AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Статья Д.И.Писарева «Мыслящий пролетариат». Соотношение понятий «интеллигенция» и «мыслящий пролетариат», «реалисты». Значение проблемы «мыслящего пролетариата» в анализе Д.И.Писарева романа Н.Г.Чернышевского «Что делать?». — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//178/statya-dipisareva-myslyashhij-proletariat-sootnoshenie-ponyatij-intelligencziya-i-myslyashhij-proletariat-realisty-znachenie-problemy-myslyashhego-proletariata-v-analize-dipisareva-romana-ngchernyshevskogo-chto-delat/ (дата обращения: 19.04.2024)

Статья Д.И.Писарева «Мыслящий пролетариат». Соотношение понятий «интеллигенция» и «мыслящий пролетариат», «реалисты». Значение проблемы «мыслящего пролетариата» в анализе Д.И.Писарева романа Н.Г.Чернышевского «Что делать?»

Статья Д.И.Писарева «Мыслящий пролетариат». Соотношение понятий «интеллигенция» и «мыслящий пролетариат», «реалисты». Значение проблемы «мыслящего пролетариата» в анализе Д.И.Писарева романа Н.Г.Чернышевского «Что делать?»

Содержание

    Писарев первый широко ввел в публицистику и критику термин «реализм». До этого времени термин «реализм» употреблялся Герценом в философском значении, в качестве синонима понятия «материализм» (1846). Затем, как мы знаем, Анненков употребил его в литературоведческом значении, но в несколько ограниченном смысле (1849).

    У Писарева этот термин употреблялся лишь отчасти применительно к художественной литературе; главным же образом он применялся для характеристики некоего типа мышления вообще, в особенности проявляющегося в более широкой нравственно-практической области. Писарев излагал теорию «реализма» как кодекс определенного поведения, а молодое поколение шестидесятых годов воспринимало теорию «реализма» Писарева как свою практическую программу действий.

    Теорию «реализма» Писарев излагает в статьях: «Базаров» (1862), «Реалисты» (1864), «Мыслящий пролетариат» (1865). Ему очень хотелось выдать теорию «реализма» в качестве недавно зародившегося, оригинального, глубоко-русского направления мысли. Начиналась мода на все русское: русский социализм, русское народничество. Западные пути были уже изведаны, и они принесли разочарование. И вот выступал особенный русский «реализм мышления» как норма времени.

    Реалист — это человек, который верит только своему практическому опыту, опирается на очевидные факты, делает из них прямые выводы и у которого слово не расходится с делом. Реалист отбрасывает от себя все мечтательное, гадательное, априорное как проявление слабости, ограниченности и даже лицемерия. Реалист не сворачивает с однажды выбранной дороги, действует по убеждению, поэтому готов на самопожертвование. Главная его цель — распространение в народе и в обществе полезных, здравых, научных знаний и идей и в особенности современного естествознания, которое уже в себе таит реалистические, опытные методы, очевидность, доказательность, оздоровляющие этические начала. Реалист, полный запаса свежей энергии, умственных сил, отрицательно относится к «эстетике», которая символизирует все идеалистическое, бесполезное, отвлеченное в мышлении и поведении людей преимущественно старших поколений, уже сыгравших свою роль.

    Несмотря на частые возвраты Писарева к изложению сущности своего «реализма» и подчеркнутую конкретность формулировок «по пунктам», полной ясности он так и не добился. Писаревский «реализм» — это комплекс «качеств» и «долженствований», составленный из отдельных положений модного тогда естественнонаучного материализма, просветительства, общественного альтруизма и, конечно, настоящего, невымученного реализма русской художественной литературы. Эта часть и была самой ценной в писаревской теории «реализма».

    Обстоятельнейше излагая, какими качествами должны обладать «реалисты», Писарев должен был признаться, что он сам их черпает главным образом из литературы. Именно русские романисты сумели отразить приметы времени и нарисовать правдивые типы современного поколения. «Я хотел говорить о русском реализме,— замечает Писарев,— и свел разговор на отрицательное направление в русской литературе... Ведь в самом деле, только в одной литературе и проявлялось до сих пор хоть что-нибудь самостоятельное и деятельное. А где же наши исследователи, где наши практические работники?..» («Реалисты»).

    Писарев выделял «Что делать?» из разряда обычных романов. Это произведение «создано работою сильного ума», его логика ведет к «высшим теоретическим комбинациям». Этот роман как бы целиком написан по рецептам писаревской теории «реализма». По искреннему, но явно преувеличенному убеждению Писарева, Чернышевский оказался единственным нашим беллетристом, художественное произведение которого оказало непосредственное влияние на наше общество.

    Разбор героев «Что делать?» производится по тем признакам «реалистов», о которых мы говорили выше. Новые люди ценят труд как источник радости, богатства, всеобщего благополучия, они хотят освободить труд и сделать распределение богатств справедливым, личная их польза совпадает с общественной, их «эгоизм» «разумен», он вмещает в себя самую беспредельную любовь к человечеству, ум новых людей находится в полной гармонии с их чувством, они принимают друг от друга только то, что дается с радостью, им чуждо понятие жертвы от ближнего, счастье — это полнота развития натуры.

    Главное внимание Писарева по логике теории «реализма», естественно, должен был привлечь образ Рахметова, «чистого» «реалиста», человека, работающего над собой по принципу «экономии мышления», альтруиста и «разумного эгоиста». В то же время этот образ до некоторой степени символический, посылавший новые импульсы в будущее, может быть, за пределы данного поколения. Это человек, который готовится к грядущим битвам. Рахметову как бы тесно в современности, он «особенный» человек.

    Еще говоря о Базарове, Писарев подчеркивал, что это большой, дельный человек, который еще встанет «при известных обстоятельствах» во весь свой рост. Такая характеристика теперь еще больше относилась к Рахметову. Рахметов — фигура «титаническая». До поры до времени такие люди пребывают в безвестности; но наступают минуты, когда Рахметовы «необходимы и незаменимы... Я говорю о тех минутах, когда массы, поняз или, по крайней мере, полюбив какую-нибудь идею, воодушевляются ею до самозабвения и за нее бывают готовы идти в огонь и в воду ... Те Рахметовы, которым удается увидать на своем веку такую минуту, развертывают при этом случае всю сумму своих колоссальных сил; они несут вперед знамя своей эпохи...».

    Таким апофеозом героя литературного произведения еще никто из русских критиков не заканчивал своих статей. Сам Писарев здесь встал во весь рост и оказался знаменосцем эпохи. Все его выводы логически вытекали из посылок и подтверждались материалом произведения. Обычно свойственное Писареву некоторое пренебрежение к художественной стороне здесь нисколько не вредило делу, поскольку главное замечание о ней было высказано сразу же веско, убедительно и исчерпывающе: это роман особенный, он действует на общество непосредственно концепцией свободного труда, апофеозом жизни новых людей. Новизна концепции делала праздными все заботы о художественной форме в обычном смысле слова. В Чернышевском-беллетристе Писарев видел блестящее подтверждение своего тезиса, что всякий умный человек, которому есть что сказать обществу, может сделаться писателем... «Реалисты», в которых всегда подчеркивалось бескорыстие их умственного труда, подвижничество в области науки и просвещения, в статье назывались «мыслящими пролетариями». Это должно было еще и еще раз повысить доверие к их лозунгам, подкрепляемым примером личной жизни.

    Писарев, конечно, понимал значение тех любопытных оговорок, которыми снабдил Чернышевский свое предисловие к роману: если бы новых людей совсем не было, не из чего было бы писать роман; если бы их было очень много, то отпадала бы необходимость писать роман; эти люди уже появились в русском обществе, но их еще мало, а поэтому надо обратить на них внимание. Они живут реальным оптимизмом, но умеют и мечтать, однако, не как романтики, а как «реалисты». Мечта мечте — рознь, а мечта новых людей выстраданная и праведная, она лежит на прямой линии прогресса. Поэтому Писарев обрадовался пророческим снам Веры Павловны и следующей замечательной логической конструкции у Чернышевского, когда тот призывал черпать радость из грядущего: «Будущее светло и прекрасно. Любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее, сколько можете перенести; настолько будет светла и добра, богата радостью и наслаждением ваша жизнь, насколько вы умеете перенести в нее из будущего. Стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее все, что можете перенести». Чернышевский и Писарев вовсе не хотели убаюкать поколение грезами о будущем или заменить ими повседневный терпеливый труд. Они только советовали новым людям черпать дополнительный оптимизм из сознания конечной цели своей борьбы.

    Отличия «мыслящего пролетариата» от интеллигенции: Новые  люди сами  никогда не согласятся уважать труд так, как уважают его лорд-канцлер и граф  Дерби;  сами они никогда не согласятся заработывать так много, сидя на шерстяном  мешке  или  на бархатной скамейке палаты пэров. Сами они не хотят питать  издали  платоническую  нежность  к труду.

    Новый  человек  без  своего  любимого  труда  так  же не мыслим, как не мыслим  труд  без него. Прежние люди (инт-я) заботились о своем положении в обществе и  прежде  всего старались составить себе карьеру и состояние, хотя бы пути, ведущие  к  тому  и  другому,  внушали им глубочайшее отвращение.

    В  жизни  новых  людей  не  существует разногласия   между  влечением  и  нравственным  долгом,  между  эгоизмом  и человеколюбием;  это  очень  важная  особенность;  это  такая черта, которая позволяет  им  быть  человеколюбивыми  и  честными.  

    Люди  прежнего  времени  были  красивы  и  свежи в умственном отношении только  тогда,  когда были молоды; проходило лет десять, и вся эта красота и свежесть   пропадала   вместе  с  румянцем  щек;  являлась  кропотливость  и мелочность,   копеечная   расчетливость   и   куриная  трусливость;  петушок превращался  в  каплуна, блестящий студент делался отъявленнейшим филистером и  "проницательнейшим"  читателем.  Все  это  было  совершенно  естественно, потому  что  прежние  молодые  люди  только  ярились  и  горячились,  только красноречиво  болтали  и красиво разнеживались; забава молодости должна была пройти  вместе с молодостью, потому что она была забавою.

    Люди,  живущие  эксплуатациею  ближних  или  присвоением  чужого труда, находятся  в  постоянной  наступательной  войне со всем окружающим их миром. Для   войны  необходимо  оружие,  и  таким  оружием  оказываются  умственные способности.  Ум  эксплуататоров  почти  исключительно  прилагается  к тому, чтобы  перехитрить  соседа  или  распутать  его  интриги. 

    Ум  заостряется и закаляется для борьбы, но всем известно по опыту, что чем  лучше  оружие приспособлено к военному делу, тем менее оно пригодно для мирных  занятий.       

    Мелкая   проницательность,  мелкая  подозрительность,  умение  и  охота всматриваться  очень  внимательно в такие крошечные случаи вседневной жизни, которые  вовсе  не  заслуживают  изучения,  умение  и  охота морочить себя и других  софизмами,  сшитыми  на  живую  нитку,  -  вот те свойства, которыми обыкновенно  отличается  ум  практического  человека нашего времени. Ум этот непременно  делается  близоруким,  потому что практический человек постоянно смотрит  себе  под  ноги,  чтобы  не  попасть в какую-нибудь западню.

    У людей старого закала голос чувства  и  голос  рассудка находятся в постоянном разладе, и потому они, во избежание  дисгармонии,  всегда  заставляют  молчать  один  из этих голосов, когда  говорит  другой.  А  из  этого  выходит естественное следствие, что в своих  деловых  сношениях они почти всегда бывают жестоки и несправедливы, а в своей домашней жизни - нелепы и бестолковы.   

    У новых людей ум и чувство находятся в постоянной гармонии, потому  что  их  ум  не  превращен  в орудие наступательной борьбы; их ум не употребляется  на  то, чтобы надувать других людей, и поэтому они сами могут всегда  и  во  всем  доверяться  его  приговорам. 

    Новый тип.  По поводу романа Чернышевского «Что делать?»

    Трудно, в самом деле, ожидать, чтобы мыслитель, посвящавший все свои силы исследованию экономических и социальных вопросов, возившийся постоянно с цифрами и фактами статистических таблиц, мог произвести такой хороший роман. Роман «Что делать?» создан работою сильного ума; на нем лежит печать глубокой мысли. Умея вглядываться в явления жизни, автор умеет обобщать и осмысливать их. Его неотразимая логика прямым путем ведет его от отдельных явлений к высшим теоретическим комбинациям. Неисправимых рутинеров, тех людей, которых рутина кормит и греет, роман Чернышевского приводит в неописанную ярость. Они видят в нем и глумление над искусством, и неуважение к публике, и безнравственность, и цинизм, и, пожалуй, даже зародыши жалких преступлений.

    Читатели мои, разумеется, очень хорошо понимают, что в романе «Что делать?» нет ничего ужасного, в нем чувствуется везде присутствие самой горячей любви к человеку, в нем собраны и подвергнуты анализу пробивающиеся проблески новых и лучших стремлений; в нем автор смотрит вдаль с тою сознательною полнотою страстной надежды, которой нет у наших публицистов и романистов. Все симпатии автора лежат, безусловно, на стороне будущего; симпатии эти отдаются безраздельно тем задаткам будущего, которые замечаются уже в настоящем. Эти задатки зарыты до сих пор под грудою бессмысленных обломков прошедшего, а к настоящему автор, конечно, относится совершенно отрицательно. Как мыслитель, он понимает и, следовательно, прощает все его уклонения от разумности, но как деятель, как защитник идей, стремящихся войти в жизнь, он борется со всяким безобразием и преследует иронией и сарказмом все, что бременит землю и коптит небо. 

    14.12.2016, 7977 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.