AAA
Обычный Черный



Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Реферирование. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//193/referirovanie/ (дата обращения: 25.10.2020)

Реферирование

Реферирование

Содержание

    Общая характеристика процесса. Виды рефератов

    Реферирование — процесс аналитико-синтетической переработки информации, заключающийся в анализе первичного документа и извлечении из него наиболее важных в смысловом отношении сведений: основных положений, фактических данных, результатов, выводов. Как и аннотирование, реферирование имеет целью сокращение физического объема первичного документа при сохранении его основного смыслового содержания и представляет собой сложный процесс, сопряженный со значительными интеллектуальными и временными затратами. Умение реферировать предполагает специальную профессиональную подготовку, причем зачастую не только информационно-библиографическую, но и в той области, к которой относятся реферируемые документы.

    Реферирование является распространенным технологическим процессом, широко используемым в издательской, информационной и библиографической деятельности. Особое место реферирование занимает в работе всероссийских, отраслевых и региональных органов информации, занимавшихся подготовкой и выпуском реферативных журналов, реферативные сборников, экспресс-информации. В библиотеках документы реферирую! при составлении реферативных указателей литературы, подготовке реферативных обзоров, тематических подборок и дайджестов.

    Реферат - это вторичный документ, результат аналитико-синтетической переработки информации, представляющий собой краткое изложение содержания первичного документа, включая его основные фактические сведения и выводы.

    Реферат выступает в качестве объекта стандартизации в ГОСТе 7.9-95 и ОСТе 29.130-97, где он определяется следующим образом:

    ГОСТ 7 .9 -9 5 Реферат и аннотация. Общие требования ОСТ 2 9 .1 3 0 -9 7 Издания. Термины и определения
    Реферат — краткое точное изложение содержания документа, включающее основные фактические сведения и выводы, без дополнительной интерпретации или критических замечаний автора реферата Реферат — произведение, содержащее краткое изложение содержания какого-либо произведения или издания (его части) с основными фактическими сведениями и выводами

    Реферат призван в лаконичной форме дать ответ на вопрос «Что именно сообщается в первичном документе», в отличие от аннотации, отвечающей, как правило, на вопрос «О чем сообщается в первичном документе?» Соответственно, ведущим свойством реферата является информативность — способность кратко передать смысл первичного документа в отличие от свойства индикативности (указательности), которым в большей мере обладают аннотации.

    Основными функциями реферата как вторичного документа являются:

    1. информационная — реферат представляет информацию о документе и устраняет необходимость чтения полного текста документа в случае, если документ представляет для читателя второстепенный интерес;
    2. поисковая — реферат используется в информационно-поисковых, в том числе в автоматизированных системах для поиска документом и информации.

    Классификация рефератов может осуществляться по многим признакам:

    • их принадлежность к определенной области знания (например, рефераты по общественным, гуманитарным, естественным, точным, техническим и прикладным наукам; отраслям экономики);
    • способ характеристики первичного документа (например, общие рефераты или рефераты-конспекты, последовательно излагающие в общем виде содержание всего первичного документа; специализированные или проблемно-ориентированные рефераты, акцентирующие внимание читателя на отдельных темах или проблемах первичного документа);
    • количество источников реферирования (например, монографические, то есть составленные на один первичный документ; рефераты-фрагменты, составленные на отдельную часть первичного документа, его главу, раздел, параграф; обзорные или сводные, групповые рефераты);
    • форму изложения (например, текстовые, табличные, иллюстративные или смешанные рефераты);
    • объем или глубину свертывания (например, краткие, объем которых ограничен ГОСТом 7.9-95 и не должен превышать 850 печатных знаков, и расширенные рефераты, объем которых не лимитируется ГОСТом и может составлять 10-15% от объема первичного документа, в зависимости от его ценности, новизны, и доступности);
    • составитель реферата (например, авторские — авторефераты или неавторские, составленные работником реферативной или иной информационно-библиографической службы);
    • степень формализации реферирования (например, интеллектуальные рефераты, составленные человеком на основе его интуитивных представлений о значимости содержащейся в первичном документе информации или формализованные рефераты, составленные на основе формализованных методик — анкетные, аспектные рефераты, рефераты-экстракты);
    • способ подготовки (интеллектуальный или ручной и автоматизированный).

    Объектами реферирования являются научные статьи (теоретические, экспериментальные, методические, описательные и т. д.), главы из книг (монографий, сборников трудов и т. д.), патентные документы, депонированные рукописи. Не подлежат реферированию стандарты, технические условия, инструкции, прейскуранты, каталоги оборудования, справочные издания (энциклопедии, словари, справочники), информационные и библиографические издания, тезаурусы, классификационные схемы и др.

    Текст реферата должен отличаться ясностью и конкретностью, четкостью, лаконизмом, то есть отсутствием второстепенной информации: доказательств, рассуждений, описаний, примеров. В нем не должны использоваться громоздкие предложения и сложные грамматические обороты, затрудняющие понимание содержания. В реферат не включают сведения, отраженные и библиографическом описании документа. Не допускаются (кроме исключительных случаев наличия очевидных неточностей) критические замечания референта или его произвольная интерпретация текста.

    Основные этапы реферирования

    Процесс составления реферата предполагает последовательное осуществление шести этапов:

    1. Ознакомительное чтение, предварительный анализ. Изучение реферируемого документа начинается со знакомства с заглавием, справочным аппаратом издания (введением или предисловием, оглавлением), рубриками внутри текста, выводами и резюме. Цель предварительного анализа — получить представление о первичном документе в целом, его проблематике и структуре.

    2. Внимательное чтение, углубленный анализ. Цель — анализ первичного документа и исключение несущественных сведений или сведении, не относящихся к основному содержанию документа. В результате углубленного анализа референт должен получить четкое представление об объекте работы, его свойствах, преимуществах и недостатках, о цели работы, применявшихся методах, об основных результатах и выводах автора, о степени реализации и области применения сведений из первоисточника. Необходимо отметить противоречивые и недоказанные положения, высказанные автором первичного документа.

    В ходе анализа текста первичного документа осуществляется оценка значимости составляющих его элементов с точки зрения целесообразности отражения их в реферате. Выделяются:

    • элементы, которые обязательно должны быть отражены в реферате;
    • новые идеи и гипотезы, экспериментальные данные, новые методики, оригинальные конструкции машин и механизмов, качественно новые явления, процессы и т. д. Эта группа элементом подлежит максимальному отражению в реферате; здесь допустимы лишь текстовые сокращения без потери информации, на пример, замена громоздких рассуждений более лаконичными фразами;
    • сведения, не являющиеся принципиально новыми: традиционные методы, формульный, цифровой материал и т. п. Эти данные oтражаются в реферате избирательно, в зависимости от их значимости и целей реферирования, и могут быть представлены в реферате в обобщенном или аннотированном виде;
    • аргументы, пояснения, примеры и другая информация разъяснительно-иллюстративного характера. Эта группа элементов, кик правило, либо не включается в реферат, либо представляется и аннотированном виде.

    3. Определение вида реферата — расширенный или краткий, общий или специализированный. Выбор вида реферата зависит от вида реферируемого произведения, целей и задач процедуры свертывания.

    4. Определение структуры реферата в зависимости от его вида, выбор соответствующих языковых и стилистических средств.

    5. Синтез информации, компоновка текста в соответствии с требованиями к структуре и стилю реферата. В ходе синтеза обеспечивается последовательное краткое изложение основного смыслового содержания первичного документа, достигается связность и логичность представления информации. С этой целью проводится процедура редактирования текста реферата.

    6. Оформление реферата в соответствии с требованиями ГОСТа 7.9-95.

    Формализованная методика реферирования

    Назначение формализованной методики составления рефератов заключается в снижении субъективности действий человека, извлекающего наиболее важные сведения из первичного документа и представляющего их в сжатом виде, в повышении качества подготавливаемых вторичных документов, а также в снижении временных и интеллектуальных затрат на их подготовку.

    Одним из видов формализованной методики является экстрагирование извлечение из первичного документа наиболее ценных в смысловом отношении фрагментов текста. Для этого:

    • определяется набор сведений (аспектов содержания), которые следует обязательно включить в состав реферата;
    • с использованием маркеров и индикаторов из текста первичного документа выделяются имеющиеся в нем основные аспекты содержания;
    • по заранее установленным правилам на основе выбранных из текста первичного документа аспектов содержания составляется, а затем редактируется реферат.

    Аспекты содержания, выделяемые в ходе анализа первичного документа, но относительно самостоятельные части текста, обладающие смысловым единством. Их выявлению способствует использование маркеров — характеристических слов или словосочетании, однозначно определяющих тот или иной аспект содержания. Каждый аспект обладает своим специфическим набором маркеров, причем в текстах различных областей знания маркеры одних и тех же аспектов не имеют существенных отличий. Задать полный список маркеров для каждого аспекта содержания невозможно в силу богатства естественного языка, его вариативности. Примерный перечень маркеров, отражающих основные наиболее часто встречающиеся в текстах научных документов аспекты содержания, приведен в Приложении.

    Индикаторы представляют собой устойчивые словесные обороты, характеризующие последовательность изложения содержания, акцентирующие внимание читателя на отдельных фрагментах текста. В отличие от маркеров, индикаторы не привязаны жестко к конкретному аспекту содержания, а являются своего рода указателями развития авторской мысли в тексте.

    Можно выделить следующие виды индикаторов:

    • индикаторы, формулирующие тему документа, характеризующие последовательность изложения того, о чем будет идти речь в документе — например, «Данная статья посвящена ...», «Ниже описывается (приводится, характеризуется) «Далее будет рассмотрен вопрос о.. «Рассмотрим... «Обратимся к...
    • индикаторы результирующего характера. Например, «Итак,... Таким образом,... «Следовательно,...»;
    • индикаторы, акцентирующие внимание читателя на наиболее важных утверждениях, положениях текста. Например, «Существенным является... «Важно заметить, что...», «Следует подчеркнуть...

    Для поаспектного анализа текста и экстрагирования его значимых фрагментов используют планы-макеты рефератов.

    План-макет поаспектного анализа документа при реферировании

    1. Целевая установка
    2. Предлагаемый вариант решения (или объект, предмет рассмотрения)
    3. Особенности предлагаемого варианта решения
    4. Назначение или область применения предмета рассмотрения
    5. Место проведения исследования
    6. Методы исследования
    7. Экспериментальная проверка
    8. Оборудование или технические средства реализации
    9. Результаты
    10. Выводы
    11. Преимущества предлагаемого варианта решения
    12. Рекомендации.

    В реферируемом документе могут отсутствовать какие-либо аспекты из приведенного перечня. В этом случае они опускаются, однако последов, тельность изложения сохраняется.

    Приведенный план-макет является универсальным, то есть пригодным для реферирования документов любой отраслевой принадлежности и посвященных описанию исследований. Область его применения ограничена только сферой деятельности авторов публикаций — научно-исследовательскими разработками.

    Возможно и целесообразно составление планов-макетов на документы с описанием производственно-практического опыта. Кроме того, практикуется разработка планов-макетов рефератов, учитывающих отраслевую принадлежность документов и одновременно сферу деятельности, в рамках которой он был создан. Ниже приведены примеры подобных специализированных планов-макетов.

    План-макет поаспектного анализа документа с описанием оборудования (приборов, элементов оборудования)

    1. Назначение
    2. Особенности конструкции
    3. Технические характеристики и эксплуатационные возможности
    4. Существо описания (теория, оборудования; проектирование; производство; модернизация; внедрение; эксплуатация и ремонт).

    План-макет поаспектного анализа документа с описанием лекарственного препарата

    1. Наименование препарата
    2. Структура, состав, свойства
    3. Назначение
    4. Способ производства или приготовления
    5. Показания и противопоказания
    6. Дозировка
    7. Опыт и результаты применения
    8. Существо описания ( исследование, разработка, производство; использование и т. д.).

    В зависимости от отраслевой принадлежности первичных документов, объектов описания и существа публикаций существуют сведения, включение которых в реферат считается обязательным. К ним относятся:

    • название страны и организации, в которых выполнена работа;
    • марки и наименования оборудования, материалов, сырья;
    • названия теории, методик;
    • данные о достоверности (время наблюдения; количество испытанных образцов; масштабы внедрения и т. д.);
    • сведения об экономической эффективности, затратах, препятствиях и трудностях.

    В качестве дополнительных сведений включают указание на количество иллюстраций, таблиц и библиографических ссылок в следующей последовательности: «Ил. ...», «табл. ...», «библиогр. назв.». Могут указываться также ссылки на опубликованные ранее документы, если реферируемый документ является продолжением, а также примечания референта, если в реферируемом документе им замечены явные ошибки. Целесообразно, особенно при составлении специализированных рефератов, отражающих содержание лишь какой-либо части документа, отмечать степень подробности изложения («подробно», «кратко», «среди других вопросов...»).

    При объединении в единое целое выявленной в ходе анализа первичного документа информации рекомендуется использовать основные способы реферативного изложения текста, а именно:

    • цитирование, то есть дословное воспроизведение фрагментов первичного документа;
    • перефразирование, которое предполагает частичное изменение (сокращение, объединение, замену, группировку и т. п. процедуры) отдельных фрагментов текста первичного документа;
    • замещение — замену фрагмента текста (предложения в целом, его части, словосочетания или слова).

    Замещение обеспечивает ясность и понятность текста. Данная операция используется в случаях, когда включенное в реферат маркированное предло­жение содержит слова типа «эти», «такие», «подобный», «вышеприведенный», «рассмотренный ранее» и т. п., значение которых следует непременно раскрыть, иначе реферат будет непонятен читателю, вызывая вопросы типа «Кто?», «Какой?» и др. В этом случае выполняется операция «шаг назад», то есть в тексте первичного документа отыскивается фрагмент, с помощью которого и осуществляется необходимая замена в реферате. Рассматриваемый прием используется также в том случае, если маркированное предложение, включенное в реферат-экстракт, содержит аббревиатуру, смысл которой может быть неясен читателю;

    • опущение — пропуск слова или словосочетания без ущерба для смыслового содержания текста реферата. Пропуску подлежат сведения аргументирующего, пояснительного характера, разъясняющие и иллюстрирующие основные положения первичного документа. Пропуску подлежат слова типа «данная статья», «настоящая работа», «итак>, «таким образом», «следовательно», «например», «в частности», «и том числе», «при этом» и т. п.;
    • совмещение — операция, при которой два или несколько предложений, содержащих совпадающие (тождественные) элементы, накладываются друг на друга, образуя сокращенную конструкцию, где со впадающие компоненты употребляются только однажды.

    На этапе редактирования рефератов операции замещения, опущения и совмещения могут использоваться одновременно. Примеры редактирования предложений, извлеченных из текста первичного документа, приведены и Приложении.

    Приложение

    Перечень маркеров наиболее распространенных аспектов содержания научных документов

    Наименование аспекта Маркер аспекта
    Семантический блок 1- «Введение»
    Актуальность проблемы Одной из актуальных проблем в настоящее время является
    Огромную важность приобретают вопросы
    Особое значение приобретает вопрос...
    Социальная значимость темы определяется
    Среди проблем, связанных с .... пристальное внимание
    исследователей в последние годы привлекает вопрос о
    В связи с большое значение приобрела проблема
    Интерес к проблеме обусловлен
    Известный вариант решения Известно, что
    Известны способы
    Широкое применение получили
    Проблеме посвящено значительное число публикаций (1 -1 5 )
    Вопросу отводится большое место в работах (5 -9 )
    В последние годы данной проблеме уделялось большое
    внимание в таких работах, как (1 4 -1 8 )
    Освещение проблемы нашло отражение в монографиях
    (9-11); в ряде статей (12-18); диссертаций (3 -5)
    Достоинства известного варианта решения Предложенный в (19) метод выгодно отличается от
    позволяя повысить .... улучшить .... устранить
    Предложенный в (19) метод выгодно отличается от
    позволяя повысить..., улучшить
    К числу достоинств описанного в монографии (7) подхода
    следует отнести
    Преимуществом предложенного В. П. Дубовиным (9)
    способа является
    Концепция... сформированная коллективом авторов
    монографии (3), позволяет.... открывает возможности
    Недостатки известного варианта решения Недостатком известных способов... является
    Использование... связано с серьезными трудностями
    Высокая трудоемкость... не позволяет не дает возможности
    Однако несмотря на существуют препятствия
    Наряду с достоинствами, предложенный авторами работы
    (8) подход обладает следующими недостатками
    Тем не менее предлагаемое в (4) решение не позволяет
    не дает возможности
    Однако подход к решению вопроса о .... описанный в (11),
    не дает ответа на .... неоправданно сужает возможности
    Предложенный в (17) способ ограничивает... отрицательно сказывается на
    Целевая установка Цель настоящей статьи
    Целью настоящей публикации является
    Цель данной работы состоит в
    В задачу данной публикации входит
    Настоящая работа имеет целью
    К числу основных задач исследования относятся
    Основная задача монографии —
    Семантический блок 2 - «Основная часть»
    Описание предлагаемого варианта решения или предмета Предлагаемая ... форма базируется на
    Предлагается такой метод .... при котором
    Ниже предлагается один из методов
    Предлагаемый подход ... основан на
    Особенность (новизна) предлагаемого варианта решения Особенность предлагаемого способа ...состоит в
    Особенностью... является
    Отличительная черта предлагаемого нами метода состоит в ...
    Характерным признаком, отличающим наш способ является
    Новизна предлагаемого подхода состоит в
    Новизна проявляется в
    Принципиальное отличие и новизна предложенной нами модели заключается в
    Назначение предмета рассмотрения ... используются для
    предназначен для
    служит для
    может быть использован в качестве
    возможно его использование как ...
    Место исследования В МГУ разработан...
    Сотрудниками ВИНИТИ предложен
    В КемГИИиК ведется исследование
    На базе школы-гимназии № 32 г. Новокузнецка проведен
    Технические средства, оборудование Система реализована на ЭВМ
    В ходе исследования использовалась следующая аппаратура
    Технической базой системы послужила сеть ЭВМ
    Для применялось оборудование, включавшее
    С целью ... был использован аппарат
    Метод исследования В данной работе используется метод
    Исследование предполагало комплексное использование
    таких методов, как
    Для использовалось интервью
    Сочетание наблюдения и тестирования позволило
    Применение таких методов, как .... дало возможность
    В состав методов, обеспечивших проведение НИР, входили
    ... применялась методика...
    ... метод основан на ...
    Экспериментальная проверка Эксперимент показал, что
    Эксперимент проводился в ...
    Цель эксперимента —
    Наши эксперименты доказали, что
    Опытным путем показано
    Опыты подтвердили, что
    Испытания проводились
    Серия испытаний позволила установить
    Примеры Например
    Рассмотрим на примере
    Приведем пример
    Обратимся к примеру
    Этот пример подтверждает, что ...
    Данный пример дает основание говорить
    Математический аппарат Воспользуемся формулой (наличие математических символов)
    Расчеты показывают, что
    Исходя из формулы
    Наглядное направление информации См. рис.:
    См. табл., граф., схему
    На рис. 1 наглядно видно, что
    Данные, приведенные в табл. 6, позволяют
    утверждать, что
    Г рафик демонстрирует зависимость
    На схеме наглядно отражена
    Семантический блок 3 - «Заключение»
    Результаты Результаты показали следующее
    Результаты оказались следующими
    Из полученных результатов видно, что
    Основные результаты исследования заключаются в следующем:
    Главным результатом проведенного анализа следует считать
    Полученные результаты позволяют утверждать, что
    Выводы Итак, можно сделать вывод, что
    Проведенные исследования позволяют сделать вывод о
    Итак, подводя итоги, можно констатировать следующее:
    В заключение отметим, что
    Резюмируя предшествующие рассуждения, можно сказать
    Подводя итоги нашего анализа, следует отметить
    Из всего сказанного следует вывод о
    Таким образом, можно сделать вывод
    Следовательно, мы приходим к выводу
    Работа позволяет сделать вывод, что
    Преимущества предложенного варианта решения Этот способ имеет то преимущество, что
    Следовательно, преимущества состоят в
    Анализ показал преимущества метода
    Предлагаемый способ позволяет повысить .... ускорить...снизить
    Рекомендации Система может быть рекомендована для
    Как... так и... могло бы быть рекомендовано для
    Этот метод может быть рекомендован для... может найти применение для

    Использование операций опущения, замещения и совмещения при редактировании предложений, подлежащих включению в реферат

    Предложения, включенные в реферат-экстракт
    Неправильно Правильно
    Замещение
    Проанализируем опыт работы с базами данных ВИНИТИ Анализируется опыт работы с базами данных ВИНИТИ
    Методика рассчитана на отработку навыков управления самолетом при СМУ Методика рассчитана на отработку навыков управления самолетом при сложных метеорологических условиях
    Опущение
    В данной работе предлагается количественный метод оценки информативности научных документов  Предлагается количественный метод оценки информативности научных документов
    Таким образом, эксперимент, описанный в данной статье, показал, что больше половины информации, содержащейся в
    научных книгах, нельзя выявить из-за ограниченных поисковых возможностей каталогов
    Эксперимент показал, что больше половины информации, содержащейся в научных книгах, нельзя выявить из-за
    ограниченных поисковых возможностей каталогов
    Замещение + опущение
    Нами будут рассмотрены роль и место  персональных ЭВМ в информационно-библиотечной технологии  Рассматривается роль и место
    персональных ЭВМ в информационно-библиотечной технологии
    Совмещение
    Предпринята попытка оценить творческую активность сотрудников НИИ. При этом в качестве показателя творческой
    активности сотрудников НИИ использовалось отношение числа оригинальных публикаций к суммарному числу оригинальных и повторных публикаций
    Предпринята попытка оценить творческую активность сотрудников НИИ, использовав в качестве ее показателя отношение числа оригинальных публикаций к суммарному числу оригинальных и повторных публикаций
    Замещение + опущение + совмещение
    В данной статье авторы описывают способ раскроя круглого леса на доски резанием. Предлагаемый способ раскроя резанием отличается тем, что подлежащее раскрою бревно подают на неподвижный нож со скоростью, превышающей скорость расщепления древесины Описывается способ раскроя круглого леса на доски резанием, при котором подлежащее раскрою бревно подают на неподвижный нож со скоростью, превышающей скорость расщепления древесины

    26.09.2020, 328 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.