AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Статья Белинского «Литературные мечтания»: жанровое и композиционное своеобразие, роль лирических отступлений, их связь с идейным содержанием статьи. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//178/statya-belinskogo-literaturnye-mechtaniya-zhanrovoe-i-kompoziczionnoe-svoeobrazie-rol-liricheskix-otstuplenij-ix-svyaz-s-idejnym-soderzhaniem-stati/ (дата обращения: 19.04.2024)

Статья Белинского «Литературные мечтания»: жанровое и композиционное своеобразие, роль лирических отступлений, их связь с идейным содержанием статьи

Статья Белинского «Литературные мечтания»: жанровое и композиционное своеобразие, роль лирических отступлений, их связь с идейным содержанием статьи

Содержание

    Это первое крупное критическое слово Белинского, где спрессованы, как в корне или как в ядре, почти все магистральные пути и идеи зрелых его статей, а с другой стороны, обнажены те клетки, те эмбрионы, которые еще не заросли всей сложной переплетенностью зрелого созданья, которые будут впоследствии размываться и перестраиваться и поэтому будут часто неуловимы. "Литературные мечтания" похожи на черновик, только черновик не отдельного произведения, а всего творческого пути Белинского, а всегда одни черновые разделы будут в беловом варианте более подробно развиты, а другие, наоборот, уничтожены или сокращены до неузнаваемости.

    В «Литературных мечтаниях» критик исходил из новых представ­лений о литературе, определяя ее как выражение «духа народа», его «внутренней жизни». В России, по мнению Белинского, не было сло­весности, которая органически развивалась бы на почве устного на­родного творчества. Раскол между массой народа и образованным» сословиями, произошедший в результате петровских реформ, привел к тому, что русское общество не стало выразителем внутренней жизни нации. Новая же русская литература началась подражанием и на этой пути прошла два периода — ломоносовский и карамзинехий. Усилия по ее созданию не были напрасными: вслед за этими двумя этапами последовал «период пушкинский», отмеченный самобытностью. Пушкин, а до него Державин, Крылов и Грибоедов, благодаря исклю­чительной одаренности их натур, смогли отразить сокровенную сущность народной жизни. В статье Белинского, несмотря на се элегиче­ские Мотивы, звучала уверенность, что «истинная эпоха искусствам в России непременно наступи!; но дня этого надо, «чтобы у нас обра­зовалось общество, в котором бы выразилась физиономия могучего русского народа»/ и единственный путь к его созданию — просве­щение.

       Погружая свои «литературные мечтания» эстетики, понимая искусство как высшую форму познания мира, кри­тик в то же время пытается преодолеть философский систематизм. В частности, он демонстративно отказывается от обширных экскурсов в историю мировой культуры и начинает свои размышления непосред­ственно с состояния новой русской литературы.

       В «Литературных мечтаниях» в качестве главного критерия оценки художественного творчества называлась народность!!!!

     По жанру, «Л.М.» относятся к элегии. Композиция имеет логичное в хронологических рамках построение.  Б. последовательно описывает развитие русской литературы. Статья состоит из 10 глав. каждой главе предшествует опорное (тематическое) лирическое отступление.

    Выдержки:

       _Да - у нас нет литературы_! Что такое литература?

      Одни говорят, что под литературою какого-либо  народа  должно  разуметь весь  круг  его  умственной  деятельности,  проявившейся   в   письменности. Другие под  словом  "литература"  понимают  собрание  известного  числа изящных произведений ….И  в этом смысле у нас есть литература, ибо  мы  можем  похвалиться  большим  или меньшим  числом  сочинений  Ломоносова,   Державина,   Хемницера,   Крылова, Грибоедова, Батюшкова, Жуковского, Пушкина, Озерова, Загоскина, Лажечникова, Марлинского, кн. Одоевского и еще некоторых других.

    Но есть еще третье мнение, не похожее ни на одно из  обоих  предыдущих, мнение, вследствие которого  литературою  называется  собрание  такого  родахудожественно-словесных   произведений,   которые   суть   плод   свободноговдохновения и дружных (хотя и неусловленных)  усилий  людей,  созданных  дляискусства,  дышащих  для  одного  его  и  уничтожающихся  вне  его,   вполне выражающих и воспроизводящих в своих  изящных  созданиях  дух  того  народа, среди которого они рождены и воспитаны, жизнию которого они  живут  и  духом которого дышат, выражающих в своих творческих произведениях  его  внутреннюю жизнь до сокровеннейших глубин и биений.

    Какое  же   назначение   и   какая   цель   искусства?..   _Изображать, воспроизводить в слове, в звуке, в чертах  и  красках  идею  всеобщей  жизни природы_: вот единая и вечная тема искусства! Посему поэт более,  нежели  кто-либо  другой, должен изучать природу физическую и духовную, любить ее и сочувствовать  ей; более, нежели кто-либо другой, должен быть чист и девствен душою; ибо  в  ее светилище можно входить только с ногами обнаженными, с руками омовенными,  с умом мужа и сердцем младенца; ибо только _сии наследят  царствие  небесное_, ибо только в гармонии ума  и  чувства  заключается  высочайшее  совершенство человека !..

    Все  искусство  поэта должно состоять в том, чтобы поставить читателя на  такую  точку  зрения,  с которой бы ему видна была вся природа в сокращении, в миниатюре, как  земной шар на ландкарте, чтобы дать ему почувствовать веяние, дыхание  этой  жизни, которая  одушевляет  вселенную,  сообщить  его  душе  этот  огонь,   который согревает ее.

    Итак, теперь должно решить следующий вопрос: что такое наша литература: выражение общества или выражение духа народного? только живя самобытною жизнию, может каждый народ принесть свою долю в общую сокровищницу. В чем же состоит эта самобытность каждого народа? в религии, языке и более всего в _обычаях_.

    Не стану также распространяться о Кантемире; скажу только, что я  очень сомневаюсь в его поэтическом призвании. Тредьяковский не имел ни ума, ни чувства, ни таланта.

    У нас,  как я уже и говорил, еще и по сию пору царствует в литературе  какое-то  жалкое, детское благоговение к авторам; мы и в  литературе  высоко  чтим  _табель  о рангах_ и боимся говорить  вслух  правду  о  _высоких  персонах_.  Ломоносов - это Петр нашей литературы: вот, кажется мне, самый верный взгляд на него.

    И в  сем  последнем  случае  нельзя  довольно надивиться гению Ломоносова: у него есть строфы языка и целые стихотворения, которые по чистоте и правильности  языка  весьма  приближаются  к  нынешнему времени. Следовательно, его погубила слепая подражательность; следовательно, она одна виною, что его никто не читает, что он не признан и забыт народом и что о нем помнят одни записные литераторы.

    Державин  -   это   полное   выражение,   живая   летопись, торжественный гимн, пламенный дифирамб  века  Екатерины,  с  его  лирическим одушевлением,  с  его  гордостию  настоящим  и  надеждами  на  будущее,  его просвещением и невежеством, его  эпикуреизмом  и  жаждою  великих  дел,  его пиршественною праздностию и неистощимою практическою деятельностию!

    Невозможно  исчислить  неисчислимых  красот  созданий  Державина.   Они разнообразны, как русская природа, но все отличаются одним общим  колоритом: во всех них воображение преобладает над чувством,  и  все  представляется  в преувеличенных,  гиперболических  размерах.

    Фонвизин был человек с необыкновенным умом и дарованием; но был  ли  он рожден _комиком_ - на это  трудно  отвечать  утвердительно. 

     Карамзин отметил своим именем эпоху в нашей словесности; его влияние на современников было так велико и сильно, что целый период нашей литературы от девяностых  до  двадцатых  годов  по  справедливости называется периодом _Карамзинским_. 

    Карамзин был одарен от природы  верныммузыкальным ухом для языка  и  способностью  объясняться  плавно  и  красно, следовательно, ему не трудно было преобразовать язык. но сочинения Карамзина теряют в наше время  много  достоинства еще и оттого,  что  он  редко  был  в  них  _искренен_  и  _естествен_.

    Крылов возвел у нас _басню_ до nes plus ultra {крайних пределов (лат.)} совершенства. Нужно ли доказывать, что это гениальный поэт  русский, что он неизмеримо возвышается над всеми своими соперниками? Кажется, в  этом никто не сомневается.

    Появление Жуковского изумило Россию, и не без причины. Он был  Колумбом нашего отечества:  {Литература  наша,  без всякого сомнения, началась  в  1739  году,  когда  Ломоносов  прислал  из-за границы свою первую оду "На взятие Хотина".

    За  _Карамзинским_  периодом  нашей   словесности   последовал   период Пушкинский_, продолжавшийся почти ровно десять  лет.  Пушкин был  главою  этого  десятилетия Пушкин не натягивался, был всегда истинен и искренен в своих чувствах, творил для своих идей свои формы: вот его  романтизм. 

    Ни один поэт  на Руси не пользовался такою народностию, такою славою при жизни, и ни один  не был так жестоко оскорбляем.Пушкин был совершенным выражением  своего  времени. Вместе с Пушкиным появилось множество талантов, теперь  большею частию забытых  или  готовящихся  быть  забытыми,  но  некогда  имевших  алтари и поклонников;

    Языков и Давыдов имеют много  общего.  Оба  они  примечательные явления в нашей литературе. Один, поэт-студент, беспечный и кипящий избытком юного  чувства, 

    Теперь мне остается сказать об одном поэте, не похожем ни на одного изо всех упомянутых мною, поэте оригинальном и  самобытном,  не  признавшем  над собою влияния Пушкина и едва ли не равном ему:  говорю  о  Грибоедове.  Он  был  назначен  быть творцом русской комедии, творцом русского театра.

    Тридцатый, _холерный_ год был для нашей  литературы  истинным  _черным_ годом, истинно роковою Эпохою, с коей начался  совершенно  новый  период  ее существования Итак, настал новый период  словесности.  Кто  же  явился  главою  этого нового,  этого  _четвертого_  периода  нашей  недорослой  словесности? 

    Увы! Никто, хотя и многие претендовали на это высокое титло.

    Романтизм_  -  вот  первое  слово,  огласившее _Пушкинский_  период; народность_  -  вот  альфа  и  омега  нового  периода. 

    Г-н Гоголь, так мило прикинувшийся _Пасичником_,  принадлежит  к  числу необыкновенных талантов. Итак, я насчитал  четыре  периода  нашей  словесности:  _Ломоносовский, Карамзинский, Пушкинский_ и _прозаическо-народный_; остается упомянуть еще о пятом, который начался с  появления  на  свет  первой  части  "Новоселья"  и который можно и должно назвать _Смирдинским_. Итак, вот я рассказал вам всю историю нашей литературы, перечел все  ее знаменитости от Ломоносова, первого ее гения, до г.  Кукольника,  последнего ее гения нам нужна не литература,  которая  без  всяких  с  нашей  стороныусилий явится в свое время, а просвещение !

    02.12.2016, 8467 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.