AAA
Обычный Черный



Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Перспективная, текущая и ретроспективная библиография

Перспективная, текущая и ретроспективная библиография

Содержание

    В библиографии традиционно по хронологическому признаку выделяют три основных типа. В основе этого деления лежит признак функционально-целевого назначения, который и определяет все другие специфические характеристики названных видовых подразделений библиографии, в том числе и хронологические (временные).

    Перспективная библиография

    Перспективная, или проспективная (от лат. perspicere - глядеть вперед, в перспективу), библиография осуществляет информационное управление необходимой, планируемой и предполагаемой для производства, распространения в обществе информацией. Естественно, возможна и реально существует более детальная хронологическая классификация библиографии, вплоть до ежедневных (библиография в периодической печати) и ежечасных (библиография по радио и телевидению) задач и процессов информационного управления.

    В рамках перспективной библиографии создаются и доводятся до потребителей источники библиографической информации о еще не вышедших, только готовящихся к печати документах. Эти источники не гарантируют точности сведений, поскольку запланированные к выпуску издания в ходе их редакционной подготовки могут претерпеть существенные изменения или, вообще, по тем или иным причинам не выйти в свет. Вместе с тем источники перспективной библиографии, позволяющие заглянуть в будущее документного потока, ориентироваться в нем заранее, очень важны. Наибольший интерес они представляют для библиотекарей и библиографов, работников органов НТИ, издательств и книжной торговли, для ученых и специалистов, а также любителей определенных жанров литературных произведений, книголюбов, собирателей личных библиотек.

    Естественно, что создавать источники перспективной библиографии могут только те учреждения, которые располагают для этого необходимой информацией, сами планируют, готовят и выпускают в свет печатную продукцию: издательства и органы управления книжным делом, прежде всего Министерство по делам печати и средств массовых коммуникаций.

    В качестве типичных примеров можно назвать годовые и перспективные (пятилетние) тематические планы отдельных издательств, сводные издательские планы по отраслям знания, бланки заказа на литературу.

    Текущая библиография

    Текущая библиография осуществляет информационное управление обычно в пределах данного года, т.е. основное внимание уделяя производству, распространению и использованию новой социальной информации.

    Текущая библиография выполняет функцию регулярного информирования о вновь появляющихся документах и тем самым обеспечивает потребителям возможность постоянно следить за документным потоком в своей области, всесторонне в нем ориентироваться. Из этого функционально-целевого назначения вытекают требования полноты (в заданных пределах), регулярности (периодичности) и оперативности текущего библиографического информирования, стремление к максимальному сокращению информационного интервала (времени между публикацией документа и его отражением в источнике текущей библиографической информации). Источник текущей библиографической информации должен поступать к потребителю регулярно через относительно небольшие и равные промежутки времени. Текущее библиографическое информирование может осуществляться в виде периодических библиографических изданий или в формах индивидуального библиографического обслуживания (например, по системе ИРИ).

    Важное значение имеет вопрос о периодичности создания и доведения до потребителей источников текущей библиографической информации. Текущее библиографическое информирование может быть ежедневным, еженедельным, двухнедельным, ежемесячным, ежеквартальным и т. д. Мера периодичности обусловливается многими факторами: объемом, языковой и содержательной структурой отражаемого документального потока, быстротой развития и обновления идей и фактического материала в данной области знания, спецификой потребностей, на которые целенаправлен данный источник текущей библиографической информации, техническими и материальными возможностями, которыми располагают составители, и т. п.

    Однако при всех условиях периодичность не должна быть слишком большой, вступающей в резкое противоречие с требованием оперативности текущего библиографического информирования. Выше не случайно была подчеркнута ведущая роль функционально-целевого начала в понятии «текущая библиография». Периодичность и оперативность являются закономерными и в равной мере обязательными следствиями этого начала. Если данное периодическое издание уже не обеспечивает возможности оперативного слежения за вновь появляющимися документами, т. е. серьезным образом нарушается требование оперативности, то такое издание – периодическое, но не текущее библиографическое издание. Между тем многие теоретики библиографии, которые кладут в основу понятия «текущая библиография» не функционально-целевой, а только признак хронологической периодичности, относят к числу текущих фактически любые периодические библиографические издания, даже сводные. Так, они считают текущими библиографическими изданиями ежегодник "Книги Российской Федерации" или «Летопись периодических и продолжающихся изданий», выпускаемую Российской книжной палатой один раз в год (ранее издавалась раз в пять лет) 60. Но эти издания лишь по своей форме периодические, а по существу – ретроспективные.

    Текущие библиографические издания по искусству

    Система текущих библиографических изданий по искусству восходит к концу 1960-х гг. С 1967 г. РГБ (ГБЛ) приступила к выпуску ежемесячного библиографического указателя «Новая советская литература по искусст­ву», а с 1973 г. — «Новая иностранная литература по искусству», впослед­ствии объединенные в издании «Новая советская и иностранная литерату­ра по искусству».

    Формирование отраслевой системы научной информации началось в 1972 г. с созданием в структуре ГБЛ информационного центра по проблемам культуры и искусства (с 1982 г. — НИО «Информкультура»). Изначально эта система была представлена сериями информационных изданий по отдель­ным видам искусства (кроме архитектуры, кино и телевидения). В настоя­щее время система текущих информационных изданий представлена следу­ющими их видами:

    • библиографическая информация — «Изобразительное искусство», «Музыка», 6 выпусков в год;
    • реферативно-библиографическая информация — «Культура. Культу­рология», «Социокультурная деятельность в сфере досуга», «Музей­ное дело и охрана памятников» (6 выпусков в год); «Зрелищные искус­ства», «Эстетическое воспитание» (4 выпуска в год). В этих изданиях содержится информация об опубликованных и неопубликованных до­кументах, депонированных научных работах и авторефератах диссер­таций. Каждое библиографическое описание снабжено аннотацией или рефератом. Наличие в пособии вспомогательных указателей расширя­ет возможности библиографического поиска. Реферативно-библиографические издания НИО информкультуры предоставляются как в тра­диционной (печатной) форме, так и на оптических дисках (CD-ROM) и дискетах.

    Следует отметить, что текущие библиографические издания не адекватны структуре отраслевого документального потока, поскольку отсутствуют са­мостоятельные пособия, которые учитывали бы поток тиражированных раз- чинными способами произведений искусства — в частности, весь комплекс аудиовизуальных документов (ноты и изоиздания учитываются в рамках государственной библиографии). Выборочно информация об аудиовизуаль­ных материалах приводится в специальных журналах («Мелодия», «Новые фильмы», «Кинограф», «Фильм», «Видеомагазин» и др.). К сожалению, до сих пор отсутствует отраслевой указатель по киноведческим публикациям (информация о них в журнале «Кинограф» публикуется с большим опозда­нием и отражает лишь ограниченный фрагмент документального потока).

    Ретроспективная библиография

    Ретроспективная (от лат. retrospicere - глядеть назад) библиография осуществляет свою функцию информационного управления по отношению к уже имеющейся, накопленной за прошлое время в обществе информации вообще или за какой-нибудь исторический период, а также путем использования уже имеющейся (ретроспективной) библиографической информации для современного или прогнозного управления информационной деятельностью. 

    Ретроспективная библиография выполняет две основные функции: она подытоживает развитие документных потоков за определенные периоды времени и обеспечивает ретроспективный поиск в накопленных документных массивах в ходе библиографического обслуживания и самообслуживания.

    Ретроспективные библиографические труды подытоживающего характера всегда имеют четкий и, как правило, определенным образом аргументированный учетный период. Он может быть очень большим или сравнительно коротким, но всегда существенным в историческом развитии документного потока данной формы (например, «Периодическая печать СССР. 1917–1948. Журналы, труды и бюллетени») или содержания (например, научно-вспомогательный библиографический указатель «История СССР. 1917–1952»). Верхние границы учетного периода в названных библиографических пособиях определяются временем их составления.

    Библиографически подытожить развитие документного потока (особенно если речь идет об определенной отрасли знания) – значит, создать научно обработанную, достоверную картину состояния документной продукции определенной эпохи, в которой отсеяно все случайное, малосущественное, не представляющее научного или практического интереса, и вместе с тем не пропущено ничего существенного, значительного, внесшего заметный вклад в культуру данной эпохи. Создание такого библиографического труда требует большой (исследовательской по своему характеру) работы по выявлению, критической оценке и отбору, научной систематизации материала. Появление наиболее фундаментальных библиографических трудов такого рода – крупное событие, оставляющее заметный след в истории библиографии. С течением времени такие библиографические труды сами превращаются в памятники духовной культуры.

    Основные требования к ретроспективному библиографическому пособию подытоживающего характера сводятся к следующему: мотивированность выбора учетного периода, научная тщательность и точность систематизации и обработки библиографируемого материала, соответствие целевым и читательским установкам, обоснованность различного рода формальных ограничений (типы литературы, язык, территориальные границы и т. п.) и принципов отбора материала.

    Ретроспективный поиск обеспечивается в первую очередь специально для этого предназначенными библиографическими пособиями (каталогами), которые с максимальной полнотой отражают определенный документный фонд. Основными требованиями здесь являются полнота, точность библиографического описания, наличие развитой системы средств, обеспечивающей многоаспектный поиск по различным формальным и содержательным поисковым признакам. Типичный пример такого рода источников – каталоги библиотеки или сводные каталоги на фонды ряда библиотек. Учетный период здесь выступает как хронологическая глубина отражаемого фонда.

    Значительными предварительными поисковыми возможностями обладают ретроспективные библиографические пособия подытоживающего характера. В целях лучшей реализации этих возможностей они также снабжаются развитым поисковым аппаратом (вспомогательными указателями).

    Важным средством ретроспективного поиска служат массивы библиографической информации, накопленные в изданиях текущей библиографии. Дело в том, что текущие библиографические издания со временем превращаются в ретроспективные. Это превращение – непреложный закон функционирования источников текущей и ретроспективной библиографии.

    Однако практическое использование изданий текущей библиографии для ретроспективного поиска затрудняется из-за их неприспособленности к решению такого рода задач. Происходит это потому, что в ходе подготовки источника текущей библиографии не всегда предусматриваются меры, обеспечивающие его эффективное последующее использование в целях ретроспективного поиска: возможности механической кумуляции (объединения) разделов, создание сводных вспомогательных указателей и т. п. Методическая разработка и внедрение в практику необходимого комплекса таких мер – важная задача. Особенно широкие перспективы в этой области открываются в связи с разработкой и внедрением крупных проектов автоматизированной подготовки изданий текущей библиографии и одновременного накопления массивов ретроспективной библиографической информации.

    Ретроспективные библиографические пособия в области искусства

    Ретроспективная научно-вспомогательная библиография представлена двумя группами пособий — учитывающих или сами произведения (изография, нотография и др.), или искусствоведческую литературу.

    Библиография произведений изобразительного искусства — изография — включает указатели оригинальных произведений и указатели печатных (тиражированных) произведений. Первая группа пособий представлена каталогами музейных собраний, личных коллекций, выставок (постоянных и вре­менных). Современный научный каталог — это комплексный справочник многоцелевого использования. Подготовка и издание научного каталога — процесс долговременный и чрезвычайно трудоемкий, в связи с чем до сих пор ни один искусствоведческий музей не имеет печатного каталога всего своего фонда, и существующие издания раскрывают лишь отдельные коллекции. Вторая группа пособий — это каталоги тиражированных произведений изоб­разительного искусства, коллекциями которых располагают в основном на­учные библиотеки (например, «Сводный каталог листовок первых лет со­ветской власти»).

    В области нотной библиографии — нотографии — наиболее значитель­ными по своему информационному потенциалу являются каталоги нотных собраний РГБ и РНБ.

    Самостоятельно изданные ретроспективные научно-вспомогательные библиографические пособия, как и большинство прикнижных и пристатейных списков литературы являются преимущественно трудами сотруд­ников отраслевых НИИ (например, серия персональных указателей «Уче­ные гос. института искусствоведения», библиография В. Л. Протопопова «Русское церковное пение», «Библиография трудов и научных публикаций сектора музыки» Российского института истории искусства, составленная Д. Л. Порфирьевой).

    Разнообразные фильмографические и библиографические материалы сотрудников НИИ киноискусства публикуются в журнале «Кинограф». Библиографическая продукция последних лет представлена персональными указателями специальных библиотек в Государственной библиотеке литературы по искусству («Михаил Чехов») и Санкт-Петербургской театральной библиотекой («Г. А. Товстоногов», «В. И. Стржельчик» и ряд других).

    Библиография произведений кино- и видеоискусства — филъмография и видеография — представлена преимущественно каталогами или справочниками. В связи с ограниченностью фонда фильмографических пособий нельзя не назвать выпущенных к 100-летию кино популярных справочников «1000 фильмов за 100 лет» (М., 1997) и «Домашняя синематека: Отечественное кино: 1918-1996» (М., 1996). В последние годы вышло несколько каталогов видеофильмов («Видео-гид», «Каталог аннотаций», ежегодник «Видео-ка­талог» и др.), и фонд изданий такого рода активно пополняется.

    Вторая составляющая ретроспективной библиографии искусства — биб­лиография искусствоведческой литературы. Общепризнанно, что ретроспек­тивная библиография искусствознания до сих пор находится в кризисе и фор­мирование ее системы остается проблематичным. Это вызвано тесной связью библиографии искусства с наукой о нем, в связи с чем преобладают прикнижные и пристатейные публикации библиографических материалов, составляющие более 70% отраслевой библиографической продукции. В настоящее вре­мя ни по одному виду искусства не существует не только системы пособий, но и практически отсутствуют издания общеотраслевого характера, базовые для отраслевой информационной системы. Существующие издания отражают или отдельные виды изданий («Книги о кино»), или публикации за узкий хроно­логический период (Серия «Советская литература о музыке»). По-прежнему пополнение библиографического фонда носит стихийный характер.

    Рекомендательные библиографические пособия представлены в основ­ном изданиями 1970-1980-х гг. (серии «Искусство — всем», «В мире пре­красного» и др.), которые, естественно, не отражают современного уровня науки об искусстве и особенности современной художественной жизни.

    В условиях явного несоответствия фонда печатных библиографических материалов общественным потребностям отрасли возрастает роль системы каталогов и картотек универсальных и особенно специальных научных биб­лиотек, многоаспектно раскрывающих соответствующие фонды и коллек­ции. Этим объясняется, в частности, и тот факт, что у специалистов среди источников информации на первом месте стоят каталоги и картотеки биб­лиотек, базы данных и сетевые информационные ресурсы.

    Основной массив машиночитаемых баз данных по искусству представ­лен локальными проблемно-ориентированными БД, генерируемыми отрасле­выми НИИ, специальными искусствоведческими библиотеками, музеями и другими учреждениями культуры и искусства с ограниченным онлайновым доступом. Свободный доступ к библиографическим ресурсам обеспечивает НИО «Информкультура» РГБ, чьи реферативно-библиографические БД «Культура. Культурология», «Искусство», «Общие проблемы искусства», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Зрелищные искусства», «Музейное дело и охрана памятников», «Эстетическое воспитание» могут быть и |к*доставлены как на дискетах, так и по электронной почте.

    10.06.2018, 157 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.