AAA
Обычный Черный



Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Версия для печати

Методика выполнения тематической библиографической справки (запроса)

Методика выполнения тематической библиографической справки (запроса)

Содержание

    Тематическая библиографическая справка - справка о содержании библиографической информации по определенной теме. 

    Тематическая библиографическая справка включает перечень документов, содержательно релевантных тематическому запросу. П.Н.Берков называл такую библиографическую работу "подбором литературы по данному вопросу". По имеющимся данным, такие справки занимают ведущее место в СБО, составляя 50-80% от всех библиографических справок, выдаваемых библиотеками за год.

    Тематические запросы:

    1. сформировавшиеся у пользователей в процессе их трудовой, самообразовательной и других видов деятельности (осознаваемые как преимущественно личные информационные потребности);  
    2. вызванные необходимостью выполнения учебных и других заданий — «вынужденные» запросы.

    Источники для выполнения типичных библиографических справок:

    1. По содержанию предмета поиска:

    • полностью совпадающие с содержанием предмета поиска
    • более широкого содержания
    • более узкого (по одному или нескольким аспектам)

    2. По качественному характеру отбора документов:

    • выборочные
    • полные.

    3. По представлению документов в хронологии их создания:

    • новые (в текущих библиографических пособиях)
    • все в комплексе (в постоянно пополняемых каталогах, картотеках и базах данных)
    • ретроспективные (не отражающие новые документы)

    4. По видам отражаемых документов:

    • печатные
    • рукописные
    • кинодокументы
    • фотодокументы
    • фонодокументы
    • машиночитаемые

    5. По способу организации библиографической информации в источнике (по видам группировки библиографических записей, вспомогательным указателям).

    Тематические справки

    Наиболее широкий диапазон тематических запросов в УНБ, в ЦБС и специальных библиотеках он более ограничен. Но и в эти библиотеки поступают читательские запросы, не всегда соответствующие профилю данной библиотеки. Например, в научно-техническую библиотеку может поступить тематический запрос общественно-политического содержания, в медицинскую -  гуманитарного и т. д. В любом случае библиотека обязана принять запрос и либо выполнить его (если квалификация библиографа и библиографические ресурсы библиотеки позволяют это сделать), либо переадресовать запрос (по согласованию с читателем) в другую библиотеку.

    Лишь в исключительных случаях, специально оговариваемых в инструкции по СБО, действующей в данной библиотеке, читателю может быть дан мотивированный отказ.

    В качестве основания классификации тематических справок используется их содержание. По этому признаку обычно выделяются справки общественно-политические, по естествознанию и технике, по литературе и искусству, а также страноведческие, краеведческие, биобиблиографические, персональные.

    Выполнение любой тематической справки осуществляется по правилам, многократно проверенным на практике. В библиографоведении созданы общие (типовые) блок-схемы (алгоритмы) выполнения тематического запроса.

    Блок-схема выполнения тематического запроса

    Методика выполнения тематических справок:

    1. прием запроса;
    2. изучение темы запроса, определение круга и последовательности просмотра источников;
    3. библиографический поиск, отбор, группировка материала и оформление тематической справки.

    Прием запроса

    Формулирование тематических запросов читателем происходит на основе его субъективных представлений о теме, которые нередко не совпадают с ее действительным содержанием. Читатель склонен к расширенной формулировке темы запроса и называет ее нередко приблизительно.

    Вот почему во время приема запроса между библиографом и читателем обязательно должна состояться беседа. От нее во многом будет зависеть успешное удовлетворение запроса. Прежде всего от библиографа требуется тактичное обращение с читателем, учет его возрастных, национальных, психологических и других особенностей. На этапе приема запроса наиболее полно проявляется педагогическая сущность СБО.

    Беседуя с читателем, библиограф должен получить от него возможно больше информации, которая может стать отправной точкой последующего библиографического поиска, построения его алгоритма. В методических рекомендациях Государственной библиотеки им. В. И. Ленина определен примерный перечень вопросов: фамилия, имя, отчество абонента, номер читательского билета, место работы, профессия, адрес и (или) телефон; формулировка темы запроса, весь набор сведений, известных абоненту; цель запроса; выяснение требуемой полноты отбора документов: тематические, типологические, хронологические, территориальные, языковые и другие границы отбора; минимальные и максимальные сроки исполнения. Принимая письменный запрос, библиограф должен сформулировать все вопросы, необходимые для его уточнения, и попросить читателя представить требуемые уточнения в письменной форме.

    При уточнении запроса тема может быть конкретизирована: сужена или расширена. Так, при поступлении запроса «Укажите литературу по вопросу об использовании в библиотеках электронно-вычислительных машин» библиограф в ходе беседы с читателем закономерно стремится сузить тему, уточнить тип ЭВМ и библиотеки, а также границы отбора. После уточнений тема получила следующую формулировку: «Укажите книги за 1984— 1987 гг. на русском, английском и японском языках об использовании мини-ЭВМ в создании автоматизированных каталогов крупных научных библиотек».

    В других случаях может возникнуть потребность в расширении темы, особенно когда запрос носит узкотематический характер и его формулировки нет в классификационных схемах СБА, в том числе в АПУ к каталогам и картотекам, имеющимся в библиотеке. Тогда необходимо определить более широкую область, к которой относится данная тема. Например, при уточнении запроса о языковой коммуникации выясняется, что эта тема входит в более широкий раздел — психолингвистику.

    Формулировка запроса порой осложняется из-за новизны темы, малой информированности по данному вопросу читателя и библиографа, терминологии. Библиограф нередко по-своему формулирует запрос, переводя его на привычные ему информационно-поисковые языки, определяя раздел классификации, к которому можно отнести данную тему. Иногда возникает необходимость использовать термины-синонимы, особенно когда тема запроса имеет различное терминологическое толкование. В этих случаях за основу следует взять новейшую терминологию, которая приводится в ГОСТах, энциклопедиях, словарях, справочниках, научных монографиях и статьях.

    В ходе беседы с читателем важно выяснить уровень его общеобразовательной и специальной подготовки, степень владения навыками работы с библиографическими пособиями, знание языков.

    В заключение беседы целесообразно согласовать с читателем возможность обращения к нему, в случае необходимости, за дополнительными данными и информировать его об участии в предстоящем библиографическом поиске. С учетом полученных сведений библиограф может либо сам выполнять справку, либо выступить в роли консультанта, оказывающего помощь читателю.

    Изучение темы запроса, определение круга и последовательности просмотра источников

    Изучение темы запроса после его приема и уточнения преследует две цели:

    1. 1) овладение существом проблемы с привлечением соответствующих партийных и государственных документов, новейших научных, учебных и справочных изданий, а в особо трудных случаях путем обращения за консультацией к ведущим специалистам по теме запроса;
    2. 2) выявление соответствующих теме источников и методов библиографического поиска.

    Длительность процесса изучения темы зависит от степени' ее новизны, литературного и библиографического обеспечения, квалификации библиографа. Справки второй и особенно третьей категории сложности требуют больше времени для предварительного изучения темы.

    На этапе изучения темы запроса намечается, постепенно конкретизируется и окончательно формируется круг источников поиска и определяется последовательность их просмотра. Источники по характеру содержащейся в них информации подразделяются на:

    • библиографические (каталоги и картотеки, текущие и ретроспективные указатели, реферативные журналы и т. п.) и первично-документальные (книги, периодические издания и т. п.);
    • по характеру изучения — на основные (подвергающиеся наиболее тщательному, иногда сплошному просмотру) и дополнительные.

    Всесторонне изучив тему запроса, библиограф приступает к непосредственному просмотру намеченных источников, уделяя первоочередное внимание тем из них, которые отнесены к разряду основных.

    Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина рекомендует следующий примерный круг источников (в каждом конкретном случае он уточняется в зависимости от содержания и темы запроса) и последовательность их просмотра.

    Библиографические источники:

    • фонд выполненных справок;
    • каталоги (систематический, алфавитный, предметный); картотеки (СКС, тематические, специальные, краеведческие и др.);
    • источники информирования о неопубликованных библиографических списках;
    • текущие библиографические указатели;
    • ретроспективные научно-вспомогательные и рекомендательные пособия;
    • текущие государственные библиографические указатели;
    • обзорные и реферативные издания;
    • прикнижные и пристатейные, внутрикнижные и внутристатейные библиографические материалы.

    Литературные источники используются для выявления: новейшей литературы по теме запроса (как правило, статей из журналов и газет), на которые еще не поступила печатная карточка.

    Библиографический поиск, отбор, группировка материала и оформление тематической справки

    После определения круга источников и последовательности их обследования начинается непосредственная работа по выявлению, отбору, группировке материала и оформлению тематической справки. Поскольку тематическая справка представляет собой библиографическое пособие, выполненное по индивидуальному запросу абонента, методика ее подготовки аналогична методике составления библиографических пособий.

    Большинство тематических запросов второй и третьей категорий сложности выполняют библиографы при помощи каталогов и картотек, текущих и ретроспективных научно-вспомогательных пособий, реферативных журналов, отраслевых периодических изданий.

    При удовлетворении запросов первой категории сложности поиск документов целесообразно начинать не с каталога, а с рекомендательных пособий и картотек, помогающих сориентироваться в лучшей литературе по теме. При этом важным фактором, обеспечивающим использование справки, выступает наличие в дан ­ ной библиотеке рекомендуемой читателю литературы. При удовлетворении запросов второй и третьей категорий сложности в большинстве случаев важным является выявление всей литературы, релевантной запросу, независимо от ее местонахождения.

    Общим требованием к отбору литературы является соблюдение качественных, содержательных и формальных критериев. Критерии качественного отбора при выполнении тематической справки базируются на принципах коммунистической партийности, научно-практической значимости литературы. Критерии содержательных и формальных ограничений зависят от читательского и целевого назначения, они формулируются самим абонентом, уточняются и конкретизируются библиографом во время беседы с читателем на этапе приема запроса.

    Содержательные границы отбора определяются заданными аспектами рассмотрения темы (теоретическим, историческим, практическим). Иногда содержательные границы отбора документов расширяются за счет включения материалов из более общих и (или) близких по содержанию отраслей знания. Обычно это происходит при выполнении запросов по еще недостаточно разработанным или слабо обеспеченным литературой темам, особенно запросов, требующих привлечения иностранных источников.

    Отобранные документы должны быть описаны по действующему ГОСТу, при необходимости снабжены аннотациями, сгруппированы в зависимости от цели и читательского адреса тематической справки. Предпочтительным является расположение материала в систематической, логической или проблемно-тематической последовательности, особенно это касается справок первой категории сложности.

    Это же требование относится и к тематическим справкам второй и третьей категорий сложности, но здесь возможно и хронологическое расположение (раскрывает динамику изучения проблемы во времени), либо обратно-хронологическое, позволяющее на первое место выдвинуть самую новую литературу по теме. Допускается также алфавитное расположение библиографических записей, но прибегать к нему следует в исключительных случаях. В тематической справке рекомендуется привести шифры хранения изданий в данной библиотеке и перечень источников, использованных при выявлении литературы. Большую тематическую справку можно снабдить вспомогательными указателями, а также предисловием (указать принципы выявления, отбора, характеристики и группировки материала в справке).

    Справка (в форме библиографического списка или картотеки) перепечатывается на пишущей машинке в трех-четырех экземплярах. Перепечатанный текст сверяется составителем справки, а в особо ответственных случаях — специально назначенным редактором, в роли которого выступает зав. сектором, отделом или более опытный библиограф. Страницы машинописного текста нумеруются, начиная с титульного листа. Нумеруются также все библиографические записи. Одновременно заполняется бланк запроса на тематическую справку, служащий для учета и анализа справочно-библиографического обслуживания. Все экземпляры справки подписываются составителем, редактором и зав. отделом.

    Один экземпляр письменной справки направляется абоненту с сопроводительным письмом. На нем проставляются исходящий номер и дата отправления, дается ссылка на номер и дату письма абонента, адрес лица или учреждения, приславшего запрос, текст справки (при небольшом количестве библиографических записей они включаются в письмо, если же их объем превышает 10— 15 наименований, справка оформляется в форме приложения). Документ, как правило, подписывают руководитель отдела, редактор и исполнитель.

    Другой экземпляр справки направляется в фонд выполненных библиографических справок.

    Третий экземпляр наиболее актуальных и интересных по содержанию справок следует направить в один из всесоюзных центров (БАН, ГПНТБ, ИНИОН РАН, ЦНСХБ ВАСХНИЛ, ГЦНМБ) для включения сведений о них в издания, информирующие о неопубликованных библиографических списках и картотеках, составленных библиотеками и органами НТИ.

    Последний, четвертый экземпляр остается в архиве отдела, выполнившего справку.

    Все данные о выполненной справке заносятся в журнал учета письменных и устных запросов и выданных справок.

    Однако на этом работа не завершается. С целью повышения эффективности справочно-библиографического обслуживания проводятся опросы, беседы, анкетирование, изучается динамика запросов читателей, в том числе по МБА. Большой материал дает регулярно проводимый в библиотеках анализ качества выполнения справок.

    Интерес представляет классификация тематических справок по степени сложности или трудоемкости выполнения. Выделяются три категории сложности в зависимости от целевого названия справки; круга и характера использованных источников библиографического поиска; принципа выявления и отбора литературы; способов библиографической группировки; объема выданной библиографической информации; формы справки (устной или письменной).

    Показатели категорий сложности тематических справок

    Показатели

    Категории сложности

    I

    II

    III

    Целевое назначение

    В помощь образованию, самообразованию, пропаганде знаний

    В помощь научной и профессионально-производственной деятельности

    В помощь научной и профессионально-производственной деятельности

    Круг и характер использованных источников библиографического поиска

    Каталоги, картотеки

    Рекомендательныебиблиографическиепособия

    Текущие государственныебиблиографическиеуказатели

    Каталоги, картотеки Текущие научно-вспомогательные библиографические указатели

    Текущие государственные библиографические указатели

    Литературные источники

    Каталоги, картотеки Текущие научно-вспомогательные библиографические указатели

    Ретроспективные научно-вспомогательные библиографические указатели

    Текущие государственные библиографические указатели и источники национальной библиографии зарубежных стран

    Обзорные и реферативные издания

    Прикнижные, пристатейные списки литературы, внутрикнижные,внутрижурнальные библиографические указатели

    Литературные источники

    СБА других библиотек и органов НТИ

    Выявление и отбор литературы

    Перечисленные источники

    Перечисленные источники, иногда просмотр выявленных изданий

    Перечисленные источники и просмотр основной массы выявленных изданий

    Способ библиографической группировки

    Формальный

    Рекомендательный

    Содержательный (в основном тематический)

    Содержательный (в основном систематический)

    Объем выданной библиографической информации

    25-30 названий

    80-100 названий

    Свыше 100 названий

    Форма справки

    Устная Письменная

    Письменная (библиографический список)

    Письменная (библиографический список,указатель)


    1. Гречихин. Общая библиография.
    2. Коршунов. Библиографическая работа в библиотеке.

    09.02.2019, 536 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.