AAA
Обычный Черный



Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Общая характеристика современной библиотечной системы России. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//194/obshhaya-xarakteristika-sovremennoj-bibliotechnoj-sistemy-rossii/ (дата обращения: 2.06.2020)

Общая характеристика современной библиотечной системы России

Общая характеристика современной библиотечной системы России

Содержание

    В соответствии с Федеральным законом «О библиотечном деле» в Российской Федерации функционируют несколько видов библиотек. Прежде всего, это библиотеки, учрежденные органами государственной власти и органами местного самоуправления.

    Библиотечная сеть входит в число четырех главных информационных систем России (нарядy с Архивным фондом России, государственной системой статистики, государственной системой научно-технической информации). В ней занятo более 200 тыс. человек. В нее входит 130 тыс. учреждений.

    Система библиотек России включает в себя множество типов (например, научные, публичные и др.) и видов библиотек. Одни из них сложились в советский период и отражают подходы к управлению народным хозяйством в СССР. Это касается, прежде всего, библиотек pазличных ведомств Другие библиотеки, например, библиотеки политических объединений, возникли лишь в постсоветский период, в условиях перехода от тоталитарного общества к гражданскому правовому, и демократическому. Впервые после нескольких десятилетий регламентации и строгого контроля за деятельностью библиотек, предполагавшего функционирование преимущественно государственных библиотек, появились библиотеки, не вписывающиеся в «раз и навсегда» устоявшиеся типологические рамки. На территории России начали свою работу библиотеки, финансируемые зарубежными государствами. Смогли сделать общедоступной свою работу библиотеки различных религиозных конфессий, национально-культурных объединений. Принципиально изменилась деятельность сложившихся библиотек, например, библиотек пенитенциарных учреждений. С другой стороны, перестали функционировать целые сети библиотек, которые были наиболее привилегированными, например, сеть библиотек домов и кабинетов политпросвещения КПСС. Но наиболее значимые изменения коснулись сферы деятельности библиотек публичных.

    Сеть публичных библиотек является самой крупной библиотечной сетью страны. Она включает в себя общероссийские национальные и другие федеральные библиотеки. В сеть публичных библиотек входят также центральные библиотеки всех субъектов Российской Федерации — центральные региональные научные/публичные библиотеки универсального профиля, а также детские, юношеские, специальные библиотеки для слепых. Важнейшей составляющей сети публичных библиотек является сеть муниципальных публичных библиотек, которые находятся в ведении системы местного самоуправления.

    В советский период управленческие функции по отношению к сети публичных библиотек (она называлась сетью государственных массовых библиотек) выполняло Министерство культуры РСФСР, в силу чего ее называли сетью библиотек Министерства культуры. В настоящее время Министерство культуры и массовых коммуникаций выполняет по отношению к публичным библиотекам функции, прежде всего, центра координации, инициирующего разработку и реализацию общероссийских библиотечных программ и проектов, осуществление которых способствует достижению взаимодействия публичных библиотек и библиотек различных систем и ведомств.

    Федеральные библиотеки

    В сеть публичных библиотек России входят девять библиотек федерального ведения:

    • Российская государственная библиотека (РГБ. фонд — 42 млн ед. хр.)
    • Российская национальная библиотека (РНБ, фонд — 33 млн ед. хр.)
    • Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М. И. Рудомино (ВГБИЛ, фонд — 4 млн ед. хр.)
    • Государственная публичная историческая библиотека (ГПИБ, фонд — 3,2 млн ед. хр.)
    • Государственная общественно-политическая библиотека (ГОПБ, фонд — 2.2 млн ед. хр.)
    • Российская государственная библиотека по искусству (РГБИ. фонд— 1,7 млн ед. хр.)
    • Государственная российская юношеская библиотека (ГРЮБ. фонд— 1 млнед. хр.)
    • Государственная российская детская библиотека (ГРДБ. фонд— более 0.5 млнед.хр.)
    • Российская государственная библиотека для слепых (РГБС, фонд — 1 млнед. хр.).

    Крупнейшими библиотеками России являются две общероссийские национальные библиотеки, имеющие равный статус, — Российская государственная библиотека (РГБ) в Москве и Российская национальная библиотека (РНБ) в Санкт-Петербурге, занимающие особое место в системе библиотек страны. В соответствии со статьей 18 3акона «О библиотечном деле» они «удовлетворяют универсальные информационные потребности, организуют библиотечную, библиографическую и научно-информационную деятельность в интересах всей Российской Федерации, развития отечественной и мировой культуры, науки, образования,., формируют, хранят и предоставляют пользователям библиотек наиболее полное собрание отечественных документов, научно значимых зарубежных документов, организуют и ведут библиографический учет россики, участвуют в разработке и реализации федеральной политики в области библиотечного дела». Таким образом, эти библиотеки, как и другие национальные библиотеки мира, выполняют, прежде всего, функцию формирования фонда отечественных документов, основными принципами которого являются исчерпывающая полнота комплектования и вечность сохранения.

    Функция формирования фонда иностранных документов осуществляется на основе принципа максимальной полноты комплектования в пределах интересов и возможностей государства. Тем самым эти библиотеки выполняют функцию центральных универсальных научных библиотек. И в этом качестве они ведут работу по обслуживанию документами и библиографической информацией граждан страны, которое осуществляется ни основе сочетания принципов общедоступности с приоритетностью удовлетворения запросов, связанных с решением задач государственного значения.

    Обе библиотеки обеспечивают и выполнение функции создания источников библиографической информации. В условиях специфики Российской Федерации они дополняют работу Российской книжной палаты (РКП). РГБ и РНБ обеспечивают максимально полный ретроспективный библиографический учет отечественных публикаций за годы, предшествовавшие началу издания текущей государственной библиографии, а также обеспечивают создание системы национального сводного каталога.

    РГБ и РНБ на началах координации выполняют функции управления реализацией в государственном масштабе основных библиотечных функций путем их централизации и координации, разработки и внедрения основных методических принципов деятельности библиотек страны; разработки научных основ библиотечного дела; международного библиотечного сотрудничества по всемирным программам, осуществляемого путем исполнительного и организационного обеспечения национальной доли участия. Они стремятся к взаимодействию, о чем свидетельствуют договора о сотрудничестве, выполнение ряда взаимосогласованных программ в области научных исследований. Благодаря этому в значительной степени устранено дублирование в их работе.
    Среди библиотек федерального уровня выделяется ВГБИЛ, выполняющая функции международного библиотечного сотрудничества и являющаяся инициатором подключения библиотек к масштабным международным проектам, проведения международных семинаров, конференций, школ.

    ГРДБ и РГЮБ являются методическими и координационными центрами по отношению к системе детских и юношеских библиотек России и непосредственно контактируют с детскими и юношескими библиотеками в субъектах Российской Федерации, то есть с республиканскими, краевыми и областными детскими и юношескими библиотеками, которые, в свою очередь, выполняют названные функции по отношению к детским и юношеским библиотекам своего региона.

    Эти библиотеки России принципиально отличаются от публичных библиотек развитых индустриальных и постиндустриальных стран, в которых обслуживание детей ведется, как правило, в специализированных читальных залах, находящихся в здании единой публичной муниципальной или какой-либо другой библиотеки. Юный читатель обслуживается, соответственно, самой публичной библиотекой так же. как и взрослый читатель. Но при этом следует учесть и то обстоятельство, что в этих странах традиционно уделяется особенно большое внимание школьным библиотекам.

    Библиотечные системы регионального уровня

    Особую роль в системе библиотек России играют и центральные библиотеки субъектов РФ. В соответствии со ст. 20 Федерального закона Российской Федерации о библиотечном деле «органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут присваивать ведущей универсальной библиотеке статус центральной библиотеки».

    В республиках РФ функции центральной библиотеки выполняют национальная или республиканская библиотека. В крае или области ими являются, соответственно, краевая или областная библиотека. К центральным библиотекам на уровне района отнесена центральная районная библиотека, а в городе — центральная городская библиотека.

    Центральная библиотека обязана формировать, хранить и предоставлять пользователям библиотек наиболее полное универсальное собрание документов в пределах обслуживаемой территории, организовывать взаимоиспользование библиотечных ресурсов и оказывать методическую помощь библиотекам. В настоящее время в их число входят 88 центральных библиотек субъектов РФ. Центральные региональные библиотеки субъектов федерации выполняют определенные обязанности по отношению ко всей стране, гарантируя исчерпывающее комплектование документами, опубликованными на территории региона.

    Основные функции центральной библиотеки определены ее главными обязанностями по отношению к самому региону: всестороннее и максимально полное раскрытие уникальности данного региона, его духовного наследия, научной и культурной деятельности. В свою очередь, будучи ведущей библиотекой региона, эта библиотека отвечает за развитие в нем библиотечного дела. Она выполняет функции сбора, хранения и распространения документов, вышедших в регионе, и документов о регионе (функции региональной памяти). Центральные библиотеки являются центрами оказания научно-методической помощи библиотекам, создания основ для обеспечения координации и кооперации региональных библиотек (функции региональной библиотечной политики).

    Именно активная деятельность библиотек этого типа определила в 1990-е гг. и продолжает определять сегодня жизнеспособность системы библиотек регионов России и всей системы библиотек Федерации в целом. В условиях сложившейся здесь уникальной горизонтальной системы библиотек, которая дополняя вертикальную систему (систему федеральных библиотек), именно система центральных библиотек субъектов РФ определяет характер развития библиотечного дела в стране.

    На рубеже XX-XXI вв. в условиях глобализации различных сфер общественной жизни центральные региональные библиотеки играют все более значимую роль в самых разных странах мира. По мере развития этих процессов стало очевидной потребность в особом внимании к региональным библиотекам как уникальному культурному и духовному наследию отдельных стран и народов, так и культурному и духовному наследию отдельных регионов. В Европейском Союзе эта тенденция определена рассмотрением самого Союза как «Европы регионов».

    Традиционно центральная региональная библиотека представляет собой библиотеку, имеющую официальный статус центральной библиотеки административной единицы того или иного государства — преимущественно с федеративным устройством (федеральной земли в ФРГ, штата — например, в Бразилии, Индии. Малайзии или США). Наличие таких библиотек характерно и для многих других стран — центральные библиотеки воеводств (Польша), провинций (например, во Вьетнаме), префектур (Япония) и т. д. В конце XX вв. центральные региональные библиотеки появились в том или ином виде и в тех странах, в которых ранее потребность в них отсутствовала, например, в Дании и Финляндии.

    Современные центральные региональные библиотеки рассматриваются как своего рода эталоны библиотечного обслуживания населения своего региона, а также как уникальные информационные, образовательные и культурные центры, которые предоставляют своим пользователям широкий спектр услуг. Во многих странах не случайно первостепенное внимание уделяется строительству новых зданий по индивидуальным проектам и коренной реконструкции старых зданий для этих библиотек, что особенно масштабно осуществляется в Германии, Китае и Испании.

    Востребованность центральных региональных библиотек, в том числе и центральных библиотек субъектов РФ, определена масштабами процессов формирования и развития общенациональных (общегосударственных) систем библиотек и информационных центров, развитием процессов кооперации библиотек в общенациональных масштабах.

    В соответствии со ст. 18 Закона «О библиотечном деле «... в республиках Российской Федерации, автономных округах, автономной области соответствующими органами государственной власти могут образовываться национальные библиотеки». Их создание связано с процессами развития самих республик как субъектов Федерации — принятием рядом республик деклараций о суверенитете, последующим подписанием соглашений с федеральным центром. Этот процесс сопровождался стремлением к оформлению новых институтов государственности, среди которых были и национальные библиотеки. Специфика этих библиотек выражается, прежде всего, в выполнении функции сбора с исчерпывающей полнотой документов на языке «титульной нации», давшей название самой республике, изданных как в самой республике, так и за ее пределами. Национальные библиотеки республик РФ обеспечивают постоянное хранение таких документов и занимаются их многоаспектным раскрытием.

    Для национальных библиотек республик России характерно стремление к консолидации, которое выражается в стремлении установить более тесное сотрудничество по линии образования ассоциаций и объединений этих библиотек на основе этнической и языковой общности (например, объединения финно-угорских или тюркоязычных народов). Эти объединения носят международный характер и связывают национальные библиотеки республик России с национальными библиотеками других стран мира.

    В соответствии со ст. 20 Федерального закона РФ о библиотечном деле органы местного самоуправления, как и федеральные органы государственной власти, «... могут учреждать специальные центральные библиотеки по отраслевому принципу и по обслуживанию особых групп пользователей библиотек (детского и юношеского возраста, слепых и слабовидящих и других)».
    В условиях РФ сложилась самостоятельная сеть детских библиотек, что отличает нашу страну от других стран мира. Отдельные вопросы развития этих библиотек широко обсуждаются в профессиональной печати. Но при этом именно эта сеть нуждается сегодня в особом внимании в силу той важной социальной роли, которую выполняют эти библиотеки. Вопрос же о статусе юношеских библиотек как самостоятельных учреждений является дискуссионным. С начала 1990-х гг. просматривается тенденция к их ликвидации путем слияния либо с региональными детскими, либо региональными универсальными научными библиотеками. В ряде регионов такие библиотеки упразднены, в других — созданы единые областные библиотеки для детей и юношества.

    Муниципальные публичные библиотеки

    Муниципальные публичные библиотеки в новой правовой среде

    В соответствии с Федеральным законом (ФЗ) «О библиотечном деле, в Российской Федерации функционируют несколько видов библиотек, одним из которых являются библиотеки, учрежденные и финансируемые органами местного самоуправления (ОМС), то есть муниципальные. Общее число этих библиотек на 1.01.2001 г. составило 48536.

    В современных условиях муниципальные публичные библиотеки ориентируются на интересы местного сообщества, выступая информационными. культурно-досуговыми, образовательными центрами для обслуживаемого района. Важной особенностью их деятельности является проведение культурной политики муниципальной администрации, ресурсом которой они выступают. ОМС несут полную ответственность за сохранение библиотек, их финансирование и регламентацию деятельности.

    В настоящее время в связи с укреплением института местного самоуправления, формированием его новой территориальной системы, продолжаются изменения организационно-правового статуса муниципальных публичных библиотек. Они продиктованы принятием ряда Федеральных законов, в частности:

    • «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 6.10.2003.
    • «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных Законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 122-ФЗ от 22.08.2004.
    • «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований» № 199-ФЗ от 29.12.2004.

    Соответствующие изменения были внесены и в Федеральный закон «О библиотечном деле» № 78-ФЗ от 29.12.1994.

    Муниципальные библиотеки поставлены в условия необходимости преобразований, поскольку осуществляемые ныне административная и бюджетная реформы существенно меняют устоявшиеся принципы функционирования социально-культурной сферы.

    Так, в соответствии с новым Законом о муниципальном самоуправлении № 131-ФЗ, реализующим идею двухуровневой системы территориальной организации России, все населенные пункты субъектов РФ относятся к городским или сельским поселениям и формируемым на их основе муниципальным районам и городским округам, то есть создаются муниципальные образования трех видов:

    • поселения (территории с численностью сельского населения не менее 1000 жителей),
    • муниципальные районы (объединяющие территории нескольких мелких поселений).
    • городские округа (города с прилегающими к ним ближайшими поселками).

    Ожидается, что в Российской Федерации будет создано более 31 000 муниципальных образований, для каждого из которых устанавливаются границы и статус, разграничиваются собственность и бюджет, приводятся в соответствие с действующим законодательством их правовые акты.

    К вопросам местного значения поселения и городского округа в области культуры отнесены:

    • организация библиотечного обслуживания населения; создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения (городского округа) услугами учреждений культуры;
    • охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников историк и культуры) местного (муниципального значения), расположенных в границах поселения (городского округа).

    К вопросам местного значения муниципального района в области культуры отнесена лишь организация библиотечного обслуживания поселений (обеспечение услугами библиотечного коллектора). К сожалению, закон не дает разъяснения, в каком значении использовано понятие «библиотечного коллектора», что приводит в замешательство библиотечную общественность, поскольку эти государственные структуры, обеспечивавшие комплектование библиотек в советское время, ныне изжили себя, превратившись в коммерческие книготорговые организации. Специалисты высказывают мнение, что зафиксированную норму закона можно трактовать как закрепляющую функции Центральной районной библиотеки (или некоего сетевого центра для поселковых библиотек) по обработке литературы, ведению баз данных, электронных каталогов, книгообмену, организационно-методической работе и др.

    Таким образом, для развития библиотечного дела наиболее существенным является выделенное отдельной строкой положение Закона № 131-ФЗ об организации библиотечного обслуживания населения, закрепляемого за муниципальными образованиями разных уровней — поселением (ст. 14), муниципальным районом (ст. 15), городским округом (ст. 16).

    В соответствии с перечисленными видами муниципальных образований библиотеки должны стать:

    • поселенческими (сельские, районные, городские библиотеки),
    • межпоселенческими (то есть, организующими библиотечное обслуживание нескольких поселений ).

    Решать вопросы обеспечения жизнедеятельности библиотек на своей территории и нести ответственность за них будут непосредственно органы власти соответствующего муниципального образования, в чью собственность передаются библиотеки. В связи с этим неизбежны изменения и в структуре библиотечной сети, ее реорганизация (децентрализация) и оптимизация в соответствии с потребностями и ресурными возможностями муниципального образования.

    Первый этап этого процесса относится еще к началу 1990-х гг., но в субъектах РФ он происходил с разной динамикой и не стал повсеместным. С 2003 г. начался новый виток реорганизации. В новой ситуации ни в городах, ни в сельской местности не гарантируется сохранение традиционных ЦБС, которые почти тридцать лет были основной организационно-правовой формой общедоступного библиотечного учреждения. Очевидно, что теперь создание новых организационных форм библиотек и библиотечных сетей будет инициироваться и осуществляться на муниципальном уровне самими библиотекарями-практиками при участии местного населения, а не централизованным порядком по указанию государственных органов власти. Этому способствует и Закон № 131, в котором формам непосредственного участия населения в местном самоуправлении отведена глава 5 «Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления» (ст. 22-32). Эти нормы подчеркивают, что субьект местного самоуправления — не органы власти, а сами люди, проживающие на территории муниципального образования, — местное сообщество, которое своей волей определяет создание или сохранение необходимых для обеспечения его жизнедеятельности социальных инфраструктур.

    Сегодня на территории России действуют следующие организационно правовые формы общедоступных муниципальных библиотек:

    • традиционные ЦБС (как государственные, так и муниципальные); объединения муниципальных библиотек (на договорной основе) (МОБ):
    • самостоятельные муниципальные библиотеки; муниципальные библиотеки — структурные подразделения культурно-спортивных комплексов (КСК) или сельских культурных комплексов (СКК).

    Самой перспективной формой организации библиотек, особенно а сельской местности, в настоящее время признается межмуниципальное объединение библиотек, которое необходимо рассматривать, прежде всего, как профессиональное объединение для сохранения единого библиотечного пространства, координации деятельности и взаимоиспольэования ресурсов. Очевидно, что библиотекам России необходимо активнее осваивать эту форму существования, поскольку расформирование ЦБС и обособление библиотек в большей степени приводит к негативным последствиям, и не только для библиотечной отрасли, но и для пользователей библиотек. Во многих странах библиотечное обслуживание организуется путем взаимодействия нескольких библиотек, связанных с крупной центральной библиотекой территории.

    В случае создания межмуниципального объединения библиотек должен решаться вопрос об определении статуса центральной библиотеки. которая будет выполнять ряд функций для всего объединения в силу своих кадровых, материально-технических и иных возможностей (каталогизация, доставка литературы, ведение СБА, повышение квалификации кадров, создание переменного фонда для внестационарного обслуживания мелких населенных пунктов и др.), либо о разделении этих функций между библиотеками объединения. Конечно, второй вариант менее осуществим из-за маломощности сельских библиотек, однако совершенно исключать его не стоит, например, для библиотек городских округов.

    Другим важнейшим вопросом является организация финансирования такого объединения, что должно осуществляться на долевой основе на принципах договоренности между органами местного самоуправления разных муниципальных образований. Безусловно, что такой подход может быть реализован только при условии понимания муниципальными властями необходимости поддержания на должном уровне библиотечного обслуживания населения данной территории и готовности софинансировать библиотечное объединение. Закон № 131 ФЗ не содержит препятствий для подобных действий органов местного самоуправления. Разумеется, решающая роль в постановке перед муниципальной властью данного вопроса и его лоббировании принадлежит самим библиотечным работникам.

    Разновидностью межмуниципального библиотечного объединения может быть неформальное объединение библиотек различных организационно-правовых форм и форм собственности одной или нескольких территорий, в которые могут войти кроме общедоступных, например. школьные библиотеки, или профсоюзные. Целостность объединения при этом обеспечивается одним общим или системой договоров между ее субъектами. Количество структурных самостоятельных единиц в составе объединения не регламентируется.

    Другая модель может представлять единую библиотечную систему территории, включающую все библиотеки, финансируемые ОМС, — муниципальные общедоступные, школьные, библиотеки профессиональных училищ, других учреждений и предприятий муниципального уровня. Не исключены и любые сочетания первой и второй моделей. Однако на данном этапе муниципализации, реализация подобных моделей сопряжена с большими трудностями, прежде всего, финансового характера.

    Вероятно, в ближайшей перспективе, кроме объединений, включающих только библиотеки, сохранятся муниципальные территориальные структуры, включающие и другие родственные учреждения и организации, в частности, как указано выше, сельские культурные комплексы (СКК), объединяющие в своем составе сельскую библиотеку, Дом культуры, киноустановку, музей, другие досуговые учреждения. К сожалению, не всегда объединение библиотеки, в том числе, сельской или детской с клубным учреждением, бывает благоприятным для первой, а напротив, вызывает ухудшение ее положения, так как финансовые и материальные средства, и даже ставка библиотекаря «перетекают» в распоряжение клуба. Средством защиты прав библиотеки как особого сегмента СКК или КСК может служить Модельный кодекс сельской (городской) библиотеки, позволяющий сохранить ее статус. Опыт создания подобного документа уже накоплен в библиотеках России.

    Таким образом, активизация процесса развития МС непосредственно сказалась на деятельности муниципальных библиотек, вызвав структурную перестройку их сети.

    Другие библиотечные системы

    Среди других библиотечных систем страны необходимо назвать, как одну из самых основных, сеть библиотек Российской академии наук. Она включает в себя 375 библиотек. Из них крупнейшими наряду с Библиотекой РАН (фонд — более 20 млн ед. хр.) являются библиотека Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН. фонд — 12 млн ед. хр.), Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН) в Новосибирске (10 млн ед. хр.) и Библиотека по естественным наукам (БЕН РАН) в Москве (12,5 млн ед. хр.)

    Особую систему образуют библиотеки высших и средних специальных учебных заведений. В нее входит около трех тысяч библиотек университетов, академий, институтов и колледжей. Крупнейшими и старейшими из них являются научные библиотеки Московского государственного университета (10 млн ед. хр.) и Санкт-Петербургского государственного университета (8 млн ед. хр.).

    Систему библиотек сферы общего образования возглавляет Государственная научно-педагогическая библиотека нм. К. Д. Ушинского (фонд — 1.6 млн ед. хр.), а всего в эту систему входит более 63 тыс. школьных библиотек.

    Возможно, наибольшие изменения претерпела одна из ранее самых обеспеченных и самых сильных систем — система наично-технических библиотек. С 1990 г. продолжается тенденция к сокращению их численности. Ликвидированы в большинстве случаев центральные научно-технические библиотеки территориальных центров научно-технической информации Выжили лишь те из них, которые адаптировались к рыночным условиям и стали самоокупаемыми. Перестали существовать и некоторые отраслевые ведомственные библиотеки, что закономерно, ибо количество библиотек и соответствующих сетей, охватывавших всю страну, определялись не столько реальными потребностями в столь гигантском количестве библиотек, созданных в советское время, сколько интересами той системы управления народным хозяйством, которая сложилась на рубеже 1920-1980 гг. — системы, основанной на интересах ведомств.

    В настоящее время в сфере промышленности, транспорта и связи насчитывается более 350 научно-технических библиотек.

    Крупнейшей библиотекой этого профиля является Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ РФ. фонд — 8 млн ед. хр.)

    К крупнейшим отраслевым библиотекам относятся Центральная научная сельскохоэяйственная библиотека (ЦНСХБ РАСХН, фонд — более 3 млн им чр ) и Государственная центральная научно-медицинская библиотека (ГЦНМБ, фонд—около 3 млн ед. хр.). В сеть специальных сельскохозяйственных библиотек входит более 700 библиотек, а сеть медицинских библиотек включает в себя примерно 1500 библиотек. Среди других крупных центральных отраслевых библиотек следует выделить Центральную научно-техническую библиотеку железнодорожного транспорта (фонд—более 1,5 млн ед. хр.) и Центральную научно-техническую библиотеку по строительству и архитектуре (фонд — более 1,2 млн ед. хр. ). Разветвленной сетью библиотек располагают Министерство обороны РФ и другие силовые ведомства.

    Среди библиотек, специализирующихся на сборе, хранении и распространении определенного вида документов, особо следует выделить Всероссийскую патентно-техническую библиотеку (фонд около 15 млн ед. хр.).

    Обслуживанием высших органов государственной власти в России занимаются библиотека Администрации Президента Российской Федерации (фонд — 2 млн ед. хр.) и Парламентская библиотека Российской Федерации (фонд — 0 .5 млн ед. хр.).

    Определенную положительную роль в модернизации современных российских библиотек играют и зарубежные библиотеки, которые открыты в 1990 гг. в Москве, Санкт-Петербурге и ряде регионов России. Это библиотеки зарубежных культурных центров. Среди них наиболее активно проявили себя Немецкий культурный центр (известный также как «Гете-институт») и Французский институт. Большую работу ведут Британский совет, Институт Финляндии, Датский культурный центр и другие организации. Эти библиотеки обеспечивают жителей регионов страны новейшей научной и другой литературой.

    20.04.2020, 96 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.