AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Критическое творчество М. Эпштейна: методика, тематика, позиция. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//178/kriticheskoe-tvorchestvo-m-epshtejna-metodika-tematika-pozicziya/ (дата обращения: 26.04.2024)

Критическое творчество М. Эпштейна: методика, тематика, позиция

Критическое творчество М. Эпштейна: методика, тематика, позиция

Содержание

    Михаил Наумович Эпштейн (1950). Закончил филфак МГУ. Автор свыше 20 книг и более 600 статей и эссе, переведенных на 15 иностранных языков. Основные темы исследований: методология гуманитарных наук, постмодернизм, поэтики (в частности, литературных архетипов и теории метареализма), философии модальностей, теории советской идеологии и философии, семиотики повседневности, проективная лингвистика, перспективы развития языка и мысли. Лауреат Премии Андрея Белого 1991 г.   

    Основные направления работы:

    1). Поэтика и метафизика русской классической литературы, топосы и архетипы русской поэзии. Статьи о Фаусте у Гете и Пушкина; о «Медном всаднике» и «Сказке о рыбаке и рыбке» как о едином произведении, поэме-сказке; об иронии демонического у Гоголя; о мотиве театрального занавеса у Пушкина и Мандельштама и т. д. Особый интерес к титаническим и демоническим мотивам в русской культуре. Книга о русской пейзажной лирике, о её растительных, анималистических, ландшафтных архетипах.  

    2). Проективная теория литературы и культуры. Манифесты и статьи о новой русской поэзии: метареализм, концептуализм, презентализм (в 1980-е). Истоки и смысл русского постмодернизма (в сравнении с западным, в 1990-е).

    3). Разработка понятия транскультуры и соответствующих междисциплинарных проектов. Эксперименты в области коллективных импровизаций, лирического музея и др., начатые в Москве и продолженные на Западе. Клуб эссеистов (Москва, 1982-87), объединение « Мысль и образ» (М., 1986), Лаборатория современной культуры (М., 1988-90).

    4). Советская идеология и философия послесталинской эпохи. Логико-лингвистический анализ языка советской идеологии и лежащих в его основе тетрад (четырёхэлементных лексико-семантических структур, тетралектика). Анализ основных направлений российской философии 1960-80-х гг. (неорационализм, персонализм, культурология, концептуализм и т. д.).

    5).Эссеистика. Короткие эссе, собранные в две книги: «Бог деталей» (1977-88) и «На границах культур» (1990-94).

    6). Теология культуры. Религиозное сознание и бессознательное русского авангарда и концептуализма. Книга «Вера и образ. Религиозное бессознательное в русской культуре 20-го века» (1994) (еврейские духовные традиции у Пастернака и Мандельштама, мистика пустоты у Ильи Кабакова, трансформация юродивости и мистика похмелья у Вен.Ерофеева и т. д.). 

    7). Философия. Разработка новых принципов мышления, основанных на модальности возможного и вводящих в третью, посткритическую эпоху философии (первая — докритическая, докантовская; вторая, критическая, началась с кантовского переворота и заканчивается теорией деконструкции). Изучение сменяющихся модальностей в истории мысли и культуры.   

    8). Основное направление работы M. Эпштейна — создание множественных альтернатив господствующим знаковым системам и теоретическим моделям, — то, что он называет «множимостью мысли». На этом пути возникают «возможные миры мыслимого» — философские системы, религиозные и художественные движения, жизненные ориентации, виртуальные народы и государства, новые слова, термины и понятия, новые дисциплины и формы гуманитарного исследования. Такой метод мышления аналитичен по отношению к современной культуре — и одновременно альтернативен ей, обнаруживая её пустоты, лакуны, нереализованные возможности.     

    Тяготеет к научной критике. Для Эпштейна постмодернизм лишь очередная стадия русского коммунизма, первоначально (в советскую эпоху) существовавшего в наивной, утопической, форме. Критика постмодернизма (и способы деконструкции соцреализма в рамках постмодернистских стратегий) осуществляется с использованием постструктурального (постмодернистского) аппарата. Выявив восемь параллелей (и совпадающих свойств коммунизма и постмодернизма), Эпштейн утверждает, что коммунизм был незрелым и варварским вариантом постмодернизма, как бы восточным подступом к нему. Проводит параллель между коммунизмом и постмодернизма, отвергает обе идеологии.     

    За попыткой опровергнуть постмодернистский дискурс с помощью уподобления его коммунизму (и послепетровскому периоду русской культуры) стоит не столько неприятие постмодернизма прежде всего по причине отказа его от пафоса и тоталитарного метафизического познания, сколько неприятие той системы, которая не способна должным образом признать авторские стратегии, представляющиеся Эпштейну ценными.

    04.03.2017, 1686 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.