AAA
Обычный Черный



Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Общая характеристика германской классической философии. «Критическое» учение И.Канта: гносеология, этика, эстетика

Общая характеристика германской классической философии. «Критическое» учение И.Канта: гносеология, этика, эстетика

Содержание

    Общая характеристика германской классической философии

    1. Немецкая философия XIX в. — уникальное явление мировой философии.

    Уникальность немецкой философии в том, что за чуть более чем 100 лет ей удалось:

    • • глубоко исследовать проблемы, веками мучающие человече­ство, и прийти к таким выводам, которые определили все будущее развитие философии;
    • • совместить в себе почти все известные в тот период фило­софские направления — от субъективного идеализма до вуль­гарного материализма и иррационализма;
    • • открыть десятки имен выдающихся философов, которые вошли в "золотой фонд" мировой философии (Кант, Фихте, Гегель, Маркс, Энгельс, Шопенгауэр, Ницше и др.).

    2. В целом в немецкой философии XIX в. можно выделить следующие основные направления:

    • немецкая классическая философия (первая половина XIX в.);
    • • материализм (середина и вторая половина XIX в.);
    • • иррационализм (вторая половина и конец XIX в.), "филосо­фия жизни".

    3. Немецкая классическая философия получила особое распро­странение в конце XVIII - первой половине XIX вв. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких фило­софов того времени:

    • • Иммануила Канта (1724 - 1804);
    • • Иоганна Фихте (1762 - 1814);
    • • Фридриха Шеллинга (1775 - 1854);
    • • Георга Гегеля (1770 - 1831);
    • • Людвига Фейербаха (1804 - 1872).

    В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления:

    • • объективный идеализм (Кант, Шеллинг, Гегель);
    • • субъективный идеализм (Фихте);
    • • материализм (Фейербах).

    Немецкая классическая философия разработала несколько общих проблем, что позволяет говорить о ней как о целостном явлении. Она:

    • • повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание и др.) к исследованию челове­ческой сущности;
    • • особое внимание уделила проблеме развития;
    • • значительно обогатила логико-теоретический аппарат фило­софии;
    • • взглянула на историю как целостный процесс.

    4. Основоположником немецкой классической философии считается Иммануил Кант (1724 — 1804).

    Иммануил Кант:

    • • дал объяснение возникновению Солнечной системы в силу есте­ственных причин на основе законов Ньютона — из вращающейся туманности разряженных в пространстве частиц материи;
    • • выдвинул теорию о наличии границ познавательной способ­ности человека и невозможности познать внутреннюю сущ­ность вещей и явлений окружающего ("вещей в себе");
    • выдвинул учение о категориях — основополагающих, пре­дельно общих понятиях, которыми оперирует философия;
    • • сформулировал моральный закон ("категорический императив");
    • • выдвинул идею о "вечном мире" в будущем, основанном на экономической неэффективности войны и ее правовом запрете. Георг Гегель (1770 — 1831) отождествил бытие и мышление,

    выдвинул учение об абсолютной идее, независимой от сознания и являющейся первопричиной всего сущего, материального ми­ра, и тем самым глубоко обосновал концепцию объективного идеализма, распространенную в ряде стран Запада.

    Исключительная заслуга Гегеля перед философией - разра­ботка диалектики — учения о всеобщем развитии, его основных законов и принципов.

    Иоганн Фихте (1762 —.1814), наоборот, внес большой вклад в разработку концепции субъективного идеализма, согласно кото­рой единственной и главной реальностью для человека является он сам, его сознание (так называемая "Я-концепция").

    Фридрих Шеллинг (1775 - 1854) глубоко обосновал понима­ние природы с позиций объективного идеализма, выдвинул идею, согласно которой свобода и правовой строй изначально заложены в природе.

    Людвиг Фейербах (1804 — 1872) был представителем мате­риалистического направления в немецкой классической фило­софии. Фейербах подверг критике идеализм и выдвинул целостную и последовательную материалистическую картину мира. В своей философии Фейербах выступал как полный атеист, доказывал от­сутствие Бога, его искусственность, выдуманность людьми, перене­сением на личность Бога нереализованных человеческих идеалов. 5. Другим направлением немецкой философии XIX в. наряду с немецкой классической философией был материализм, полу­чивший широкое распространение во второй половине XIX в.

    Немецкий материализм XIX в. представлен главным образом:

    • • философией Людвига Фейербаха;
    • • марксистской философией;
    • • творчеством вульгарных материалистов.

    Атеистическая и материалистическая философия Людвига Фей­ербаха причисляется как к немецкой классической философии, так и к материализму. Это справедливо, так как философия Фей­ербаха завершила немецкую классическую философию и заложила основы немецкого материализма XIX в., явилась водораз­делом между ними.

    6. Классический материализм XIX в. представлен марксизмом, комплексным учением, в состав которого входили:

    • • марксистская философия;
    • • политэкономия (экономическое учение);
    • • научный коммунизм (социально-политическая теория). Основателями марксизма были немецкие ученые и филосо­фы Карл Маркс (1818 - 1883) и Фридрих Энгельс (1820 - 1895).

    Марксистская философия:

    • • выдвинула последовательно-материалистическую картину мира;
    • • показала роль экономики, производства для материального и общественного бытия;
    • • осмысливала философские проблемы с позиций диалектики (диалектического материализма);
    • • рассматривала историю как целенаправленный и закономер­ный процесс (исторический материализм);
    • • дала подробную картину возникновения человека, общества, государства;
    • • выступала с атеистических позиций.

    7. Разновидностью немецкого материализма XIX в. был вуль­гарный материализм. Вульгарные материалисты — Фохт, Бюхнер, Молешотт — смотрели на проблемы человека, окружающего мира, познания исключительно с позиций естественных наук (физики, химии, биологии). В частности, они:

    • • механически переносили законы природы (поведение, орга­низацию жизни животных, естественный отбор, борьбу за существование) на человеческое общество (социальный дар­винизм); отрицали идеальное, идеальность сознания;
    • • рассматривали деятельность сознания как физиологический процесс ("мозг выделяет мысль, как печень — желчь").

    8. Во второй половине XIX в. особое распространение в Гер­мании получили идеи иррационализма.

    Иррационализм — направление в философии, отрицавшее объ­ективные законы бытия и истории, диалектику, воспринимавшее окружающий мир и историю как хаос, цепь случайностей.

    Основоположником иррационализма считается Артур Шо­пенгауэр (1788 - 1860).

    В целом философия Шопенгауэра наполнена пессимистиче­ским духом, неверием в возможности человека влиять на окру­жающий мир и собственную жизнь.

    Близкой к иррационализму является "философия жизни", ко­торая ставит в центр внимания не отвлеченные понятия — бы­тие, идея, материя и т. д., а бытие человека в мире — то есть жизнь, единственную реальность для человека.

    Одним из основоположников "философии жизни" являлся Фридрих Ницше (1844 — 1900). В частности, им были выдвинуты идеи о возможности человека полностью влиять на свою судьбу, движущих силах человеческого поведения ("воля к жизни", "воля к власти" — экспансия своего "Я"), иллюзорности, неактуально­сти Бога ("Бог умер").

    В будущем "философия жизни" легла в основу популярных современных философских направлений — прагматизма и экзи­стенциализма.

    «Критическое» учение И.Канта: гносеология, этика, эстетика

    1. Основоположником немецкого классического идеализма счи­тается Иммануил Кант (1724 - 1804) - немецкий (прусский) философ, профессор Кенигсберского университета.

    Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода:

    • • докритический (до начала 70-х гг. XVIII в.);
    • • критический (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.).

    В течение докритического периода философский интерес И. Кан­та был направлен на проблемы естествознания и природы.

    В более поздний, критический период интерес Канта сме­стился на вопросы деятельности разума, познания, механизма познания, границ познания, логики, этики, социальной фило­софии. Свое наименование критический период получил в связи с названием вышедших в то время трех фундаментальных фило­софских произведений Канта:

    • • "Критика чистого разума";
    • • "Критика практического разума";
    • • "Критика способности суждения".

    2. Важнейшими проблемами философских исследований Канта докритического периода были проблемы бытия, природы, естест­вознания. Новаторство Канта при исследовании данных проблем заключается в том, что он был одним из первых философов, который, рассматривая данные проблемы, большое внимание уделил проблеме развития.

    Философские выводы Канта были революционными для его эпохи:

    • • Солнечная система возникла из большого первоначального облака разреженных в космосе частиц материи в результате вращения данного облака, которое стало возможным благо­даря движению и взаимодействию (притяжению, отталкива­нию, столкновению) составлявших его частиц.
    • • природа имеет свою историю во времени (начало и конец), а не вечна и неизменна;
    • • природа находится в постоянном изменении и развитии;
    • • движение и покой относительны;
    • • все живое на земле, в том числе и человек, — результат есте­ственной биологической эволюции.

    В то же время идеи Канта несут в себе отпечаток мировоз­зрения того времени:

    • • механические законы изначально не заложены в материи, а имеют свою внешнюю причину;
    • • данной внешней причиной (первоначалом) является Бог. Несмотря на это, современники Канта считали, что его от­крытия (особенно о возникновении Солнечной системы и био­логической эволюции человека) по своей значимости соизмери­мы с открытием Коперника (вращение Земли вокруг Солнца).

    3. В основе философских исследований Канта критического периода (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.) лежит проблема познания.

    В своей книге "Критика чистого разума" Кант отстаивает идею агностицизма — невозможности познания окружающей действи­тельности.

    Большинство философов до Канта видело в качестве глав­ной причины трудностей познания именно объект познаватель­ной деятельности — бытие, окружающий мир, который содержит в себе множество неразгаданных на протяжении тысячелетий тайн. Кант же выдвигает гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действитель­ность — объект, а субъект познавательной деятельности — чело­век, а точнее, его разум.

    Познавательные возможности (способности) человеческого ра­зума ограничены (то есть разум не может всего). Как только ра­зум человека со своим арсеналом познавательных средств пыта­ется выйти за собственные рамки (возможности) познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия. Данные нераз­решимые противоречия, которых Кантом было обнаружено че­тыре, Кант назвал антиномиями.

    Первая антиномия - ОГРАНИЧЕННОСТЬ ПРОСТРАНСТВА

    Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве.

    Мир не имеет начала во времени и безграничен.

    Вторая антиномия - ПРОСТОЕ И СЛОЖНОЕ

    Существуют только простые элемен­ты и то, что состоит из простых. .

    В мире нет ничего простого.

    Третья антиномия - СВОБОДА И ПРИЧИННОСТЬ

     

    Существует не только причинность по законам природы, но и свобода.

    Свободы не существует. Все в мире совершается в силу строгой причин­ности по законам природы.

    Четвертая антиномия - НАЛИЧИЕ БОГА

    Есть Бог - безусловно необходимое существо, причина всего сущего.

    Бога нет. Нет никакого абсолютно необходимого существа - причины всего сущего.

    С помощью разума можно логически доказать одновременно оба противоположных положения антиномий — разум заходит в тупик. Наличие антиномий, по Канту, - доказательство наличия границ познавательных способностей разума.

    Также в "Критике чистого разума" И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности и выде­ляет три понятия, характеризующих знание:

    • апостериорное знание;
    • • априорное знание;
    • • "вещь в себе".

    Апостериорное знание — то знание, которое получает человек в результате опыта. Данное знание может быть только предпо­ложительным, но не достоверным, поскольку каждое утвержде­ние, взятое из данного типа знания, необходимо проверять на практике, и не всегда такое знание истинное. Например, чело­век из опыта знает, что все металлы плавятся, однако теоретиче­ски могут встретиться металлы, не подверженные плавлению; или "все лебеди белые", но иногда в природе могут встретиться и черные, следовательно, опытное (эмпирическое, апостериор­ное) знание может давать осечки, не обладает полной достовер­ностью и не может претендовать на всеобщность.

    Априорное знание — доопытное, то есть то, которое сущест­вует в разуме изначально и не требует никакого опытного дока­зательства. Например: "Все тела протяженные", "Человеческая жизнь протекает во времени", "Все тела имеют массу". Любое из этих положений очевидно и абсолютно достоверно как с опыт­ной проверкой, так и без нее. Нельзя, например, встретить тело, не имеющее размеров или без массы, жизнь живого человека, протекающую вне времени. Только априорное (доопытное) зна­ние абсолютно достоверно и надежно, обладает качествами все­общности и необходимости.

    Следует оговориться: теория Канта об априорном (изначаль­но истинном) знании была полностью логичной в эпоху Канта, однако открытая А. Энштейном в середине ХХ в. теория отно­сительности поставила ее под сомнение.

    "Вещь в себе" — одно из центральных понятий всей филосо­фии Канта. "Вещь в себе" — это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом.

    4. Кант выделяет схему познавательного процесса, согласно которой:

    • • внешний мир первоначально осуществляет воздействие ("аф­фицирование") на органы чувств человека;
    • • органы чувств человека принимают аффицированные образы внешнего мира в виде ощущений;
    • • человеческое сознание приводит полученные органами чувств разрозненные образы, ощущения в систему, в результате че­го в человеческом разуме возникает целостная картина ок­ружающего мира;
    • • целостная картина окружающего мира, возникающая в разу­ме на основании ощущений, есть всего лишь видимый разу­мом и чувствами образ внешнего мира, который не имеет ничего общего с реальным миром;
    • реальный мир, образы которого воспринимают разум и чувства, является "вещью в себе" — субстанцией, которая абсолютно не может быть понята разумом;
    • человеческий разум может лишь познать образы огромного множества предметов и явлений окружающего мира — "ве­щей в себе", но не их внутреннюю сущность.

    Таким образом, при познании разум наталкивается на две непроницаемые границы:

    • • собственные (внутренние для разума) границы, за которыми возникают неразрешимые противоречия — антиномии;
    • • внешние границы - внутреннюю сущность вещей в себе.

    5. Само человеческое сознание (чистый разум), принимающее сигналы — образы от непознаваемых "вещей в себе" — окру­жающего мира, также, по Канту, имеет свою структуру, которая включает в себя:

    • • формы чувственности;
    • • формы рассудка;
    • • формы разума.

    Чувственность — первый уровень сознания. Формы чувствен­ности пространство и время. Благодаря чувственности созна­ние первоначально систематизирует ощущения, размещая их в пространстве и времени.

    Рассудок — следующий уровень сознания. Формы рассудка — категории — предельно общие понятия, с помощью которых происходит дальнейшее осмысление и систематизация первона­чальных ощущений, размещенных в "системе координат" про­странства и времени. (Примеры категорий — количество, каче­ство, возможность, невозможность, необходимость и т. д.)

    Разум - высший уровень сознания. Формами разума являют­ся окончательные высшие идеи, например: идея Бога; идея ду­ши; идея сущности мира и др.

    Философия, по Канту, является наукой о данных (высших) идеях. 6. Большая заслуга Канта перед философией в том, что им было выдвинуто учение о категориях (в переводе с греческого — высказываниях) - предельно общих понятиях, с помощью кото­рых можно описать и к которым можно свести все сущее. (То есть нет таких вещей или явлений окружающего мира, которые не обладали бы признаками, характеризуемыми данными кате­гориями.) Таких категорий Кант выделяет двенадцать и делит их на четыре класса по три в каждом.

    Данными классами являются:

    • • количество;
    • • качество;
    • • отношение;
    • • модальность.

    (То есть все в мире обладает количеством, качеством, отно­шениями, модальностью.)

    Сами категории:

    • количества — единство, множество, цельность;
    • • качества — реальность, отрицание, ограничение;
    • • отношения - субстанциональность (присущность) и акциден­ция (самостоятельность); причина и следствие; взаимодействие;
    • • модальность — возможность и невозможность, существова­ние и несуществование, необходимость и случайность.

    Система категорий также имеет свою внутреннюю структуру:

    первые две категории каждого из четырех классов — противопо­ложные характеристики свойства класса, третьи — их синтез. На­пример, крайними противоположными характеристиками коли­чества являются единство и множество, их синтезом - цельность; качества - реальность и отрицание (нереальность), их синтез -ограничение и т. д.

    Согласно Канту с помощью категорий — предельно общих характеристик всего сущего — рассудок осуществляет свою дея­тельность: располагает по "полочкам разума" хаос первоначаль­ных ощущений, благодаря чему является возможной упорядо­ченная мыслительная деятельность.

    7. Наряду с "чистым разумом" — сознанием, осуществляющим мыслительную деятельность и познание, Кант выделяет "прак­тический разум", под которым понимает нравственность и также подвергает его критике в своем другом ключевом произведении — "Критика практического разума".

    Главные вопросы "Критики практического разума":

    • Какой должна быть мораль?
    • • Что есть моральное (нравственное) поведение человека?

    Осмысливая данные вопросы, Кант приходит к следующим выводам:

    • • чистая нравственность — признанное всеми добродетельное общественное сознание, которое отдельный индивид вос­принимает как свое собственное;
    • • между чистой нравственностью и реальной жизнью (поступ­ками, побуждениями, интересами людей) существует силь­ное противоречие;
    • • мораль, поведение человека должны быть независимы от вся­ких внешних условий и должны подчиняться только мораль­ному закону.

    И. Кант следующим образом сформулировал моральный закон, который имеет высший и безусловный характер, и назвал его кате­горическим императивом: "Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства".

    В настоящее время моральный закон (категорический импера­тив), сформулированный Кантом, понимается следующим образом:

    • • человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех;
    • • человек должен относиться к другому человеку (как и он -мыслящему существу и уникальной личности) только как к цели, а не как к средству.

    8. В своей третьей книге критического периода — "Критика спо­собности суждения" — Кант выдвигает идею всеобщей целесооб­разности:

    • целесообразности в эстетике (человек наделен способностя­ми, которые должен максимально успешно использовать в различных сферах жизни и культуры);
    • • целесообразности в природе (все в природе имеет свой смысл — в организации живой природы, организации неживой природы, строении организмов, размножении, развитии);
    • • целесообразности духа (наличие Бога).

    9. Социально-политические взгляды И. Канта:

    • • философ считал, что человек наделен изначально злой природой;
    • • видел спасение человека в моральном воспитании и жестком следовании моральному закону (категорическому императиву);
    • • был сторонником распространения демократии и правового порядка — во-первых, в каждом отдельном обществе; во-вторых, в отношениях между государствами и народами;
    • • осуждал войны как наиболее тяжкое заблуждение и преступ­ление человечества;
    • • считал, что в будущем неизбежно наступит "высший мир" — войны будут либо запрещены правом, либо станут экономи­чески невыгодными.

    10. Историческое значение философии Канта в том, что им было:

    • • дано основанное на науке (механике Ньютона) объяснение возникновения Солнечной системы (из вращающейся ту­манности разряженных в пространстве элементов);
    • • выдвинута идея о наличии границ познавательной способно­сти разума человека (антиномии, "вещи в себе");
    • • выведено двенадцать категорий - предельно общих понятий, которые составляют каркас мышления;
    • • сформулирован категорический императив — моральный закон;
    • • выдвинута идея демократии и правового порядка как в каж­дом отдельном обществе, так и в международных отношениях;
    • • осуждены войны, предсказан "вечный мир" в будущем, основан­ный на экономической невыгодности войн и их правовом запрете.

    18.07.2016, 780 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.