AAA
Обычный Черный



Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Версия для печати

Организация и методика библиографического обслуживания пользователей библиотек, его основные «режимы»

Организация и методика библиографического обслуживания пользователей библиотек, его основные «режимы»

Содержание

    Библиографическое обслуживание осуществляется в двух основных «режимах»: справочно-библиографическом; библиографического информирования.

    Справочно-библиографическое обслуживание

    Справочно-библиографическое обслуживание (СБО) состоит в приеме запроса потребителя на информацию и выдаче ему ответа на запрос. Наличие разового запроса и ответа (работа в режиме «запрос – ответ») – характерная и обязательная черта СБО. Таким образом, в наиболее общей форме сущность СБО в библиотеке заключена в отношении «запрос потребителя - ответ библиографа» в котором первый элемент является исходным пунктом второй – конечным результатом процесса.

    Разовый запрос – это единовременное требование на информацию, поступившее в устной или письменной форме

    Ответ на запрос также может быть выдан в устной или письменной форме – в виде справки, отказа или методической консультации.

    Справка – это ответ на разовый запрос, содержащий информацию, релевантную запросу.

    Отказ – это ответ на разовый запрос, содержащий мотивировку невозможности выдать потребителю информацию релевантную запросу. Различаются два вида отказов: отказ на этапе приема запроса (когда библиотека по тем или иным причинам отказывается принять данный запрос) и отказ, последовавший в результате неудавшегося поиска ответа. Общая структура процесса СБО может быть представлена в виде замкнутого цикла.

    Методическая консультация - это ответ на разовый запрос, содержащий советы и указывающий пути получения необходимой информации (отсылка к источникам поиска, рекомендация обратиться в другую библиотеку и т. п.). По существу методическая консультация в ряде случаев является «мягким», косвенным отказом («квазиотказом») выполнить запрос, имеющим целью возбудить и направить активность, библиографическую самостоятельность читателя, перевести читателя в режим справочно-библиографического самообслуживания. (Консультации, проводимые без запросов, в плановом порядке, относятся к работе библиотеки по пропаганде библиотечно-библиографических знаний и в состав СБО не входят.)

    Основными положительными формами ответа на запрос в ходе СБО являются справки и методические консультации. И те, и другие, в зависимости от характера содержащейся в них информации, подразделяются на библиографические и фактографические.

    Библиографические справки бывают трех основных видов:

    1. тематические,
    2. адресные,
    3. уточняющие библиографические данные.

    Каждая такая справка содержит библиографическую информацию, обнаруженную в результате библиографического поиска соответствующего вида (тематического, адресного или уточняющего).

    Тематическая библиографическая справка включает перечень документов, содержательно релевантных тематическому запросу.

    Адресная библиографическая справка – это установленные по библиографическим источникам (указателям, каталогам, картотекам и т. п.) данные о наличии и (или) точном адресе хранения (шифре) запрашиваемого потребителем документа в определенном фонде (библиотеке, архиве, органе НТИ, книжном магазине), т. е. библиографическая информация, формально релевантная запросу. Справки такого рода иногда неточно называются «библиотечными».

    Справка, уточняющая библиографические данные, связана с нахождением и (или) уточнением элементов библиографического описания документа, которые отсутствуют или искажены в запросе потребителя. Именно здесь мы имеем дело с «библиографическим разысканием» как частным случаем библиографического поиска.

    Причины ошибок в запросах – чаще всего невнимательность, библиографическая малограмотность потребителей информации, а также неполные и неточные сведения о документах, встречающиеся в литературе и даже в библиографических пособиях. Ошибки эти могут быть самыми неожиданными, поэтому уточняющий библиографический поиск в принципе не поддается четкой алгоритмизации (и, следовательно, автоматизации). Для его успешного осуществления библиографу необходимы не только большой профессиональный опыт и знания, но и развитая библиографическая интуиция, гибкость ума и воображение, способность находить нестандартные решения.

    Справки, выданные в результате этого вида поиска, в специальной литературе и в практике библиографического обслуживания часто называются просто «библиографическими» и противопоставляются «тематическим», «фактографическим», «библиотечным». Это неправильно, так как все они (кроме фактографических) являются по существу библиографическими.

    Фактографическая справка – это сведения по существу вопроса (факты, цифровые данные, даты и т. п.).

    Библиографическая консультация содержит советы по использованию конкретных документальных источников информации (библиографических пособий, справочников, учебников и т. п.).

    Фактографическая консультация включает указание на конкретного человека, который может помочь в выполнении запроса, адрес другой библиотеки или учреждения и т. п.

    Наиболее общая иерархическая классификация ответов, выдаваемых библиотеками в ходе СБО, представлена на схеме.

    Все разновидности ответов, которые отражены в схеме, являются единицами учета работы по справочно-библиографическому обслуживанию читателей в библиотеках.

    СБО осуществляется в двух режимах: оперативном и продленном. Оперативное СБО имеет место тотчас после поступления запроса, обычно при непосредственном контакте с пользователем (а также по телефону), синхронно. Продленное СБО осуществляется диахронно при поступлении оригинального сложного запроса, когда по объективным причинам невозможно быстро найти релевантный ответ и пользователь согласен ждать его, когда требуется время на консультации, обращение в другие библиотеки и к специалистам. Ответ выдают по каналам связи либо непосредственно пользователю. Сроки продленного СБО обычно регламентируют; продление их также согласуют с пользователем. Продленное СБО свидетельствует о высоком уровне ответственности библиографической службы. Оно закономерно.

    Расширяется обслуживание внешних пользователей СБО . Внешние справки характеризуют ареал влияния библиографической службы библиотеки, свидетельствуют о ее авторитете, развитых информационных ресурсах.

    Новым видом СБО является бесплатная Виртуальная справочная служба, которая появилась в России в конце 1990-х гг. и активно развивается. Ее центрами являются РНБ, ЦБС Киевская г. Москвы, в ней участвуют областные, центральные городские и другие библиотеки. Открывая на порталах и сайтах библиотек специальные страницы («Спроси библиографа», «Виртуальная справка», «Справочная служба» и др.), пользователи обычно на следующий день находят там ответы на свои запросы.

    Библиографическое информирование

    Библиографическое информирование в условиях библиотеки означает регулярное доведение до потребителей библиографической информации без запросов или в соответствии с долговременно действующими запросами. Основными формами библиографического информирования без запросов являются бюллетени новых поступлений в библиотеку, обзоры литературы, проводимые в библиотеке и вне ее (передаваемые по радио и телевидению, публикуемые на страницах периодической печати), а также организуемые библиотекой «Дни информации», «Дни специалиста», «Дни библиографии» и другие аналогичные мероприятия.

    Важной формой библиографического информирования в соответствии с долговременно действующими запросами является доведение библиографической информации до потребителей в режиме ее избирательного распространения – системе ИРИ, которая иногда называется дифференцированным распределением информации (ДРИ).

    Характерные черты этой важной и прогрессивной формы индивидуального библиографического обслуживания в условиях библиотеки сводятся к следующему:

    •  в качестве абонентов системы ИРИ выступают ведущие ученые и специалисты или небольшие коллективы, наиболее остро нуждающиеся в строго профилированной библиографической информации;
    •  информационные потребности абонентов формулируются в виде перечня тем (постоянных запросов), в соответствии с которыми осуществляется распространение библиографической информации;
    •  библиографическая информация доводится до потребителей оперативно и регулярно, в строго установленные промежутки времени. При этом система должна обеспечивать высокие показатели точности и особенно полноты поиска и выдачи библиографической информации;
    •  для обработки и доведения библиографической информации по системе ИРИ широко используются современные технические средства автоматизации библиографических процессов;

    Организация библиографического информирования дифференцируется в типах библиотек, а использование организационных форм зависит от масштабов и структуры библиотек и библиотечных систем. Увеличение объема библиотечного фонда и разнообразия образующих его документов позволяет готовить библиографические сообщения большей полноты и ценности содержания, многообразия форм информации. Но с ростом библиотечных ресурсов обычно возрастает и контингент абонентов информирования, что затрудняет дифференциацию удовлетворения проблемно-тематических информационных потребностей. Крупные библиотеки вследствие этого ориентируются на массовые формы информирования и дифференцированное информирование приоритетных пользователей. Малые библиотеки и библиографические службы более гибко удовлетворяют меняющиеся проблемно-тематические информационные потребности, организуют информационное сопровождение процессов проектирования, разработки и реализации научных, экономических, социальных программ, но обладают недостаточными ресурсами их обеспечения.

    Общая тенденция развития библиографического информирования состоит в движении от преимущественно формализованных традиционных способов и форм к дифференцированным, индивидуализированным, маркетинговым, ориентированным на предельно полное удовлетворение реальных и потенциальных информационных потребностей возрастающего числа пользователей. Маркетинговый подход к организации информирования позволяет преодолевать формализм его действующих систем, который проявляется в подготовке и распространении информации без установки на ее реальную полезность, учета условий Доведения и восприятия.

    Применение современной информационной техники позволяет сочетать получение сигнальных, реферативных и обзорных библиографических сообщений с доставлением копий первичных документов. Включение библиотек в автоматизированные информационные сети снимает зависимость пользователей от ограниченных физических условий информирования и документально-информационных ресурсов конкретных библиотек: необходимости для потребителей посещать библиотеки или иные места местонахождения библиографической информации в определенное функционером время, ситуационных ограничений содержания и форм информации и других. Появляется возможность на основе взаимодействия комплексно использовать преимущества богатых информационных ресурсов крупных библиотек и пластичных форм обслуживания в библиографических службах специальных библиотек и других информационных служб. Тем самым преодолевается вышеназванное противоречие организации библиографического информирования в крупных универсальных и малых специальных библиотеках.

    Библиографическое информирование органически связывается с СБО и другими видами библиографической и информационной работы, становится частью комплексного информационного обслуживания.

    Библиографу, занятому библиографическим обслуживанием, необходимы способность быстро принимать решения в ходе поиска и отбора информации при дефиците времени, деловая активность в условиях неравномерности поступления запросов разной степени сложности, эмоциональная устойчивость и предельная тактичность в общении с потребителями информации, способность быстро переключаться с одной темы на другую, развитое эвристическое (особенно ассоциативное) мышление, необходимое для успешного решения задач библиографического поиска, хорошая профессиональная интуиция, позволяющая правильно угадывать характер и причины ошибок, неточностей в запросах, наконец, упорство, настойчивость в достижении окончательного (положительного или отрицательного) результата библиографического поиска.

    Библиограф, осуществляющий библиографическое обслуживание, дополнительно должен уметь:

    •  общаться с потребителями библиографической информации, прививать им навыки библиографического самообслуживания;
    •  принимать запросы, оформлять и выдавать библиографические справки;
    •  организовывать и осуществлять массовое и дифференцированное библиографическое информирование потребителей информации.

    К числу желательных для всех библиографов можно отнести следующие умения:

    •  выступать публично, пропагандировать библиографические знания;
    •  разбираться в библиографических описаниях на языках народов бывшего СССР и иностранных, использующих латинский и кириллический алфавиты;
    •  вести научно-исследовательскую и научно-методическую работу;
    •  пользоваться персональными ЭВМ.

    1. Коршунов О.П. Библиографоведение. Общий курс
    2. Моргенштерн, И. Г. Общее библиографоведение : Учеб. пособие для студентов по специальности «Библиотечно-информационная деятельность»

    25.09.2019, 46 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.