AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Способы использования архивных и иных библиографических источников в практике атрибуции произведений живописи. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//193/sposoby-ispolzovaniya-arxivnyx-i-inyx-bibliograficheskix-istochnikov-v-praktike-atribuczii-proizvedenij-zhivopisi/ (дата обращения: 25.04.2024)

Способы использования архивных и иных библиографических источников в практике атрибуции произведений живописи

Способы использования архивных и иных библиографических источников в практике атрибуции произведений живописи

Содержание

    Никакая, даже самая полная знаточеская и технико-технологическая атрибуция произведения искусства, в принципе, не может считаться завершенной до того момента, пока она не подтверждена историческими документами, проливающими свет на происхождение и бытование вещи.

    Это может быть заказ, счет, квитанция, упоминание в описях и в переписке, дневниковые записи, неопубликованные каталоги. Очень часто содержащиеся в сухих документах сведения позволяют не только подтвердить, но и впервые установить имя автора произведения, до сих пор числившегося под унылой маркой "неизвестный художник".

    В.Н. Лазарев выделяет историко-художественный анализ, предполагающий углубленную работу с письменными источниками - архивными материалами, документами, письмами, литературными публикациями (мемуарами, дневниками, жизнеописаниями), в которых может быть информация, интересующая исследователя. 

    При атрибуции картин художников XIX века, творческая биография которых плохо разработана, проблема нахождения точного места картины в корпусе работ мастера является достаточно сложной, если отсутствует дата на самом произведении. В таком случае архивные документы помогают решить эту проблему.

    Тема живописного повторения или копирования актуальна и в атрибуционной практике является наиболее сложной. Изучение архивных источников, раскрывающих историю императорских дворцовых собраний, дает возможность успешно решать эту проблему. 

    В ряде случаев при атрибуции произведений декоративно-прикладного искусства архивные источники имеют определяющее значение. Это происходит, когда искусствовед имеет дело с мемориальными предметами, связанными с именами известных владельцев. Неоценима роль архивных источников при атрибуции произведений, выполненных из ткани, когда они не имеют клейм и известно лишь время и источник поступления в музейное собрание.

    Принципы отбора специальной литературы для проведения историко-документального исследования бытования произведения

    Неизменным подспорьем в исследовательской работе, а подчас и отправным толчком к такого рода исследованиям являются справочные издания, энциклопедии и словари, каталоги, атласы. 

    Начальный этап знаточества был связан с формированием коллекций и требовал вспомогательных знаний исторического характера. Так появились "Комментарии" Гиберти ок. 1450 г., "Жизнеописания..." Вазари, "Книга о художниках" Мандера и др.

    Для систематизации аристократических собраний произведений искусства было необходимо тщательное изучение каждой работы в отдельности. Т.о., в Западной Европе основы принципов научной каталогизации были заложены намного раньше, чем у нас.

    Одним из знатоков музейного дела был В. фон Боде, который написал книги "Рембрандт и его современники", "Мастера голландской и фламандской живописных школ", востребованные исследователями и по сей день.

    Бернард Бернсон, американский искусствовед, составил индекс-каталог "Перечень главных итальянских художников и их произведений с указанием их местонахождения".

    Жорж Вильденштйн, французский торговец произведениями искусства, считал, что именно документальные сведения имеют первостепенное значение при исследовании произведения искусства.

    Д.А. Ровинский выпустил четырехтомный "Подробный словарь русских гравированных портретов", до сих пор используемый историками, исследователями гравюры и портрета.

    Издание "Старые годы" - ежемесячный сборник предназначенный в помощь любителя-собирателям, выходивший при участии П.П. Вейнера, а авторитетным автором стал знаток-музейщик Н.Н.Врангель.

    Ведущие архивы и библиотеки, привлекаемые исследователями для поисковой работы

    БАН, РГБ, РНБ, ГПНТБ, ГПИБ, ВГБИЛ

    Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ)
    Российский государственный архив древних актов (РГАДА)
    Российский государственный исторический архив (РГИА)
    Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ)
    Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД)
    Российский государственный архив фонодокументов (РГАФД)

    Способы использования первоисточников - архивных материалов, каталожных изданий, периодики и т.д

    Описания в каталогах собраний становятся главными документами, при помощи которых осуществляется проверка происхождения произведения искусства.

    В Санкт-Петербурге и Москве с начала 1990-х гг. появились новые периодические издания – «Петербургский археологический вестник», «Боспорский сборник», «Древности Боспора», «Боспорский феномен», «Археологические вести», «Таманский сборник», которые приобрели широкую научную известность за счет того, что в них представлены не только новейшие исторические разработки, но и опубликован богатый археологический и архивный материал.

    Знакомство с научной книгой начинается с содержания, оглавления. Книга состоит из частей, части подразделяются на разделы, разделы на главы или подразделы, главы на параграфы. Внутри параграфов могут быть еще и подзаголовки. В некоторых научных книгах разделы, подразделы, главы и параграфы книги обозначаются в оглавлении римскими и арабскими цифрами, большими и малыми буквами. Оглавление – важнейший путеводитель по научной книге. Оно помогает сразу уяснить себе ее структуру, план и найти в ней нужный материал. Важной, может быть, важнейшей частью аппарата являются указатели.

    Суть этих приемов одна – зафиксировать результаты изучения источников и литературы в виде выписок и заметок. Однако методы отбора и хранения информации могут быть разными. Так, Чарлз Дарвин вырезал нужные ему места и раскладывал их в папки.

    В XIX столетии предпочитали обработку источников методом
    конспектирования, выписывая наиболее существенные пассажи
    в том порядке, в каком они стоят в самом источнике, монографии, статье. Этот метод существует и сейчас. Для овладения им
    нужно научиться наиболее подробно конспектировать те места, которые предполагается использовать в работе в наибольшей мере, и только коротко излагать материал менее нужный.
    При этом не следует забывать писать в кавычках фразы, взятые целиком, иначе, при дальнейшем использовании конспекта,
    они могут быть ошибочно, даже непредумышленно восприняты исследователем как свои и включены в работу без ссылки. Таким
    образом, получится плагиат (литературная кража)

    Основные научные справочники русских художников

    Список русских художников к Юбилейному справочнику Императорской Академии художеств / Сост. С.Н. Кондаков

    Сейчас наиболее остро ощущается нехватка не только монографий, но и специальных полезных словарей по русскому изобразительному искусству. Настольными книгами музейщиков зачастую становятся справочники, созданные исследователями более 100 лет назад. До сих пор не составлены (в отличие от западноевропейских аналогов) каталоги подписей отечественных живописцев 18-нач.20 века. Как следствие, даже наличие подписи на картине иногда оставляет за полотном статус произведения "неизвестного художника". При этом еще меньше шансов получить определенное авторство у работ с монограммами. Процесс систематизации последних пока находится в самом начале.

    Трудности поиска архивно-документальных материалов могут быть сродни трудностям, связанным с невозможностью изучения произведений подчас даже известных художников. Например, по объективным причинам и зрители, и специалисты более века не могли видеть серию крупноформатных полотен К.А.Коровина, триумфально экспонирующуюся в русском павильоне на Всемирной выставке в Париже 1900 года. Единый ансамбль, представлявший собой тридцать одно многометровое панно (до 11 метров в длину), демонтировался также в 1901 году на 3 выставке Мира Искусства. После выставки работы были накатаны на валы и долгое время лежали в фондах Русского музея. После перерыва их в 2011 году показали на выставке, посв. Коровину, и закономерно, что их нарекли неизвестными полотнами.

    С именем художника связывают определенный круг тем и художественных приемов. И появление в творчестве мастера нетипичных для него и безподписных работ оборачивается серьезными трудностями при атрибуции. И надеждой на определение авторства становится только эрудиция исследователя и его чутье.

    Многие авторы не подписывали по разным причинам свои произведения.

    Открытие новых архивных документов, упоминаний в каталогах, расшифровка надписей, появление нужного сравнительного худож. материала может сопровождать историю атрибуции.

    Широкий круг иной справочной литературы, который может быть использован в практике атрибуции произведений искусства

    Для определения памятников материальной культуры необходимо тщательно изучать архивные материалы, разного рода имущественные описи, духовные завещания, судебные дела, путевые записки, мемуары лиц, которые проживали в изучаемом районе или области. Земские отчёты, отчёты казённых палат, цеховые и ремесленные рапорты и доклады т.д. А также в  материалах цеховых организаций.

    Также ценные сведения о том, где приобреталось изделие могут быть размещены в средствах массовой информации 19–20 вв., и из художественной литературы.

    Также в качестве одного из важных источников справочного материала могут быть каталоги и обзоры художественных и промышленных выставок, с 1829 г. в Петербурге. Выставки проходили в России и за рубежом.

    Аукционные записи являются важным ресурсом, помогающим исследовать происхождение картин.

    • В Библиотеке Витта находится коллекция записей из каталогов аукционов, которая позволяет исследователю идентифицировать случаи, когда картина была продана.
    • Библиотека Хайнца в Национальной портретной галерее в Лондоне хранит подобный сборник, но ограничивается портретами.
    • В Национальной художественной библиотеке в музее Виктории и Альберта имеется коллекция каталогов продаж в Великобритании.
    • Йоркский университет создает веб-сайт с онлайновыми ресурсами для изучения истории искусства в период 1660-1735 годов.  Он включает в себя дневники, каталоги продаж, счета, корреспонденцию и запасы.
    • В Исследовательском институте Getty в Лос-Анджелесе есть проект по изучению сбора и добычи (PSCP), который включает в себя онлайн-базу данных, все еще пополняемую, аукционных и других записей, относящихся к происхождению живописи.
    • Frick Art Reference Library в Нью — Йорке имеет большую коллекцию аукционных и выставочных каталогов.
    • В Нидерландском институте истории искусств (RKD) имеется ряд баз данных, связанных с художниками из Нидерландов.

    Если картина была в частных руках в течение длительного времени и выставлена ​​в известном доме, она может быть записана в инвентаре — например, в инвентаре Lumley. 

    Историк искусств имеет перед собой два рода источников: с одно стороны, это письменные свидетельства, посмертные публикации, грамоты и дипломы, описи, биографии, с другой стороны — сохранившиеся произведения. Задача ученого — перекинуть мост с одного берега на другой и привести в соответствие документы и художественные предметы. Если бы все работы Рафаэля пропали, мы все равно могли бы на основании высказываний его современников составить себе представление о его значении, его влиянии и даже о его стиле. Но поскольку значительная часть его наследия у нас все же перед глазами,
    может это представление существенно расширить или внести в него поправки, основываясь на собственных наблюдениях.

    Отдел экспертизы ГосНИИР хранит и постоянно использует в своей деятельности накопленные за десятилетия работы базы данных. В основном они включают:

    • Текстовой архив экспертных заключений ГосНИИР.
    • Фототеку. Во-первых, это имеющиеся в распоряжении отдела разнообразные коллекции фотографий произведений живописи. Во-вторых - тот уникальный материал, который дают постоянно применяемые в практике экспертизы ГосНИИР специальные виды фотосъёмки (помимо общего вида, в электронном виде фиксируются подписи и пометы, подрамники и обороты работ, детали фактуры, особенности разрушений, делается съёмка в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах).

    Обширный архив рентгенограмм эталонных произведений станковой живописи и иконописи, находящихся в многочисленных столичных и провинциальных музеях, а также в частных собраниях.


    http://rosculturexpertiza.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=135%3Aarchivatribucia&catid=37%3Aexpertise&Itemid=58&lang=ru

    21.05.2019, 1538 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.