AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Роль средневековой философии для последующего развития европейской культуры. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//174/rol-srednevekovoj-filosofii-dlya-posleduyushhego-razvitiya-evropejskoj-kultury/ (дата обращения: 28.03.2024)

Роль средневековой философии для последующего развития европейской культуры

Роль средневековой философии для последующего развития европейской культуры

Содержание

    Значение средневековой теологической философии для после­дующего развития философии в том, что она:

    • • стала связующим звеном между античной философией и философией эпохи Возрождения и нового времени;
    • • сохранила и развила ряд античных философских идей, по­скольку возникла на основе античной философии христиан­ского учения;
    • • способствовала расчленению философии на новые сферы (помимо онтологии — учения о бытии, полностью сливавше­гося с античной философией, выделилась гносеология — са­мостоятельное учение о познании);
    • • способствовала разделению идеализма на объективный и субъ­ективный;
    • • положила начало появлению в будущем эмпирического (Бэкон, Гоббс, Локк) и рационалистического (Декарт) направлений фи­лософии как результатам соответственно практики номинали­стов опираться на опыт (эмпиризм) и повышенного интереса к проблеме самосознания (Я-концепция, рационализм);
    • • пробудила интерес к осмыслению исторического процесса;
    • • выдвинула идею оптимизма, выразившегося в вере в победу добра над злом и в воскрешение.

    Значение философии Августина Блаженного в том, что им:

    • • уделено большое внимание проблеме истории (редкость для того времени);
    • • Церковь (часто подвластная государству и преследуемая в Рим­ской империи) объявлена тоже властью наряду с государст­венной (а не элементом государства);
    • • обоснована идея господства Церкви над государством, а Рим­ского Папы — над монархами — главная идея, за выдвижение которой и ее последующее воплощение в реальности католи­ческая Церковь чтила и боготворила Августина Блаженного, особенно в средние века;
    • • выдвинута идея социального конформизма (смирение с бед­ностью и чужой властью), что также было крайне выгодно как Церкви, так и государству;
    • • воспевался человек, его красота, сила, совершенство, бого­подобность (что также было редкостью для того времени и уст­раивало всех);
    • • одновременно человеку рекомендовалось умерщвлять плоть, развивать и возвышать дух, познавать Бога и полностью подчиняться Богу.

    Историческое значение философии Фомы Аквинского (прежде всего для католической Церкви) в том, что им были:

    • • даны пять доказательств существования Бога;
    • • систематизирована схоластика;
    • • закреплено разделение эссенции и экзистенции (сущности и существования), что доказывало всемогущество Бога и пол­ную зависимость от Него, Его воли всего сущего;
    • • доказаны (с точки зрения католиков) правильность, пре­имущество идеализма над материализмом, существование Божественных идей, которые предшествуют вещи: господ­ство идеи над материей (а следовательно, Бога над окру­жающим миром);
    • • выдвинута идея об истинности знания, полученного разумом только в случае соответствия разума вере;
    • • вычленены сферы бытия, которые могут быть познаны толь­ко через откровение;
    • • разделены философия и теология, причем философия постав­лена в подчиненное положение по отношению к теологии;
    • • логически доказан ряд положений теологии и схоластики.

    В 1878 г. учение Фомы Аквинского решением Папы Римско­го было объявлено официальной идеологией католицизма.

    В настоящее время получил распространение неотомизм — философско-религиозное учение, основанное на идеях Фомы Аквинского.

    Средневековая филосо­фия внесла существенный вклад в дальнейшее развитие гносеоло­гии, разработав и уточнив все логически возможные варианты соотношения рационального, эмпирического и априорного, соотно­шения, которое станет впоследствии уже не только предметом схо­ластических споров, но фундаментом для формирования основ ес­тественно-научного и философского знания. Философия эпохи зре­лого средневековья, начиная с XI—XII вв., пребывая под влияни­ем христианства, дала удивительно яркие плоды в своем развитии, подготовив весьма благоприятную почву для дальнейшего своего движения. Творчество Августина, Фомы Аквинского, Авиценны, Аверроэса, Маимонида, Дунса Скота, Роджэра Бэкона, Уильяма Оккама и др. по уровню своей интеллектуальной культуры и зна­чимости не уступает выдающимся учениям мыслителей последу­ющих времен.

    23.06.2016, 17913 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.