AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Значение Шеллингианских идей для формирования русской литературно-критической методологии . — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//178/znachenie-shellingianskix-idej-dlya-formirovaniya-russkoj-literaturno-kriticheskoj-metodologii/ (дата обращения: 29.03.2024)

Значение Шеллингианских идей для формирования русской литературно-критической методологии

Значение Шеллингианских идей для формирования русской литературно-критической методологии

Содержание

    Для формирования русской эстетики и литературно-критической методологии исключительно важное значение имели идеи немецкой идеалистической философии, прежде всего Ф.Шеллинга, на учении которого выросло несколько поколений русских философов.


    Философия тождества поражала воображение русских интеллектуалов идеей единства сущего – духа (идеального) и материи (реального), субъективного и объективного, свободы и необходимости. В его системе искусство становилось необходимым элементом тождества и рассматривалось как высшая ступень в процессе познания и самопознания Божественного начала мироздания. Эстетика Шеллинга представляла художника, поэта как исключительную личность, наделенную пророческим даром, открывающим ей путь к Богу, истине, началу начал.

    Система эстетических взглядов русской критики:

    1. Искусство – это не подражательный акт, а творчество, познание, процесс, не имеющий завершения. Следовательно, искусство идейно, «мыслительно». Именно мысль – важный критерий художественности.
    2. Творение художника – органическая целостность, микромир, воссоздающий образ макромира как целостности. Художественное произведение – это организованная системная целостность, а не механический набор приемов. Такая эстетика формирует методологический подход, согласно которому произведение искусства рассматривается как индивидуальный мир, завершенный в самом себе и содержащий в самом себе меру, особый закон художественной целесообразности, что и должен понять критик.
    3. Художник – творец, открывающий истины «вековые» в постижении Абсолюта. Отсюда – акцентировка интуитивного, иррационального в творческой психологии. Критерии индивидуальной неповторимости, оригинальности – основополагающие; подражательность рассматривается как признак неистинности.

    Литературная критика приобретает черты концептуальности с ярко выраженной тенденцией к индивидуальному самоопределению. Оптимальным жанровым вариантом такой критики становится жанр годового литер.обозрения, который доминирует в критике 20-40-х годов 19 века. Временной диапазон жанра позволял вместить в концептуальное пространство статьи максимальный объем произведений современного литературного процесса для исследования его закономерностей осознания самого феномена становящейся литературы.

    Осваивая идеи немецкой философии, русская эстетическая мысль сосредоточилась на двух фундаментальных проблемах – отношении искусства к действительности и национальной самобытности искусства. Действительность трактуется как форма и ступень воплощения Абсолюта, духа. Следовательно, познание и освоение самих форм реальности и является движением к истине, Богу, Абсолюту. Однако, поскольку духовное творчество индивидуально, литература как творчество должна нести печать неповторимости, самобытности.

    У критиков были разные точки зрения на то, каков должен быть путь к истинному, т.е. национально-самобытному, искусству.

    Критики декабристского круга – В.Кюхельбекер, А.Бестужев-Марлинский – полагали, что самобытность может быть обретена лишь на пути борьбы за политическую свободу, поэтому они не «не заметили» значения Пушкина и делали ставку на Рылеева, который, по словам Бестужева-Марлинского, и «пробивает новую тропу» в литературе.

    Н.Полевой считал, что новая литература возможна в демократизированном обществе, опирающемся на институт свободных и равноправных личностей.

    Д.Веневитинов, И.Киреевский, Н.Надеждин поставили во главу угла общефилософский принцип – отношение сознание – действительность. В этой традиции останется позднее и Белинский.

    В 1820-30 гг., таким образом, определилось три течения в критике – философское, политологическое и социологическое – при выдающемся значении первого.

    05.03.2017, 1369 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.