AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Особенности философии поздней античности: кинизм, эпикуреизм, стоицизм. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//174/osobennosti-filosofii-pozdnej-antichnosti-kinizm-epikureizm-stoiczizm/ (дата обращения: 25.04.2024)

Особенности философии поздней античности: кинизм, эпикуреизм, стоицизм

Особенности философии поздней античности: кинизм, эпикуреизм, стоицизм

Содержание

    Классическая античность – это время расцвета античного полиса и связанных с ним смысловых основ жизни. Граждане совместно осуществляли правление, принимали непосредственного участие в общем деле управления государством и священных церемониях. Античный человек ощущал себя человеком лишь потому, что он был гражданином полиса. В период эллинизма (IV в. до н.э.) – распространения греческой (эллинистической) культуры на большой регион от Испании до Индии – происходит размывание полисных границ. Полисное единство оказалось под вопросом. Вместо глубокого духовного единства на полисной основе появляется чисто внешнее объединение людей, лишённых переживания родства. В смысловой мир человека вторгалось чувство безосновности и негарантированности существования. Духовным ответом на эту ситуацию стал поиск человеком самого себя.

    Кинизм

    1. Киники — одна из философских школ Древней Греции со­кратического периода.

    Наиболее яркими представителями философской школы ки­ников являлись Антисфен, Диоген Синопский, Кратет.

    Главная цель кинического учения — не выработка глубоких философских теорий, а философское обоснование особого образа жизни — вне связи с обществом (нищенство, одиночество, бро­дяжничество и т. д.) — и проверка данного образа жизни на себе.

    2. Характерными чертами философии и образа жизни киников являлись:

    • • возведение в абсолют асоциальной свободы (то есть свободы вне общества);
    • • добровольная отверженность, разрыв социальных связей, одиночество;
    • • отсутствие постоянного места жительства, скитания;
    • • паразитический образ жизни, попрошайничество;
    • • предпочтение, отдаваемое наихудшим условиям жизни, ста­рой, изношенной одежде, пренебрежение к гигиене;
    • • восхваление физической и духовной бедности;
    • • крайний аскетизм;
    • • замкнутость;
    • • критика и отвержение иных философских учений, особенно идеалистических;
    • • непризнание авторитетов;
    • • воинственность и агрессивность в отстаивании своих взгля­дов и образа жизни;
    • • неготовность к спору, стремление подавить собеседника;
    • • отсутствие патриотизма, готовность жить в любом обществе не по его, а по собственным законам;
    • • концентрация внимания на пороках общества, худших чело­веческих чертах;
    • • радикализм, парадоксальность, скандальность. Киническая философия возникла в период кризиса антично­го полиса и завоевала симпатии людей, не нашедших своего места в официальной системе общественных отношений.

    В современную эпоху большое сходство с философией и об­разом жизни киников имеют философия и образ жизни йогов, дервишей, хиппи и др.

    3. Диоген Синопский (точные даты жизни неизвестны, жил в IV в. до н. э., современник Александра Македонского) — наиболее яркий и известный теоретик и практик кинической философии. Считается, что именно он дал название данной философской школе (так как одно из прозвищ Диогена — "кинос", "собака", что на греческом языке созвучно слову "киник"). В действитель­ности название — от слова "Киносарг" — холм и гимнасий в Афинах, где Антисфен занимался с учениками.

    Диоген не оставил фундаментальных философских трудов, однако вошел в историю своим анекдотическим, скандальным по­ведением и образом жизни, а также рядом высказываний и идей:

    • • жил в бочке;
    • • заявил царю Александру Македонскому: "Отойди и не заго­раживай мне солнце!";
    • • выдвинул лозунг: "Без общины, без дома, без отечества" (ко­торый стал его собственным жизненным и философским кредо, а также его последователей);
    • • вывел понятие "гражданин мира" (космополит);
    • • отвергал брак;
    • • жестоко высмеивал сторонников традиционного образа жизни;
    • • не признавал никаких законов, кроме закона природы;
    • • гордился своей независимостью от внешнего мира, живя попрошайничеством;
    • • идеализировал жизнь первобытных людей и животных.

    Эпикуреизм

    1. Эпикур (341 — 270 гг. до н. э.) — древнегреческий философ-материалист.

    Философия Эпикура делится на три больших раздела:

    • • учение о природе и космосе ("физика");
    • • учение о познании ("каноника");
    • • учение о человеке и его поведении ("эстетика").

    2. Основными положениями учения Эпикура о природе и кос­мосе являются следующие:

    • • ничего не происходит из несуществующего и ничего не ста­новится несуществующим, ибо нет ничего помимо Вселен­ной, что могло бы войти в нее и произвести изменения (закон сохранения материи);
    • • вселенная вечна и бесконечна;
    • • все вещества (вся материя) состоят из атомов и пустоты;
    • • атомы и пустота вечны;
    • • атомы находятся в постоянном движении (по прямой, с от­клонениями, сталкиваются друг с другом);
    • • "мира чистых идей" не существует;
    • • существует множество материальных миров во Вселенной.

    3. "Каноника" (учение о познании) опирается на следующие ос­новные идеи:

    • • окружающий мир познаваем;
    • • основным видом познания является чувственное познание;
    • • невозможно "созерцание разумом" каких-либо "идей" либо явлений, если этому не предшествовали чувственное позна­ние и ощущение;
    • • ощущения возникают благодаря восприятию познающим субъ­ектом (человеком) истечений (образов) предметов окружаю­щей жизни.

    4. "Эстетику" Эпикура (учение о человеке и его поведении) можно свести к таким основным положениям:

    • • своим появлением на свет человек обязан самому себе (ро­дителям);
    • • человек есть результат биологической эволюции;
    • • боги, возможно, существуют (как нравственный идеал), но они никак не могут вмешиваться в жизнь людей и земные дела;
    • • судьба человека зависит от него самого и от обстоятельств, но не от богов;
    • • душа является особым видом материи;
    • • душа человека смертна, как и тело;
    • • человек должен стремиться к счастью в пределах земной жизни;
    • • счастье человека состоит в удовольствии;
    • • под удовольствием понимается отсутствие страданий, здоро­вье, занятие любимым делом (а не чувственные удовольствия);
    • • нормой жизни должны стать разумное ограничение (желаний, потребностей), невозмутимость и безмятежность (атараксия), мудрость.

    Стоицизм

    4. Ответной реакцией на распространение идей киников стало возникновение и развитие философской школы стоиков ("Стоя" — название портика в Афинах, где она была основана).

    Основателем данной философской школы считается Зенон Китайский (не путать с Зеноном Энейским, автором так назы­ваемых "апорий" — парадоксов).

    Стоическая философия в своем развитии прошла ряд этапов.

    • • ранняя стоя (III — II вв. до н. э.), представители — Зенон, Клеанф, Хрисипп и др.;
    • • средняя стоя (II — I вв. до н. э.) - Панеттий, Посидоний;
    • • поздняя стоя (I в. до н. э. — III в. н, э.) — Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.

    5. Основная идея философской школы стоиков (сходная с ос­новной идеей философии киников) — освобождение от влияния внешнего мира. Но в отличие от киников, которые видели осво­бождение от влияния внешнего мира в отвержении ценностей традиционной культуры, асоциальном образе жизни (попрошай­ничестве, бродяжничестве и др.), стоики избрали иной путь для достижения этой цели — постоянное самосовершенствование, вос­приятие лучших достижений традиционной культуры, мудрость.

    Таким образом, идеалом стоиков выступает мудрец, подняв­шийся над суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своей просвещенности, знанию, доброде­тели и бесстрастию (апатии), автаркии (самодостаточности).

    К характерным чертам стоической философии также относятся:

    • • призыв к жизни в согласии с природой и Мировым Косми­ческим Разумом (Логосом);
    • • признание добродетели высшим благом, а порока — единст­венным злом;
    • • определение добродетели как знания о добре и зле и следо­вания добру;
    • • призыв к добродетели как постоянному состоянию души и моральному ориентиру;
    • • признание официальных законов и государственной власти лишь в том случае, если они добродетельны;
    • • неучастие в жизни государства (самоотстранение), игнориро­вание законов, традиционной философии и культуры, если они служат злу;
    • • оправдание самоубийства, если оно совершено в знак про­теста против несправедливости, зла и пороков и невозмож­ности делать добро;
    • • восхищение богатством, здоровьем, красотой, восприятие луч­ших достижений мировой культуры;
    • • высокий эстетизм в мыслях и поступках;
    • • осуждение бедности, болезней, нищеты, бродяжничества, попрошайничества, человеческих пороков;
    • • признание стремления к счастью высшей целью человека.

    6. Наиболее известными представителями стоической филосо­фии являлись Сенека и Марк Аврелий.

    Сенека (5 г. до н. э. — 65 г. н. э.) — крупный римский фило­соф, воспитатель императора Нерона, во время правления кото­рого оказывал сильное и благотворное влияние на государствен­ные дела. После того как Нерон начал проводить порочную политику, Сенека отошел от государственных дел и покончил жизнь самоубийством.

    В своих произведениях философ:

    • • проповедовал идеи добродетели;
    • • призывал не участвовать в общественной жизни и сосредо­точиться на себе, собственном духовном состоянии;
    • • приветствовал покой и созерцание;
    • • был сторонником незаметной для государства, но радостной для индивида жизни;
    • • верил в безграничные возможности развития человека и челове­чества в целом, предвидел культурный и технический прогресс;
    • • преувеличивал роль философов и мудрецов в управлении государством и всех иных сферах жизни, презирал простой и необразованный люд, "толпу";
    • • считал высшим благом нравственный идеал и человеческое счастье;
    • • видел в философии не отвлеченную теоретическую систему, а практическое руководство по управлению государством, общественными процессами, по достижению людьми сча­стья в жизни.

    Марк Аврелий Антонин (121 — 180 гг. н. э.) — крупнейший римский философ-стоик, в 161 — 180 гг. — римский император. Написал философское произведение "К самому себе".

    К основным идеям философии Марка Аврелия относятся:

    • • глубокое личное уважительное отношение к Богу;
    • • признание высшим мировым началом Бога;
    • • понимание Бога как активной материально-духовной силы, объединяющей весь мир и проникающей во все его части;
    • • объяснение всех происходящих вокруг событий Божествен­ным промыслом;
    • • видение в качестве главной причины успеха любого государ­ственного начинания, личного успеха, счастья сотрудничест­ва с Божественными силами;
    • • разделение внешнего мира, который неподвластен человеку, . и внутреннего мира, подвластного только человеку;
    • • признание основной причиной счастья отдельного человека — приведение его внутреннего мира в соответствие с внешним миром;
    • • разделение души и разума;
    • • призывы к несопротивлению внешним обстоятельствам, к сле­дованию судьбе;
    • • размышления о конечности человеческой жизни, призывы ценить и максимально использовать возможности жизни;
    • • предпочтение пессимистического взгляда на явления окру­жающей действительности.

    22.06.2016, 12255 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.