AAA
Обычный Черный



Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Общая характеристика и направления философии США

Общая характеристика и направления философии США

Содержание

    Американская философская традиция берёт начало во время колонизации Америки. Пуритане, прибывшие в Нью-Йорк, представляют раннее течение американской философии в русле религиозной традиции, ставится акцент на отношении между личностью и обществом. Это видно в таких документах, как Основные законы Коннектикута (англ. Fundamental Orders of Connecticut, 1639) и Массачусетский свод свобод (англ. Massachusetts Body of Liberties, 1641).

    В частности, Джон Уинтроп считал, что общественная жизнь должна определять личную. Роджер Уильямс полагал религиозную толерантность, в отличие от религиозной гомогенности, более существенным условием для целостности общества.

    По другому мнению, выделить самостоятельную, отличную от континентальной американскую философию возможно лишь в XVIII веке, в конце которого основываясь на философии Просвещения произошло её становление.

    XVIII век

    В XVIII веке американскую философию условно можно разделить на два основных направления: пуританский кальвинизм и политическую философию отцов-основателей (под влиянием европейской эпохи Просвещения).

    Кальвинизм

    Среди видных американских религиозных мыслителей называют Эдвардса Джонатана, большую известность получили его яркие проповеди: «Грешники в руках разгневанного Бога» (англ. Sinners in the Hands of an Angry God, 1741) и другие. Его философские воззрения сочетают платонизм c эмпирической эпистемологией, механику Ньютона и субъективный идеализм Джорджа Беркли. В целом, его метафизика близка к Беркли, хотя Эдвардс пришёл к ней независимо от английского философа. Как кальвинист Эдвардс Джонатан отрицает свободу воли, проповедует пуританский образ жизни.

    Эпоха Просвещения

    В начале XVIII века американская философская традиция преимущественно занимается метафизическими и богословскими вопросам. Во второй половине века большое внимание уделяется разуму и науке, с верой в будущее совершенство человека, принцип невмешательства в экономике, существенное значение для американских мыслителей приобретают вопросы политэкономии и социально-политическая проблематика.

    Четыре отца-основателя Джон Адамс, Томас Джефферсон, Бенджамин Франклин и Джеймс Мэдисон публиковали сочинения на политические темы. Продолжая линию пуритан XVII века, отцы-основатели придавали важное значение вопросам взаимодействия государства и личности, государства и религии. Это время принятия Декларации независимости США и Конституции США, которые были результатом дебатов и компромиссов.

    Так же как отдельные европейские мыслители эпохи Просвещения, некоторые отцы-основатели были приверженцами деизма. Известным деистом, писателем-просветителем и революционером былТомас Пейн, в своих произведениях (например, в памфлетах «Здравый смысл» и «Права человека») доказывал необходимость американской революции, независимости от британской короны и демократической республики.

    XIX век

    На XIX век в Америке приходится расцвет романтизма в форме американского трансцендентализма. Существенное развитие получила школа прагматизма наряду с незначительным распространением гегельянства (Джордж Холмс Ховисон).

    Трансцендентализм

    Трансцендентализм в США является реакций на интеллектуализм в общем и механическую картину мира, и характеризуется повышенным вниманием к субъективности человеческого опыта. В трансцендентализме выражена холистическая установка на личное совершенствование, которое достигается посредством интуиции и рефлексии, в противоположность предписаниям и догмам организованной религии.

    Писатели-трансценденталисты в своих произведениях стремятся к возвращению к природе, верят, что путь к истинному знанию проходит через погружение в природу и её созерцание (эти идеи нашли своё последовательное отображение в книге Генри Дэвида Торо «Уолден, или Жизнь в лесу»). Известные трансценденталисты: Ральф Уолдо Эмерсон, Генри Дэвид Торо, Уолт Уитмен и Маргарет Фуллер.

    Дарвинизм в Америке

    Изложение теории эволюции в книге Чарльза Дарвина «Происхождение видов» в 1859 году сильно воздействовало на американскую философиию. Джон Фиске и Чонси Райт рассматривали мораль и сознание с точки зрения теории Дарвина, являются предшественниками эволюционной психологии и эволюционной этики.

    Американский философ Уильям Грэм Самнер под влиянием английского мыслителя Герберта Спенсера занимался теорией, которую сегодня называют социальный дарвинизм. Самнер, также как известный предприниматель и филантроп Эндрю Карнеги, считали, что фактор борьбы за выживание определяет социально-политические процессы, поэтому невмешательство государства в экономику есть принцип, наиболее соответствующий естественной политико-экономической системе.

    Прагматизм

    Одним из влиятельных направлений американской философии является прагматизм. В его основе логика труды американских философов, включая логика и математика Чарльза Сандерса Пирса, психолога Уильяма Джемса и педагога Джона Дьюи (о нем - ниже)

    К основным принципам прагматизма относятся: первичность практики, отрицание материализации теорий и концепций, натурализм и антикартезианство, примирение антискептицизма и фаллибилизма.

    XX век и современность

    В начале XX века прагматизм был временно (до второй половины XX века) отодвинут на второй план другими философскими направлениями и школами, Под влиянием научного мировоззрения и теории относительности Альберта Эйнштейна разрабатывается философия процесса. В середине XX века подъём популярности философии языка и аналитической философии. Напротив, интерес кэкзистенциализму и феноменологии в Америке не столь значителен как в Европе.

    Против идеализма

    Прагматизм продолжает играть значимую роль в американской философии, и одним из значительных его представителей в XX веке является Джордж Сантаяна. Сантаяна утверждает, что идеализм противоречит здравому смыслу. Он также отвергает познавательный фундаментализм, считая науку «аккомпанементом искусства»; рассматривает науку, искусство, общество и религию с точки зрения «моральных благ», достигаемых человечеством в его стремлении установить равновесие со средой.

    Философия процесса

    Главные представители: Альфред Норт Уайтхед и Чарльз Хартсхорн. В основе теории философии процесса положение о том, что события и процессы являются основополагающими онтологическими категориями. Уайтхед считает, что вещи в природе представляют связь событий, которые имеют перманентный характер (в этом усматривается аналогия с диалектикой Гераклита). В дальнейшем Чарльз Хартсхорн развивает теорию философии процесса и разрабатывает процесс-теологию.

    Аналитическая философия

    С середины XX века начинает период доминирования аналитической философии в Америке. К тому времени была известны труды европейских философов-аналитиков и представителей логического позитивизма.

    Куайн поддерживает точку зрения, что философия и наука совместно должны стремиться к интеллектуальной ясности и пониманию мира. Студентом Куайна в Гарварде был Сол Крипке, также один из наиболее известных современных философов-аналитиков, занимается исследованиями в области модальной логики и семантики, философии языка, вносит вклад в теорию множеств. Другим студентом Куайна был Дэвид Льюис, считается одним из величайших философов XX века, разработал теорию модального реализма. Томас Кун известен работами в области истории науки, философии науки и социологии знания.

    Возврат к политической философии

    В XX веке в истории американской философии также происходит возвращение интереса к социальным и политическим вопросам, первостепенным в период основания США.

    Эмигрировавшая из России американская писательница и философ Айн Рэнд пропагандирует этический эгоизм в его крайней форме, который она называет объективизм. Основой объективизма Айн Рэнд является фундаментальный монизм, единство мира и языка, бытия и мышления.

    В 1971 году Джон Ролз опубликовывает книгу Теория справедливости (англ. A Theory of Justice), плодотворное исследование теории общественного договора, возрождающее интерес к политической философии. Рассматривая философию Ролза как ведущую к доминированию государства и нарушению гражданских прав, Роберт Нозик, идеолог классического либерализма, формулирует свою генетическую теорию справедливости, основанную на принципах частной собственности.

    Один из ведущих представителей американской политической философии и этики Аласдер Макинтайр занимается разработкой проблемы морали в современном обществе, возрождает интерес к этике Аристотеля.

    Вне академической философии политические и социальные проблемы находятся в центре внимания правозащитников и выступлениях Мартина Лютера Кинга.

    Феминизм

    В американской истории представительницами феминизма могут быть названы: Сара Гримке, Шарлотта Перкинс Гилман, Элизабет Кэди Стэнтон, Анна Хатчинсон, но подъём феминистического движения 1960-х гг. («Вторая волна» феминизма) известен, в том числе, благодаря влиянию на философию. Бетти Фридан, Адриенна Рич и другие формулируют идеи феминистической мысли.

    Философия XXI века

    В конце XX века вновь возрождается интерес к прагматизму. Наиболее известные философы этого направления: Патнэм и Рорти.

    Другой значительной сферой исследования является философия сознания. Хилари Патнэм, Дональд Дэвидсон, Дэниел Деннет, Дуглас Хофштадтер, Джон Роджерс Сёрль, Патриция и Пол Чёрчленд дискутируют над проблемами природы сознания, также проблемой сознания, на которую указывает австралийский философ Дэвид Чалмерс.

    В философии права известны теории Рональда Дворкина и Ричарда Аллена Познера.

    Афроамериканский философ и христианский социалист Корнел Уэст известен исследованиями в области философии культуры (проблемы расы, пола и класса в американской культуре) в взаимосвязи с прагматизмом и трансцендентализмом.

    Известный христианский мыслитель и философ-аналитик Элвин Плантинга известен критикой теории эволюции и онтологическими аргументами в пользу существование Бога.

    Американский прагматизм. Новаторство философии Джона Дьюи

    1. Прагматизм — направление идеалистической философии, которое имеет своей главной целью не нахождение абстрактной истины при изучении философских вопросов, а выработку арсе­нала конкретных средств, которые помогут людям решать их конкретные жизненные задачи на практике (разрешать "пробле­матические ситуации").

    Основателями прагматизма считаются американские фило­софы Ч. Пирс и У. Джемс. Но особый вклад в дальнейшую раз­работку их учения, в становление и развитие современного прагматизма внес Джон Дьюи (1859 — 1952).

    Дьюи — автор более 30 книг и 900 научных статей по фило­софии, социологии, педагогике и другим дисциплинам. Его фи­лософия не получила широкого распространения в СССР и Ев­ропе, однако пользуется большой популярностью в США и ряде англоязычных стран. 80% американцев, знакомых с философией, считают Дьюи лучшим философом Америки своего времени.

    К заслугам Дьюи зачастую относят то, что он разрушил многие стереотипы традиционной философии (философского фундаментализ­ма) и новаторски взглянул на важнейшие философские проблемы.

    2. По своей философской направленности Д. Дьюи был эмпи­ристом, то есть в своих исследованиях особую роль уделял опыту. В частности, Д. Дьюи:

    • • отвергал идею первотолчка, считал поиски первопричины всего сущего бессмысленными;
    • • выдвинул мысль о том, что центральным понятием филосо­фии является понятие опыта, вокруг изучения которого необ­ходимо построить все философские исследования;
    • • под опытом понимал все то, что имеется в человеческом сознании, как врожденное, так и приобретенное в процессе человеческой жизни;
    • • особую роль отводил человеческому сознанию как носителю опыта;
    • • делил опыт на чувственный, сверхчувственный (спиритиче­ский, духовный), религиозный, моральный, а также художе­ственный, социальный, культурный и другой, — имея в виду, что в совокупности опыт охватывает все сферы жизни.

    3. Цель философии (по Дьюи, Джемсу и др.) — помочь человеку в потоке опыта двигаться по направлению к поставленной цели и достигать ее. Данная идея легла в основу философии американ­ского прагматизма.

    Если ранние американские прагматики (Джемс) считали, что философия в тесной связи с опытом помогает найти истину, которая ведет к новому опыту и в дальнейшем к достижению поставленных целей (то есть является связующим звеном внутри цепочки опыта и между опытом и поставленной целью), то Дьюи новаторски развил данную идею и уточнил задачи философии.

    4. Согласно Дьюи основная задача философии не в том, чтобы, правильно используя опыт, добиваться единичных целей, а в том, чтобы с помощью философии преобразовать сам опыт, системати­чески совершенствовать опыт во всех сферах человеческой жизни.

    Поскольку значительная доля опыта (исключая узкопрофес­сиональный, спиритический и др.) накапливается при взаимо­действии индивида с обществом и внутри общества, то важней­шим условием совершенствования опыта является совершенст­вование самого общества — социальная реконструкция.

    Социальная реконструкция включает в себя:

    • • совершенствование отношений собственности, что подразу­мевает наделение собственностью как можно большего числа людей, расщепление собственности между собственниками, с одной стороны, и ее максимальное объединение для про­изводственно-хозяйственных целей, с другой стороны (фак­тически речь идет об акционировании собственности);
    • • через акционирование и иное совершенствование отноше­ний собственности — приближение человека к результатам своего труда, сокращение паразитирующей прослойки, при­сваивающей часть результатов труда (крупные единоличные собственники, работодатели, монополисты и др.);
    • • более справедливое распределение произведенных материаль­ных благ;
    • • борьбу с бедностью, постоянную заботу государства об улучше­нии благосостояния граждан;
    • • обеспечение прав человека и совершенствование демократи­ческого государственного устройства;
    • • наведение порядка в обществе, совершенствование, профес­сионализацию управления во всех сферах человеческой жиз­ни и деятельности;
    • • сглаживание внутренних и международных конфликтов. Другим ключевым средством совершенствования опыта поми­мо социальной реконструкции Дьюи считает применение к опыту глубоко разработанных научных методов "высоких технологий".

    Дьюи обращает внимание, что человечество достигло высо­чайших результатов во всех сферах жизни (особенно в науке и технике — то есть совершило научно-техническую революцию) благодаря разработке и внедрению в производство новейших научных методов, "высоких технологий", в то время как ни на­учные методы, ни высокие технологии абсолютно не применя­ются к управлению обществом, морали, опыту.

    Следовательно, опыт можно преобразовать, используя со­вершенные научные методы и высокие технологии, причем вне­дрять данные методы и технологии необходимо прежде всего в образовании (начальном, среднем, высшем) и через образование.

    Третий важнейший путь реконструкции опыта — совершен­ствование мышления (также на основе научных методов). 5. Поскольку согласно Дьюи основная задача философии за­ключается в том, чтобы совершенствовать опыт путем примене­ния к нему новейших научных методов, возникает вопрос о самом научном методе: что такое научный метод? каковы его основные характеристики?.

    Учение о методе занимает значительное место в философии Дьюи.

    По Дьюи:

    • • метод — порядок (процесс) приобретения знания и дальней­шего функционирования приобретенного знания в ходе че­ловеческого опыта;
    • • основная задача науки и научного метода — оптимальное достижение человеком своих целей;
    • • от того, насколько способствует научный метод достижению целей, зависит его истинность; то есть метод, при использо­вании которого цель достигнута, — истинный (правильный); а тот метод, который не ведет к цели или усложняет ее дос­тижение, — ложный;
    • • следовательно, научный метод является инструментом ус­пешной человеческой деятельности, достижения целей. Данный подход к методу как средству достижения цели по­лучил название инструментализма.

    Исходя из идей инструментализма и диалектики, Дьюи дела­ет ряд выводов:

    • • не может быть "метода вообще" (либо методы, не направленные на практический результат, не заслуживают внимания);
    • • существуют конкретные методы для достижения конкретных целей;
    • • следовательно, необходимо выявить конкретный механизм дей­ствия метода.

    Для поиска конкретного механизма действия метода Д. Дьюи выводит учение о проблематической ситуации и путях ее разре­шения, суть которого в следующем:

    • • потребность в методе (как в опыте) возникает при наличии актуального (действительного) сомнения, которое мешает дальнейшим действиям;
    • • данное актуальное сомнение порождает "проблематическую ситуацию" — конкретную (любую) жизненную ситуацию, ко­торую необходимо решить с помощью конкретных шагов;
    • • решение проблематической ситуации зачастую связано с выбором альтернатив (в решениях и поступках);
    • • цель научного метода — превратить проблематическую си­туацию в решенную ситуацию;
    • • действие научного метода осуществляется в процессе преоб­разования проблематической ситуации в решенную;
    • • следовательно, научным методом (конкретным воплощением его действия) являются конкретные шаги по превращению про­блематической ситуации в решенную.

    Джон Дьюи выделяет следующие конкретные шаги (этапы преобразования проблематической ситуации в решенную):

    • • ощущение затруднения, препятствия (зачастую тревожное, не имеющее четкого объяснения) — в данном случае необходи­мо: выяснить источник подобного ощущения; осознать про­блему; четко сформулировать, в чем заключается проблема;
    • • после того как имеющаяся проблема четко сформулирована, неопределенная ситуация превращается в проблематическую; на данном этапе необходимо: четко поставить конечную цель; осознать возможные трудности;
    • • выдвижение гипотезы (решение последовательности дейст­вий), которая приведет к решению проблемы, устранению проблематической ситуации;
    • • критический анализ гипотезы; теоретическое моделирование (предвидение, основанное на опыте) действия гипотезы на каждом этапе решения поставленной цели;
    • • принятие окончательного решения, воплощение смоделирован­ной гипотезы в жизнь, решение проблематической ситуации, экспериментальная проверка примененной гипотезы на ис­тинность (при достижении результата) либо ложность (при недостижении результата).

    Также Д. Дьюи выделяет признаки, которым должен соответ­ствовать научный метод:

    • • способность к самоисправлению (в зависимости от вновь при­обретенного опыта, как положительного, так и отрицательного);
    • • способность к действию (применемый научный метод дол­жен не только отражать окружающую действительность, но и действовать в любой ситуации);
    • • истинность (только те методы, которые привели к достижению цели, истинны и заслуживают их дальнейшего применения).

    6. Рассматривая проблему познания, Джон Дьюи также прояв­ляет философское новаторство.

    Из общего массива накопленных знаний, опыта Д. Дьюи выделяет различные типы знания:

    • • "эпистеме" — достоверное знание, проверенное теорией и практикой (опытом);
    • • "докса" — недостоверное знание (догадки, мнение) людей, которые неспособны подняться до подлинного знания. Данные виды знания являются результатом двух типов по­знания:
    • • непосредственного, чувственного — доступно всем, но не­достоверно, дает поверхностное знание ("докса") вследствие того, что окружающий мир изменчив и неустойчив;
    • • созерцание чистых идей — доступно немногим, однако, по­скольку "чистые идеи" устойчивы, постоянны и универсаль­ны, они дают достоверное знание — "эпистиме".

    Следуя Платону, Дьюи считает, что:

    • • чувственное знание свойственно людям, занятым физиче­ским трудом и, как правило, не имеющим образования, — рабочим, крестьянам, торговцам и т. д.;
    • • высшая духовная деятельность (духовное познание через созер­цание чистых идей) свойственна людям специально подготовлен­ным, очень образованным и не занятым физическим трудом.

    В связи с тем, что исторически труд людей делился на низ­кую физическую деятельность и высшую духовную, то соответ­ственно выделилось два типа мировоззрения (и познания):

    • • материалистическое;
    • • идеологическое.

    Спор между материализмом и идеализмом (мировоззрением, способом познания) был актуален и существовал тогда, когда имело место разделение труда на грубую физическую деятель­ность и высшую духовную.

    По мере стирания грани между физическим и умственным трудом, их сближения конфликт между материализмом и идеа­лизмом будет сглаживаться, уменьшаться.

    В будущем, по Дьюи, когда умственный труд сольется с фи­зическим и грань между ними исчезнет, будет исчерпан кон­фликт между материализмом и идеализмом. Но поскольку именно умственный труд побеждает, поглощает физический (а не наоборот) и в конечном итоге одержит окончательную побе­ду, то и идеализм одержит окончательную победу над материа­лизмом и станет основным мировоззрением и способом познания.

    Пока же указанного процесса не произошло, необходимо использовать и идеалистический, и материалистический спосо­бы познания, но поскольку высшая умственная деятельность постепенно вытесняет грубый физический труд, то, используя оба типа познания (как идеалистический, так и материалистиче­ский), уклон следует делать в пользу идеалистического.

    Разработав теорию научного метода и учение о проблемати­ческой ситуации, Дьюи делает еще одно философское открытие.

    Поскольку достоверное знание и правильное использование научного метода приводит к превращению проблематической си­туации в решенную, то данная ситуация приобретает иное каче­ство. Следовательно, познание приводит к качественному измене­нию объекта познания, познание изменяет само существование предмета познания.

    7. Особое место в своем творчестве Д. Дьюи уделяет проблеме морали и социальной философии.

    Можно выделить следующие положения учения Дьюи о мора­ли и общественной жизни:

    • • не существует единственно возможного "высшего блага", к которому должно стремиться человечество;
    • • существует плюрализм целей и благ;
    • • цели и блага не могут быть абстрактны, они конкретны;
    • • основными благами являются здоровье, богатство, честь, доброе имя, дружба, высокая оценка со стороны общества, образован­ность, умеренность, справедливость, доброжелательность;
    • • большинство людей стремится к указанным благам, причем не к данным благам вообще, а к конкретному размеру указанных благ;
    • • достижение любого блага есть изменение в качестве опыта;
    • • следовательно, сам рост является во всех случаях главной моральной целью;
    • • моральные заповеди (не убий, не укради и т. д.) не имеют абсолютного характера (например, на войне по отношению к врагу) и справедливы (либо несправедливы) лишь в каждом конкретном случае;
    • • демократия является наиболее оптимальной формой челове­ческого общежития;
    • • лозунг "цель оправдывает средства" неправилен по своей сути и должен быть отвергнут;
    • • цели должны соответствовать средствам, а средства — целям; применение неблаговидных средств обязательно приведет к качественному изменению целей (цели придут в соответст­вие со средствами);
    • • демократия должна отказаться от насилия, войны и исполь­зовать только мирные средства (это же касается и всего че­ловечества);
    • • общество нуждается в сглаживании социальных противоре­чий, социальной реконструкции;
    • • основной рычаг социальной реконструкции - применение на­учных методов и высоких технологий в образовании и морали.

    21.07.2016, 586 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.