AAA
Обычный Черный



Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Видовая классификация библиографии и библиографических пособий

Видовая классификация библиографии и библиографических пособий

Видовая классификация библиографии

«Виды библиографии» – одна из наиболее старых и до сих пор окончательно не решенных классификационных проблем отечественного библиографоведения. Пожалуй, нет другого вопроса, вокруг которого было бы безрезультатно поломано столько полемических копий. В последние годы интерес библиографоведов к этой проблеме заметно угас, точнее, она постепенно (на основе проникновения в библиографоведение идей структурно-функционального подхода) трансформировалась в тесно связанную с ней проблему функционального содержания (сущности) библиографической деятельности. И это не случайно.

Дело в том, что проблема видовой классификации библиографии возникла в то время, когда термин «библиография» был общепризнан как обозначение отдельного библиографического пособия или их совокупностей. И сама проблема рассматривалась как проблема видовой классификации библиографической продукции по разным признакам. В дореволюционной России она появилась в таком виде в связи с использованием УДК, первым пропагандистом и переводчиком которой был Б. С. Боднарский. Индексы УДК он применил затем для классификации библиографических материалов в своей «Библиографии русской библиографии» (1913–1929 гг.).

Сама по себе видовая классификация библиографической продукции вполне закономерна. Она и сегодня остается важной научной и практической задачей (примерный вариант многоаспектной видовой классификации библиографических пособий дан в предыдущей главе). Однако уже с середины 50-х гг. библиографоведы (особенно их тогдашнее молодое поколение) стали все настойчивее и последовательнее переходить к трактовке «библиографии» как области деятельности. В результате проблема видов библиографии обрела совершенно новое содержание: если раньше классифицировались библиографические пособия, то теперь следовало классифицировать библиографическую деятельность. Но многие библиографоведы как бы не замечали метаморфозы, происшедшей с объектом дифференциации, и, говоря о «видах библиографии» как областидеятельности, продолжали оперировать методологическими средствами и классификационными понятиями, полученными ранее в результате классифицирования библиографической продукции. В этом одна из главных причин внутренней противоречивости многих точек зрения на виды библиографии. 

Некоторые наиболее интересные, содержащие оригинальные моменты, классификации отражены в самом общем виде в таблице, которая наглядно демонстрирует разнообразие представлений в этой области, выработанных в разное время отечественными библиографоведами

Различные варианты видовой классификации библиографии

 Автор

Виды библиографии

Н.Ф.Яницкий (1927 г.)

1. Описательная

2. Рекомендательная

Н.В.Здобнов (1931 г.)

1. Учетно-регистрационная

2. Критическая

3. Рекомендательная

П.Х. Кананов (1940 г.)

1. Учетная

2. Прагматическая

В.А.Николаев, И.И.Решетинский и др. (50-60-е гг.)

1. Информационная

а) государственная

б) научно-информационная

в) массово-информационная

г) книготорговая и книгоиздательская

2. Рекомендательная

М.А.Брискман и др.

(60-е гг.)

1. Информационная

а) государственная

б) научно-информационная

в) массово-информационная

2. Рекомендательная

3. Критическая

Ряд авторов (60-е гг.)

1. Государственная

2. Научно-вспомогательная

3. Рекомендательная

А.И.Барсук и др.

(1968 г.)

1. Базовая

а) государственная (национальная)

б) региональная (местной печати)

2. Научно-вспомогательная

3. Массово-производственная

4. Рекомендательная

ГОСТ 16448-70 (1971 г.)

1. Государственная

2. Научно-вспомогательная

3. Рекомендательная

4. Универсальная

5. Отраслевая

Э.К.Беспалова (1973 г.)

1. Информационная

2. Рекомендательная

А.И.Барсук (1975 г.)

1.Базисная

2. Научно-вспомогательная

3. Производственная

4. Научно-популярная

5. Ассортиментная

А.И.Барсук (1977 г.)

Сфера универсального

1. Государственная

2. Издательско-книготорговая

Сфера специального (профессионального)

3. Научно-вспомогательная

4. Производственно-вспомогательная

Сфера общеинтересного (непрофессионального)

5. Научно-популярная

ГОСТ 7.0-77 (1978 г.)

1. Государственная

2. Научно-вспомогательная

3. Рекомендательная

4. Отраслевая

5. Краеведческая

6. Издательско-книготорговая

7. Текущая

8. Ретроспективная

9. Библиография библиографии

М.Г.Вохрышева (1986 г.)

1. Производственно-вспомогательная

2. Социально-вспомогательная

3. Научно-вспомогательная

4. Учебно-вспомогательная

5. Самообразовательная

Организационная библиография

Организационно библиография раздроблена и укоренена в тех областях деятельности в системе документальных коммуникаций, которые обеспечивают движение первичных документов. На этой основе и выделяются организационно оформленные подразделения (виды) библиографии:

1. Библиотечная библиография.

2. Издательская библиография.

3. Книготорговая библиография.

4. «Книжно-палатская» библиография (имеется в виду библиография, включенная в деятельность книжных палат, т. е. фактически то, что принято называть «государственной библиографией»).

5. Научно-информационная библиография (имеется в виду не научно-вспомогательная библиография, выделенная по назначению, а библиографические участки в деятельности органов НТИ).

6. Архивная библиография.

Видовая классификация библиографии по признаку общественного назначения

Второй способ построения видовой классификации библиографии связан с формированием «чистых» видов, т. е. таких подразделений библиографической деятельности, в рамках которых создается и используется однородная по какому-либо признаку библиографическая продукция. Таким образом, мы вернулись на новой методологической основе к задаче формирования видов библиографии посредством классифицирования библиографической продукции (библиографических пособий).

В качестве основания такой видовой классификации библиографии могут быть использованы разные признаки библиографической продукции, но главным, ведущим среди них, является признак общественного назначения. Но именно этот признак и сближает задачу видовой классификации с функциональной проблематикой библиографической деятельности. Ведь общественное назначение (целевые установки) и общественные функции (способы достижения поставленных целей) библиографической деятельности по содержанию совпадают. Именно поэтому видовая классификация библиографии по признаку общественного назначения должна базироваться на наиболее общих сущностно-функциональных характеристиках библиографический информации (ее основных общественных функциях), а затем конкретизировать это общее в более частных, специфических подразделениях. Иначе говоря, классификация должна быть не линейной, а иерархической, последовательно раскрывающей переходы от общего к более частному.

Общая библиография. Поисковая и коммуникативная функции библиографической информации одинаково формальны по своей природе. Средства реализации этих функций, несмотря на их внешние различия (например, алфавитный каталог библиотеки и «Книжная летопись»), не зависят от ценностного отношения к этим документам потребителей информации. Создаваемые в рамках общей библиографии источники библиографической информации не имеют конкретного целевого и читательского назначения и непосредственной связи с определенными сферами обслуживания.

Общая библиография – это те участки библиографической деятельности, где создается библиографическая информация, не рассчитанная на конкретные нужды той или иной категории потребителей, но обеспечивающая идентификацию и поиск документов (в любых целях), информирование о документальных ресурсах неопределенно широкого круга потребителей (общества в целом). Иначе говоря, общая библиография – библиография для всех. Это функциональное своеобразие и позволяет выделить общую библиографию в качестве одного из двух основных подразделений библиографии по признаку общественного назначения.

Специальная библиография. Специальная библиография, в отличие от общей, тесно связана с определенными сферами обслуживания, поэтому библиографическая информация, которая здесь создается и доводится до потребителей, всегда имеет конкретное целевое и читательское назначение.

Процесс внутренней дифференциации специальной библиографии означает выделение наиболее значительных сфер материальной и духовной жизни общества, которые в данных конкретно-исторических условиях требуют целенаправленного и организованного библиографического обеспечения. На схеме (см. рис.16) выделено шесть главных сфер обслуживания современной специальной библиографии: наука, управление общественным развитием, производство, образование (среднее и высшее, общее и специальное), самообразование (общее и профессиональное), идейно-воспитательная (идеологическая) работа. Специфика сферы обслуживания в каждом случае определяет конкретные цели, содержание, организацию и методику библиографической работы.

Следует иметь в виду, что приведенная структура носит самый общий характер и не отражает действительной сложности и многообразия градаций конкретного назначения библиографической деятельности. Можно дифференцировать названные сферы обслуживания на более дробные составляющие, выделить наряду с ними другие, не совпадающие (пересекающиеся) с предложенными. Например, в качестве специальных сфер библиографического обслуживания можно рассматривать процесс социализации молодежи, детское чтение и т. д.

Иначе говоря, в действительности в пределах специальной библиографии столько сфер библиографического обслуживания, сколько существует сегодня общественно значимых социальных групп читателей и конкретных целей чтения. Теоретически это значит, то реальное развивающееся конкретно-историческое многообразие специальной библиографии неограниченно велико. Пользуясь выражением «библиография в помощь...», всегда можно образовать понятие, выражающее конкретное целевое и читательское назначение специальной библиографии.

Таким образом, основное различие между общей и специальной библиографией заключается в том, что первая обращена к документам и ей не свойственна определенность целевого и читательского назначения; вторая нацелена на определенного потребителя, и ей всегда присущи конкретные целевые и читательские установки. При этом общая библиография непосредственно ориентирована на основные (общие) поисковые и коммуникативные потребности, которые свойственны всем читателям. Специальная библиография, реализуя оценочную функцию библиографической информации, практически имеет дело не с потребностью в оценке «вообще» (с ней имеет дело только теория библиографии), а с конкретно-исторически обусловленными частными (групповыми, коллективными) и единичными (индивидуальными) формами проявления общественных потребностей в оценке документарной информации. Эти специфические потребности могут быть библиографически успешно удовлетворены только при условии, если библиограф осуществляет дифференцированную оценку документов, строго учитывая конкретное целевое и читательское назначение создаваемой библиографической информации, специфические особенности потребителей.

Видовые классификации библиографии по другим признакам

Специальная библиография. Специальная библиография, в отличие от общей, тесно связана с определенными сферами обслуживания, поэтому библиографическая информация, которая здесь создается и доводится до потребителей, всегда имеет конкретное целевое и читательское назначение.

Процесс внутренней дифференциации специальной библиографии означает выделение наиболее значительных сфер материальной и духовной жизни общества, которые в данных конкретно-исторических условиях требуют целенаправленного и организованного библиографического обеспечения. На схеме (см. рис.16) выделено шесть главных сфер обслуживания современной специальной библиографии: наука, управление общественным развитием, производство, образование (среднее и высшее, общее и специальное), самообразование (общее и профессиональное), идейно-воспитательная (идеологическая) работа. Специфика сферы обслуживания в каждом случае определяет конкретные цели, содержание, организацию и методику библиографической работы.

Следует иметь в виду, что приведенная структура носит самый общий характер и не отражает действительной сложности и многообразия градаций конкретного назначения библиографической деятельности. Можно дифференцировать названные сферы обслуживания на более дробные составляющие, выделить наряду с ними другие, не совпадающие (пересекающиеся) с предложенными. Например, в качестве специальных сфер библиографического обслуживания можно рассматривать процесс социализации молодежи, детское чтение и т. д.

Иначе говоря, в действительности в пределах специальной библиографии столько сфер библиографического обслуживания, сколько существует сегодня общественно значимых социальных групп читателей и конкретных целей чтения. Теоретически это значит, то реальное развивающееся конкретно-историческое многообразие специальной библиографии неограниченно велико. Пользуясь выражением «библиография в помощь...», всегда можно образовать понятие, выражающее конкретное целевое и читательское назначение специальной библиографии.

Таким образом, основное различие между общей и специальной библиографией заключается в том, что первая обращена к документам и ей не свойственна определенность целевого и читательского назначения; вторая нацелена на определенного потребителя, и ей всегда присущи конкретные целевые и читательские установки. При этом общая библиография непосредственно ориентирована на основные (общие) поисковые и коммуникативные потребности, которые свойственны всем читателям. Специальная библиография, реализуя оценочную функцию библиографической информации, практически имеет дело не с потребностью в оценке «вообще» (с ней имеет дело только теория библиографии), а с конкретно-исторически обусловленными частными (групповыми, коллективными) и единичными (индивидуальными) формами проявления общественных потребностей в оценке документарной информации. Эти специфические потребности могут быть библиографически успешно удовлетворены только при условии, если библиограф осуществляет дифференцированную оценку документов, строго учитывая конкретное целевое и читательское назначение создаваемой библиографической информации, специфические особенности потребителей.

Ретроспективная библиография (ретроспекция – это «взгляд в прошлое») выполняет две основные функции: она подытоживает развитие документных потоков за определенные периоды времени и обеспечивает ретроспективный поиск в накопленных документных массивах в ходе библиографического обслуживания и самообслуживания.

Ретроспективные библиографические труды подытоживающего характера всегда имеют четкий и, как правило, определенным образом аргументированный учетный период. Он может быть очень большим или сравнительно коротким, но всегда существенным в историческом развитии документного потока данной формы (например, «Периодическая печать СССР. 1917–1948. Журналы, труды и бюллетени») или содержания (например, научно-вспомогательный библиографический указатель «История СССР. 1917–1952»). Верхние границы учетного периода в названных библиографических пособиях определяются временем их составления.

Особое место в рассматриваемой системе занимает перспективная библиография, в рамках которой создаются и доводятся до потребителей источники библиографической информации о еще не вышедших, только готовящихся к печати документах. Эти источники не гарантируют точности сведений, поскольку запланированные к выпуску издания в ходе их редакционной подготовки могут претерпеть существенные изменения или, вообще, по тем или иным причинам не выйти в свет. Вместе с тем источники перспективной библиографии, позволяющие заглянуть в будущее документного потока, ориентироваться в нем заранее, очень важны. Наибольший интерес они представляют для библиотекарей и библиографов, работников органов НТИ, издательств и книжной торговли, для ученых и специалистов, а также любителей определенных жанров литературных произведений, книголюбов, собирателей личных библиотек.

Естественно, что создавать источники перспективной библиографии могут только те учреждения, которые располагают для этого необходимой информацией, сами планируют, готовят и выпускают в свет печатную продукцию: издательства и органы управления книжным делом, прежде всего Министерство по делам печати и средств массовых коммуникаций.

В качестве типичных примеров можно назвать годовые и перспективные (пятилетние) тематические планы отдельных издательств, сводные издательские планы по отраслям знания, бланки заказа на литературу.

Универсальная и отраслевая библиография. Важным признаком, на основе которого осуществляется классификация библиографии, является содержание объектов библиографирования. По этому признаку различаются понятия универсальной и отраслевой библиографии. С ними тесно связаны понятия многоотраслевой, тематической, комплексной, персональной, краеведческой и страноведческой библиографии.

В этой системе понятий универсальная библиография, как не опирающаяся на содержание документов, противостоит всем остальным, выражающим зависимость от содержания объектов библиографирования. В каком же смысле следует понимать отсутствие прямой связи с содержанием библиографируемых документов в универсальной библиографии?

Иногда говорят, что универсальная библиография обслуживает все или многие отрасли знания. Это, в общем, правильно, но неточно. Дело не в том, много или мало отраслей знания охватывает универсальная библиография, а в том, что при составлении универсального источника библиографической информации используются не содержательные, а формальные критерии (вид издания, хронологические рамки, язык, территория и т. п.), и не предусматривается заранее содержание объектов библиографирования. Содержание приходит автоматически, вместе с теми документами, которые выявлены по избранному формальному признаку. Систематизируя эти документы по содержанию, приходится иметь дело только с теми вопросами, которым посвящены отобранные документы.

В отраслевой библиографии, наоборот, первостепенное значение имеет содержание документов, а формальные признаки используются в случае необходимости в ограничительных целях как сопутствующие (дополнительные).

Обычно считают, что отраслевая библиография имеет дело с документально зафиксированным содержанием определенной отрасли знания. Многоотраслевая – нескольких отраслей знания. Тематическая – с литературой по определенному вопросу, входящему в состав какой-то отрасли знания. Очевидная простота этих суждений обманчива. При более внимательном подходе оказывается, что установить точный смысл названных понятий очень трудно, поскольку неизвестны точные содержательные границы выражений «отрасль» и «тема» как применительно к науке и практической деятельности вообще, так и к библиографии в частности.

Комплексная библиография (иногда ее называют проблемно-тематической) – это разновидность тематической библиографии, имеющая дело с такими проблемами (темами), которые требуют привлечения информации из самых различных областей науки, народного хозяйства и культуры, для решения и изучения которых необходим комплексный подход. Это проблемы, связанные, например, с задачами библиографического обеспечения целевых, комплексных программ социально-экономического и научно-технического развития общества, с исследованиями космического пространства, с охраной окружающей среды, и многие другие. Комплексная проблематика играет ведущую и все более возрастающую роль в современной науке и практике. Соответственно увеличивается и значение комплексной библиографии. В системе рассматриваемых подразделений библиографии именно ей принадлежит будущее.

Особое положение в этой системе занимает персональная, краеведческая и страноведческая библиография. Их своеобразие заключается в том, что они совмещают в себе черты, свойственные как отраслевой, так и универсальной библиографии.

Персональная библиография имеет своим непосредственным объектом произведения определенного лица и литературу о нем. В первом случае (как и в универсальной библиографии) за основу берется формальный признак (персональный) и содержание объектов библиографирования предопределено содержательными границами произведений, написанных данным автором. Если, например, систематизировать по содержанию все произведения Л.Н.Толстого, то, несомненно, это будет универсальный источник библиографической информации. В случае с литературой о Л.Н.Толстом имеет место содержательный, а не формальный подход. Вместе с тем можно библиографировать не все произведения автора и не всю литературу о нем, а только в пределах определенной отрасли (например, педагогические произведения Л.Н.Толстого или литературу о роли Л.Н.Толстого в развитии педагогики). В этом случае мы получим источники отраслевой персональной библиографии.

В основе выделения понятий краеведческой и страноведческой библиографии лежит комбинированный содержательно-территориальный (т. е. содержательно-формальный) признак. В первом случае речь идет о библиографировании литературы, связанной по содержанию с определенной местностью (районом, городом, областью, географической зоной и т. п.) в пределах страны, во втором – с определенной страной, государством. Такого рода литература может быть самого разнообразного содержания (например, история, народное хозяйство, наука, культура данного края или страны), и с этой точки зрения краеведческую и страноведческую библиографию можно считать универсальной. Однако краеведение и страноведение – это особые комплексные отрасли знания. Следовательно, и библиография, с ними связанная, – отраслевая. Кроме того, можно библиографировать не всю литературу о крае или стране, а только какую-то ее содержательную часть, например об истории края или страны. В этом случае краеведческая или страноведческая библиография становится отраслевой, так сказать, в чистом виде.

Все это говорит о том, что виды библиографии по признаку содержания объектов библиографирования образуются на основе сложных критериев. Не случайно дискуссии вокруг рассмотренных понятий, начавшиеся еще в дореволюционной России, продолжаются в специальной печати до сих пор. Здесь есть много такого, над чем нужно думать и работать представителям библиографической науки.

Библиография библиографии. Особый вид библиографии, не стоящий в одном ряду ни с какими другими ее подразделениями, обозначается термином «библиография библиографии». Это специфическая «надстройка» над библиографией, смысл которой в следующем.

Как мы уже знаем, библиография выполняет функции связующего звена (посредника) в системе «документ – потребитель». Однако источники библиографической информации (библиографические пособия) также представляют собой документы, которые нужно искать, в которых потребителям нужно ориентироваться. С увеличением объема и разнообразия библиографической продукции в недрах системы «документ – потребитель» выделяется и обособляется новая система «библиографическая информация – потребитель» («БИ-П»), в которой в меньших масштабах, как бы в миниатюре, повторяются все коллизии, свойственные большой системе «документ – потребитель». Возникает надобность в специальном посреднике, выполняющем поисковую, коммуникативную и оценочную функции теперь уже в системе «БИ-П», где потребитель остался прежним, а роль первичных документов (непосредственных объектов библиографирования) выполняют уже вторичные (библиографические) документы. Следовательно, библиография библиографии – это «посредник в посреднике». Очевидно, что по мере увеличения объема библиографической информации о библиографических пособиях ситуация повторяется и могут появиться указатели третьей и последующих степеней.

По логике этой системы, потребитель информации должен последовательно преодолевать ступень за ступенью, постепенно приближаясь к сведениям об интересующих его первичных документах. Однако такая усложненность (многоступенчатость) системы библиографического обеспечения вступает в противоречие с требованиями удобства, простоты, целесообразности и оперативности («комфортности») библиографического обслуживания. Поэтому число ступеней не может и не должно увеличиваться неограниченно. В действительности получили достаточно широкое развитие только указатели второй степени. Уже указатели третьей степени неудобны для массового потребителя и могут представлять главным образом чисто профессиональный интерес лишь для библиографов, хотя в действительности такого рода библиографические пособия реально существуют и используются в библиографической работе.

Библиография библиографии вооружает потребителей (прежде всего библиографов, библиотекарей, работников органов НТИ) средствами ориентации в источниках библиографической информации, организует и направляет библиографический поиск в процессах библиографирования, библиографического обслуживания и самообслуживания. Она играет важную роль в научной разработке истории библиографии, методики библиографической деятельности. Наиболее крупные труды в области библиографии библиографии нередко приобретают черты библиографоведческих исследований.

Библиография библиографии не только выполняет те же функции в системе «БИ-П», какие библиография выполняет в системе «Д-П», но и повторяет в себе всю внутреннюю структуру библиографии как области деятельности. Будучи, с одной стороны, целостной функциональной «надстройкой» над библиографией, она, с другой стороны, входит как составная часть во все рассмотренные выше виды библиографии. Иначе говоря, библиография библиографии может быть общей и специальной, текущей и ретроспективной, универсальной и отраслевой, библиотечной и книготорговой и т. д.

Возможно и значительно более простое понимание библиографии библиографии как деятельности по библиографированию источников особого документального жанра – библиографических пособий, и тогда «библиография библиографии» как вид библиографии с классификационной точки зрения оказывается в одном ряду с такими понятиями, как библиография патентов, карт, нот, диссертаций и т. д.

«Деятельностные» виды библиографии. В заключение следует указать на еще один (третий) способ построения видовой структуры библиографии, являющийся прямым следствием деятельностного подхода. Поскольку библиография квалифицируется как деятельность, постольку все основания (признаки), по которым делится на виды человеческая деятельность вообще, распространяются и на библиографическую деятельность. В результате можно выделить такие виды библиографической деятельности, как названные выше профессиональная и непрофессиональная, а также производительная и потребительская, творческая и репродуктивная и т.

Видовая классификация библиографических пособий

Библиографическое пособие — это упорядоченное множество библиографических записей , объединенных единством замысла, назначения, формы и (или) содержания заключенной в пособии библиографической информации.

Библиографическая запись выступает в качестве элемента библиографического пособия — главного способа существования и основного средства распространения и использования документально фиксированной библиографической информации.

Библиографическое пособие — это основной вид библиографической продукции, результат библиографирования, средство библиографического обслуживания и использования библиографической информации. В нем наиболее полно реализуются функции библиографической продукции.

Библиографическое пособие может содержать от одной библиографической записи (библиографический плакат) до нескольких миллионов (каталоги крупнейших библиотек). Их подготовка базируется н а общей технологии библиографирования, но имеет при этом свои особенности.

Целостная совокупность библиографических пособий постоянно модернизируется. Основные параметры, определяющие классификацию библиографических пособий, обусловлены социально значимыми признаками, а именно:

  • • содержанием;
  • • целевым и читательским назначением;
  • • хронологическим, территориальным, языковым, видовым охватом объектов библиографирования;
  • • методами и объемом библиографирования;
  • • способами формирования библиографической информации;
  • • структурой, жанром и материальной формой библиографических пособий.

Классификация библиографических пособий, кроме теоретического, имеет и практическое значение. Отнесение пособия к определенному классу или группе в значительной степени определяет методику его создания.

Видовая классификация библиографических пособий должна подчиняться логическим правилам деления объема понятия. Признаков, по которым классифицируются библиографические пособия, очень много. Одно и то же пособие может одновременно относиться к нескольким видам, выделенным по разным признакам. В зависимости от целей классификации можно ограничиться определенным набором признаков (или даже одним признаком), не принимая во внимание остальные.

Классификация пособий

1. По видам, которые в свою очередь выделяются по различным признакам:

  1. • по общественному назначению: государственные, научно-вспомогательные, рекомендательные и др.
  2. • по содержанию: универсальные, отраслевые, тематические, страноведческие, краеведческие, персональные
  3. • по времени издания: текущие, ретроспективные, перспективные, кумулятивные (объединяющие материал ранее вышедших выпусков) '
  4. • по полноте отбора: регистрационные, выборочные, сигнальные, аннотированные
  5. • по способу группировки материала: алфавитные, предметные, словарные, систематические, хронологические

2. По формам:

  • рукописные (машинописные)
  • несамостоятельные издательские (внутрик- нижные, внутрижурнальные, внутригазет- ные, прикнижные, пристатейные пособия)
  • карточные (каталоги и картотеки)
  • машиночитаемые (электронные базы и банки данных)
  • библиографические издания (пособия, изданные типографским способом: непериодические, периодические и продолжающиеся)

Классификация библиографических пособий

1. По назначению:

  • Государственный библиографический указатель информирует о выпускаемых в стране документах на основе государственной регистрации.
  • Массово-информационное библиографическое пособие информирует неопределенно широкий круг потребителей о новых документах.
  • Научно-вспомогательное — предназначено в помощь научно- исследовательской деятельности.
  • Профессионально-производственное — предназначено специалистам различных областей практической деятельности. 
  • Рекомендательное отражает документы, рекомендуемые определенным категориям читателей и отобранные по соответствующим содержательным и качественным критериям.
  • Издательское — отражает печатную продукцию, выпущенную или намеченную к выпуску одним или несколькими издательствами.

2. По временной организации библиографической информации:

  • Текущее — периодическое библиографическое пособие, выпуски которого регулярно и оперативно отражают вновь появляющиеся документы.
  • Ретроспективное — библиографическое пособие, отражающее массив документов какого-либо исторического периода.
  • Перспективное — библиографическое пособие, отражающее документы, намеченные к выпуску.

3. По содержанию:

  • Универсальное — библиографическое пособие, отражающее документы по всем отраслям знания, библиографируемые по формальным критериям (типологическим, территориальным, государственным, хронологическим и др.).
  • Отраслевое — библиографическое пособие, отражающее документы по определенной отрасли знания и (или) практической деятельности.
  • Тематическое — библиографическое пособие, отражающее документы по определенной теме, проблеме.

4. По составу объектов библиографического отражения (ОБО).

Это классификация пособий по их форме, языку их текстов, локальности происхождения и/или публикации, целевому назначению и возрастному адресу.

5. По применяемым методам библиографирования, технологии подготовки:

  • Выборочные или полные.
  • Сигнальные, аннотированные, реферативные, обзорные.
  • Систематические, тематические, предметные.

6. По структуре, жанру и материальной форме.

  • Линейные — библиографические списки, в которых осуществлено только расположение библиографических записей, библиографические указатели, где осуществлена группировка записей, имеются вспомогательные указатели, библиографические обзоры, содержащие связное повествование о документах. 
  • Карточные пособия имеют вид библиографической картотеки. Традиционные библиотечные каталоги могут быть отнесем к этим пособиям.
  • Гипертекстовые пособия существуют только в электронна среде. Их структура обусловлена заполняемыми полями ком муникативного формата.
  • Метабиблиографические указатели, списки, обзоры, картотеки базы данных — пособия библиографии второй степени.

Основные типы библиографических пособий

Библиографический указатель — библиографическое пособие значительного объема со сложной структурой и научно- справочным аппаратом.

Он отражает документы и другие материалы, раскрывающие либо узкую, конкретную тему (проблему), либо широкую, многоаспектную, а в ряде случаев — даже отрасль знания или область науки.

Это и обусловливает сложность его структуры (наличие разделов, подразделов и т. п.), влияет на группировку библиографических записей и порядок их расположения внутри каждого деления. Библиографические указатели в большинстве своем имеют научно-справочный (справочно-поисковый) аппарат, основными элементами которого являются предисловие, содержание и вспомогательные указатели. Последние отражают сведения о документах в ином аспекте с отсылками к соответствующим библиографическим записям. Выбор того или иного вспомогательного указателя в каждом конкретном пособии определяется его видом, целевым назначением, видами отражаемых документов и группировкой записи в основной части. Чем больше в указателе различных вспомогательных указателей, тем шире его поисковые возможности.

Библиографические указатели составляются:

  • • в помощь учебной и научно-исследовательской деятельности;
  • • по персоналиям ученых, писателей;
  • • по различным экономическим аспектам;
  • • по вопросам, связанными с крупными политическими кампаниями, юбилейными и памятными датами, событиями внутренней и международной жизни;
  • • по региональной тематике, краеведению.

Библиографический список — библиографическое пособие с простой структурой. В качестве синонима используется термин «список литературы».

Такое пособие включает библиографические записи на материалы по узкой теме или вопросу, оно невелико по объему и несложно по структуре, поэтому не имеет справочно-поискового аппарата. В старых учебниках говорилось, что объем списка не должен превышать 20 названий, но сейчас конкретных цифр не приводится. Главное, чтобы была простая структура, понятная читателю.

Вариантами библиографических списков являются памятки читателю, книжные закладки и др. «малые формы» пособия.

Библиографический обзор — библиографическое пособие, в письменной или устной форме, представляющее собой связное повествование.

Различаются по назначению (информационные, рекомендательные) и по содержанию (универсальные, отраслевые, тематические, персональные).

В библиографических обзорах характеристика произведений дополняется необходимыми пояснениями и фактическими сведениями. Целевое и читательское назначение, содержание темы и другие особенности определяют количество произведений, о которых дается информация в обзоре.

Обычно документы в обзоре группируются по принципу «от общего — к частному», «от простого — к сложному». Такое построение позволяет читателю получить определенный объем знаний. Иногда документы в обзоре группируются по отдельным аспектам темы, по значимости документов или по жанрам. В обзоре исторической литературы обычно применяется исто- рико-хронологическая группировка.

К базовым типам библиографических пособий относятся также:

  • • библиографическая картотека — пособие, реализованное в карточной форме и не связанное жестко с определенным фондом документов;
  • • библиографический каталог — пособие, раскрывающее состав и/или содержание фондов документов (библиотек, книготорговых учреждений);
  • • база данных — набор данных, который достаточен для установленной цели и представлен на машинном носителе в виде, позволяющем осуществлять автоматизированную переработку содержащейся в нем информации.

03.06.2018, 58 просмотров.


Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.