета

    Парижский университет стал первой богословской школой Европы, «источником мудрости», а Париж благодаря ему стал городом науки, «вторыми Афинами». Университет возник на основе объединения нескольких коллежей, созданных в свою очередь из частных школ. Официальное его оформление относится к 1200 г. Название «университет» в современном смысле слова появилось в 1262 г. В течение XIII в. деятельность университета усложнилась: он стал центром интеллектуальной жизни и наиболее сильной и влиятельной средневековой корпорацией такого рода. Начиная с XIII в. в его составе насчитывалось не менее 6 тыс.студентов.

    История создания библиотеки старейшего университета Европы в Париже – Сорбонны – показательна. В 1250 году духовник короля Людовика IX Робер де Сорбон пожертвовал университету личную библиотеку вместе со средствами на ее пополнение. По имени дарителя университет получил второе название – Сорбонна. Аналогично складывалась и судьба библиотек Оксфордского и Кембриджского университетов: они выросли из маленьких собраний книг, которые пополнялись за счет даров и завещаний.

    В каталоге Сорбонны уже в конце XIII в. значится более 1000 томов. Для их чтения была отведена специальная комната в 40 шагов в длину и 12 в ширину, со множеством небольших окон. В галерее на одинаковом расстоянии друг от друга располагалось 28 пюпитров, за которыми читали книги, прикрепленные к стенам длинными цепями.

    В Парижском университете возникла новая система переписки книг. Она заключалась в следующем. Университетская комиссия составляла список книг, необходимых для студентов, и тщательно проверяла текст экземпляра (его так и называли «exemplar-) каждой книги, состоявшей из несброшюрованных тетрадей в четыре .листа, называемых «pecia» (первоначальное значение «шкура», из которой делали лист пергамена). Все экземпляры сдавали на хранение стационарию. имевшему право за установленную университетской комиссией плату в пользу университета выдавать поочередно тетради студентам и магистрам. Цена за пользование тетрадью колебалась от 1 до 4 денье, для иностранцев - 6 денье.

    В библиотеке Парижского университета сложился наиболее высокий уровень библиотечной организации. Ее каталоги считают вершиной средневекового уровня каталогизации. Библиотека имела топографический каталог, который указывал место книги в фонде, и алфавитный указатель к каталогу, который облегчал поиск книги. Описание было подробным и включало, кроме заглавия книги, сведения о начальных словах текста, происхождении книги, шрифте, оформлении, цене. Фонд был расставлен в соответствии с античной классификацией наук (“семь свободных искусств”), а сама библиотека имела два отдела: большой и малый. Книгами из большой библиотеки можно было пользоваться лишь в читальне. Здесь хранились самые редкие издания по основным изучаемым в университете дисциплинам. В малой библиотеке хранились дубликаты и менее спрашиваемая литература, ее можно было брать для чтения на дом. Книги, выдаваемые за пределы библиотеки, записывались в особые журналы, но срок пользования ими не ограничивался. В результате значительная часть фонда (иногда до пятой ее части) находилась у читателей.

    Должность библиотекаря была выборной. Он избирался советом университета сроком на один год. Как правило, обязанности библиотекаря совмещались с преподавательской работой.

    Подобная организация работы библиотеки в Сорбонне стала примером для многих других европейских университетов.

    Бодлеанская библиотека Оксфордского университета.

    Книжное собрание ведёт свою историю от первой известной оксфордской библиотеки, основанной в XIV веке по завещанию Уильяма Кобена, епископа Вустерского (ум. 1327). Эта небольшая коллекция цепных книг была расположена над северной частью университетской церкви, на Хай-стрит.

    В 1410 году библиотека перешла в полное распоряжение университета, а несколько позднее расширением университетского собрания озаботился герцог Хамфри Глостерский. Благодаря его попечению в 1450 году библиотека переехала в новые, более обширные помещения, которые сохранились по сей день. При первых Тюдорах университет обнищал, Эдуард VI экспроприировал его книжные собрания, даже сами книжные шкафы были распроданы.

    Библиотека носит имя сэра Томаса Бодли (1545—1613) — известного собирателя старинных манускриптов, состоявшего на дипломатической службе королевы Елизаветы. Между тем её основателем должен считаться епископ Томас де Кобэм (ум. 1327), создавший при университете небольшое собрание книг, прикованных к полкам цепями во избежание их выноса за пределы здания.

    Оксфорд обладал одной из самых больших и богатых университетских библиотек – Бодлеанской. Поглядеть на эту достопримечательность приходили даже крестьяне с женами. При этом они шумели и топали ногами, поскольку не могли понять, что это такое и зачем это может пригодиться.

    Фонд Бодлеанской библиотеки состоял из трудов по теологии, истории, медицине и другим наукам. Одним из важных источников пополнения фонда были дары. Владельцы богатых частных библиотек завещали или отдавали их Университету. Например, известный библиофил Ричард де Бери отдал свое собрание, состоявшее из 1500 томов, студентам Оксфорда, который сам окончил и в котором некоторое время был библиотекарем (хранителем библиотеки). В своей знаменитой книге «Philobiblon» («Любокнижие») де Бери обращается к вечной проблеме надругательства над библиотечными книгами: «Есть школяры, которые настолько изгаживают книги, что лучше б повязали уж себе сапожный фартук и вытирали руки об него, а не о рукописи, расстилая и разглаживая их. А если приглянется им какое-нибудь место в книге, отчеркивают его грязным ногтем. Соломой пользуются для закладок. И над открытой книгой не стыдятся есть сыр и фрукты, размахивать наполненным стаканом. А если под рукой нет сумки, объедки оставляют в книгах. На книги опираются локтями и смятые тем листы разглаживают, сворачивая их в трубку вдоль и поперек, нанося книгам неимоверный ущерб. И прежде прочих из библиотек следовало бы гнать взашей тех, которые, упражняясь в рисовании, марают поля каракулями – причудливыми буковками и мордами животных».

    Княжеские библиотеки

    Карл Великий (724-824) – франкский король, а затем император огромного государства, равных которому не существовало со времен Римской империи. Карл Великий был для своего времени человеком просвещенным. Он знал греческий и латинский языки, хотя писать научился в зрелом возрасте. Современники отмечали вкус императора к литературе и наукам, которым он покровительствовал.

    Он составил своего рода научное общество, названное по античному образцу “Академией”. При Академии работал королевский скрипторий, в стенах которого десятки переписчиков собирали по рекомендации известных ученых древние греческие и латинские рукописи и копировали наиболее ценные из них. Книги из скриптория поступали в библиотеку Карла Великого. Из других источников поступлений книг в императорскую библиотеку следует назвать дары от соседних монархов и от многочисленных подданных, военные трофеи, привозимые из бесконечных походов Карла и книги, заказываемые в монастырских скрипториях. Заведовал библиотекой специальный придворный чиновник духовного звания. Из богатой библиотеки Карла Великого до нашего времени дошло всего несколько книг, не сохранился и каталог этой библиотеки.

    Король Англии Альфред Великий (849-900) также покровительствовал просвещению. При нем были сделаны переводы некоторых латинских авторов на англосаксонский язык, начато ведение регулярной летописи государственных событий, открыты школы при епископских кафедрах. Хотя точных доказательств существования библиотеки при дворе Альфреда Великого нет, но характер его деятельности позволяет предполагать, что при королевском скриптории была и библиотека.

    С XII века с ростом и расцветом городов, развитием торговли и ремесел увеличилось количество грамотных людей и появились крупные частные библиотеки. Среди них особенно выделялись королевские библиотеки, успешное развитие которых было предопределено целым рядом привилегий.

    Раньше других возникла библиотека французских королей. Созданная при Людовике VII (1120-1180), она прошла через периоды упадка и расцвета. Во время правления Людовика IX Святого (1214-1270) книгами из королевской библиотеки разрешили пользоваться не только членам королевской семьи, но и придворным и ученым. Это решение король принял после одного из крестовых походов. Увидев на Востоке общественные библиотеки, открытые для всех желающих, он распорядился при королевской церкви открыть нечто вроде общественной библиотеки.

    Заботился о постоянном пополнении фондов и Карл V Мудрый (1338-1380). Королевские расходы на книги при нем были огромны. Книги покупались и создавались в королевском скриптории. К концу XIV века фонд насчитывал около 1200 роскошно переплетенных и искусно иллюстрированных книг. Тогда же был составлен первый инвентарь библиотеки. Принято считать, что именно библиотека Карла Мудрого составила основу национальной библиотеки Франции.

    Одной из самых знаменитых частных библиотек средневековья была библиотека Ричарда де Бери (1286-1354). Он вошел в историю не столько благодаря всему этому, сколько благодаря неустанным трудам по собиранию книг и небольшому трактату о любви к книгам. Используя свое влияние на короля и дипломатические связи, де Бери пополнял свою библиотеку старинными книгами из Италии, Германии, Франции. Предполагают, что объем библиотеки составлял 1500 томов. Существовал каталог этой богатейшей по тем временам книжной коллекции, к сожалению, не дошедший до нашего времени. Это собрание по своему объему и систематичности способно было выдержать сравнение с библиотекой Сорбонны того времени. Судьба библиотеки де Бери трагична. Епископ завещал книги Оксфордскому университету, выпускником которого он был. Более полувека книги, собранные им с таким тщанием, пролежали в ящиках нераспечатанными. В конце концов, они рассеялись по рукам частных владельцев, сохранивших для нас лишь считанные экземпляры.

    Почти в каждом немецком княжестве, герцогстве или королевстве имелась принадлежащая ее главе княжеская (королевская) библиотека. Многие из этих библиотек были основаны в XVI и XVII веках, но, немецкие правители не были знатоками и ценителями книг. Поэтому фонд этих библиотек формировался нерегулярно и обычно случайно. Чаще всего книги поступали в библиотеки правителей либо из упраздненных после Реформации монастырских библиотек, либо по завещанию какого-нибудь родственника правителя, в виде подарков или путем сходной покупки. В результате этого в фондах придворных библиотек наряду с ценными книгами было много хлама. По соседству с книгами и рукописями в библиотеках часто хранились коллекции монет, медалей, картин, различные физические и метеорологические приборы.

    Одна из лучших библиотек была собрана выдающимся поэтом Франческо Петраркой (1304-1374). Известно, что особенно тщательно он собирал произведения античных авторов, а сочинения Вергилия он даже брал с собой в дорогу. Для собирания книг Петрарка использовал личные связи и поездки с дипломатическими миссиями. В тех случаях, когда он не мог приобрести оригинал, то заказывал копию, а иногда даже переписывал ту или иную книгу сам. В 1337 г. он составил каталог книг своей библиотеки, назвав его «Libre mei» (Мои книги), в который вошло более тысячи названий. В конце своей жизни Петрарка попытался сделать свою библиотеку доступной широкому кругу читателей. Покинув в 1362 г. Милан из-за надвигавшейся на город эпидемии чумы, он переехал в Палую, а затем в Венецию, и предложил правительству Венецианской республики принять в дар его библиотеку с тем, чтобы библиотека была передана собору св. Марка, что и было сделано.

    Судьба придворной библиотеки целиком зависела от прихотей и интересов правителя. Если правитель был книголюбом, то он заботился о ее пополнении и размещении, но чаще библиотеки годами не пополнялись и размещались в лучшем случае в пустующих залах дворца, в худшем случае – в старой оранжерее или бывшей дворцовой конюшне.

    Частные коллекции библиофилов сыграли огромную роль в формировании общедоступных (публичных) библиотек. Эти библиотеки действительно стали таковыми (в понимании, свойственном для того времени), хотя в сравнении с теми общедоступными (публичными) библиотеками, которые появились во всем мире значительно позже, они выполняли иные задачи. В данном случае понятие «общедоступная (публичная) библиотека» неотделимо от конкретного времени и представляет собой не абстрактную общедоступную библиотеку вне времени, а общедоступную библиотеку эпохи Возрождения.

    Библиотека Вольфенбюттеля

    Библиотека герцога Августа — историческая библиотека в немецком городе Вольфенбюттель (земля Нижняя Саксония, Германия). Первоначально — собрание книг просвещённого герцога Августа Брауншвейг-Вольфенбюттельского, ставшее публичным после его смерти в 1666 году.

    Герцог Август был заядлым библиофилом. Он собирал книги с детства; его агенты ездили по Европе, отовсюду привозя книги и рукописи. Свои библиотечные богатства он размещал в приспособленном для этих целей здании бывшей конюшни, располагавшейся неподалеку от Вольфенбюттельского замка. При нём началось составление каталога, и из 7200 его страниц (шесть фолиантов) он собственноручно заполнил более половины. Часы, проведённые им за чтением книг, забывая о еде и сне, он считал лучшими в своей жизни. За время своей жизни он собрал такое количество книг, которое стало называться «восьмым чудом света». Многие учёные Европы стремились поработать в этой библиотеке. Когда герцог скончался, в вольфенбюттельском собрании Bibliotheka Augusta насчитывалось 134 000 единиц хранения.

    В начале XXI века в фондах библиотеки числится около миллиона наименований книг, в том числе 12 000 рукописей за время от античности до средних веков, 5000 книг эпохи начала книгопечатания, и тысячи морских и сухопутных карт.

    Городские библиотеки

    Создание первой в Европе публичной библиотеки связано с именем упоминавшегося итальянского библиофила Никколо Никколи (1365-1437). Никколи был известен своей коллекцией манускриптов. Книги ему доставляли специальные уполномоченные, агенты из разных стран. Издания, которые невозможно было приобрести, Никколи заказывал переписывать.

    Никколи не занимал никаких официальных должностей, и все же, как пишет его современник, “ни один сколько-нибудь знаменитый человек, приезжавший во Флоренцию, не пропускал случая посетить его”. Двери библиотеки Никколи были открыты для знатоков. К концу жизни собрание Никколи насчитывало 800 манускриптов. По величине своей оно уступало лишь Ватиканской библиотеке.

    Вслед за Петраркой и Боккаччо, Никколо Никколи завещал свою библиотеку родному городу с обязательным условием: книги должны быть доступны всем желающим. Однако воля покойного не была выполнена сразу: на библиотеке Никколи лежали долги, и ее должны были распродать по частям. Благодаря вмешательству правителя Флоренции Козимо Медичи этого не произошло. Медичи расплатился с кредиторами и, более того, решил пополнить библиотеку новыми книгами. Желая делать это планово, он обратился к другу Никколи – секретарю папской курии Томазо Перентучелли, ставшему впоследствии римским папой, с просьбой составить список желаемых приобретений. Согласно перечню библиотека докомплектовывалась: книги частью были куплены, частью – переписаны.

    Вслед за Италией публичные библиотеки открываются в Англии (XV в.), Германии и Швеции (XVI в.), Франции (XVII в.). Все чаще в собственность городов передаются монастырские библиотеки. В кругу именитых и образованных горожан стало модным завещать свои книжные собрания городу или местному университету. Эти библиотеки не были публичными в нашем современном понимании, но они существенно отличались от средневековых библиотек с их скудным фондом и крайне узким кругом читателей, ограниченным владельцем частной библиотеки или отцами церкви. В библиотечных фондах преобладающими становятся книги светского содержания на национальных языках. Доступ к фондам получают не только епископы, монахи, ученые и студенты, но и купцы, мастера, инженеры, юристы.

    Марчана в Венеции, Амброзиана в Милане и др.

    Библиотека Марчиана (Национальная библиотека св. Марка) — крупнейшая библиотека Венеции. Её собрание насчитывает около 13000 рукописей, 2883 первопечатные книги и 24055 книг XVI века.

    Начало библиотеке положил сделанный Венецианской республике 31 мая 1469 года кардиналом Виссарионом дар книжного собрания, насчитывавшего 750 рукописей на латыни и древнегреческом, не считая первопечатных книг. В продолжение всего существования республики общедоступное собрание пополнялось за счёт вкладов аристократических семейств, а в начале XIX века — ещё и благодаря поступлению книг из распущенных Наполеоном монастырей.

    В 1530-е годы библиотекой руководил влиятельный Пьетро Бембо. Не без его участия были выделены средства на возведение здания библиотеки в квартале Сан-Марко. Строительство началось в 1537 году по проекту Якопо Сансовино, достройкой в 1580-е годы занимался Скамоцци. Над украшением залов библиотеки трудились Паоло Веронезе, Франческо Сальвиати, Андреа Мелдолла и другие знаменитые мастера того времени. По мере роста библиотеки она заняла и соседние здания, включая построенный по проекту Якопо Сансовино в 1537—1547 годы монетный двор.

    Амброзиана — библиотека в Милане, учрежденная кардиналом и архиепископом Федерико Борромео. Названа по имени отца церкви Святого Амвросия Медиоланского, епископа и покровителя Милана. Старейшая общедоступная библиотека Италии.

    Сооружение началось в 1603 году, библиотека была открыта для публики 8 декабря 1609 года (после Бодлианской библиотеки, открывшейся в Оксфорде в 1602 году, это вторая публичная библиотека Европы). Древнейшие рукописи были перевезены в Милан из провинциального монастыря св. Колумбана. При библиотеке была открыта типография, здесь размещалась также школа классических языков. Кроме того, в библиотеку вошли Академия и Пинакотека, учрежденные тем же Федерико Борромео.

    В библиотеке хранятся 12 рукописей Леонардо да Винчи, 12 тысяч рисунков европейских художников XIV—XIX веков, иллюминированное издание «Илиады» (Ilia Picta, V в.), Вергилий с иллюстрациями Симоне Мартини и маргиналиями Петрарки, Бангорский антифонарий (VII в., один из древнейших памятников средневековой гимнографии), многие другие ценности культуры.

    Библиотека Мазарини - старейшая публичная библиотека Франции, находится в Париже.

    Желая, чтобы его библиотека богатством книжного собрания, великолепием помещения и тщательной организацией превзошла все известные библиотеки Европы, Мазарини пригласил для устройства этого дворца-музея знающего человека, Габриэля Нодэ (1600-1653).

    Мазарини поставил перед Нодэ задачу: создать грандиозную, невиданную в Европе, библиотеку за неслыханно короткий срок. Нодэ соблазнила и сама эта задача, и то, что у него не будет в организации библиотеки финансовых ограничений. Но более всего Нодэ был покорен обещанием Мазарини открыть двери библиотеки для публики.

    Нодэ начал активно комплектовать библиотеку: он покупал книги целыми коллекциями и опустошал книжные лавки. В 1644 году библиотека, в которой было уже 45 тысяч томов, открылась для читателей. Читальный зал был рассчитан на 100 человек одновременно. Книжный фонд Нодэ расположил в систематическом порядке: отдельные залы были отведены под философию, теологию, естественные науки, политику и т. д.

    После бегства Мазарини из Парижа во время Фронды его первая библиотека была потеряна. Когда в 1651 году, опасаясь народного гнева, кардинал тайно бежал из Франции, Парижский парламент отдал приказ об аресте Мазарини и конфискации его имущества. Была назначена огромная денежная премия за голову кардинала. Но денег у парламента не было и для того, чтобы собрать средства на премию, решено было распродать с аукциона библиотеку Мазарини. Нодэ, как мог, старался предотвратить или хотя бы отсрочить этот аукцион, но он не в силах был противостоять парламенту и за несколько дней библиотека, которую он создавал целое десятилетие, распалась, как карточный домик.

    Вернувшись в Париж, он стал заново собирать коллекцию. В 1643 году к библиотеке получили доступ учёные, а в 1661 году, после смерти Мазарини, по его завещанию библиотека перешла в собственность Коллежа четырёх наций. В 1682 году библиотека открылась в восточном крыле здания колледжа, в котором с 1805 года также размещается Институт Франции.

    Во время Французской революции и без того немалая коллекция из 60000 томов пополнилась за счёт книг, конфискованных у дворянства и церкви. Тогда же библиотека стала публичной.


    Володин. Всемирная история библиотек.

    Талалакина. История библиотечного дела за рубежом.

    Рубанова. История библиотечного дела.

    24.02.2019, 6229 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.