AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Типы библиографических справок. Справочно-библиографическое обслуживание. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//193/tipy-bibliograficheskix-spravok-spravochno-bibliograficheskoe-obsluzhivanie/ (дата обращения: 18.04.2024)

Типы библиографических справок. Справочно-библиографическое обслуживание

Типы библиографических справок. Справочно-библиографическое обслуживание

Содержание

    Библиографический запрос — «информационный запрос на библиографическую информацию» Это обращение пользователя в библиографическую службу в устной, письменной или электронной форме.

    Режимы справочно-библиографического обслуживания

    1. Оперативное СБО имеет место тотчас после поступления запроса, обычно при непосредственном контакте с пользователем (а также по телефону), синхронно.
    2. Продленное СБО осуществляется диахронно при поступлении оригинального сложного запроса, когда по объективным причинам невозможно быстро найти релевантный ответ и пользователь согласен ждать его.

    В процессе библиографического обслуживания выделяют основные этапы выполнения справки.

    Цикл выполнения отдельной справки состоит из нескольких этапов: пользователь библиотеки обращается в библиографическую службу с разовым библиографическим запросом, вызывая действия субъекта библиографических процессов — библиографа/библиотекаря, который определяет предмет поиска и составляет поисковый образ запроса (с помощью ключевых слов или предметных рубрик, индексов классификации), а затем осуществляет библиографический поиск и выдает ответ в виде библиографической информации, который обычно называют библиографической справкой.

    Необходимо уточнить, что в СБО справка представляет собою комплекс «запрос + ответ» и может быть не только библиографической, но и фактографической.

    Если поиск оказался безуспешным, то его результатом будет отказ пользователю. От отказа отличается отрицательный ответ, свидетельствующий, что вторичные и первичные документы, доступные в настоящий момент, не содержат релевантной информации. Уточнение запроса (его сужение или расширение) иногда позволяет найти искомую информацию.

    Информационные запросы делятся на:

    1. Фактографические — запросы на фактические данные.

    2. Библиографические — запросы на библиографическую инфор­мацию.

    Тематические запросы:

    • сформировавшиеся у пользователей в процессе их трудовой, самообразовательной и других видов деятельности (осознаваемые как преимущественно личные информационные потребности);
    • вызванные необходимостью выполнения учебных и других заданий — «вынужденные» запросы.

    Адресные запросы. Причины возникновения:

    • безуспешность самостоятельного поиска издания в каталогах библиотеки, даже в алфавитном;
    • физическая удаленность пользователя от фонда и/или каталогов;
    • необходимость установить местонахождение издания для заказа его по МБА (межбиблиотечный абонемент).

    Уточняющие запросы. Причины возникновения:

    • потребность в восполнении либо уточнении неполной или искаженной информации о документах, полученной пользователем из различных источников;
    • невозможность выполнить адресную справку из-за неполноты или неточности элементов библиографического описания;
    • необходимость указать полные библиографические данные о документе при оформлении библиографических списков и сносок в рукописях.

    Методика уточнения неопределенных запросов:

    1. 1. Уточнение цели поиска информации.
    2. 2. Детальное определение тематики, которая в запросе часто либо неправомерно расширяется, либо сужается.
    3. 3. Определение возможных областей применения данных или аналогичных методов, технологий , материалов, оборудования и т. д. Вопрос: «Где еще может использоваться интересующий вас объект?».
    4. 4. Выявление документов, авторов, организаций, занимающихся данной проблемой и уже известных пользователю.
    5. 5. Установление требуемой полноты и предпочтительной формы ее предоставления (фактические данные , список литературы, тематическая подборка). 

    Типы библиографических справок

    Фактографическая - ответ на запрос, содержащий фактические сведения.

    Библиографическая — ответ на разовый запрос, содержащий библиографическую информацию (БИ):

    • о содержании БИ по определенной теме (тематическая справка),
    • о наличии и/или местонахождении документа (адресная справка),
    • об отсутствующих или искаженных в запросе элементах библиографического описания (уточняющая справка).

    Библиографическая справка — единица измерения содержания справочно-библиографического обслуживания. Технологически библиографическая справка включает в себя:

    • разовый библиографический запрос +
    • библиографический поиск +
    • ответ пользователю.

    Библиографический поиск — информационный поиск, осуществляемый на основании библиографических данных. Синонимы: библиографическая эвристика (с греч. — отыскиваю, открываю); библиографическое разыскание.

    Причины необходимости проведения профессионального библиографического поиска:

    1. 1. Неумение потребителя четко сформулировать запрос.
    2. 2. Неспособность большинства потребителей правильно разработать путь поиска информации.
    3. 3. Наличие большого числа посредников при выполнении запроса, когда искажения возникают на любом этапе — от формулировки и приема требования до доведения информации до потребителя.
    4. 4. Наличие ошибок в библиографических пособиях
    5. 5. Постоянное развитие науки, возникновение новых научных дисциплин, изменение их содержания и структуры. 

    Источники для выполнения типичных библиографических справок:

    1. По содержанию предмета поиска:

    • полностью совпадающие с содержанием предмета поиска
    • более широкого содержания
    • более узкого (по одному или нескольким аспектам)

    2. По качественному характеру отбора документов:

    • выборочные
    • полные.

    3. По представлению документов в хронологии их создания:

    • новые (в текущих библиографических пособиях)
    • все в комплексе (в постоянно пополняемых каталогах, картотеках и базах данных)
    • ретроспективные (не отражающие новые документы)

    4. По видам отражаемых документов:

    • печатные
    • рукописные
    • кинодокументы
    • фотодокументы
    • фонодокументы
    • машиночитаемые

    5. По способу организации библиографической информации в источнике (по видам группировки библиографических записей, вспомогательным указателям)

    При выполнении фактографических справок источники дифференцируются в зависимости от специфики типичных запросов и особенностей предмета поиска. Выделяют пять групп запросов.

    1. 1. Словарные (требуют установить значения слов, их правописание, происхождение, перевод иноязычных слов)
    2. 2. Географические (требуют установить местонахождение географического объекта)
    3. 3. Хронологические (требуют установить даты исторических событий)
    4. 4. Требующие дать количественные и качественные характеристики предметов и явлений
    5. 5. Требующие подобрать фрагменты текстов (цитаты, афоризмы) или установить их источники

    Удовлетворение фактографических запросов обеспечивается наличием в СБА соответствующих источников: языковых словарей, географических справочных изданий и пособий, хроник и летописей, энциклопедий и справочников, сборников афоризмов и цитат.

    При отборе источников поиска руководствуются такими критериями, как:

    1. 1) соответствие их содержания предмету запроса;
    2. 2) ценность, полнота, надежность содержащейся информации;
    3. 3) соответствие читательскому адресу и целевой установке запроса;
    4. 4) доступность отраженной информации;
    5. 5) степень полноты библиографических записей;
    6. 6) условия оперативного поиска;
    7. 7) индивидуальные особенности.

    В процессе поиска источник рассматривается как готовый продукт, в котором на первый план выходит его содержание, структура и поисковые элементы. Знание особенностей СБА библиотеки, принятых методических решений, технологического состояния каталога, картотеки или баз данных - необходимое условие качественного проведения информационного поиска.

    СБО (справочно-библиографическое обслуживание) можно определить как совокупность процессов приема разовых запросов и вызванных ими справочно-библиографического поиска и выдачи пользователям библиографической и фактографической информации.

    Подбор литературы по теме путем непосредственного просмотра изданий на попках не является справкой, так как в этом случае библиографический поиск фактически отсутствует. СБО базируется на использовании СБА, от состояния которого зависит полнота, оперативность и точность ответов. 

    Традиционное разделение справок на устные и письменные отражает форму ответа. Применение информационно-коммуникативных технологий добавляет к ним электронные справки, которые выполняются в продленном или оперативном режиме:

    • виртуальный стол справок — создание на сайте специальной формы, которая позволяет читателю точно сформулировать свой запрос и через определенное время получить ответ по электронной почте;
    • интерактивное консультирование в режиме чат-сессий — интерактивная (живая) помощь библиографа. Такое консультирование ведется в реальном времени по всему спектру вопросов, которые обычно задаются при личном посещении. 

    Организационной формой выполнения электронных справок является Виртуальная справочная служба (ВСС).

    25.11.2018, 4644 просмотра.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.