AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Тенденции развития библиотек в информационном обществе. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//194/tendenczii-razvitiya-bibliotek-v-informaczionnom-obshhestve/ (дата обращения: 27.04.2024)

Тенденции развития библиотек в информационном обществе

Тенденции развития библиотек в информационном обществе

Содержание

    Изменения, происходящие в обществе, не могли не затронуть и библиотеку как социальный институт: усиливается их гуманитарная миссия,  библиотекари проводят множество исследований с целью определить место библиотеки в информационном обществе,  и активно продвигают чтение книг в сети Интернет.

    Процесс информатизации библиотечного дела активно начал развиваться в 70-80-е годы прошлого века, когда стало понятно, что библиотечная и информационная отрасль тесно связаны между собой, так как обе занимаются поиском, обработкой, хранением информации и доведением её до потребителей. Особенно это коснулось идеи автоматизированного информационного поиска и АСПИ. Активно велась разработка теории информационно-поисковых систем.

    В 80-е годы информатизация общества начала рассматриваться как обязательная составляющая социального прогресса, в связи с чем начались интенсивные работы по ее реализации. В 2000 г. президент подписал «Хартию глобального информационного общества»,  Россия подключилась к программе ЮНЕСКО «Информация для всех», а в 2010 г. была принята долгосрочная программа «Информационное общество» на 2011-2020 гг.

    Применительно к библиотечному делу Р.С.Гиляревский в 2006 г. предложил считать информатику дисциплиной об общих свойствах и закономерностях существования информации и ее передачи и получения. И в последние годы можно увидеть, что библиотека в сознании и читателей, и сотрудников, перестает быть просто хранилищем книг, а становится местом, где хранится и распространяется информация. При этом библиотека сохраняет статус учреждения, где все сведения тщательно проверяются.

    Ключевая тенденция в развитии библиотечного обслуживания – ускорение выполнения запросов, т.е. время от получения заявки до ее выполнения сокращается в разы. Этого удалось достичь благодаря развитию информационных технологий, методов удаленных коммуникаций с читателями (эл. почта, мессенджеры, соц. сети, личный кабинет и система бронирования) и возможности поиска в корпоративных ресурсах, в том числе и удаленных. По этому принципу работают виртуальные справочные службы, подбирая литературу не только в своих фондах, но и в ЭК других библиотек, том числе и сетевых.

    Для определения достоверности и надежности сетевого ресурса в РНБ создали справочник по поиску и отбору интернет-ресурсов, а в журнале «Информационные ресурсы России» публикуются списки достоверных ресурсов.

    Общая тенденция, с развитием электронного обслуживания, состоит в том, что количество людей, которые сами приходят в библиотеку за информацией, уменьшается – они предпочитают получать нужные сведения «не вставая из-за компьютера»; соответственно, расширяется география таких пользователей – сделать тематический запрос в РГБ можно, находясь например в Саратове. Вместе с тем расширяется роль библиотек именно как культурных центров, где можно не только взять книгу, но и ….

     Активно развивается предоставление читателям полнотекстовых копий документов – подпиской на БД издателей, оцифровкой собственных фондов.  Для решения организационных вопросов, связанных с приобретением и использованием лицензионных ресурсов библиотеки все чаще объединяются в корпорации, ЦБС, чтобы совместно решать однотипные проблемы. Здесь же мы видим корпоративную каталогизацию, сводные каталоги и совместный доступ к лицензионным БД.

    Для чтения тех документов, доступ к которым возможен только из библиотеки, организовываются компьютерные залы. Там же  читатели могут самостоятельно осуществлять поиск нужных изданий. Также библиотеки ввели в ассортимент такие услуги, как копирование части документа или запись его на съемный носитель, с соблюдением авторского права. 

    Еще одна важная тенденция развития в современных библиотеках – это повышение информационной грамотности читателей путем обучения их информационному поиску.  – тут подробнее.

    В общем и целом идет укрупнение библиотек за счет ликвидации мелких библиотек. Необходимые документы предполагается получать посредством МБА или по ЭДД.  

    Библиотека в современном информационном обществе – ключевое связующее звено между огромным массивом информации и конечным потребителем этой самой информации.  И здесь роль библиотекарей состоит в том, чтобы из всего этого массива дать читателям проверенную, достоверную и качественную информацию, релевантную его запросу.

    22.08.2020, 1124 просмотра.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.