AAA
Обычный Черный



Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Версия для печати

Проектная и инновационная деятельность библиотек

Проектная и инновационная деятельность библиотек

Содержание

    Проектная деятельность

    Проектная деятельность библиотек позволяет осваивать наиболее перспективные направления, стать доступным центром общения для населения. Работа библиотек по программам позволяет им целенаправленно вести работу по различным направлениям во взаимодействии со всеми заинтересованными лицами и организациями – социальными партнерами.Программно-проектная деятельность библиотек в современных условиях рассматривается как эффективный механизм развития творческой активности библиотечного сообщества, совершенствования форм и методов социального партнерства и привлечения новых источников финансовых средств для развития библиотек.

    Библиотечные проекты - социальные некоммерческие проекты в области обеспечения более полного и качественного доступа населения к информации. Библиотеки ведут проектную деятельность как за счет собственных средств, так и путем привлечения дополнительного финансирования.Источниками последнего являются органы местного самоуправления, а также многочисленные организации и фонды, занимающиеся благотворительной деятельностью и выделяющие гранты (денежные суммы) для реализации проектов.

    В библиотечном деле проект нацелен на эффективное использование новых информационно-библиотечных технологий и имеющихся библиотечных ресурсов. Для современной библиотеки – это средство управления, планирования и определения основных направлений использования ресурсов.

    Цель, задачи, значение проектной деятельности. Мониторинг библиотечно-информационной деятельности для выявления приоритетных направлений проектной деятельности

    Цель проектной деятельности библиотек

    Проект может быть ориентирован на достижение следующих целей: привлечения новых читателей, развитие спонсорства и партнерства, усиление роли библиотеки в местном сообществе, повышение качества обслуживания, улучшение имиджа, развитие новых направлений в работе и т. д.

    Типология библиотечных проектов (задачи)

    Задачи проектной деятельности - конкретные, поддающиеся количественному измерению «шаги» к достижению цели. Они максимально конкретизированы. Обычно их выдвигается несколько. Они реальны, реализуются в определенный срок силами проектной группы, или привлечённых специалистов. Задачи всегда указывают на конкретный результат

    Значение

    В библиотечном деле осознана важность проектов, которые позволяют создавать и осваивать новые информационно-библиотечные технологии, наиболее эффективно использовать библиотечные ресурсы, активно взаимодействовать с органами власти, общественностью и партнерами. В результате проекты превращаются в ключевой фактор, определяющий успех и расширение библиотечной деятельности.

    Среди предпосылок для наиболее благоприятной и эффективной работы с проектами выделяют: ликвидацию планово-распределительной системы, формирование правового регулирования; децентрализацию управления; определенные изменения в психологии управленцев и развитие компьютерных программ. Именно проектный менеджмент или управление проектами, по мнению большинства специалистов, становится важной и актуальной технологией, позволяющей библиотеке постоянно развиваться.

    Сегодня при переходе всех отраслей в систему рыночных отношений, управленческая структура библиотечной сферы остается почти неизменной, следовательно, неадаптированной к внешним и принципиально новым условиям. Для того чтобы создать благоприятные условия для выхода библиотеки из сложившейся ситуации, необходимо иное концептуальное обоснование жизнедеятельности библиотек в условиях экономической и социальной дезинтеграции и регионализации всех сфер российской жизни. В связи с этим эффективным и значимым типом управления для решения проблем такого рода является проектное программирование.

    Несомненно, ключевым фактором здесь выступают широкие преобразования в самых различных областях библиотечной деятельности, что требует адекватного механизма управления реформами.

    Другой фактор – возрастающая сложность проблематики, решаемой современной библиотекой. Надо сказать, что именно комплексность и многоаспектность библиотечной деятельности как объекта руководства заставляли и в прежние периоды обращаться к формам управления программами и проектами, но отображали они своеобразие существовавшего тогда идеологического, социального, экономического окружения. К таким формам следует отнести программно-целевое управление, широко использовавшееся в руководстве централизованными библиотечными системами, в организации методической работы и т.п.

    Наконец, немаловажным фактором является то, что управление проектами изначально создавалось и развивалось в странах с демократической ориентацией и рыночной экономикой, что нашло отражение в методах решения многообразных задач осуществления проектов. По мнению ряда авторов, анализ существующей практики управления показывает, что особенностью современной управленческой деятельности является тотальный дефицит материальных и финансовых ресурсов; расширение полномочий региональных и местных властей и принятия стратегических решений регионального и местного уровня.

    В связи с широкой демократизацией и гуманизацией библиотечной деятельности, использованием в руководстве библиотекой концепций менеджмента и маркетинга, формируется достаточно устойчивая база применения этих методов.

    Про мониторинг БИД для выявления приоритетных направлений деятельности

    Мониторинг БИД - определение потребностей в исследованиях путем поиска признаков, характеризующих уровень соответствия библиотечной деятельности объему, содержанию, структуре потребностей.

    Главной целью работы библиотеки является быстрое и качественное удовлетворение запросов пользователей. Для этого необходимо постоянно исследовать, изучать интересы, требования и возможности современного пользователя, что требует внедрения маркетинга и совершенствование организации управления библиотекой.

    Читатели приходят в библиотеку с запросами от простейших до сложных. Это означает, что библиотеки должны ориентировать собственную деятельность относительно изменяющегося контингента читателей и их потребностей.

    Для достижения этой цели библиотекам необходимо: вести активный инновационный поиск в совершенствовании обслуживания читателей; внедрять новые технологии в библиотечные процессы; использовать современные методики работы с читателями.

    Все эти процессы влекут изменения в организации управления библиотекой. Совершенствование организации управления становится одним из способов развития российских библиотек в условиях недостатка средств, выделяемых библиотекам для их реконструкции, реструктуризации и технического переоснащения.

    Виды библиотечных проектов. Характеристика современных библиотечных проектов

    Проект может существовать в двух формах:

    • а) как составная часть программы, представляющая собой форму конкретизации и содержательного наполнения приоритетных направлений развития социокультурной жизни территории;
    • б) как самостоятельный вариант решения локальной проблемы, адресованный конкретной аудитории.

    И в первом и во втором случае проект– это как бы локальная программа, ориентированная на преодоление или профилактику различного рода проблем путем содержательных и структурных изменений в социокультурной среде и в основных сферах жизнедеятельности личности, создания условий успешной самореализации человека за счет оптимизации его образа жизни, форм и способов его взаимодействия со средой.

    Любой проект – это комплекс взаимосвязанных работ, для выполнения которых выделяются соответствующие ресурсы и устанавливаются определённые сроки. Проект –это разовая деятельность, которая:

    • ― неповторима, уникальна;
    • ― имеет конечную цель и промежуточные задачи;
    • ― производит чётко обозначенный конечный результат, который может быть оценен;
    • ― состоит из последовательных взаимосвязанных работ;
    • ― использует ограниченное количество ресурсов: финансовых, информационных, временных;
    • ― имеет обозначенные временные рамки (дату начала и окончания работ).

    Проект – есть способ выражения идей и задач, мер и действий по достижению намечаемых целей, необходимых ресурсов для практической реализации замыслов, сроков воплощения идеи.

    Проект представляет собой особую знаковую форму отображения потребностей, интересов, установок, стремлений людей, направленную на преобразование природы, общества, самого человека.

    Виды

    Существуют различные типологии проектов и программ, например:

    1. По содержанию

    • ― научные;
    • ― производственные;
    • ― технологические;
    • ― организационные;
    • ― управленческие;
    • ― социальные (к которым и относятся в большинстве библиотечные проекты).

    2. По срокам решения проблемы и достижения желаемой цели

    • ― краткосрочные (проекты продолжительностью до 1 года);
    • ― среднесрочные (программы от 1 года до 5 лет);
    • ― долгосрочные (концепции от 5 до 10 лет и более).

    3. По масштабам

    • ― монопроекты (для одного учреждения культуры);
    • ― мультипроекты (для нескольких учреждений культуры);
    • ― мегапроекты (для учреждений культуры какого-либо региона).

    4. По характеру целей и задач, направлениям деятельности (некоторые):

    • ― пилотные,
    • ― инвестиционные,
    • ― инновационные,
    • ― информационные,
    • ― стратегические,
    • ― экономические,
    • ― социальные,
    • ― образовательные,
    • ― культурно-досуговые.

    5. По особенностям финансирования:

    • ― спонсорские,
    • ― кредитные,
    • ― бюджетные,
    • ― благотворительные.

    Характеристика

    Наиболее распространенной в различных сферах деятельности является классификация по признаку масштабности, предполагающая деление на мегапроекты, мультипроекты, монопроекты. 

    Мегапроект представляет собой целевую программу развития культуры на различных уровнях управления. Мегапроект содержит ряд взаимосвязанных проектов развития не только библиотечной сферы, но и музеев, театров, центров досуга, то есть всей культурной среды, интегрированной в мегапроекте общей целью, выделенными ресурсами и отпущенным на их выполнение временем.

    В библиотеках России мегапроекты формируются, поддерживаются на высших уровнях управления: государственном (межгосударственном), республиканском, областном, реже муниципальном и др.

    Мегапроект обладает рядом отличительных черт: высокой стоимостью; трудоемкостью; длительностью реализации; отдаленностью районов реализации, а следовательно дополнительными затратами на инфраструктуру; влиянием на социальную и культурную среду региона и даже страны в целом.

    Мегапроект носит макроэкономический характер, затрагивает интересы значительной части населения региона, требует тщательной подготовки, специальных методов координации и управления при его осуществлении.

    Мультипроекты – комплексные программы, связанные с определением концепций и направлений стратегического развития библиотек, приспособленного к динамичным изменениям внешней среды. Такой тип программирования формируется в библиотечной сфере на уровне малого города.

    Поскольку у всех городов стартовые условия неодинаковы, при проектировании регионального развития библиотечного обслуживания должен быть реализован дифференцированный ситуационный подход. В ходе исследования была проведена типология районных централизованных библиотечных систем (ЦБС) малых городов, определяющая дифференциацию региональных мультипроектов.

    Монопроекты осуществляются на уровне одной библиотеки, имеющие определенную цель, четко определенные нормы финансирования, ресурсного обеспечения, установленные сроки и конкретное содержание. Монопроекты в библиотечной сфере отличаются большим разнообразием: организационные, инновационные, управленческие, исследовательские, технические, экономические, социальные и др.

    Исследуя различные виды библиотечных проектов, З.И. Злотникова выделила еще один класс - малые проекты, которые чаще всего используются в небольших публичных библиотеках. Они невелики по масштабу, просты и ограничены ресурсами и временными рамками. Значительная часть из них проектируется и реализуется в связи с какими-то знаменательными событиями в конкретном регионе. Как правило, они не требуют дополнительных ресурсов, сроки реализации небольшие – от месяца до года.

    Малые проекты допускают ряд упрощений в процессе проектирования, реализации и формирования команды проекта. В таких проектах возможно кратковременное перераспределение всех видов ресурсов: интеллектуальных, финансовых, информационных, материальных и др. Гибкая организация в управлении, тщательное определение конечных целей, четкое распределение задач, взаимозаменяемость членов команды, предопределяют эффективность малого проекта.

    Развитие информационно-библиотечной деятельности привело к образованию еще одного класса, выходящего за рамки традиционного деления на моно-, мульти- и мегапректы. Речь идет об международных проектах, отличающихся значительной сложностью и высокой стоимостью. Поскольку разработка таких проектов требует учета различий в нормативной и правовой базе стран-участниц, время на подготовку международных проектов увеличивается, значительно повышается и уровень требований к точности и качеству исполнения.

    Практическая значимость классификации проектов заставляет обратить внимание на их содержательные факторы. Многообразие этих проектов только подчеркивает большое количество задач, решаемых библиотеками и те тенденции, которые проявляются в их микро и макроокружении.

    Пилотный проект основан на более гибкой структуре проектного цикла для снижения риска инвестиционной деятельности на подготовительном этапе проекта. Это новый тип библиотечных проектов, которые предшествуют инвестиционным проектам.

    Инвестиционный проект определяется как инвестиционная акция, предусматривающая вложения определенного количества ресурсов, в том числе интеллектуальных, финансовых, материальных, человеческих, для получения запланированного результата и достижения определенных целей в обусловленные сроки. В перспективе такие проекты будут активно осуществляться и в непроизводственной сфере, но для этого федеральным и региональным органам власти необходимо создать условия для частных вложений в реализацию инвестиционных проектов в библиотечной сфере. Здесь использование бюджетных и собственных средств, получение кредитов и льгот, долевое участие различных инвесторов создадут соответствующий ресурсный потенциал для сжатых сроков реализации.

    Создание информационных проектов обусловлено широким внедрением новых информационных технологий в деятельность библиотек, основанных на применении вычислительной техники и связанных с нею средств и методов автоматизации информационных процессов.

    Содержание информационных проектов становится многоаспектным : беспрепятственное получение нужной информации, свободный доступ к ней, формирование единого социально-культурного пространства, интеграция библиотек, информационные технологии, ресурсы т.д.

    В инновационных проектах главная цель - разработка и применение новых технологий и других нововведений, обеспечивающих развитие библиотеки. Характерно, что в инновационных проектах предусмотрена процедура уточнения отдельных целей по мере достижения определенных результатов, а также коррекция сроков завершения в зависимости от ситуации и общих результатов.

    Стратегические проекты выступают неотъемлемой составляющей стратегического управления. Под стратегическим проектированием понимается процесс разработки и поддержания стратегического равновесия между целями и возможностями в изменяющихся условиях. Предназначение такого проектирования – определить наиболее перспективные направления деятельности библиотеки, обеспечивающие ее развитие.

    Сущность стратегических проектов заключается:

    • – в определении стратегической цели библиотеки, которая бы не создавала препятствий в решении текущих задач;
    • – формирование материальных, кадровых и финансовых ресурсов библиотеки, ориентированных на стратегические цели, для эффективного реагирования на непредвиденные изменения во внешней среде.

    Маркетинговые проекты нацелены на разработку стратегии развития библиотеки, приоритетных направлений библиотечной деятельности во внешней среде. Результатами завершения данного типа проекта являются: разработка нормативной, научной, регламентирующей документации; анализ проведенных социологических, маркетинговых исследований, анкетирования и т.д., которые становятся основой для выработки стратегии в библиотечной сфере. Такие виды проектов характерны для федеральных, республиканских, краевых и областных библиотек, одним из видов, деятельности которых является организация и проведение научно-исследовательской работы. Реже маркетинговые проекты реализуются в муниципальных библиотеках, поскольку средства на осуществление маркетинговых исследований обычно бывают очень ограниченными, нет профессиональных маркетологов, владеющих технологиями маркетингового исследования и планирования.

    Организационные проекты направлены на реорганизацию библиотек, изменение их структуры, создание новых библиотек, филиалов, проведение крупных международных конференций, выставок и т.д. Цели здесь заранее четко определены, однако количественные и качественные результаты труднее определить, поскольку они зависят от организационных изменений в системе. Сроки и продолжительность проекта определены заранее, ресурсы, как правило, предоставляются по мере возможности. Расходы на организационный проект требуют четкой экономической обоснованности, а также корректировки по мере его реализации.

    Корпоративные и партнерские проекты. Кооперация и партнерство являются важными факторами решения масштабных задач, стоящих перед библиотеками. Устранить дублирование функций, несогласованность действий, обеспечить эффективное использование интеллектуальных, информационных и материальных ресурсов помогают корпоративные и партнерские проекты, которые в условиях ограниченности ресурсов приобретают особую значимость и актуальность.

    Образовательные проекты решают цели, связанные с реализацией образовательной функции библиотек и направлены на обеспечение доступа к электронным источникам знаний и информации, предоставление учебных, образовательных баз данных, в том числе на электронных носителях информации.

    Социальные проекты выполняют важную миссию с точки зрения социальной необходимости, полезности, привлекательности. Они создают условия для адаптации населения к новой социально-экономической обстановке в регионе. В принципе, каждый библиотечный проект по своей сути социален. 

    Проекты, специализирующиеся на организации повышения квалификации, решают проблемы налаживания процесса непрерывного образования. В современных условиях необходимость разработки такого рода проектов диктуется многими факторами: внедрением и освоением новых технологий, приобретением навыков аналитической работы с целью изучения внутренней и внешней среды библиотеки, обучением новым принципам и методам информационно-библиотечного обслуживания.

    Культурно-досуговые проекты связаны с поиском новой роли библиотек в условиях социально-культурной среды. Они нацелены на организацию досуга, становление библиотеки в качестве культурного центра, места проведения встреч, вечеров, дискуссий, клубов по интересам. Смысл такого рода проектов состоит не только в том, чтобы организовать свободное время в культурной обстановке, но и в том, чтобы консолидировать местную интеллигенцию, привлечь внимание руководителей, органов местного самоуправления к деятельности библиотеки.

    Жизненный цикл проекта. Методы поиска проектных решений. Создание проектной документации. Формирование команды проекта. Фандрайзинг в проектной деятельности библиотек

    Жизненный цикл проекта

    Понятие жизненного цикла проекта является одним из важнейших для менеджера, поскольку именно текущая стадия определяет задачи и виды деятельности, используемые методики и средства. Существует общее мнение, что проект от своего начала до завершения проходит определенные этапы. Полная совокупность этих этапов и составляет «жизненный цикл проекта». Не существует одного единственного универсального списка фаз, стадий, процессов. Связано это как с различными подходами к реализации проектов, так и с тем, кто их реализует. Некоторые жизненные циклы состоят из 4 или 5 фаз, но некоторые имеют 9 фаз и более. Фаза проекта обычно завершается изучением проделанной работы и ее результатов, чтобы определить, насколько они приемлемы, и решить, необходимы ли дополнительные работы, или фазу можно считать закрытой. Часто еще до завершения текущей фазы руководство проводит анализ для принятия решения о начале операций следующей фазы. Точно также фаза может быть закрыта без принятия решения о начале другой фазы. Например, если проект был завершен, или риск был оценен как слишком большой, чтобы продолжать проект.

    Типичный жизненный цикл проекта состоит из четырех фаз:

    1. 1. Начальная фаза (подготовка к проектированию).
    2. 2. Фаза разработки и оформления.
    3. 3. Фаза реализации.
    4. 4. Фаза завершения.

    Достаточно часто возможно параллельное выполнение работ разных фаз, что вызывает перекрытие фаз и сокращение продолжительности проекта в целом.

    Главным содержанием работ на начальной фазе библиотечного проекта является разработка концепции проекта, которая включает в себя:

    1. 1. сбор первичных данных и их анализ, выявление проблемной ситуации и необходимости в изменениях;
    2. 2. определение социальной цели, задач, основных требований, необходимых ресурсов, времени и средств, анализ окружения проекта, отбор участников проекта, определение возможных рисков;
    3. 3. определение возможных путей решения проблемы, их оценка,выработка на их основе предложений;
    4. 4. поиск финансирующих организаций, защита концепции и оформление заявок на финансирование.

    На начальном этапе реализации проекта важно определить его основную идею. Четкая, логичная формулировка проектной идеи – одно из условий нахождения взаимопонимания с коллегами, партнерами, спонсорами.

    Разработка проекта включает в себя два этапа (при этом возможно их параллельное сосуществование):

    1. 1. Планирование проекта: создание проектной группы; определение обязанностей и распределение их в проектной группе;составление детального плана работы; составление рабочего графика по реализации всех пунктов плана, планирование ресурсов и результатов.
    2. 2. Разработка непосредственно проекта, его документальное оформление.

    Формулирование проблемы – это описание социальной ситуации и социальной проблемы, на решение которой направлен проект. При написании проблемы необходимо обозначить круг людей, которых касается эта проблема, привести количественную и качественную информацию. Проблема должна отражать не внутренние трудности организации, а проблемы в обществе, которые организация, разрабатывающая проект, хочет решить.

    Определение цели – это то, ради чего задумывался проект. Задачи – конкретные шаги, которые необходимо выполнить для изменения существующей ситуации на лучшую, это шаги для достижения цели. Цели и задачи логично вытекают из поставленной проблемы.

    Организационный план должен прояснить, как реализуется проект для достижения поставленных задач. Он отражает следующие аспекты: кто будет отвечать за выполнение поставленных задач, что будет сделано (мероприятия), какие ресурсы будут задействованы, каковы сроки выполнения задач.

    Фаза реализации проекта содержит в себе несколько важных функций: организация деятельности по проекту, контроль за ходом реализации, анализ работы в проекте. Функция организации деятельности состоит в том, чтобы обеспечить выполнение запланированного. Организовать – значит разделить на части, делегировать выполнение общей задачи по частям путем распределения полномочий, ресурсов и обязанностей.

    Контроль – это процесс обеспечения достижения целей проекта, система наблюдений и проверка соответствия процесса функционирования подсистемы принятым решениям.

    Анализ – это не описание фактов и явлений, это их объяснение. В ходе анализа можно выяснить, благодаря чему достигнута цель или почему не достигнута. Анализ обеспечивает основу для формулирования (уточнения) целей, принятия управленческих решений, своевременного корректирования работы и адекватной оценки труда работников.

    Процессы реализации проекта: инициация, планирование, исполнение, контроль, анализ, завершение.

    Инициация – после регистрации проекта и проведения презентации принимается решение о начале и сроках выполнения проекта. Для презентации и визуального фиксирования проекта можно использовать схемы, модели или карту проекта. Структура карты проекта похожа на дерево и выглядит, как разрастание его ствола путем ветвления. В такой структуре используется принцип "от общего к частному".

    Схематично "дерево проекта" состоит из шести частей:

    • ― корни дерева – постановка проблемы (истоки проблемной ситуации);
    • ― от корней поднимается вверх ствол – идея;
    • ― крупные ветви (цель) расходятся на более мелкие – задачи;
    • ― на ветви нанизываются листья – мероприятия по достижению поставленных задач;
    • ― среди листьев вырастают плоды – ожидаемые результаты проекта.

    Представлять цели, задачи или проект в виде карты, модели, схемы не обязательно, но желательно, т. к. это имеет ряд преимуществ: четко видна главная цель; наглядно расположены смысловые связи (цели – задачи – методы); проект становится более наглядным и лучше запоминается.

    Главной задачей завершения проекта является консолидация всех знаний и навыков, полученных в ходе его реализации. Важным в заключительной стадии жизненного цикла проекта становится анализ достижений и ошибок, выявление новых управленческих приемов.

    Здесь же идет формирование отчета по результатам реализации проекта. Главное, чтобы в отчете было показано и доказано, что цель проекта достигнута. Отчет составляют в полном соответствии с текстом проекта – в той же последовательности, как он написан. В него включается: все организационные документы (приказы, распоряжения, инструкции, памятки…), рецензии и отзывы, публикации в СМИ, скриншоты Интернет-сайтов, благодарственные письма, фотографии, видеозаписи, финансовые документы и т.д

    Методы поиска проектных решений

    Методы поиска проектных решений делят на информационные и эвристические.

    Информационный поиск сводится к поиску, изучению и анализу известных решений, в том числе из смежных отраслей. Найденные решения приспосабливают к объекту проектирования. Ориентация проектировщика на применение известных решений приводит к отставанию его проектных решений от сложившегося уровня.

    Науку о творческом мышлении называют эвристикой, от слова «эврика! — нашел!». Если информационный поиск проектных решений основан на прошлом опыте, то эвристические методы направлены на выработку неочевидных решений. Методы сводятся к созданию предпосылок для творческого озарения в процессе поиска проектных решений.

    Создание проектной документации

    Формулирование проблемы – это описание социальной ситуации и социальной проблемы, на решение которой направлен проект. При написании проблемы необходимо обозначить круг людей, которых касается эта проблема, привести количественную и качественную информацию. Проблема должна отражать не внутренние трудности организации, а проблемы в обществе, которые организация, разрабатывающая проект, хочет решить.

    Определение цели – это то, ради чего задумывался проект. Задачи – конкретные шаги, которые необходимо выполнить для изменения существующей ситуации на лучшую, это шаги для достижения цели. Цели и задачи логично вытекают из поставленной проблемы.

    Организационный план должен прояснить, как реализуется проект для достижения поставленных задач. Он отражает следующие аспекты: кто будет отвечать за выполнение поставленных задач, что будет сделано (мероприятия), какие ресурсы будут задействованы, каковы сроки выполнения задач.

    Следует заранее определить конкретные методы оценки степени эффективности проекта (насколько удалось достичь поставленных в проекте задач). Оценка эффективности проекта может проводиться разными путями, используя количественные и качественные показатели. Бюджет должен включать достоверную финансовую информацию с обозначением сроков финансирования. Возможно написание двух вариантов бюджета. Первый покажет стоимость всего проекта в целом, второй – стоимость каждого шага проекта. Возможно внесение поправок на инфляцию.

    Важную роль играет качество описания проекта. Должны быть выполнены обязательные требования к описанию проекта, они считаются минимально необходимыми для принятия проекта к рассмотрению в конкурсах на получение грантов. Если же проект создается не для участия в конкурсах грантодающих организаций, допустимо сокращение некоторых пунктов. Кроме разработки самого проекта, необходимо еще и грамотно написать заявку на получение финансирования. .

    Если проект предоставляется для участия в конкурсе, то авторами заявка заполняется строго в соответствии с указанными образцами формы заявок и информационных карт (паспортов и т.п.), запрашиваемых организаторами конкурса, а также сметы финансирования.

    Организаторами различных конкурсов могут быть также предъявлены требования к расположению и названиям основных разделов, что облегчает администрирование конкурсов и оценку, рецензирование проектов.

    Формирование команды проекта

    Ключевой фактор успеха – создание команды профессионалов-единомышленников, нацеленных на успешную реализацию проекта.

    Проектную команду формируют из специалистов соответствующих функциональных отделов, находящихся на разных уровнях иерархии управления.

    В одну команду собираются квалифицированные специалисты разных профессий для осуществления определенного проекта с заданным уровнем качества и в рамках выделенных для этой цели материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Таким образом, проектная структура основывается на целевом управлении, горизонтальных взаимосвязях членов команды, развитии творческой инициативы каждого участника проекта.

    Фандрайзинг в проектной деятельности библиотек

    Проектное финансирование предполагает любое количество источников (многоканальное финансирование) и аккумулирует привлекаемые денежные средства для реализации инноваций в библиотеках.

    Традиции многоканального финансирования или фандрайзинга происходят из западных стран. Термин «фандрайзинг» в дословном переводе означает «поднимать фонды» или «изыскивать финансовые ресурсы». Таким образом, фандрайзинг – это привлечение и концентрация (аккумулирование) финансовых ресурсов для реализации определенных целей, в нашем случае, проектов и программ.

    Примечательно, что в большинстве западных изданий, посвященных фандрайзингу организаций культуры, определение этого понятия не дается, что свидетельствует о широкой распространенности этого понятия. Все организации культуры занимаются привлечением денежных средств, осуществляя многоканальное финансирование.

    Проекты в сфере культуры могут иметь: прямое финансирование (государственные целевые заказы, вклады коммерческих организаций, доходы от спонсоров, индивидуальные частные пожертвования, доходы от благотворителей и меценатов, финансы, предоставляемые правительственными агентствами, средства фондов, поддерживающих культуру) и косвенное финансирование (налоговые льготы, информационное и рекламное спонсорство, предоставление оборудования и других фондов в безвозмездное пользование).

    Основой финансирования библиотечных проектов являются государственные источники, и осуществляется непосредственно за счет инвестиционных программ через прямое субсидирование. В то же время финансовая поддержка библиотечных проектов достигается за счет планомерной целенаправленной работы с ресурсными донорами, в качестве которых могут выступать как физические, так и юридические лица. Источников привлечения финансовых средств в библиотечные проекты существует множество.

    Спонсорство и благотворительность имеют различные цели и мотивацию. Для спонсора это дополнительные возможности рекламы, финансовые выгоды (в том числе через налоговые льготы). Благотворительность не предполагает финансовых и прочих обязательств со стороны получающих поддержку. Благотворитель демонстрирует акт свободной воли, его поддержка по существу выражается в дарении.

    Формы спонсорской поддержки весьма разнообразны. Это могут быть целевые субсидии, возвратные платежи, оплата счетов, целевые закупки, гонорары и т.д. Есть возможность выбрать оптимальные формы сотрудничества. Нужно только помнить, что заинтересованность в реализации совместных проектов должна быть взаимной. Например, сотрудничество с различными творческими организациями (картинными галереями, обществами любителей поэзии и т.д.) не только даёт библиотеке дополнительные средства, но и превращает её в культурный центр, что привлекает к ней дополнительное внимание, в том числе и потенциальных спонсоров.

    Нельзя забывать, что сама идея внебюджетного финансирования базируется на признании значения библиотек обществом в целом и конкретными гражданами. Многие проблемы современных российских библиотек возникают именно от того, что они не умеют и недостаточно осознают свою значимость в развитии демократического общества, не устанавливают тесных контактов с общественностью. Настало время считать эту работу одной из важнейших забот библиотек. От этого зависят в немалой степени расширение сферы социального влияния, материальные ресурсы, а также будущее библиотек.

    Процесс библиотечного фандрайзинга состоит из нескольких этапов: идентификации, стратегии, развития, ходатайства, опекунства.

    Идентификация — это процесс определения потенциальных источников финансирования. Главными источниками дополнительного финансирования для библиотек являются благотворительность и спонсорство. Платные услуги также являются одним из источников дополнительного финансирования.

    С целью сбора средств в библиотеках проводятся специальные мероприятия. Это могут быть встречи с известными людьми, благотворительные акции, концерты и т.д. Определив источники финансирования и круг благотворителей, необходимо уточнить какой вид помощи предпочтителен для библиотеки. В связи с недостаточным финансированием сегодня для библиотек наиболее актуальным является получение литературы. Каждая библиотека ищет пути сотрудничества с издательствами, книгораспространителями, частными лицами, которые могут дарить книги.

    Библиотека, которая хочет получать благотворительную помощь, проводит анализ предприятий, фирм своего района, чтобы определить и отобрать тех, от кого можно получить помощь. Задача библиотеки — своевременно обратиться и убедить, что помощь необходима именно ей, изучить коммерческие цели компаний, найти обоюдную заинтересованность. Детальный анализ местных справочников, газет, статистических сборников поможет обнаружить тех, кто уже занимается благотворительностью, рекламирует свою деятельность, имеет большие прибыли и т.д.

    Для поиска фондов и организаций можно использовать Интернет, непосредственно контактировать с фондами, чтобы знать об объявленных конкурсах. Таким образом, определение источников финансирования, форму предоставления помощи и круг потенциальных спонсоров — это первая ступенька к внебюджетному финансированию.

    Стратегия — это работа по созданию имиджа и рекламная кампания, планирование тактики привлечения средств. Имидж — это общее представление о библиотеке, которое зависит от каждодневной работы и складывается долгие годы. Особую роль играет разработка фирменного стиля, предусматривающая создание фирменного знака, слогана, логотипа. На имидж библиотеки работают и выставки, организованные вне её стен, они могут быть платными и готовиться на заказ. Можно участвовать в общественных событиях, проходящих в регионе (местных ярмарках, научных конференциях, юбилеях), и предлагать свои услуги по организации выставок. Всё это будет содействовать популяризации библиотеки. Для рекламы библиотеки нужно создать свой веб-сайт в Интернете.

    Библиотека должна влиять на своих нынешних и будущих пользователей. Формированию общественного мнения содействуют связи библиотеки со средствами массовой информации. Они должны быть двусторонними. Библиотека должна стать для журналистов надёжным источником информации. Особого внимания требуют те, кто ведёт рубрики культуры, литературные страницы и передачи, с ними нужно установить контакты. Главное, чтобы была обоюдная заинтересованность. Помощь библиотеки журналистам окупится путём бесплатных информационных материалов и созданием положительного имиджа библиотеки.

    Отношения с представителями средств массовой информации строятся по-разному: а) библиотека сама готовит статьи; б) передаёт информацию о событии, а текст статьи готовится журналистами; в) обращается к читателям, которые помогают написать статью. Библиотека подаёт общие статьи о своей работе и одновременно использует разные поводы, чтобы о ней писали газеты. Это может быть любое событие в библиотеке: поступление новых книг, открытие выставки, проведение вечера и т.п. В зависимости от значимости события выбирается метод подачи материала: небольшая информация, отдельная статья, отдельная страница (например, к юбилею библиотеки).

    Библиотеки могут проводить пресс-конференции, поводом для которых служит любое событие социального значения — открытие нового зала, введение новой формы обслуживания, получение средств от мецената, спонсора и т.п.

    На имидж библиотеки влияют экскурсии. Можно договориться с туристическими фирмами о включении библиотеки как обязательного элемента в экскурсии по городу, что особенно актуально для крупных библиотек. Внимание к библиотеке может быть привлечено и путём проведения специальных мероприятий, встреч с известными людьми, презентаций, дней открытых дверей. Информация о библиотеке должна содержаться в телефонных справочниках.

    Развитие — это подготовка спонсоров и предшествующая работа с ними. Важную роль играет формирование комплекта материалов о библиотеке, который будет вручаться каждому потенциальному спонсору. Здесь должны быть информационные материалы, письмо-обращение, порядок и методика пожертвования, другие материалы (статьи из прессы). Дизайн и оформление комплекта может отличаться для разных групп спонсоров.

    Ходатайство — непосредственная просьба помощи и её получение. Умение убедить, доказать необходимость помощи, определить приоритеты является решающим. Методика работы со спонсором строится в зависимости от его возможностей. Важно определить рейтинг спонсора, т.е. его потенциальные финансовые возможности. Наиболее распространённым является письмо-обращение. Оно должно быть коротким (1-3 стр.), объяснять причину обращения, аргументировать необходимость проекта и сущность проблемы, которую он решает, разъяснять цель проекта, его результаты, методы выполнения и бюджет, а также показать возможности библиотеки выполнить проект, её кадровой потенциал и коротко охарактеризовать библиотеку. Письмо-обращение (или предшествующий разговор с представителем организации) должно пробудить заинтересованность в финансировании проекта. В дальнейшем поддерживается постоянная связь со спонсором во время подачи проекта, его рассмотрения, а возможно, и утверждения.

    В случае отказа в поддержке проекта необходимо выяснить причины и определить все просчёты, чтобы в следующем проекте избежать ошибок.

    Как при представлении заявки в фонд, так и при обращении к организациям или частным лицам, важным моментом является настойчивость. Редко кто даёт деньги сразу. Обращаться надо несколько раз с повтором через определённое время. Большинство людей принимают решение о помощи потому, что им «надоедают».

    Не все обращения результативны, на 3–4 ходатайства возможна одна помощь. Просят всегда больше, чем возможно реально получить. Даже если спонсор и имеет желание помочь, необходим талант для того, чтобы сделать его готовым дать средства. Именем спонсора можно назвать выставку, отдел, всю библиотеку и отразить это на памятной доске. Списки тех, кто помогает библиотеке, можно разместить в её помещении, на библиотечной странице в Интернете и т.д. От уровня проведения последнего этапа фандрайзинга зависит расширение числа тех, кто помогает библиотеке. Поддерживая долгосрочные взаимоотношения, заинтересованность дарителей, библиотеке необходимо регулярно поздравлять спонсоров со всеми праздниками, приглашать на различные мероприятия. Целесообразно публиковать благодарственные заметки о дарителях в местной периодической печати, вручать благодарственные письма, заносить имена в Книгу дарителей, оформлять Доску благотворителей, присваивать им звания «Почётный читатель», а также организовывать периодические выставки даров.

    Одним из перспективных направлений инновационной деятельности в вопросах комплектования являются прямые контакты с издательствами. Самое главное — выйти с ними на контакт и наладить самовывоз.

    Составление заявок на гранты — ещё один весомый источник внебюджетного финансирования.

    Инновационная деятельность библиотек

    Понятия «новшество», «инновация»

    В современной науке формируется новое междисциплинарное направление — инноватика, интегрирующая знания различных наук в целях повышения практической эффективности инновационной деятельности предприятий и организаций.

    В терминологической системе инноватики особое место занимает понятие «новшество». Считается, что анализ природы новшества позволяет осмыслить последовательность и особенности осуществления инновационных процессов. Под «новшеством», как правило, понимают результат разработки оригинальной идеи, пригодной для производственного освоения, а под «нововведением» - промежуточный результат внедрения новшества, когда оно еще не стало инновацией и находится на стадии производственного освоения.

    Разработка новшества предшествует нововведению и инновации. 

    Современные ученые характеризуют «инновацию» либо как процесс, либо как результат изменений, слишком широко, как любые изменения, или слишком узко, как технические изменения объектов. Считается, что в изучении вопроса наметились два магистральных подхода: «объектный» и «процессный», однако, учитывая все существующие определения, рассматривают наличие пяти основных подходов:

    • объектный (инновация — это результат творческой деятельности, объект изменений);
    • объектно-утилитарный (инновация — это результат творческой деятельности, объект, способный удовлетворить новые общественные потребности);
    • процессный (инновация — это процесс творческой деятельности);
    • процессно-утилитарный (инновация — это процесс создания новой потребительской стоимости для продажи на рынке);
    • процессно-финансовый (инновация — это процесс инвестиций в инновационное развитие предприятий и организаций).

    Сущность объектного подхода заключается в том, что инновации рассматриваются как результат творческой деятельности. В результате ее создается новый объект. Это связано с разработкой, производством и распространением новых видов конкурентоспособной на мировом рынке продукции, современных технологий, внедрением новых, адекватных рыночным условиям хозяйствования организационных форм и методов управления, новых экономических структур и т. д. Сторонники данного подхода понимают под инновацией готовый «продукт, воспринимаемый индивидом как новый», «любой результат усовершенствования, обеспечивающий экономию затрат или создающий условия для такой экономии». В целом отмечается, что инновация это «конечный результат интеллектуальной деятельности специалистов в виде некоторого нового объекта (системы, технологий, оборудования, товаров и услуг и пр.) или в виде некоторого объекта, качественно отличающегося от предыдущего аналога».

    Сторонники объектно-утилитарного подхода подчеркивают потребительскую полезность инноваций, их утилитарность, имея в виду два основания:

    • инновация понимается как объект и новая потребительская стоимость, основанная на достижениях науки и техники;
    • инновация способна удовлетворять общественные потребности с большим полезным эффектом, чем аналоги.

    В целом, объектный подход к рассмотрению сущности инноваций считается основным в современной инноватике. На его основе составлены правовые документы инновационной деятельности: Международный стандарт инновационной деятельности — Руководство Фраскати 1993 г., разработанный Группой национальных экспертов по показателям науки и техники при Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Концепция инновационной политики Российской Федерации, одобренная постановлением Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832.

    В данных документах отмечается, что «инновация — это конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к услугам». 

    Виды инноваций

    Обобщенная классификация библиотечных инноваций

    Аспекты характеристики

    Виды инноваций

    содержание и цели изменений

    • предметно-целевые (продуктные)

    • технико-технологические

    • организационно-управленческие

    • социально-экономические

    • комплексные

    объект изменений, сферы применения

    • создание новых услуг, библиотечно-библиографической продукции или усовершенствование существующих

    • создание новых технологий

    • совершенствование технологических процессов, использование новых технических средств

    • реорганизация структуры библиотеки, изменение методов руководства персоналом

    форма воспроизводства инновации

    • экстраполяция (перенос готовых образцов)

    • интерпретация (осмысленное заимствование)

    уровень новизны

    • радикальные

    • модифицирующие

    реальность характера изменений

    • реальные

    • мнимые (•>лженовации»)

    масштаб реализации инновации

    • фундаментальные

    • локальные

    К основным видам инноваций по объектам изменений отнесены: продуктные, технологические и управленческие (организационные и социальные) библиотечные инновации.

    Продуктные и управленческие инновации подчеркивают уникальность деятельности библиотеки. Технологические нацелены на сглаживание различий и расширение возможностей библиотек по использованию совокупных информационных ресурсов. Они обусловливают необходимость создания новых услуг/продукции, применения новых методов управления персоналом и библиотекой в целом.

    По уровню новизны инновации подразделяются на улучшающие (модифицирующие) и базисные (радикальные).

    Улучшающие инновации предусматривают модификацию существующих объектов: услуг/продукции, технологии, организационных и социальных приемов управления. При этом предполагается постепенное их обновление с использованием преимущественно собственных возможностей и поддержки уже сложившейся социальной системы. Как свидетельствуют практика и результаты исследований, инновации чаще всего обусловлены потенциальным спросом на новые виды услуг и продукцию, дискомфортом и снижением качества обслуживания, повышением цен на определенные виды ресурсов, неудовлетворенностью сотрудников результатами своей работы и пр.

    Особое воздействие на перестройку всей системы управления организацией оказывает реализация базисных инноваций. Базисные инновации предусматривают технологическую модернизацию библиотеки на основе новых информационных технологий, требующих перестройки всей системы ее функционирования.

    В сфере любого производства важнейшим объектом изменений являются итоговые продукты (товары и услуги) деятельности организации. Изменения в продуктах (товарах/услугах) связаны с изменениями в технологии их создания и предоставления (технологическими инновациями). Закономерно, что библиотеки здесь не могут являться исключением. В конечном итоге, именно в целях максимально полного и оперативного удовлетворения потребностей пользователей применяются инновации. Осуществление любых преобразований в области организационной структуры библиотек и совершенствование методов управления персоналом в конечном итоге должно привести не только к снижению затрат (издержек) и к повышению эффективности библиотечной деятельности, но и к повышению качества обслуживания, к выгодам для пользователя.

    Продуктные и технологические инновации как бы «лежат» на поверхности, они видимы для пользователя и различных категорий партнеров и «друзей» библиотеки, быстро становятся известными профессиональному сообществу. Изменения в ассортименте и технологии обслуживания повышают интерес к библиотеке различных групп общественности (представителей СМИ, власти, бизнес-структур и пр.), привлекают к сотрудничеству с ней новых партнеров, спонсоров и меценатов, издателей и специалистов методических центров других библиотек.

    Социальные и организационные инновации распространяются на внутреннюю «жизнь» библиотеки, касаются средств и способов управления, развития творческих способностей, методов формирования инновационной культуры. Они в большей степени, чем продуктные и технологические инновации, основаны на традициях библиотеки, зависят от позиции ее руководителя, его активности, личностных и деловых качеств как лидера и организатора перемен.

    Выбор объектов изменений осуществляется на основе тщательного изучения инновационной ситуации, оценки предложений пользователей, деловых партнеров и сотрудников библиотеки. При выборе объектов инноваций определяется то направление деятельности, которое в наибольшей степени нуждается в изменении в соответствии с поставленной целью развития и возможностями персонала.

    Инновационная деятельность в библиотеках: содержание, основные этапы

    Мировой опыт показывает, что проблемы нововведений в библиотеках всегда были актуальными. Ныне они стоят особенно остро, поскольку российские библиотеки, с одной стороны, как никогда прежде ощущают ограниченность финансового обеспечения и поэтому изыскивают пути рационального использования ресурсов: кадров, фондов, СБА, технологического оснащения. С другой стороны, библиотеки стремятся интегрироваться в мировое информационное пространство, осваивая профессиональные международные стандарты. Как следствие воздействия этих факторов, в последние годы заметен интерес библиотечных специалистов к вопросам инновационной деятельности.

    Зарубежные публикации, посвященные собственно инновационным процессам в библиотечной деятельности, появились в 1970-х гг. Зарубежные коллеги, как правило, анализируют проблемы нововведений, обусловленные использованием электронных информационных ресурсов и средств доступа к ним.

    Интерес отечественных специалистов к вопросам библиотечных инноваций активизировался к концу 1980-х гг. и связывался с развитием методической работы библиотек. Преобладали работы, характеризующие опыт инновационной деятельности библиотек России, ситуацию обновления, проблемы и перспективы их развития. Теоретических работ по вопросам библиотечных инноваций немного. Специальные исследования проведены Е. С. Мартиным, Н. А. Толканюк и H. Т. Чуприной. В разные годы к этой проблеме обращались С. А. Басов, А. Н. Ванеев, H. С. Карташов, С. Г. Матлина и С. С. Серейчик.

    Общность взглядов заключается в признании преобразующей роли «нововведений» для совершенствования библиотечной работы. Понятия «нововведение» и «инновация» часто приравниваются по смыслу и характеризуются как «процесс» внедрения в деятельность библиотек достижений науки и передовой практики. Вскрыты и различия в представлениях. Природа библиотечных нововведений оценивается с трех позиций, а именно, как процесс:

    • распространения и адаптации «передового библиотечного опыта», «ядро» методического руководства библиотек;
    • развития и совершенствования деятельности библиотек, поиска новых путей функционирования, качественно превосходящих предыдущие;
    • творческого роста сотрудников библиотек.

    Объектом библиотечной инноватики являются результаты научных исследований, направленные на совершенствование деятельности библиотек как социального института, позволяющие библиотекам эффективно решать возложенные на них социальные задачи, а предметом — специфика и пути продвижения научных достижений до их реализации в библиотечной практике, образовании и постобразовании.

    Как новое научное направление библиотечная инноватика должна сформировать свою терминологическую систему. Представляется, что при определении ее основных понятий должен использоваться терминологический аппарат общей теории инноваций, так как это является обязательным условием взаимопонимания библиотечных специалистов с исследователями и разработчиками других отраслей. Кроме того, только общий язык позволит использовать в библиотечной сфере достижения инноватики.

    Содержание

    Под «инновациями» в библиотечном деле, как в других сферах общественной деятельности, следует понимать результат изменений. Для библиотек — это реализованные в библиотечной практике результаты библиотековедческих и смежных исследований, передовой практики, связанные с разработкой новых объектов (продуктов, услуг, технологических процессов), качественно совершенствующих библиотечную деятельность и отличающихся от предыдущих аналогов новыми свойствами. Под «новшеством» в библиотечном деле следует понимать результат освоения новой идеи, закрепленный в документе и воплощенный в материальном объекте, описании технологии или услуги. «Нововведение» — промежуточный результат инновационной деятельности, когда «новшество» внедрено, но не ясен окончательный результат изменений, не произошла оценка эффективности и возможностей распространения — диффузии инновации, целесообразности ее дальнейшего использования (трансферта инновации).

    Для библиотечного дела, как и для любой сферы общественной деятельности, весь цикл воплощения идеи в реальный объект изменений является инновационным процессом. Это сложный комплекс взаимосвязанных работ, включающий различные этапы и позволяющий инновационную идею трансформировать в новшество (документально оформленную разработку новой идеи), затем в нововведение (результат экспериментального внедрения разработки) и, наконец, в инновацию (реализованную в библиотечной практике инновационную идею, имеющую социальное значение).

    Этапы

    Сопоставление взглядов специалистов различных отраслей общественной деятельности на последовательность осуществления инновационных процессов, их изучение с учетом специфики библиотечной отрасли позволяет признать наиболее целесообразной следующую технологию:

    1. осознание необходимости изменений и формирование образа (идеи) желаемого новшества, целей и задач необходимых изменений;
    2. анализ рынка новшеств, поиск и отбор готовых инновационных решений, пригодных для использования, их оценка и экспертиза возможного заимствования, определение процедуры адаптации к конкретным условиям, разработка проекта внедрения;
    3. заказ на разработку новшества в инновационной организации или самостоятельная разработка собственной инновационной идеи на основе методов инновационного проектирования;
    4. апробирование новшества и его экспериментальное внедрение (создание опытного образца);
    5. оценка возможностей трансляции (распространения) и коммерциализации (продажи) в социальной среде (профессиональном сообществе);
    6. разработка программы методического и проектного обеспечения внедрения в производство;
    7. освоение инновации, ее продвижение в профессиональном сообществе, слияние с существующим производством;
    8. осознание новых инновационных потребностей, необходимости модернизации или полной замены объекта, прекращение использования инновации.

    Беспрепятственная реализация новшества в инновацию, его воплощение в реальный объект изменений на практике возможны только при определенных условиях:

    • при наличии рыночной среды и инфраструктуры инноваций;
    • при соответствии выбранного для внедрения новшества инновационной потребности библиотеки;
    • при преимуществе новшества перед ранее освоенной продукцией/ услугами, приемами, технологией;
    • готовности персонала к осуществлению инновационного процесса (мотивация, необходимые знания);
    • готовности руководителей различных уровней к управлению изменениями.

    Несоблюдение хотя бы одного из названных условий ведет к нарушению последовательности инновационного процесса (разработка/ поиск новшества — нововведение — инновация) и, значит, снижает его эффективность, ограничивая его лишь нововведениями.

    Применение информационных систем управления проектами в библиотечно-информационной деятельности

    Информационная система управления проектами – инструмент для автоматизации управления проектами посредством использования специально настроенного под нужды компании программного обеспечения. Информационная система управления включает в себя следующие функции:

    • автоматизация управления проектами: задач по планированию и контролю проекта;
    • предоставление «единой картины» всех проектов компании для взвешенного принятия управленческих решений;
    • инструмент управления проектами, позволяющий сократить время на коммуникации между участниками проектной деятельности;
    • программа управления ресурсами проекта;
    • автоматизация документооборота управления проектами;
    • ведение архива проектной информации.

    И, возможно, кто-то что-то даже и применяет.


    1. Программно-целевая и проектная деятельность библиотек: методические рекомендации / сост. Е.Е. Чекушкина; ред. Л.А. Молчанова; БУК ВО «Вологодская областная юношеская библиотека им. В. Ф. Тендрякова», Инновационно-методический отдел. – Вологда: ВОЮБ, 2014. – 50 с.
    2. Качанова Е.Ю. Инновационно-методическая работа библиотек: учеб. пособие / Е.Ю. Качанова; ХГИИК; науч. ред. А.Н. Ванеев. – СПб.: Профессия, 2007. – 336 с. – (Серия «Библиотека»).
    3. Суслова И.М. Стратегическое управление библиотекой. — М.: МЦБС, 2008. — 230 с.

    17.01.2019, 837 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.