AAA
Обычный Черный



Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Библиотечно-информационное обслуживание: тенденции развития

Библиотечно-информационное обслуживание: тенденции развития

Деятельность каждой библиотеки базируется на определенной технологии, формирование которой осуществляется под влиянием ряда факторов внешне; > внутренней сред. Решающая роль в данном случае при- надлежит технологической среде, окружающей библиотеку.

Технологические нововведения активно влияют в первую очередь на процессы, связанные с формированием информационных ресурсов, и организацию обслуживания пользователей. Вся история развития библиотек — это история использования в их деятельности тех технологических решений, которые получили широкое распространение в общественной жизни.

Будучи открытой системой, библиотека получает из внешней среды различные виды ресурсов, в первую очередь информационные. Технология создания тех или иных видов документов и их общественное признание служили основанием для формирования библиотечных фондов. Именно поэтому печатная книга постепенно вытеснила из фондов библиотек свою предшественницу — рукописную книгу. В XX в. на полки хранилищ библиотек рядом с разными видами произведений печати встали грампластинки, аудио- и видеокассеты, а сейчас и компакт-диски, которые все более активно теснят книгу. На смену перьевой ручке в библиотеки в свое время пришла пишущая машинка, которую сейчас вытесняет компьютер, а на смену книгоношам — электронная доставка документов.

Применяемые сейчас в библиотеках технические средства и технологические решения соответствуют современному уровню развития общества и, несомненно, претерпят изменения в будущем. Это связано с тем, что для современного общества характерны высокие темпы изменений в области технологий. По мнению исследователей, данная тенденция сохранится и в дальнейшем. К числу наиболее крупных технологических нововведений последнего времени, которые глубоко затронули все общественные процессы, можно отнести компьютеризацию, лазерную, микроволновую, полупроводниковую технологии, интегрированные линии связи, робототехнику, получение синтетических материалов, генную инженерию.

На развитие библиотечного дела наибольшее влияние оказали технологические решения в области компьютерной техники и средств связи. Появление полупроводников и микропроцессоров сделало легкодоступными небольшие компьютеры. Стали использоваться компакт-диски, позволяющие хранить такой объем информации, для размещения которого ранее потребовались бы целые здания. Достижения в области компьютерной техники и средств связи позволили обеспечивать хранение, обработку и практически мгновенную передачу больших объемов информации. Использование данных технологий позволило библиотекам перейти на приобретение электронных документов, продолжить работы по миниатюризации документов и созданию их электронных копий, что значительно увеличило сохранность фондов и снизило потребность в площади хранилищ.

Благодаря вычислительной технике значительно расширились возможности поискового аппарата библиотек. Перевод традиционных кар- точных каталогов и картотек, а также библиографических указателей в электронную форму увеличил объем предоставляемой информации, расширил возможности поиска необходимых сведений.

Компьютеризация позволила также внести существенные изменения в организацию обслуживания пользователей. Применение в библиотечном деле штрих-кодов, противокражных систем и других технологических новшеств, получивших широкое распространение в других отраслях, в первую очередь в торговле, значительно расширило возможности открытого доступа и разительно изменило технологию обслуживания. Наличие электронных документов и современных средств связи создало условия для удаленного доступа пользователей к информационным ресурсам библиотек и получения необходимых материалов на дом или на рабочее место практически из любой библиотеки мира.

Чем выше технологический уровень развития общества, тем больше возможностей у библиотек использовать его инфраструктуру и технический потенциал для достижения своих целей, что в конечном итоге ведет к расширению спектра библиотечно-информационных услуг и повышению их качества. Низкий же уровень технологического развития не позволяет библиотекам в полной мере реализовать свои функции. Со своей стороны библиотека, распространяя информацию о новых технологиях и применяя их в своей деятельности, содействует повышению информированности предприятий и организаций в данной области, создает благоприятные условия для развития и технологической модернизации общества.

Нашему обществу в целом и библиотечной сфере в частности необходимо признать неизбежность информационной эры и внедрение во все сферы деятельности новых информационных технологий. Как отметил в ежегодном пленарном докладе на VIII Международной конференции "Крым-2001" Я.Л. Шрайберг (см. ниже), одна из главных тенденций развития современного библиотечного дела заключается в том, что "библиотеки входят в информационное общество, и библиотеки содействуют ускорению превращения общества в информационное...". Поэтому библиотека должна не противопоставлять себя и свои традиции новой эпохе, а интегрировать собственные достижения и многовековой опыт с современными информационными технологиями для успешного выполнения сущностных социальных функций. С этой целью библиотекам в первую очередь необходимо:

• сохраняя и приумножая лучшие традиции книжной культуры, не замыкаться в своем развитии только на ней, автоматически уступая место при работе с разными видами документов, прежде всего электронными, на рынке информации и досуга другим, в основном вновь создаваемым учреждениям, а проводить активную политику по расширению спектра своих услуг как в области информации, так и в области досуга с предоставлением пользователям доступа к современным видам документов;

• продолжая оставаться одним из институтов общества, обеспечивающих социальную защиту граждан, в первую очередь малообеспеченных слоев населения, и предоставляющих в связи с этим своим пользователям ряд бесплатных услуг, оплачиваемых из общественных фондов потребления (бюджетов центральных и местных органов власти и благотворительных фондов), активно расширяя сферу своих услуг, внедряться в информационный бизнес, привлекая таким образом для своего развития финансовые ресурсы из коммерческой сферы, средства предприятий и организаций и личные средства граждан»

• не допускать отставания библиотек в оснащении современными техническими средствами от учреждений банковской сферы, транспорта, охраны правопорядка, образования, здравоохранения и других, обеспечивая таким образом развитие информационных библиотечных технологий в русле общей информатизации общества.

Библиотеки сегодня занимают центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития его науки, образования и культуры. Являясь важным элементом производственных и социальных процессов и выступая в качестве структурных подразделений производственных, научных, образовательных и других учреждений, они должны превращаться в интеллектуальные центры их деятельности. Традиционные методы информационной поддержки деятельности организаций и учреждений путем накопления, классификации и распространения информации должны смениться новыми методами, основанными на использовании открывающихся возможностей информационной поддержки фундаментальной и прикладной науки, образования, промышленного производства и других сфер деятельности.

Наряду с многочисленными положительными аспектами информационное общество несет человечеству и ряд новых глобальных социотехнологических проблем, которые в первую очередь связаны с информационной безопасностью человека и общества, информационной агрессией и насилием, информационным неравенством. Первые отрицательные последствия использования информации общество испытывает уже сейчас. Они проявляются во время локальных военных конфликтов в вице агрессивного информационного воздействия не только на непосредственных участников боевых действий — солдат и офицеров, но и на мирных граждан стран — участниц военных конфликтов и на все мировое сообщество.

Информационную агрессию испытывают на себе также отдельные организации и граждане в повседневной жизни. Обильный поток пропагандисткой информации, многократно тиражируемой СМИ, обрушивается на членов общества во время разных политических кампаний: юбилеев, выборов, референдумов и т.п. При помощи современных технических средств, в первую очередь радио, телевидения, Интернета, рекламная информация различного характера, используя в том числе агрессивные методы, все актив- нее проникает в профессиональную и личную жизнь граждан.

Большой ассортимент услуг, предоставляемых компьютерными сетями, включая приобретение товаров, посещение концертных залов, театров, музеев, спортивных соревнований, доступ к кино-, видео- и аудиопродукции, письменное, устное и визуальное общение с коллегами и друзьями, создание виртуальных предприятий, городов и даже семей, наряду с многочисленными преимуществами грозит лишить человечество личных контактов и общения. Массовое тиражирование и распространение низкопробных художественных произведений в области музыки, кино, художественной литературы навязывают потребителям определенные ценности, штампы и стереотипы поведения, формируют суррогатную культуру.

Широкое применение информационных технологий привело к совершенно новой стратификации общества — на информационно богатых и информационно бедных. При этом такое разделение распространяется не только на уровне отдельных граждан. По данному признаку уже осуществляется стратификация как отдельных организаций, так и целых государств и регионов.

Исходя из названных тенденций, у библиотеки как института социальной защиты на данном этапе общественного развития возникают совершенно новые задачи, связанные с обеспечением информационной безопасности как отдельных граждан, так и общества в целом, противостоянием информационному неравенству, защитой информационной свободы личности.

Удовлетворение многих важнейших потребностей индивида, социальной группы, общества и человечества в целом в настоящее время в значительной степени зависит от состояния информационных ресурсов, которыми они располагают и которые постепенно превращаются в основной ресурс общественного развития. Общество все в большей степени начинает осознавать тот факт, что информация — это не второстепенный атрибут деятельности, а стратегически важный ресурс, эффективное использование которого позволяет существенно экономить другие виды ресурсов — сырье, энергию, материалы, оборудование, трудозатраты.

В связи с этим, наряду с безопасностью в энергетической, продовольственной и иных сферах, все чаще рассматривается вопрос об информационной безопасности. Ее пока более всего связывают с защитой информационных ресурсов общества от целенаправленного или непреднамеренного воздействия на информационную сферу со стороны внешних или же внутренних источников, которые "могут наносить серьезный ущерб этим интересам и представляют собой угрозу для безопасности человека и общества". Вместе с тем защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа к ним и частичной либо полной их ликвидации является только одним из этапов формирования данного вида ресурсов. Для информационной безопасности общества и его независимости необходимо в первую очередь собрать разрозненные носители с зафиксированной на них информацией в определенных точках, объединив таким образом их информационный потенциал, обеспечить их сохранность и доступ как отдельных членов, так и общества в целом к необходимой им информации независимо от места и времени ее производства и хранения.

Выполнение этой задачи является одним из приоритетных направлений деятельности библиотек. Приобретая документы и обеспечивая их сохранность, библиотеки тем самым создают ресурс, кумулирующий все знания человечества. Данный ресурс необходимо рассматривать как стратегический запас, содержание которого может быть востребовано обществом для достижения своих целей в любой момент. Библиотеки с момента возникновения выполняют данные функции, но только с изменением статуса информации в общественном развитии их деятельность в указанном направлении начала связываться с проблемами безопасности общества и личности.

Прогноз на ближайшую перспективу

Не будем говорить о сотнях миллионов пользователей и компьютеров, подключенных к Интернет – вся эта статистика весьма условна, меняется каждый день и один источник старается опередить другой. Для примера: по России насчитывается от 2 до 10 млн пользователей – разброс по разным источникам статистики составляет 8 млн. Не будем пытаться точно подсчитать число сайтов, объемы информации, количество e-mail – это сложно, громоздко и не нужно. Ясно, что Интернет – это уже не сеть, а среда, коммуникационная глобальная среда общения, которая постепенно вытесняет все остальные сети и практически абсолютно доминирует во всех областях человеческой деятельности.

Библиотеки начали активно работать с Интернетом сразу после его появления. Первые библиотечные сайты поражали своей наивностью, напыщенностью, объемом плохо раскрываемых картинок и обилием излишней информации. Библиотеки стремились представить себя в Интернете любыми путями, часто не понимая, что в отличие от многих других для библиотечного сайта важна реализация онлайнового поиска, заказа литературы и получение нужных материалов, причем все чаще в электронном виде. А для этого необходимо иметь генерируемую систему автоматизации, поддерживающую электронный каталог и предоставляющую его в доступ (как минимум).

Конечно, создание собственного сервера в Интернете весьма привлекательно для любой организации, поскольку позволяет укрепить ее имидж, привлечь новых клиентов; но при этом необходимо полноценное представление каталога своего фонда и осуществление полномасштабного обслуживания (виртуальный читатель должен быть обслужен не хуже читателя реального) – вот одна из основных тенденций развития библиотечно-информационных систем сегодня.

Другой, не менее важной тенденцией является развитие второго вида использования Интернета в библиотечной практике – предоставление информационных ресурсов других организаций своим пользователям. Кстати, с этого и начиналось вхождение библиотек в Интернет, а только уже потом начали разрабатываться собственные Интернет-серверы и Web-сайты библиотек.

Сегодня эта тенденция получила продолжение в виде доступа к электронным полнотекстовым изданиям, что позволяет не только расширить спектр информационных услуг пользователям, но и обеспечить дополнительные возможности комплектованию, фактически расширяя как его репертуар, так и доступность публикаций для пользователей (мультидоступ к электронным публикациям ограничен только количеством лицензированных рабочих станций, подключенных к Интернету).

Многие подписные агентства предпочитают открывать библиотекам доступ к полным текстам своих изданий; хорошую поддержку этим начинаниям оказывают благотворительные фонды. Здесь уместно привести положительные примеры эффективно работающих программ Российского фонда фундаментальных исследований и Института «Открытое общество» (Фонд Сороса).

Для нового, интенсивно развивающегося класса корпоративных информационных систем ( в том числе и библиотечных) или для организаций (библиотек), имеющих развитую внутреннюю сеть отделений и филиалов для оперативного информационного взаимодействия, последние 2 года все более широкое распространение получает использование телекоммуникационной инфраструктуры Интернета. Применяется упрощенная схема управления сетью; для ограничения доступа извне, для своей внутренней технологической информации часто используются так называемый межсетевой экран (программно-компьютерный комплекс, контролирующий адреса и полномочия при входе в открытую сеть Интернет) и специфические прикладные программы для внутрикорпоративной информационной системы (написанные, как правило, на языке Java). Эта технология получила название Интранет. Аналитики рынка информационных технологий выделяют Интрасети как перспективную ветвь развития Интернета. В совершенствовании корпоративных интрасетей особое внимание уделяется созданию эффективной и простой в использовании системы защиты терминального компьютера.

Исследователи рынка информационных технологий сходятся в оценках величины его абсолютного роста в течение ближайших лет нынешнего века и достижения нескольких сот миллиардов долларов по общему объему продаж в секторе Интернет, связывая ожидаемый бурный рост с распространением передачи мультимедийной информации, электронной коммерции и Интернет-телефонии. Библиотеки являются активными участниками этого рынка, их роль в активизации всех видов Интернет-технологий будет неуклонно возрастать.

Одним из недавно появившихся полей расширения сферы действия Интернета в библиотечно-информационной практике является создание единых (сквозных) технологических схем, связывающих на информационно-технологическом уровне все функционирующие субъекты книжного рынка – от автора до читателя, но особенно важна роль Интернета в обеспечении единой схемы взаимодействия звена «издатель – книгораспространитель – библиотекарь».

Другим важнейшим и интенсивно развиваемым объектом приложения Интернета являются корпоративные библиотечные системы и корпоративные библиотечно-информационные технологии.

Библиотеки уже не мыслят своей будущей и перспективной деятельности без Интернета. В России уделяется большое внимание развитию Интернета, и во многих перспективных проектах участвуют библиотеки.

Успешное развитие Интернета в мире и, в частности, в России и странах СНГ во многом будет зависеть от профессионализма и международной координации принимаемых решений, от умения и желания объединять усилия различных организаций, от нахождения баланса между свободой и безопасностью, от построения упредительной, понятной и предсказуемой нормативно-правовой среды. Трудно переоценить роль библиотек в осуществлении этих целей.

Необходимость разработки новой концепции библиотеки.

Обязательное усиление роли «информационной компоненты», ее самостоятельность и приоритетность, а не вторичность по отношению к документу фонда.

Требуется переоценка абсолютного доминирования документа как единственной субстанции, отвечающей за всю совокупность информационных потребностей пользователя, причем речь идет не об отрицании документной парадигмы, а об отрицании ее обязательного стопроцентного присутствия в фонде библиотеки для того, чтобы библиотеку можно было назвать библиотекой.

В новой концепции должна быть отражена виртуальная природа многих источников информации, разнообразие носителей информации, в том числе и временных. Безусловно, новая концепция должна опираться на разработанные в современном библиотековедении и документоведении основы с учетом современного состояния общества, библиотек и уровня информационных технологий.

Практически во всех учебниках и монографиях библиотека все еще представляется в старых понятиях и схемах, хотя резкое вхождение в библиотечную практику информационных технологий должно было бы давно уже изменить прежнее представление. В библиотеках вводятся новые разнообразные информационные услуги, открываются центры правовой информации, бизнес-информации и др. Библиотеки и раньше всегда выполняли информационную функцию, но сегодня эта компонента начинает серьезно «конкурировать», если так можно выразиться, с «документным обслуживанием» и даже его опережать.

Дефиниция библиотеки и ее основных функций относится сегодня к ключевым положениям не только библиотековедения, но и информационных наук. Безусловно, что правильное представление о сущности и исходных функциях библиотеки определяет содержание библиотечно-информационной деятельности, ее цели, принципы, критерии эффективности, технологии, оценку качества работы.

Исторически менялись подходы к сущности библиотеки:

  • библиотека – хранилище,

  • библиотека – читальня,

  • библиотека – книжное собрание,

  • библиотека – учреждение,

  • библиотека – четырехэлементная структура,

  • библиотека – многоэлементная структура: пяти–семи, возможно, больше.

Главные дискуссии развертываются вокруг сущностной функции библиотеки; если согласиться с громоздким, но в целом достаточно точным определением библиотеки, данным Ю.Н. Столяровым («Библиотека – удовлетворяющее информационным потребностям общества в целом, его части или отдельного члена, материально-технически оснащенное упорядоченное множество документов, формируемое, хранимое и предоставляемое библиотечным персоналом»), которое соответствует определению библиотеки в ИСО, то останется одним из главных вопросов расхождение мнений между сторонниками приоритета документа и наделения документа, а не библиотеки, информационной функцией. С этим трудно согласиться, так как в данном случае одним из признаков библиотеки постулируется физическое присутствие документа в фонде, что уже трудно осуществить. Сегодня при формировании фонда и обслуживании пользователей учитываются электронные полнотекстовые коллекции, доступные через Интернет (лицензированный доступ).

Эту особенность необходимо включить в разработку новой концепции библиотеки. Остро назрела необходимость пересмотра старых позиций, старых подходов к библиотеке. Библиотека уже не только общедоступный информационный центр, центр Интернета, зачастую – центр правовой информации, научное учреждение и т.п. Библиотека – активный участник преобразования общества, его движения к информационному обществу.

Сегодня во многие крупные библиотеки читатель приходит не за традиционным документом, а за электронными полнотекстовыми копиями документов и за информацией (что плохо и хорошо одновременно!). Например, в ГПНТБ России 30% читателей вообще не обращаются к каталогам – ни к печатному, ни к электронному, а работают с информационными ресурсами Интернета; ориентировочно от 15 до 20% читателей предпочитают регулярную работу с полнотекстовыми электронными изданиями через Интернет (иногда – с помощью CD–ROM). Количество ежедневных обращений к Web-серверу ГПНТБ России в 8-10 раз больше, чем обычных посещений – это говорит о грядущих изменениях (причем неизбежных) в режиме обслуживания библиотеками своих пользователей.

Онлайновые постоянные читатели в перспективе должны составить большинство пользователей библиотеки. Эта все возрастающая группа пользователей предпочитает работать с фондами библиотеки или, точнее, с услугами библиотеки в режиме онлайн и получать все, что нужно, на собственный компьютер. Библиотека иногда и не трогает свой фонд, обслуживая таких пользователей с помощью других информационных ресурсов.

Все это должно быть отражено в новой концепции библиотеки, в том числе и виртуальная природа многих источников информации. Основной упор следует сделать на расширение информационной функции как самостоятельной важной функции библиотеки, на точное определение места и роли документа, не абсолютизируя его, но и не преуменьшая его статуса, и наконец, на все возрастающий поток электронной информации и увеличение числа электронных документов.

Электронные информационные ресурсы и электронные библиотеки

Эти тенденции затрагивают многие аспекты деятельности библиотек и трансформируют многие привычные догмы и правила; в частности, меняется сама технология комплектования, формирования фонда в целом, подходы к его сохранности. Впервые организуется множественный доступ к документу.

Увязка собственных работ многих библиотек с государственными программами, проектами благотворительных фондов и международными программами и инициативами.

Оценка роли и значения электронных библиотек в развитии библиотечно-информационных технологий и определение оптимального взаимодействия традиционной, автоматизированной и электронной библиотеки.

Здесь важно не оказаться в другой крайности, как это произошло с так называемыми гибридными библиотеками. Этот термин, видимо, появился от испуга перед нарастающим потоком электронной информации, так как логически объяснить изменение или появление нового типа библиотек только потому, что часть фонда оказывается в электронном виде, невозможно.

Новые носители информации появлялись и ранее (вообще эволюция библиотек тесно связана с эволюцией носителей документов): был папирус, появилась бумага, затем микрофильмы, микрофиши, кинофильмы, аудиокассеты, CD–ROM – а библиотека по-прежнему оставалась библиотекой. Но чуть расширили поток электронной информации, увеличили число CD–ROM и Интернет-услуг – и почему-то из обычной, нормальной библиотека вдруг становится гибридной. Гибрид – это, как известно, результат скрещивания чего-то с чем-то. А что мы скрещиваем здесь? Мне кажется, что с точки зрения терминологии данная посылка является неверной.

Сегодня тенденции развития библиотечно-информационных технологий и деятельности в целом уже невозможно представить без электронных информационных ресурсов и модного понятия электронные библиотеки (ЭБ). Многие все еще воспринимают ЭБ как те же книжные стеллажи, на которых вместо книг стоят CD или DVD–ROM, и боятся, что она «уничтожит обычную библиотеку».

Все это, конечно, не так. ЭБ просто являют собой новый вид структурирования и организации электронной информации с определенным образом организованной системой доступа к этой информации (ресурсам). ЭБ расширяют номенклатуру услуг для пользователей библиотек, повышают доступность и качество обслуживания. Как уже отмечалось, ЭБ позволяют:

  • предоставить в доступ издания из других библиотек и фондов;

  • обеспечить независимость мест хранения изданий от рабочего места пользователя;

  • обеспечить непрерывное обслуживание, не зависящее от расписания и времени работы отдельной библиотеки.

Развивая тенденции организации и обслуживания пользователей электронными библиотеками, мы отчетливо должны понимать, что ЭБ отличаются от традиционных библиотек не только и не столько тем, что используют электронный формат изданий, а в первую очередь тем, что обеспечивают доступ к удаленному, распределенному и разнородному ресурсу с помощью телекоммуникационных технологий.

Известно, что работы по созданию электронных библиотек начаты в США в 1980-х гг., в Великобритании – в начале 1990-х гг. Обычно такие работы начинали небольшие группы специалистов, но в течение нескольких лет они приобретали статус национальных программ и международных проектов. Примерами могут служить проект создания ЭБ для стран «Большой Семерки», к участию в котором приглашена и Россия, программы «DLI» в США и «eLib» в Великобритании. В Японии завершены работы по реализации проекта «Электронные библиотеки XXI века». В Германии создана электронная библиотека «Global-Info». Указанные проекты имели существенную государственную финансовую поддержку (от 800 млн долларов в США до 60 млн марок в Германии). К решению проблемы создания ЭБ в этих странах активно привлекались различные инвестиции, в том числе средства многих фондов, заинтересованных частных компаний, благотворительных организаций, отдельных лиц.

В России был некоторый опыт работы в области создания ЭБ. Ряд проектов, связанных с созданием конкретных электронных ресурсов и обеспечением доступа к ним, в том числе через Интернет, выполняются с 1995 г. и поддерживаются государственными научно-техническими программами, например, подпрограммами «Федеральный информационный фонд по науке и технике» и «Информатизация России» федеральной целевой научно-технической программы Минпромнауки РФ «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники гражданского назначения», межведомственной программой «Создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы» и рядом других.

Главными стали проекты Научной электронной библиотеки Российского фонда фундаментальных исследований (более тысячи названий журналов) и Программы по электронным библиотекам Института «Открытое общество» (более 4 тыс. названий журналов для российских библиотек).

Вместе с тем следует признать, что, несмотря на достигнутые результаты, указанные усилия все еще не носят общесистемного характера в масштабах страны и не решают многих задач правового, организационного и технологического характера по реализации в целом проблемы электронных библиотек в России. Поэтому в 1999 г. принято решение о развертывании полномасштабной межведомственной программы «Электронные библиотеки России» (ЭБР), которая должна была служить естественным дополнением к уже имеющимся проектам и программам в этой сфере и решить проблемы отечественной инфраструктуры, обеспечивающей накопление, сохранение и эффективное использование электронных информационных ресурсов.

К сожалению, успешно разработанная и согласованная 11 министерствами и ведомствами межведомственная программа «Электрон­ные библиотеки России» не состоялась из-за ведомственных реорганизаций, и проблема государственного координирования столь важной программы в России опять повисла в воздухе.

Сегодня в свете развития библиотечно-информационных технологий электронные библиотеки занимают свою важную нишу, являясь дополнительной компонентой к автоматизированным библиотечно-информационным технологиям, не замещая их и не конкурируя с ними, а дополняя и выводя на более совершенный уровень обслуживания пользователей в тесной взаимосвязи с пользователями других информационных ресурсов. Именно поэтому (после неудачной попытки получить отдельную федеральную программу по электронным библиотекам) дальнейшие государственные усилия в России привели к появлению новой федеральной целевой программы – «Электронная Россия» (на 2001-2010 гг.), в которой должное место отведено электронным библиотекам, поддержке и развитию электронного информационного ресурса.

Продолжая разработку ЭБ и сопутствующих технологий (оцифровку, электронную доставку документов и др.), российские библиотеки сегодня уже имеют ориентиры по участию в федеральных проектах новой целевой программы.


Откуда

  1. Мотульский Р. С. Общее библиотековедение: Учебное пособие для вузов. — М.: ЛИБЕРЕЯ, 2004
  2. Шрайберг Я.Л. Современные тенденции развития библиотечно-инфор- мационных технологий: Ежегодный пленарный доклад международных кон- ференций "Крым", год 2001 / Восьмая междунар. конф. "Крым 2001" "Биб- лиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые фор- мы сотрудничества", Судак, 9—17 июня 2001 г. — М.: ГПНТБ России, 2002. - 44 с

31.05.2018, 32 просмотра.


Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.