AAA
Обычный Черный



Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Библиографический обзор. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//193/bibliograficheskij-obzor/ (дата обращения: 22.09.2021)

Библиографический обзор

Библиографический обзор

Содержание

    Библиографический обзор – это библиографическое пособие, представляющее собой связное повествование о документах – объектах библиографирования. Связное повествование о документах, цель которого - библиографическое исследование определенной темы или отрасли знания, или состояния книгоиздательской деятельности.

    Отдельные описания или краткие упоминания о произведениях печати объединены в нем связующим текстом, содержащим обычно сравнительную или критическую оценку источников по значимости. Обзор обычно используется в научной литературе, так как позволяет подробнее осветить литературные источники, чем обычный список или даже аннотированный. Вместе с тем обзор литературы носит чисто библиографический характер, его задача – представить источники, а не проблему как таковую. <

    Отдельные описания или краткие упоминания о произведениях печати объединены в нем связующим текстом, содержащим обычно сравнительную или критическую оценку источников по значимости. Обзор обычно используется в научной литературе, так как позволяет подробнее осветить литературные источники, чем обычный список или даже аннотированный. Вместе с тем обзор литературы носит чисто библиографический характер, его задача – представить источники, а не проблему как таковую. 

    Библиографический обзор всегда составляется на основе определенного множества документов. 

    Различаются по назначению (информационные, рекомендательные) и по содержанию (универсальные, отраслевые, тематические, персональные).

    В библиографических обзорах характеристика произведений дополняется необходимыми пояснениями и фактическими сведениями. Целевое и читательское назначение, содержание темы и другие особенности определяют количество произведений, о которых дается информация в обзоре.

    Обычно документы в обзоре группируются по принципу «от общего — к частному», «от простого — к сложному». Такое построение позволяет читателю получить определенный объем знаний. Иногда документы в обзоре группируются по отдельным аспектам темы, по значимости документов или по жанрам.

    В обзоре исторической литературы обычно применяется историко-хронологическая группировка.

    Методика подготовки и проведения библиографического обзора

    Библиографическая информация может существовать в одной из трех форм: письменной, устной, машиночитаемой. Распространенной формой предоставления библиографической информации является библиографический обзор.

    Библиографический обзор — это связный, последовательный рассказ о документах. Специалисты-практики отмечают, что это наиболее эффективный способ доведения информации о документах до потребителей.

    Очевидное преимущество обзоров в их гибкости, возможности непосредственного воздействия на слушателя. Поэтому обзоры регулярно проводятся в библиотеках всех типов. Их тематика определяется или событиями, происходящими в стране и в мире, или интересами читателей. Библиографические обзоры могут являться частью массового мероприятия или проводиться самостоятельно.

    Библиографические обзоры стали применяться в массовых библиотеках с 20-х гг. XX в. Тогда они назывались «вечерами живой библиографии». На этих вечерах делались обзоры новинок научной и художественной литературы. В задачи обзоров входит информация о новой литературе и рекомендация лучших книг.

    Существует несколько видов библиографических обзоров.

    1. По общественному назначению:

    • а) информационный обзор. Его основная задача дать общие представления о документах, имеющихся в библиотеке. Например, о новых поступлениях. Информационный обзор проводится перед подготовленными слушателями, например, на производственных совещаниях, семинарах в библиотеке. Особенность информационного обзора состоит в том, что речь идет о тематике документов без оценок содержания;
    • б) рекомендательный обзор включает немного документов (10-15), но в нем, кроме краткой характеристики содержания, должна быть оценка и рекомендация документов;
    • в) научный обзор по структуре, задачам и целям отличается от информационного и рекомендательного. Научный обзор представляет собой доклад, реферат по теме, в конце которого называются использованные документы. Цель данного обзора — не рекомендация документов, а изложение фактов, содержащихся в документах.

    2. По содержанию обзоры бывают:

    • а) универсальный, в нем представлены документы из разных областей знания (например, обзор новых поступлений в библиотеку);
    • б) тематический, где представлены документы по одной теме, проблеме;
    • в) персональный — рассказ о выдающейся личности, построенный на основании имеющихся документов о нем и/или его произведений.

    3. По видам документов:

    • а) обзор периодических изданий (нескольких или одного);
    • б) обзор непериодических изданий;
    • в) обзор методических и библиографических пособий, проводится в специальной аудитории (перед библиотекарями, учителями и т. д.);
    • г) смешанный, где представлены разные по материальной конструкции документы (книги, журналы, газеты, СО-ВОМ).

    4. По форме передачи:

          • а) устный: • непосредственно в аудитории, • запись на магнитофоне, • видео-запись;
    • б) письменный: • библиотечный плакат, • напечатанный на страницах периодического издания, • размещенный на сайте библиотеки.

    Подготовка к любому виду библиографического обзора осуществляется по единому плану и состоит из нескольких этапов:

    1. 1. Выбор темы. Тема выбирается актуальная, интересная читателям библиотеки.
    2. 2. Изучение темы осуществляется по различным источникам. Выбирается самая удачная формулировка темы, определяется целевое и читательское назначение обзора.
    3. 3. Выявление документов осуществляется с помощью каталогов и картотек библиотеки, библиографических пособий. Нельзя ограничиваться просмотром соответствующих разделов фонда, так как документов может не оказаться на месте.
    4. 4. Отбор документов зависит от целевого и читательского назначения обзора, от широты темы. Если это рекомендательный обзор, то количество документов ограничивается. Библиотекарь дает лишь первоначальную ориентировочную оценку отобранным документам. Но он должен уметь исключать малоинтересные и не имеющие научной ценности документы. Именно от отбора документов зависит качество обзора.
    5. 5. Группировка документов в обзоре зависит от целевого и читательского назначения. Она должна соответствовать последовательности повествования, логическому раскрытию темы. Часто документы группируются «от общего к частному» или «от простого к сложному». В универсальном обзоре применяется группировка по отраслям знания. Используют также группировку по разделам наук, по значимости документов, по жанрам литературы. В обзоре исторической литературы обычно применяют историко-хронологическую группировку.

    В библиографическом обзоре можно выделить вступление, основную часть, заключение, которые и позволяют говорить о нем как о «связном рассказе».

    Во вступлении обосновывается тема, отмечаются ее особенности. Вступление должно быть интересным, привлекающим внимание слушателей. Во вступлении можно использовать факты-примеры, ссылки на мнение авторитетов, аналогии, критические оценки. Затем осуществляется плавный переход к рассказу о первом документе.

    В основной части дается характеристика самих документов, Рассказывая о книге, не надо ее пересказывать, надо наметить ее тематику и рассказать что-то интересное о книге, об истории ее создания, о времени, когда она была написана или об авторе. Выходные сведения о документе должны быть названы в контексте рассказа. Если стандартизированные сведения не вписываются в обзор, то их можно перечислить только в конце обзора.

    Рассказывая о книгах или статьях, необходимо предусмотреть небольшие тексты-связки, которые позволят плавно перейти от одного документа к другому. В связках можно подчеркнуть сходство произведений или, наоборот, различия между ними, можно отметить популярность автора, историю создания произведения. Можно в качестве связок использовать и тексты самих произведений (цитаты). Но никогда нельзя пересказывать содержание документа, так как цель обзора — заинтересовать читателя или поставить его в известность о существовании данного документа. В качестве связок используют проблемные вопросы, новые факты, факты-парадоксы, противоречия, столкновение разных точек зрения. Можно использовать и образные средства — ключевой эпизод, историческую, психологическую или художественную деталь.

    В заключении называются выходные данные всех перечисленных в обзоре документов.

    По целевой установке, содержанию, особенностям подготовки и проведения различают обзоры новых поступлений и тематические обзоры.

    Цель тематического обзора — познакомить слушателей с литературой (как недавно вышедшей в свет, так и в ретроспективном плане), посвященной определенной проблеме, теме («Книги для молодой семьи», «Скорбный путь Романовых», «Творчество М. Цветаевой» и др.).

    При подготовке такого обзора решающее значение приобретает актуальность темы, заинтересованность в ней слушателей. С определения темы и читательского назначения обзора и следует начинать работу над ним. Нужно решить, какой характер будет иметь обзор — информационный или рекомендательный. Для рекомендательного обзора отбирается меньшее число документов, что позволяет дать им более подробную характеристику, использовать приемы, убеждающие читателя взять эти книги для чтения. По узким и конкретным проблемам обзоры проводятся для специалистов одного профиля. Внимательное  ознакомление с предназначенной для обзора литературой помогает выявить достоинства и недостатки изданий и публикаций, определить степень актуальности разобраться в их научной и практической значимости. В обзор включаются лучшие с точки зрения актуальности, новизны и значимости документы.

    Материал в обзоре подается в логической последовательности и взаимосвязи, с учетом важности и ценности каждого источника, с соблюдением принципа перехода от общего к частному. Содержание обзора будет значительно богаче, если его дополнить библиографическими пособиями по теме, иллюстрациями, фотографиями, картами и т. д., использовать аудиовизуальные средства. Продолжительность такого обзора 30-45 минут. Для проведения обзоре по узкоспециальным темам следует привлекать специалистов соответствующего профиля.

    Обзоры новых поступлений — неотъемлемая часть работы библиотеки, важное средство оперативного осведомления читателей об интересующих их документах.

    За время обзора новых поступлений библиотекарь должен сообщить о возможно большем количестве книг, сопроводив каждую книгу короткой, выразительной характеристикой. Вводная часть при этом сводится к нескольким фразам, в которых сообщается, какая литература (отрасли знания, принцип отбора) и за какой период поступила в библиотеку. Если время обзора не позволяет охарактеризовать все вновь поступившие документы, то обзор носит выборочный характер. Принято рассматривать его как универсальный, однако можно ограничится сообщением сведений о новых поступлениях по определенной отрасти знания, принимая во внимание информационные потребности слушателей.

    Практикуются обзоры отдельных видов изданий: книг, сборников, журналов, библиографических пособий и др.

    Информационные обзоры новой литературы могут проводиться по отдельным темам и частным вопросам. В обзор можно включать информацию о нетрадиционных носителях информации, например о CD-ROM. Главное — регулярность проведения, которая обеспечивает постоянную информацию читателей о новых документах. Продолжительности информационного обзора — 15-20 минут.

    Обзоры новинок часто проводятся в связи с открытыми просмотрами новой литературы, у выставок, приурочиваются к Дням информации.

    К обзорам новинок также относятся и обзоры новых журналов, поступающих в библиотеку. Можно провести обзор нескольких номеров одного журнала или серийного издания. При выборе журнала могут быть учтены не только общеобразовательные, но и профессиональные, деловые интересы читателей. В обзоре говорится об основном направлении журнала, дается его общая характеристика, название, кто выпускает, основные рубрики, читательский адрес, периодичность. Если библиографический обзор делается регулярно, то эти сведения можно опускать. В этом случае дается общая характеристика содержания журнала. В тексте обзора показывают не все статьи, а лишь самые актуальные и важные, о других можно лишь упомянуть. Обязательно делается заключение, в котором называют выходные данные и предлагают прочесть журналы.

    Обзоры библиографических и научно-информационных изданий  должны помочь читателю самостоятельно находить необходимые им источники информации. Эти обзоры рассчитаны на специалистов и проводятся на групповых занятиях и семинарах по пропаганде библиотечно-библиографических знаний, а также в дополнении к лекциям на различные темы.

    Материал излагается по единой методике: кратко характеризуется каждый указатель, разъясняется его структура, поясняется, каким образом им можно пользоваться при самостоятельных разысканиях.

    Эффективность обзоров определяется увеличением запросов на литературу по тематике библиографических пособий, включенных в обзор.

    Обзор — это своего рода театр одного актера, сложнейшая из форм библиотечно-библиографической работы, требующая от исполнителя разнообразных личностных и профессиональных качеств.

    Общие требования к проведению обзора:

    1. 1. Библиотекарь должен не читать текст, а рассказывать.
    2. 2. Страницы с цитатами отмечаются закладками.
    3. 3. В конце обзора даются полные библиографические сведения названных документов, чтобы читатели могли записать.
    4. 4. Не следует употреблять слова и выражения, которые вам не понятны.
    5. 5. Необходимо следить за культурой речи и поведения.
    6. 6. Продолжительность обзора зависит от собравшейся аудитории, слишком длинный обзор может утомить слушателей, и будет трудно удержать их внимание.
    7. 7. Обзор можно сопровождать иллюстративным материалом (музыкой, слайдами).

    Учету подлежит каждый библиографический обзор, его тема, количество присутствовавших на нем. В конце года учитывается общее количество проведенных обзоров и их слушателей.


    • Коршунов О.П., Лиховид Т.Ф., Новоженова Т.А. Библиографоведение: Основы теории и методологии: Учебник для библиотечно-информационных факультетов вузов / О.П. Коршунов, Т.Ф. Лиховид, Т.А. Новоженова; под ред. О.П. Коршунова. – М.: “Издательство ФАИР”, 2009. – 336 с.
    • Библиография и книговедение: учебно-методическое пособие для студентов-филологов / Казан. гос. ун-т, филол. фак, каф. рус. лит.; сост. М.М.Сидорова.- Казань, 2005.- 80 с.
    • Абросимова Н. В. Библиографическая деятельность библиотеки : учеб.-практ. пособие / Н. В. Абросимова. — Санкт-Петербург: Профессия, 2013. — 160 с.

    /p>

    Библиографический обзор всегда составляется на основе определенного множества документов. 

    Различаются по назначению (информационные, рекомендательные) и по содержанию (универсальные, отраслевые, тематические, персональные).

    В библиографических обзорах характеристика произведений дополняется необходимыми пояснениями и фактическими сведениями. Целевое и читательское назначение, содержание темы и другие особенности определяют количество произведений, о которых дается информация в обзоре.

    Обычно документы в обзоре группируются по принципу «от общего — к частному», «от простого — к сложному». Такое построение позволяет читателю получить определенный объем знаний. Иногда документы в обзоре группируются по отдельным аспектам темы, по значимости документов или по жанрам.

    В обзоре исторической литературы обычно применяется историко-хронологическая группировка.

    Методика подготовки и проведения библиографического обзора

    Библиографическая информация может существовать в одной из трех форм: письменной, устной, машиночитаемой. Распространенной формой предоставления библиографической информации является библиографический обзор.

    Библиографический обзор — это связный, последовательный рассказ о документах. Специалисты-практики отмечают, что это наиболее эффективный способ доведения информации о документах до потребителей.

    Очевидное преимущество обзоров в их гибкости, возможности непосредственного воздействия на слушателя. Поэтому обзоры регулярно проводятся в библиотеках всех типов. Их тематика определяется или событиями, происходящими в стране и в мире, или интересами читателей. Библиографические обзоры могут являться частью массового мероприятия или проводиться самостоятельно.

    Библиографические обзоры стали применяться в массовых библиотеках с 20-х гг. XX в. Тогда они назывались «вечерами живой библиографии». На этих вечерах делались обзоры новинок научной и художественной литературы. В задачи обзоров входит информация о новой литературе и рекомендация лучших книг.

    Существует несколько видов библиографических обзоров.

    1. По общественному назначению:

    • а) информационный обзор. Его основная задача дать общие представления о документах, имеющихся в библиотеке. Например, о новых поступлениях. Информационный обзор проводится перед подготовленными слушателями, например, на производственных совещаниях, семинарах в библиотеке. Особенность информационного обзора состоит в том, что речь идет о тематике документов без оценок содержания;
    • б) рекомендательный обзор включает немного документов (10-15), но
      в нем, кроме краткой характеристики содержания, должна быть оценка и рекомендация документов;
    • в) научный обзор по структуре, задачам и целям отличается от информационного и рекомендательного. Научный обзор представляет собой доклад, реферат по теме, в конце которого называются использованные документы. Цель
      данного обзора — не рекомендация документов, а изложение фактов, содержащихся в документах.

    2. По содержанию обзоры бывают:

    • а) универсальный, в нем представлены документы из разных областей знания (например, обзор новых поступлений в библиотеку);
    • б) тематический, где представлены документы по одной теме, проблеме;
    • в) персональный — рассказ о выдающейся личности, построенный на основании имеющихся документов о нем и/или его произведений.

    3. По видам документов:

    • а) обзор периодических изданий (нескольких или одного);
    • б) обзор непериодических изданий;
    • в) обзор методических и библиографических пособий, проводится в специальной аудитории (перед библиотекарями, учителями и т. д.);
    • г) смешанный, где представлены разные по материальной конструкции документы (книги, журналы, газеты, СD-RОМ).

    4. По форме передачи:

          • а) устный:
            • непосредственно в аудитории,
            • запись на магнитофоне,
            • видео-запись;
    • б) письменный:
      • библиотечный плакат,
      • напечатанный на страницах периодического издания,
      • размещенный на сайте библиотеки.

    Подготовка к любому виду библиографического обзора осуществляется по единому плану и состоит из нескольких этапов:

    1. 1. Выбор темы. Тема выбирается актуальная, интересная читателям библиотеки.
    2. 2. Изучение темы осуществляется по различным источникам. Выбирается самая удачная формулировка темы, определяется целевое и читательское назначение обзора.
    3. 3. Выявление документов осуществляется с помощью каталогов и картотек библиотеки, библиографических пособий. Нельзя ограничиваться просмотром соответствующих разделов фонда, так как документов может не оказаться на месте.
    4. 4. Отбор документов зависит от целевого и читательского назначения обзора, от широты темы. Если это рекомендательный обзор, то количество документов ограничивается. Библиотекарь дает лишь первоначальную ориентировочную оценку отобранным документам. Но он должен уметь исключать малоинтересные и не имеющие научной ценности документы. Именно от отбора документов зависит качество обзора.
    5. 5. Группировка документов в обзоре зависит от целевого и читательского назначения. Она должна соответствовать последовательности повествования, логическому раскрытию темы. Часто документы группируются «от общего к частному» или «от простого к сложному». В универсальном обзоре применяется группировка по отраслям знания. Используют также группировку
      по разделам наук, по значимости документов, по жанрам литературы. В обзоре исторической литературы обычно применяют историко-хронологическую группировку.

    В библиографическом обзоре можно выделить вступление, основную часть, заключение, которые и позволяют говорить о нем как о «связном рассказе».

    Во вступлении обосновывается тема, отмечаются ее особенности. Вступление должно быть интересным, привлекающим внимание слушателей. Во вступлении можно использовать факты-примеры, ссылки на мнение авторитетов, аналогии, критические оценки. Затем осуществляется плавный переход к рассказу о первом документе.

    В основной части дается характеристика самих документов, Рассказывая о книге, не надо ее пересказывать, надо наметить ее тематику и рассказать что-то интересное о книге, об истории ее создания, о времени, когда она была написана или об авторе. Выходные сведения о документе должны быть названы в контексте рассказа. Если стандартизированные сведения не вписываются
    в обзор, то их можно перечислить только в конце обзора.

    Рассказывая о книгах или статьях, необходимо предусмотреть небольшие тексты-связки, которые позволят плавно перейти от одного документа к другому. В связках можно подчеркнуть сходство произведений или, наоборот, различия между ними, можно отметить популярность автора, историю создания произведения. Можно в качестве связок использовать и тексты самих произведений (цитаты). Но никогда нельзя пересказывать содержание документа, так как цель обзора — заинтересовать читателя или поставить его в известность о существовании данного документа. В качестве связок используют проблемные вопросы, новые факты, факты-парадоксы, противоречия, столкновение разных точек зрения. Можно использовать и образные средства — ключевой эпизод, историческую, психологическую или художественную деталь.

    В заключении называются выходные данные всех перечисленных в обзоре документов.

    По целевой установке, содержанию, особенностям подготовки и проведения различают обзоры новых поступлений и тематические обзоры.

    Цель тематического обзора — познакомить слушателей с литературой (как недавно вышедшей в свет, так и в ретроспективном плане), посвященной определенной проблеме, теме («Книги для молодой семьи», «Скорбный путь Романовых», «Творчество М. Цветаевой» и др.).

    При подготовке такого обзора решающее значение приобретает актуальность темы, заинтересованность в ней слушателей. С определения темы и читательского назначения обзора и следует начинать работу над ним. Нужно решить, какой характер будет иметь обзор — информационный или рекомендательный. Для рекомендательного обзора отбирается меньшее число документов, что позволяет дать им более подробную характеристику, использовать приемы, убеждающие читателя взять эти книги для чтения. По узким и конкретным проблемам обзоры проводятся для специалистов одного профиля. Внимательное  ознакомление с предназначенной для обзора литературой помогает выявить достоинства и недостатки изданий и публикаций, определить степень актуальности разобраться в их научной и практической значимости. В обзор включаются лучшие с точки зрения актуальности, новизны и значимости документы.

    Материал в обзоре подается в логической последовательности и взаимосвязи, с учетом важности и ценности каждого источника, с соблюдением принципа перехода от общего к частному. Содержание обзора будет значительно богаче, если его дополнить библиографическими пособиями по теме, иллюстрациями, фотографиями, картами и т. д., использовать аудиовизуальные средства. Продолжительность такого обзора 30-45 минут. Для проведения обзоре по узкоспециальным темам следует привлекать специалистов соответствующего профиля.

    Обзоры новых поступлений — неотъемлемая часть работы библиотеки, важное средство оперативного осведомления читателей об интересующих их документах.

    За время обзора новых поступлений библиотекарь должен сообщить о возможно большем количестве книг, сопроводив каждую книгу короткой, выразительной характеристикой. Вводная часть при этом сводится к нескольким фразам, в которых сообщается, какая литература (отрасли знания, принцип отбора) и за какой период поступила в библиотеку. Если время обзора не позволяет охарактеризовать все вновь поступившие документы, то обзор носит выборочный характер. Принято рассматривать его как универсальный, однако можно ограничится сообщением сведений о новых поступлениях по определенной отрасти знания, принимая во внимание информационные потребности слушателей.

    Практикуются обзоры отдельных видов изданий: книг, сборников, журналов, библиографических пособий и др.

    Информационные обзоры новой литературы могут проводиться по отдельным темам и частным вопросам. В обзор можно включать информацию о нетрадиционных носителях информации, например о CD-ROM. Главное — регулярность проведения, которая обеспечивает постоянную информацию читателей о новых документах. Продолжительности информационного обзора — 15-20 минут.

    Обзоры новинок часто проводятся в связи с открытыми просмотрами новой литературы, у выставок, приурочиваются к Дням информации.

    К обзорам новинок также относятся и обзоры новых журналов, поступающих в библиотеку. Можно провести обзор нескольких номеров одного журнала или серийного издания. При выборе журнала могут быть учтены не только общеобразовательные, но и профессиональные, деловые интересы читателей. В обзоре говорится об основном направлении журнала, дается его общая характеристика, название, кто выпускает, основные рубрики, читательский адрес, периодичность. Если библиографический обзор делается регулярно, то эти сведения можно опускать. В этом случае дается общая характеристика содержания журнала. В тексте обзора показывают не все статьи, а лишь самые актуальные и важные, о других можно лишь упомянуть. Обязательно делается заключение, в котором называют выходные данные и предлагают прочесть журналы.

    Обзоры библиографических и научно-информационных изданий должны помочь читателю самостоятельно находить необходимые им источники информации. Эти обзоры рассчитаны на специалистов и проводятся на групповых занятиях и семинарах по пропаганде библиотечно-библиографических знаний, а также в дополнении к лекциям на различные темы.

    Материал излагается по единой методике: кратко характеризуется каждый указатель, разъясняется его структура, поясняется, каким образом им можно пользоваться при самостоятельных разысканиях.

    Эффективность обзоров определяется увеличением запросов на литературу по тематике библиографических пособий, включенных в обзор.

    Обзор — это своего рода театр одного актера, сложнейшая из форм библиотечно-библиографической работы, требующая от исполнителя разнообразных личностных и профессиональных качеств.

    Общие требования к проведению обзора:

    1. 1. Библиотекарь должен не читать текст, а рассказывать.
    2. 2. Страницы с цитатами отмечаются закладками.
    3. 3. В конце обзора даются полные библиографические сведения названных документов, чтобы читатели могли записать.
    4. 4. Не следует употреблять слова и выражения, которые вам не понятны.
    5. 5. Необходимо следить за культурой речи и поведения.
    6. 6. Продолжительность обзора зависит от собравшейся аудитории, слишком длинный обзор может утомить слушателей, и будет трудно удержать их внимание.
    7. 7. Обзор можно сопровождать иллюстративным материалом (музыкой, слайдами).

    Учету подлежит каждый библиографический обзор, его тема, количество присутствовавших на нем. В конце года учитывается общее количество проведенных обзоров и их слушателей.


    • Коршунов О.П., Лиховид Т.Ф., Новоженова Т.А. Библиографоведение: Основы теории и методологии: Учебник для библиотечно-информационных факультетов вузов / О.П. Коршунов, Т.Ф. Лиховид, Т.А. Новоженова; под ред. О.П. Коршунова. – М.: “Издательство ФАИР”, 2009. – 336 с.
    • Библиография и книговедение: учебно-методическое пособие для студентов-филологов / Казан. гос. ун-т, филол. фак, каф. рус. лит.; сост. М.М.Сидорова.- Казань, 2005.- 80 с.
    • Абросимова Н. В. Библиографическая деятельность библиотеки : учеб.-практ. пособие / Н. В. Абросимова. — Санкт-Петербург:
      Профессия, 2013. — 160 с.

    22.11.2020, 1629 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.