AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Основные периоды развития и характерные черты античной философии, ее значение для дальнейшего становления европейской философии. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//174/osnovnye-periody-razvitiya-i-xarakternye-cherty-antichnoj-filosofii-ee-znachenie-dlya-dalnejshego-stanovleniya-evropejskoj-filosofii/ (дата обращения: 20.04.2024)

Основные периоды развития и характерные черты античной философии, ее значение для дальнейшего становления европейской философии

Основные периоды развития и характерные черты античной философии, ее значение для дальнейшего становления европейской философии

Содержание

    Древнегреческой называется философия (учения, школы), выработанная греческими философами, проживавшими на тер­ритории современной Греции, а также в греческих полисах (тор­гово-ремесленных городах-государствах) Малой Азии, Среди­земноморья, Причерноморья и Крыма, в эллинистических госу­дарствах Азии и Африки, в Римской империи. (Нередко фило­софия Древнего Рима либо непосредственно отождествляется с древнегреческой, либо объединяется с ней под общим названи­ем "античная философия".)

    Традиционно первым античным философом считается Фалес, а последним — Боэций. Античная философия сформировалась под влиянием и воздействием предфилософской греческой традиции, которую условно можно рассматривать как ранний этап самой античной философии, а также воззрений мудрецов Египта, Месопотамии, древневосточных стран.

    Периоды античной философии

    Древнегреческая (античная) философия в своем развитии прошла четыре основных этапа.

    • демократический — VII — V вв. до н. э.;
    • • классический (сократический) - середина V - конец IV вв. до н. э.;
    • • эллинистический - конец IV - II вв. до н. э.;
    • • римский - I в. до н. э. - V в. н. э.

    2. К досократическому периоду относится деятельность так на­зываемых философов-"досократиков":

    • • милетской школы — "физиков" (Фалеса, Анаксимандра, Анак­симена);
    • • Гераклита Эфесского;
    • • элейской школы;
    • • атомистов (Демокрита, Левкиппа);
    • • некоторых иных философов.

    Основные проблемы, которыми занимались "досократики": объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего. Метод философствования — декларирование собственных взглядов, превращение их в догму.

    Классический (сократический) период — время расцвета древнегре­ческой философии (совпавшее с расцветом древнегреческого полиса).

    К данному этапу относятся:

    • • философско-просветительская деятельность софистов;
    • • философия Сократа;
    • • зарождение "сократических" школ;
    • • философия Платона;
    • • философия Аристотеля.

    Периодизация по смене основных проблем

    Выделяют следующие периоды:

    • Натурфилософский (главная проблема — проблема устройства мира, проблема первоначала). Соседство-соперничество нескольких школ;
    • Гуманистический (смена проблематики от природы к человеку и обществу). Школа софистов, Сократ;
    • Классический (период большого синтеза). Создание первых философских систем — весь круг философских проблем. Платон, Аристотель;
    • Эллинистический (центр перемещается из Греции в Рим). Соперничают разные философские школы. Проблема счастья. Школы Эпикура, скептиков, стоиков;
    • Религиозный (развитие неоплатонизма). В сферу философских проблем добавляется проблема религии;
    • Зарождение христианской мысли, монотеистической религии.

    Основные черты(и) античной философии

    Философы сократического (классического) периода также пытались объяснить сущность природы и Космоса, однако сде­лали это глубже "досократиков":

    • • меньше уделяли внимания поиску первоначала;
    • • допускали участие богов и идей в создании природы и Космоса;
    • • выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего (Платон — автор учения о "чистых идеях", предшествующих реальному миру и воплощением которых стал реальный мир);
    • • положили начало спору между материализмом и идеализмом;
    • • проявили интерес к проблеме человека, общества, государства;
    • • от декларативно-догматического метода философствования перешли к диалогическо-доказательственному;
    • • внесли вклад в развитие логики;
    • • вели практическую философско-просветительскую деятель­ность (софисты и Сократ).

    Для эллинистического периода (периода кризиса полиса и образования крупных государств в Азии и Африке под властью греков и во главе с соратниками Александра Македонского и их потомками) характерно:

    • • распространение антиобщественной философии киников;
    • • зарождение стоического направления философии;
    • • деятельность "сократических" философских школ: Академии Платона, Ликея Аристотеля, киренской школы (киренаи­ков) и др.;
    • • философия Эпикура и пр.

    Отличительные черты эллинистической философии:

    • • кризис античных моральных и философских ценностей;
    • • снижение страха перед богами и иными сверхъестественны­ми силами, уважения к ним;
    • • отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государ­ству и его институтам;
    • • поиск физической и духовной опоры в самом себе;
    • • стремление к отрешению от действительности;
    • • преобладание материалистического взгляда на мир (Эпикур);
    • • признание высшим благом — счастья и удовольствия отдельного человека (физическое - киренаики, моральное - Эпикур).

    Наиболее известными философами римского периода являлись:

    • • Сенека;
    • • Марк Аврелий (император Рима в 161 - 180 гг.);
    • • Тит Лукреций Кар;
    • • поздние стоики;
    • • ранние христиане.

    Для философии римского периода было характерно:

    • • взаимовлияние древнегреческой и древнеримской филосо­фий (древнегреческая философия развивалась в рамках римской государственности и испытывала на себе ее влияние, в то время как древнеримская философия вырастала на идеях и традициях древнегреческой);
    • • фактическое слияние древнегреческой и древнеримской фи­лософий в одну — античную философию;
    • • влияние на античную философию традиций и идей филосо­фии покоренных народов (Востока, Северной Африки и др.);
    • • близость философии, философов и государственных инсти­тутов (Сенека воспитывал римского императора Нерона, Марк Аврелий сам являлся императором);
    • • небольшое внимание к проблемам окружающей природы;
    • • повышенное внимание к проблемам человека, общества и го­сударства;
    • • расцвет эстетики (философии, предметом которой были мысли и поведение человека);
    • • расцвет стоической философии, сторонники" которой видели высшее благо и смысл жизни в максимальном духовном раз­витии личности, учености, уходе в себя, безмятежности (ата­раксии, то есть невозмутимости);
    • • преобладание идеализма над материализмом;
    • • все более частое объяснение явлений окружающего мира волей богов;
    • • повышенное внимание к проблеме смерти и загробной жизни;
    • • рост влияния на философию идей христианства и раннехри­стианских ересей;
    • • постепенное слияние античной и христианской философий, их превращение в средневековую теологическую философию.

    3. В целом древнегреческая (античная) философия имеет сле­дующие особенности:

    • материальной основой расцвета данной философии был эко­номический расцвет полисов (торгово-ремесленных город­ских центров);
    • • древнегреческая философия была оторвана от процесса ма­териального производства, а философы превратились в са­мостоятельную прослойку, не отягощенную физическим трудом и претендующую на духовное и политическое руко­водство обществом;
    • • стержневой идеей древнегреческой философии являлся кос­моцентризм (страх и преклонение перед Космосом, проявле­ние интереса прежде всего к проблемам происхождения мате­риального мира, объяснению явлений окружающего мира);
    • • на поздних этапах — смешение космоцентризма и антропо­центризма (в основе которого были проблемы человека);
    • • допускалось существование богов;
    • • древнегреческие боги были частью природы и близки людям;
    • • человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы;
    • • были заложены два направления в философии — идеалисти­ческое ("линия Платона") и материалистическое ("линия Де­мокрита"), причем данные направления поочередно домини­ровали: в досократический период — материалистическое, в классический — имели одинаковое влияние, в эллинистиче­ский — материалистическое, в римский — идеалистическое.

    Значение для потомков

    Вершиной древнегреческой философской мысли справедливо принято считать философские достижения Платона и Аристотеля. Влияние на последующее философское и культурное развитие идей, выдвинутых Платоном и Аристотелем, многократно превышает влияние созданного их предшественниками. Без платоновских и аристотелевских подходов и концепций невозможно понять ни одну философскую систему на всем длительном пути последующей эволюции, включая и современность.

    Античная Греция задала некоторую модель цивилизации вообще, цивилизации как таковой. Модель получилась, однако, сложной и противоречивой. Но она остается и навсегда останется притягательной, особенно в тех случаях, когда цивилизация где-либо оказывается под угрозой или ищет новые импульсы для обретения свежего дыхания. Греческая модель статична. Самое же главное состоит в том, что в силу этого же качества ее можно встраивать в состав иной цивилизации. Правда, при всём этом приходится решать сложнейшую проблему о путях и способах такого встраивания. Последующее развитие цивилизации, основанной на ценностях христианства, демонстрировало различные варианты решения данной проблемы. При этом при всех вариантах признавалась ценность интеллектуально-технической стороны древнегреческой мысли. Достижения высочайшей техники мышления античность обязана главным образом творчеству Платона и Аристотеля, опиравшимся на предшествующие достижения греческой мысли. Эти достижения в своей совокупности составили феномен, называемой древнегреческой философией. Древнегреческая философия есть то, что вырабатывает и закрепляет универсальные приемы мышления, не ограниченного ничем внешним, прежде всего верой и чувственным опытом.

    07.06.2016, 9983 просмотра.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.