AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати


Библиографическая запись: Основные периоды развития и характерные черты античной философии, ее значение для дальнейшего становления европейской философии. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//174/osnovnye-periody-razvitiya-i-xarakternye-cherty-antichnoj-filosofii-ee-znachenie-dlya-dalnejshego-stanovleniya-evropejskoj-filosofii/ (дата обращения: 22.02.2024)

Основные периоды развития и характерные черты античной философии, ее значение для дальнейшего становления европейской философии

Основные периоды развития и характерные черты античной философии, ее значение для дальнейшего становления европейской философии

Содержание

    Древнегреческой называется философия (учения, школы), выработанная греческими философами, проживавшими на тер­ритории современной Греции, а также в греческих полисах (тор­гово-ремесленных городах-государствах) Малой Азии, Среди­земноморья, Причерноморья и Крыма, в эллинистических госу­дарствах Азии и Африки, в Римской империи. (Нередко фило­софия Древнего Рима либо непосредственно отождествляется с древнегреческой, либо объединяется с ней под общим названи­ем "античная философия".)

    Традиционно первым античным философом считается Фалес, а последним — Боэций. Античная философия сформировалась под влиянием и воздействием предфилософской греческой традиции, которую условно можно рассматривать как ранний этап самой античной философии, а также воззрений мудрецов Египта, Месопотамии, древневосточных стран.

    Периоды античной философии

    Древнегреческая (античная) философия в своем развитии прошла четыре основных этапа.

    • демократический — VII — V вв. до н. э.;
    • • классический (сократический) - середина V - конец IV вв. до н. э.;
    • • эллинистический - конец IV - II вв. до н. э.;
    • • римский - I в. до н. э. - V в. н. э.

    2. К досократическому периоду относится деятельность так на­зываемых философов-"досократиков":

    • • милетской школы — "физиков" (Фалеса, Анаксимандра, Анак­симена);
    • • Гераклита Эфесского;
    • • элейской школы;
    • • атомистов (Демокрита, Левкиппа);
    • • некоторых иных философов.

    Основные проблемы, которыми занимались "досократики": объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего. Метод философствования — декларирование собственных взглядов, превращение их в догму.

    Классический (сократический) период — время расцвета древнегре­ческой философии (совпавшее с расцветом древнегреческого полиса).

    К данному этапу относятся:

    • • философско-просветительская деятельность софистов;
    • • философия Сократа;
    • • зарождение "сократических" школ;
    • • философия Платона;
    • • философия Аристотеля.

    Периодизация по смене основных проблем

    Выделяют следующие периоды:

    • Натурфилософский (главная проблема — проблема устройства мира, проблема первоначала). Соседство-соперничество нескольких школ;
    • Гуманистический (смена проблематики от природы к человеку и обществу). Школа софистов, Сократ;
    • Классический (период большого синтеза). Создание первых философских систем — весь круг философских проблем. Платон, Аристотель;
    • Эллинистический (центр перемещается из Греции в Рим). Соперничают разные философские школы. Проблема счастья. Школы Эпикура, скептиков, стоиков;
    • Религиозный (развитие неоплатонизма). В сферу философских проблем добавляется проблема религии;
    • Зарождение христианской мысли, монотеистической религии.

    Основные черты(и) античной философии

    Философы сократического (классического) периода также пытались объяснить сущность природы и Космоса, однако сде­лали это глубже "досократиков":

    • • меньше уделяли внимания поиску первоначала;
    • • допускали участие богов и идей в создании природы и Космоса;
    • • выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего (Платон — автор учения о "чистых идеях", предшествующих реальному миру и воплощением которых стал реальный мир);
    • • положили начало спору между материализмом и идеализмом;
    • • проявили интерес к проблеме человека, общества, государства;
    • • от декларативно-догматического метода философствования перешли к диалогическо-доказательственному;
    • • внесли вклад в развитие логики;
    • • вели практическую философско-просветительскую деятель­ность (софисты и Сократ).

    Для эллинистического периода (периода кризиса полиса и образования крупных государств в Азии и Африке под властью греков и во главе с соратниками Александра Македонского и их потомками) характерно:

    • • распространение антиобщественной философии киников;
    • • зарождение стоического направления философии;
    • • деятельность "сократических" философских школ: Академии Платона, Ликея Аристотеля, киренской школы (киренаи­ков) и др.;
    • • философия Эпикура и пр.

    Отличительные черты эллинистической философии:

    • • кризис античных моральных и философских ценностей;
    • • снижение страха перед богами и иными сверхъестественны­ми силами, уважения к ним;
    • • отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государ­ству и его институтам;
    • • поиск физической и духовной опоры в самом себе;
    • • стремление к отрешению от действительности;
    • • преобладание материалистического взгляда на мир (Эпикур);
    • • признание высшим благом — счастья и удовольствия отдельного человека (физическое - киренаики, моральное - Эпикур).

    Наиболее известными философами римского периода являлись:

    • • Сенека;
    • • Марк Аврелий (император Рима в 161 - 180 гг.);
    • • Тит Лукреций Кар;
    • • поздние стоики;
    • • ранние христиане.

    Для философии римского периода было характерно:

    • • взаимовлияние древнегреческой и древнеримской филосо­фий (древнегреческая философия развивалась в рамках римской государственности и испытывала на себе ее влияние, в то время как древнеримская философия вырастала на идеях и традициях древнегреческой);
    • • фактическое слияние древнегреческой и древнеримской фи­лософий в одну — античную философию;
    • • влияние на античную философию традиций и идей филосо­фии покоренных народов (Востока, Северной Африки и др.);
    • • близость философии, философов и государственных инсти­тутов (Сенека воспитывал римского императора Нерона, Марк Аврелий сам являлся императором);
    • • небольшое внимание к проблемам окружающей природы;
    • • повышенное внимание к проблемам человека, общества и го­сударства;
    • • расцвет эстетики (философии, предметом которой были мысли и поведение человека);
    • • расцвет стоической философии, сторонники" которой видели высшее благо и смысл жизни в максимальном духовном раз­витии личности, учености, уходе в себя, безмятежности (ата­раксии, то есть невозмутимости);
    • • преобладание идеализма над материализмом;
    • • все более частое объяснение явлений окружающего мира волей богов;
    • • повышенное внимание к проблеме смерти и загробной жизни;
    • • рост влияния на философию идей христианства и раннехри­стианских ересей;
    • • постепенное слияние античной и христианской философий, их превращение в средневековую теологическую философию.

    3. В целом древнегреческая (античная) философия имеет сле­дующие особенности:

    • материальной основой расцвета данной философии был эко­номический расцвет полисов (торгово-ремесленных город­ских центров);
    • • древнегреческая философия была оторвана от процесса ма­териального производства, а философы превратились в са­мостоятельную прослойку, не отягощенную физическим трудом и претендующую на духовное и политическое руко­водство обществом;
    • • стержневой идеей древнегреческой философии являлся кос­моцентризм (страх и преклонение перед Космосом, проявле­ние интереса прежде всего к проблемам происхождения мате­риального мира, объяснению явлений окружающего мира);
    • • на поздних этапах — смешение космоцентризма и антропо­центризма (в основе которого были проблемы человека);
    • • допускалось существование богов;
    • • древнегреческие боги были частью природы и близки людям;
    • • человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы;
    • • были заложены два направления в философии — идеалисти­ческое ("линия Платона") и материалистическое ("линия Де­мокрита"), причем данные направления поочередно домини­ровали: в досократический период — материалистическое, в классический — имели одинаковое влияние, в эллинистиче­ский — материалистическое, в римский — идеалистическое.

    Значение для потомков

    Вершиной древнегреческой философской мысли справедливо принято считать философские достижения Платона и Аристотеля. Влияние на последующее философское и культурное развитие идей, выдвинутых Платоном и Аристотелем, многократно превышает влияние созданного их предшественниками. Без платоновских и аристотелевских подходов и концепций невозможно понять ни одну философскую систему на всем длительном пути последующей эволюции, включая и современность.

    Античная Греция задала некоторую модель цивилизации вообще, цивилизации как таковой. Модель получилась, однако, сложной и противоречивой. Но она остается и навсегда останется притягательной, особенно в тех случаях, когда цивилизация где-либо оказывается под угрозой или ищет новые импульсы для обретения свежего дыхания. Греческая модель статична. Самое же главное состоит в том, что в силу этого же качества ее можно встраивать в состав иной цивилизации. Правда, при всём этом приходится решать сложнейшую проблему о путях и способах такого встраивания. Последующее развитие цивилизации, основанной на ценностях христианства, демонстрировало различные варианты решения данной проблемы. При этом при всех вариантах признавалась ценность интеллектуально-технической стороны древнегреческой мысли. Достижения высочайшей техники мышления античность обязана главным образом творчеству Платона и Аристотеля, опиравшимся на предшествующие достижения греческой мысли. Эти достижения в своей совокупности составили феномен, называемой древнегреческой философией. Древнегреческая философия есть то, что вырабатывает и закрепляет универсальные приемы мышления, не ограниченного ничем внешним, прежде всего верой и чувственным опытом.

    07.06.2016, 9894 просмотра.