AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Значение философии в истории, культуре и современном мире. Роль философского образования в системе высшей школы. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//174/znachenie-filosofii-v-istorii-kulture-i-sovremennom-mire-rol-filosofskogo-obrazovaniya-v-sisteme-vysshej-shkoly/ (дата обращения: 25.04.2024)

Значение философии в истории, культуре и современном мире. Роль философского образования в системе высшей школы

Значение философии в истории, культуре и современном мире. Роль философского образования в системе высшей школы

Содержание

    Значение философии в истории, культуре и современном мире

    Время появления человека, руководствующегося в своей жизни не сиюминутной пользой и т.п., а знанием, мудростью, немецкий философ Карл Ясперс (1883--1969 гг.), много труда положивший для открытия т.н. «шифров бытия», называл «осевым временем». «Осевое время, таинственно начавшееся» почти одновременно в течение от 800 до 200 гг. до н.э. в Китае, Индии и на Западе. Именно тогда произошло открытие того, что позже стало называться разумом и личностью. Человек осознавал свое бытие и себя как личность. В это время происходит много необычайного. Вспомним, именно в тот период в Китае жили мыслители Конфуций, Лао-цзы, Мо-цзы, Ле-цзы, именно тогда и появились все направления китайской философии. В Индии возникли Упанишады, жил Будда; в философии были рассмотрены все возможные взгляды постижения действительности вплоть до скептицизма, материализма, софистики и нигилизма. В Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом; в Палестине выступали пророки Илия, Исайя, Иеремия и Второисайя; в Греции -- это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, драматургов Эсхила, Еврипида и Софокла, историка Фукидида и механика Архимеда. Все, что связано с этими именами, возникло почти одновременно в течение немногих столетий в Китае, Индии и на Западе Европы, независимо друг от друга.

    Вначале философия включала в себя весь комплекс знаний о мире. Знание не было разделено по наукам и дисциплинам; оно было единым, синкретичным, т. е. включало в себя всю информацию о мире, его строении, о человеке, его месте в мире, о счастье, смысле человеческой жизни и т. д. Новое, возникшее в эту эпоху в трех упомянутых культурах, сводится к тому, что человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается глубина мира и собственная значимость. Человек осмысливает мир и себя как проблему, он ставит радикальные вопросы, ищет понимания и спасения. Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели.

    В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющих жизнь людей.

    В культуре

    Философия не была бы философией, если бы она относилась только к науке. Подобно тому как философия родственна любому направлению науки, у нее обнаруживаются связи и со всеми проявлениями культуры. Философию интересует не сам мир, а мир в контексте человеческого существования в нем, то есть в любой оригинальной философской системе отражается личностное мировосприятие ее автора. Поэтому философия относится к сфере культуры и обладает всеми ее характеристиками. Так, мы не можем говорить о русской или немецкой математике, русской или немецкой физике, но с полным правом говорим о русской и немецкой поэзии, музыке, философии.

    Философия близка не только к искусству, но и к любой другой сфере духовной культуры: политике, морали, религии и т. п. С политикой и идеологией ее роднит обостренное внимание к проблеме обустройства человеческой жизни. Ведь именно в философии неприятие существующих режимов оборачивается порождением утопических учений. С моралью философию роднит пристальное и заинтересованное внимание к проблеме смысла жизни, счастья и свободы человека, проблеме нравственного отношения личности к ценностям
    природы и общественной жизни. А именно на эти вопросы в истории развития предмета философии обращали особое внимание такие выдающиеся мыслители, как Сократ, Платон, Аристотель, Боэций, И. Кант, И. Фихте, Г. Гегель, Ф. Энгельс, B. C. Соловьев, и ряд современных западных философов, в том числе К. Ясперс и А. Камю. Только философия может быть названа квинтэссенцией культуры, поскольку она вобрала в себя все наиболее существенные ее достижения, включая науку. Она единственная сохранила, пронесла через все эпохи свой синкретический (нерасторжимо целостный) характер. И эта целостная природа философии, заключающая в себе единство науки и культуры, как нельзя лучше соответствует духу нашего времени, новым историческим задачам/

    В истории

    В истории философии сменили друг друга три подхода к пониманию предмета философии как науки: староантичное, традиционное и современное. Староантичное понимание философии тождественно понятию науки вообще. Его можно квалифицировать как «протознание», «преднаука», «пранаука». Предмет нерасчлененной науки -- вся действительность. Вся сумма внерелигиозных знаний -- философия, возникшая как разрешение противоречия между мифологическим мировоззрением и накопившимся знанием, философии в античности как науки в современном смысле этого слова не было, как не было физики, биологии и других наук. Традиционное понимание предмета философии связано с именем Аристотеля, который отмечал, что наука о первых началах (учение о всеобщем) -- это безраздельно господствующая и руководящая наука, наука, которой все другие, как рабыни, не вправе сказать и слова против. Философия трактуется как наука наук. Установившееся за ней название «метафизика» (то, что «после физики») стало синонимом философской науки о первых началах, о всеобщем.

    Ранняя греческая философия считала своей задачей постижение устройства природного мира; поэтому первых представителей греческой философии называли натурфилософами. Античные мыслители классического периода в частности, делают предметом изучения общество и человека, который рассматривается в контексте социально-политических отношений. Иллюстрацией такого понимания предмета философии является высказывание Сократа «Познай самого себя».

    В средневековой христианской философии, которая приходит на смену античной мысли, важнейшей становится антропологическая проблематика, человек рассматривается сам по себе, вне общественного и природного контекста, как личность, имеющая духовную природу и сущность, находящаяся во взаимоотношениях с Богом.

    В нововременной европейской философии, на становление которой наибольшее влияние оказала наука, самой главной становится проблематика, связанная с процессом познания; познавательное отношение человека к миру, его возможности, и способы осуществления составляют предмет философии в Новое время.

    В современном мире

    Современное понимание предмета философии складывалось по мере накопления специальных научных знаний, выработки конкретных приемов исследования и развития представлений о закономерностях отдельных областей природы, процесса дифференциации теоретического знания. Обрели самостоятельность механика, астрономия, физика, политэкономия, медицина, математика, химия (последняя четверть XVIII века). В XIX веке возникли геология, биология, антропология, юриспруденция. Таким образом, от протознания вначале отделились естественные, затем общественные и, наконец, науки о мышлении. Возникла точка зрения, согласно которой содержание философии, якобы, «разобрано по частям отдельными науками», «философия распалась, разложилась».

    На самом же деле философия, подобно механике, физике и другим системам частного знания, постепенно формируется, созревает и подготавливается к «отпочкованию» от «протознания». Это прогрессирующее разделение труда в сфере научного знания качественно изменяет роль и место философии в системе наук, ее взаимосвязи с частными науками. Философия уже не занимается решением специальных проблем механики, физики, химии, биологии, права, истории (общетеоретическими проблемами этих наук длительное время занималась философия), но в ее сферу входит исследование общенаучных, мировоззренческих вопросов, которые имеют место в частных науках, но не могут быть решены в их рамках, с помощью свойственных им специальных методов.

    Становление философии как самостоятельной науки связано с окончательным размежеванием философии и частных наук. Философия и частные науки обрели свой предмет, выделившись из совокупного научного знания.

    Роль философского образования в системе высшей школы

    Важнейшая задача высшей школы – это подготовка высококвалифицированных специалистов. Но чтобы быть таковым необходимо видеть место своей специальности в общей
    структуре научного знания; видеть место науки в структуре общества; нужно уметь руководствоваться в своем профессиональном поведении общегражданскими ценностями.

    Многие из этих проблем в значительной степени могут быть решены в современной высшей школе только благодаря союзу с философией и философскими дисциплинами. Роль философии в этом процессе весьма значительна, так как без нее невозможно выработать целостное и системное представление об объективном месте человека и социума в структуре мирозданья. Философская культура становится полноправной составляющей профессионализма будущего специалиста. Она способствует формированию личности, всегда открытой усвоению новых знаний, умеющей адаптироваться к новым информационным, технологическим и мировоззренческим парадигмам, обладающей потребностью в самообразовании, осознающей
    образование как ценность. Кроме мировоззренческой, возрастает ценность методологического потенциала философии, посредством которого организуется процесс познания действительности, и человек становится способным избавиться от многих иллюзий, заблуждений формируя свои творческие навыки.

    Функция философии в культуре значительно отличается от функций науки. Но существующая система образования, еще не вышедшая из-под влияния просветительской парадигмы, ищет в философии только систему знаний. Прежде всего, необходимо избавиться от весьма устойчивого и распространенного предрассудка, по которому философия считается «чистой» наукой. В этом случае как учебная дисциплина она сводится к сумме знаний, набору «тем», которые студент должен «пройти», сдать и благополучно забыть. При этом общая методика преподавания философии зачастую сводится к сумме частных методик изложения тех или иных разделов курса: онтологии, гносеологии, социальной философии и т.д. «Спора нет, бывают моменты, когда философия, выполняя свой гражданский долг, занимается просвещением, но видеть в этом существо философии – такая же ошибка как видеть существо математики или физики – в их технической приложимости». В этом заключается основное непонимание задачи философии – совершенствование механизма мышления, создание условий, в которых у студентов рождается «знание-мысль», а не просто передается «знание-информация». «Ведь философия не представляет собой систему знаний, которую можно передать другим и тем самым обучить их. Становление философского знания – это всегда внутренний акт, который вспыхивает, опосредуя другие действия».

    Именно развитие механизма рождения собственной живой мысли и является основой воспитания творческих способностей у студентов. Умение понять новое, умение отказываться от стереотипа, способность видеть типичное в явлениях и событиях, но и замечать особенное и индивидуальное, не отбрасывая его в ходе размышления и познания, также составляют особенность творческого мышлении. Философия должна быть культурой универсального миропонимания.

    Философия обеспечивает методологическую подготовку, т.е. учит методам исследования, анализа и преобразования действительности и умению ими пользоваться. Это обеспечивает эффективную деятельность в любой сфере общественного производства.

    Известно, что Ф.Б. Кон сравнивал человека, владеющего методом, с путником, идущим по ровной и прямой дороге, тогда как человек, не имеющий методологической подготовки, подобен хромому, блуждающему по бездорожью. Кроме этого, в процессе освоения философского категориального аппарата, она учит конкретности мышления, умению понимать самую суть вещей и кратко и точно излагать понятое. Это очень важное качество. И, наконец, необходимость философской грамотности определяется ситуацией в стране, которая требует увеличения в вузе нравственной, эстетической и антропологической проблематики. Думается, что концептуальная задача преподавателя заключается в том, чтобы выявить в развитии философской мысли эту культуру и приобщить к ней студента.

    Потребность в философском просвещении, в философствовании как способе мировосприятия и миропостижения сегодня, возможно, велика как никогда прежде. Социальный аспект потребности в философии определяется тем, что от духовности человека зависит преодоление современного кризиса ценностей. Эта работа должна вестись неформально, а с привлечением самых различных воспитательных средств, что позволит сделать более эффективным процесс формирования у студентов смысложизненных ориентиров.

    В общем, я рыдаль

    01.06.2016, 14577 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.