Разумное. Доброе. Вечное.

AAA
Обычный Черный

Рекомендованное

Котики

Опрос

Навигация

Стих дня

Всякая поэзия есть выражение душевного состояния.
© Бергсон А.

17 ноября

Про колбасу

а это кто бредет во мраке
лохматый страшный и босой
так это ж петр на кухню за кол
басой

Новости культуры от Яндекса

ГлавнаяФилософия для любознательных Натурфилософия Возрождения: деизм, пантеизм, диалектика. Характеристика натурфилософских учений


Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)


Натурфилософия Возрождения: деизм, пантеизм, диалектика. Характеристика натурфилософских учений

Натурфилософия Возрождения

В период Позднего Возрождения (XVI — XVII вв.) в Европе (осо­бенно Италии) получили распространение натурфилософские идеи.

В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Интерес к натурфилософии усиливается к концу XV - началу XVI века по мере того, как пересматривается средневековое отношение к природе как несамостоятельной сфере. На первый взгляд происходит возвращение к космоцентризму античного мышления. Однако в понимании природы, так же как и в трактовке человека, философия Возрождения имеет свою специфику. Эта специфика прежде всего сказывается в том, что природа трактуется пантеистически. В переводе с греческого "пантеизм" означает "всебожие". Христианский Бог здесь утрачивает свой трансцендентный характер; он как бы сливается с природой, а последняя тем самым обожествляется и приобретает черты, которые ей в такой мере не были свойственны в античности. Натурфилософы Возрождения, например знаменитый немецкий врач, алхимик и астролог Парацельс (1493-1541), видят в природе некое живое целое, пронизанное магическими силами, которые находят свое проявление не только в строении и функциях живых существ - растений, животных, человека, ангелов и демонов, но и в неодушевленных стихиях. Парацельс устанавливает особую систему аналогий между различными органами человека и животных, с одной стороны, и частями растений, строением минералов и движениями небесных светил - с другой. Вся природа, по Парацельсу, должна быть понята, исходя из трех алхимических элементов - ртути, серы и соли; ртуть соответствует духу, сера - душе, а соль - телу. Подобно тому как в человеке всеми отправлениями тела "заведует" душа, точно так же в каждой части природы находится некое одушевленное начало - архей, а потому для овладения силами природы необходимо постигнуть этот архей; войти с ним в своего рода магический контакт и научиться им управлять.

Такое магико-алхимическое понимание природы характерно именно для XV-XVI веков. Хотя оно и имеет точки соприкосновения с античным представлением о природе как целостном и даже одушевленном космосе, но существенно отличается от этого представления своим активистским духом, стремлением управлять природой с помощью тайных, оккультных сил. Не случайно натурфилософы Возрождения критиковали античную науку, и прежде всего физику Аристотеля, которая представлялась им слишком рационалистичной и приземленной, поскольку была почти полностью лишена магического элемента и проводила строгое различие между одушевленными существами и неодушевленными стихиями - огнем, воздухом, водой и землей. Гораздо ближе к возрожденческому способу мышления был неоплатонизм, тем более что он еще с XIIIXIV веков воспринимался как антитеза аристотелизма поздней схоластики. У неоплатоников натурфилософия заимствовала понятие мировой души, которое было отвергнуто в средние века как языческое, а теперь, напротив, все чаще ставилось на место трансцендентного христианского Бога. С помощью этого понятия натурфилософы стремились устранить идею творения: мировая душа представлялась как имманентная самой природе жизненная сила, благодаря которой природа обретает самостоятельность и не нуждается больше в потустороннем начале.

Представители натурфилософии:

  • • обосновывали материалистический взгляд на мир;
  • • стремились отделить философию от теологии;
  • • формировали научное мировоззрение, свободное от теологии;
  • • выдвигали новую картину мира (в которой Бог, Природа и Кос­мос едины, а Земля не является центром Вселенной);
  • • считали, что мир познаваем и в первую очередь благодаря чувственному познанию и разуму (а не Божественному от­кровению).

Наиболее яркими представителями натурфилософии эпохи Возрождения являлись Андреас Везалий, Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей.

Андреас Везалий (1514 — 1564) совершил революцию в фило­софии и медицине.

Везалий материалистически объяснил происхождение мира, в центре которого ставил человека.

Везалием были опровергнуты взгляды, более тысячи лет гос­подствовавшие в медицине со времен Галена (130 — 200) — древнеримского врача, который описал физиологию и строение человека, опираясь на исследования животных. Напротив, Веза­лий основывал свои выводы на многочисленных анатомических экспериментах и издал знаменитую для своего времени книгу "О строении человеческого тела", где подробно описал анатомию человека, которая гораздо больше соответствовала реальности, чем анатомия, описанная Галеном.

Николай Коперник (1473 — 1543), опираясь на астрономические исследования, выдвинул принципиально иную картину бытия:

  • • Земля не является центром Вселенной (отвергался геоцентризм);
  • • Солнце является центром по отношению к Земле (геоцентризм заменялся гелиоцентризмом), Земля вращается вокруг Солнца;
  • • все космические тела движутся по собственной траектории;
  • • космос бесконечен;
  • • процессы, происходящие в космосе, объяснимы с точки зрения природы и лишены "священного" смысла.

Джордано Бруно (1548 — 1600) развил и углубил философ­ские идеи Коперника:

  • • Солнце является центром только по отношению к Земле, но не центром Вселенной;
  • • Вселенная не имеет центра и бесконечна;
  • • Вселенная состоит из галактик (скоплений звезд);
  • • звезды — небесные тела, подобные Солнцу и имеющие свои планетные системы;
  • • число миров во Вселенной бесконечно;
  • • все небесные тела — планеты, звезды, а также все, что име­ется на них, обладают свойством движения;
  • • не существует Бога, отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог — одно целое.

Воззрения Джордано Бруно (1548—1600), являющегося фило­софом и поэтом, характеризуются как пантеизм (pan — все и theos - - Бог) — философское учение, согласно которому Бог ото­ ждествляется с мировым целым. В этом мировом целом мировая душа и мировой божественный разум совпадают. Оформлению пантеистической натурфилософии во многом способствовало зна­ комство Дж. Бруно с воззрениями Николая Кузанского: Бруно усматривал цели философии в познании не сверхприродного Бога, а природы, являющейся «Богом в вещах». Разделяя космологи­ ческую теорию Н. Коперника, оказавшую на него огромное влия­ ние, Бруно развивал идеи о бесконечности природы и бесконечном множестве миров Вселенной. Он рассматривал диалектические идеи о внутреннем родстве и совпадении противоположностей. В бесконечности, согласно Бруно, отождествляясь, сливаются прямая и окружность, центр и периферия, форма и материя. Ос­ новной единицей сущего является монада, в деятельности которой оказываются слиянными телесное и духовное, объект и субъект. Высшую субстанцию составляет «монада монад», или Бог. Как целое она проявляется во всем единичном по принципу «все во всем».

Этические воззрения Бруно заключаются в утверждении «ге­ роического энтузиазма», безграничной любви к бесконечному. Это уподобляет людей божеству, отличает их как подлинных мысли­ телей, поэтов и героев, которые возвышаются над размеренной повседневностью. Идеи Бруно оказали влияние на таких мысли­ телей, как Б. Спиноза, Г. Лейбниц, Ф.В. Шеллинг и др.

17 февраля 1600 г. Дж. Бруно был заживо сожжен на площади Цветов в Риме. Его труды тоже сожгли. Его имя было запрещено упоминать публично. Своей жизнью и творчеством Дж. Бруно за­ вершает эпоху Возрождения

Галилео Галилей (1564 — 1642) на практике подтвердил пра­вильность идей Николая Коперника и Джордано Бруно:

  • • изобрел телескоп;
  • • с помощью телескопа исследовал небесные тела;
  • • доказал, что небесные тела движутся не только по траекто­рии, но и одновременно вокруг своей оси;
  • • обнаружил пятна на Солнце и разнообразный ландшафт (горы и пустыни - "моря") на Луне;
  • • открыл спутники вокруг других планет;
  • • исследовал динамику падения тел;
  • • доказал множественность миров во Вселенной.

Галилеем был выдвинут метод научного исследования, кото­рый заключался в:

  • • наблюдении;
  • • выдвижении гипотезы;
  • • расчетах воплощения гипотезы на практике;
  • • экспериментальной (опытной) проверке на практике выдви­нутой гипотезы.

Деизм

Деизм (не путать с дуализмом Декарта — взаимосвязанно­стью и равноправием материализма и идеализма) — направление в философии, сторонники которого:

  • • отвергали идею личного Бога;
  • • не соглашались с отождествлением Бога и Природы (панте­измом);
  • • видели в Боге первоначало, причину всего сущего (но не более);
  • • отвергали возможность вмешательства Бога в процессы при­роды и дела людей, Его какое-либо влияние на ход истории, окружающий мир после его сотворения.

К деистическому направлению принадлежали Вольтер, Мон­тескье, Руссо, Кондильяк.

Деизм - направление в философии, сторонники которого до­пускали существование Бога только как первопричины, Творца всего сущего, однако отвергали Его какое-либо последующее влия­ние на окружающий мир, человека, ход истории, выступали как против персонификации Бога (наделения Его личностными черта­ми), так и против отождествления Бога с природой (пантеизма). К числу видных французских философов-деистов принадле­жали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.

2. Вольтер (наст. фамилия — Аруэ) Франсуа (1694 —- 1778) — философ, писатель, публицист, один из основоположников французского Просвещения, который:

  • • страстно выступал против религии, особенно католицизма (в отношении религии ему принадлежит известное высказыва­ние: "Раздавите гадину!");
  • • считал Бога основателем окружающего мира, связующим началом всего сущего, однако был убежден, что никакая теория и практика не сможет достоверно доказать ни Его наличие, ни Его отсутствие;
  • • видел необходимость в признании существования Бога с мо­рально-эстетической точки зрения для того, чтобы поддержи­вать порядок в обществе, держать людей (под угрозой Божьего наказания) в повиновении и жестких рамках нравственности;
  • • в отношении познания выступал за совмещение эмпиризма и рационализма, отдавая предпочтение первому;
  • • выступал за гуманное отношение к простому народу и ува­жение его прав, однако идеалом государства считал абсо­лютную монархию во главе с просвещенным властителем (то есть выдвинул идею "просвещенного абсолютизма"), а также вел переписку с рядом "просвещенных" монархов (в числе которых была императрица России Екатерина II) и давал практические рекомендации по обустройству государства. 

Современником и во многом единомышленником Вольтера был Шарль Луи Монтескье (1689 - 1755) - французский философ, писатель, юрист, ученый (во многих сферах знаний), который:

  • • выступал с позиций деизма — видел в Боге создателя, но от­вергал Его возможность вмешиваться в дела людей и про­цессы природы;
  • • видел в Боге средство для поддержания порядка и воспита­ния нравственности;
  • • отвергал идею бессмертия души, критиковал христианство и католическую Церковь за претензии на власть и влияние в обществе, введение в заблуждение верующих (во многих во­просах) и подавление человеческой инициативы;
  • • считал, что история делается людьми, а не в силу Божестве­нного предопределения;
  • • видел влияние климата и географии на устройство общества (южные страны с жарким климатом обычно тяготеют к деспотизму, северные с холодным климатом — к демократии, среднеевропейские с умеренным климатом периодически переходят от деспотизма к демократии и наоборот);
  • • считал, что до появления государства существовало "естествен­ное состояние", где люди беспрепятственно проявляли Свои ин­стинкты и удовлетворяли потребности, не считаясь друг с дру­гом, но когда подобное существование стало невозможным, люди создали государство на основе "общественного договора", который предусматривал взаимное признание прав и обязанно­стей друг друга и возникновение публичной власти;
  • • выдвинул идею "разделения властей" — то есть разделение государственной власти в целях ее более эффективного фун­кционирования и предотвращения деспотизма на три ветви — законодательную, исполнительную и судебную;
  • • выступал за верховенство закона.

Философия Монтескье имела большое значение для всей дальнейшей истории человечества, философом были выдвинуты основополагающие идеи, на которых строится большинство сов­ременных демократических государств:

  • • идея приоритета закона;
  • • идея разделения властей на законодательную, исполнитель­ную и судебную.

4. Жан Жак Руссо (1712 — 1778) основное внимание уделял социально-политической философии, выступал с позиций рево­люционной демократии.

В целом можно выделить следующие основные положения философии Руссо. Он:

  • • видел в Боге мировую волю и мировой разум;
  • • считал, что материя несотворима и объективно существует всегда;
  • • считал, что человек состоит из смертного тела и бессмертной души;
  • • был убежден, что человек не в силах до конца познать мир (в частности, сущностей вещей и явлений);
  • • выступал против религии как таковой, против христианства, однако из-за боязни того, что в случае ликвидации религии упадут нравы и исчезнут моральные ограничения, предлагал создать заменитель религии — "гражданскую религию", "культ великого существа (Бога)", "культ мировой воли" и т. д.;
  • • был сторонником эмпирического (опытного) познания;
  • • считал главной причиной противоречий в обществе частную собственность;
  • обосновал право народа на восстание (угнетенное, лишенное прав и собственности большинство имеет право свергнуть паразитирующее меньшинство и властителя и создать обще­ство по собственному усмотрению);
  • • в справедливом, идеальном обществе все должны обладать равными правами, а частная собственность равномерно должна быть распределена между всеми гражданами в размерах, не­обходимых для жизни (но не для обогащения);
  • • власть должна осуществляться не через парламент, а гражда­нами — непосредственно через собрания, сходы,
  • • в будущем государстве должна быть применена принципи­ально новая система воспитания детей: дети должны быть изолированы от окружающего мира в специальных учебных заведениях, где из них будут воспитывать людей нового об­щества — на идеях личной свободы, взаимоуважения, нетер­пимости к религии и деспотизму, владеющих профессией И понимающих ведущие науки.

5. Этьенн Кондильяк (1715 - 1780) меньше уделял внимания проблемам общества и основные усилия приложил к исследова­нию проблем познания (гносеологии). Можно выделить сле­дующие основополагающие идеи его философии:

  • • мир познаваем;
  • • человек может познать внешний мир настолько, насколько это позволят сделать его человеческие возможности (ума, ор­ганов чувств);
  • • окружающий мир является источником всех знаний;
  • • в основе познания лежит чувственное восприятие (отраже­ние органами чувств окружающей действительности в разуме человека);
  • • самостоятельного познания разумом без участия чувственно­го восприятия не существует.

Пантеизм

Пантеизм- от греч. theos, что означает бог. Это религиозные и философские учения, отождествляющие бога и мировое целое. Пантеистические тенденции проявлялись в еретической мистике средних веков. Пантеизм характерен для натурфилософии Возрождения и материалистической системе Спинозы, отождествившего понятие "бог" и "природа".

Подобное отношение к человеку знаменовало возникновение новых форм самосознания и ренессансного индивидуализма. В философии возрождения был сделан акцент на этических проблемах, учении о свободной воли индивида, направленной к добру и общему благу. Происходила своеобразная реабилитация человека и его разума. Оно отбрасывало средневеково-богословское отношение к человеку, как к греховному сосуду, обреченному в жизни на страдания. Целью земного бытия объявлялись радость и наслаждение. Провозглашалась возможность гармоничного существования человека и окружающего мира.

Гуманисты способствовали выработке идеала совершенной, всесторонне развитой личности, добродетели которой определялись не благородством по рождению, а делами, умом, талантами, заслугами перед обществом. В Гуманизме с самого начала были заключены натурфилософские тенденции, получившие особое развитие в 16 веке. Главная проблема, занимавшая натурфилософов - соотношение бога и природы. Рассматривая ее, они стремились преодолеть дуализм средневекового мышления, понимали мир как органическую связь материи и духа. Признавая материальность и бесконечность мира, они наделяли материю способностью воспроизводить самою себя, а вместе с тем и жизнью, создав учение о живом космосе.

Таким образом, в философских системах эпохи Возрождения, сформировалась пантеистическая картина мира. Представление о всеобщей одушевленности вселенной ставили под сомнение существование сверхнатурального, потустороннего, поскольку все чудесное объявлялось естественным, природным, потенциально познаваемым: стоило его открыть и объяснить, как оно переставало быть чудесным.

Такие суждения шли вразрез с церковной догмой. Средневековой схоластике, опиравшейся на книжные знания и авторитеты, гуманизм и натурфилософия противопоставили рационализм, опытный метод познания мира, базировавшийся на чувственном восприятии и эксперименте. Вместе с тем, одушевление космоса приводило к мысли о наличии таинственной связи между человеком и природой, признанию оккультных наук. Наука понималась как естественная магия, астрономия переплеталась с астрологией, и т.д.

В целом, понимание природы как внутреннего мастера, действующего самостоятельно, живущего по своим законам, означало разрыв с устоявшимися средневековыми представлениями о боге-творце и вело к зарождению новой естественной религии. В основе этого идеологического переворота лежал подъем производительных, материального производства, науки и техники. Все это привело к прогрессивному развитию Европы.

Диалектика

Мыслители Возрождения существенно обогатили учение о диалектике, ведущее свое начало от античности. Они также дали образцы применения диалектического метода к тем сферам мысли, в рамках которых он прежде не применялся. Под диалектикой понимается метод восхождения мысли от простого к сложному; он обязательно включает в себя целый ряд последовательных шагов; каждый последующий шаг не выводим строго логическим путем (путем формально-логического умозаключения) из предыдущих. Диалектика — метод исследования сложных предметов, таких, само мысленное вычленение которых из окружающей реальности сопряжено с большими трудностями. Только диалектический путь в совокупности всех последовательных шагов дает возможность сформулировать многостороннее определение предмета: совокупность этапов движения мысли и есть ответ на вопрос, чем является данный предмет. Исходные же посылки, как заметил еще Аристотель, приходится принимать условно, иначе рассуждение вообще не могло бы начаться, т.е. сдвинуться с мертвой точки. Диалектический взгляд противостоит такому представлению, согласно которому правильное понимание предмета может быть как бы «с ходу» сформулировано в одной фразе или высказывании. Диалектика обращает внимание на процессуальный характер знания. Кратко же могут быть сформулированы только выводы из него, т.е. только тогда, когда мысленный путь весь целиком пройден и подразумевается при формулировке выводов. Диалектический подход «приглашает» к соучастию в размышлении, к рассуждению, а не требует принимать мысль в готовом виде. 

Диалектика в эпоху Возрождения представлена трудами многих мыслителей. Однако особая заслуга в ее развитии принадлежит Н. Кузанскому (1401—1464), названному так по селению Куза в Германии, где он родился. 

Н. Кузанский, как многие мыслители Возрождения, в своих построениях исходил из христиански переработанного неоплатонизма. Неоплатонизм учит о божественной эмманации и ступенчатом строении мира. На вершине иерархии располагается Бог, а далее последовательно идут более низкие ступени бытия. Отправляясь от этой идеи, Н. Кузанский развил три главные части своего учения: структурно-математический метод, концепцию о совпадении абсолютного максимума и абсолютного минимума и, наконец, раскрыл то, что он называет «ученым неведением». Начнем с последнего. 

В трактате «Об ученом неведении» Н. Кузанский рассуждает следующим образом. Наше знание состоит в сравнивании и сопоставлении того, что нам неизвестно, с тем, что известно. Такой процесс познания не испытывает трудностей, когда познаются вещи конечные. Однако по-другому обстоит дело, когда речь идет о вещах бесконечных, — таково же большинство абстрактных объектов, объектов не чувственных, а мыслимых. Бесконечное не может быть познано посредством сопоставления с конечным, а только последнее нам известно достоверно. Надо признать, заключает мыслитель, что познание бесконечного прямым путем невозможно. В смелости признания этого факта и состоит «ученое неведение», отличающееся как от неумеренного гносеологического оптимизма людей, неискушенных в знании, так и от пессимизма тех, кто столкнулся о серьезными трудностями и спасовал. Если к познанию бесконечного нет прямого пути, то следует искать косвенный, «обходной» путь. Этот путь может быть только ступенчатым, поскольку посредствующими звеньями в нем будут выступать конечные вещи. Однако цепь, состоящая из познания конечных вещей, должна быть выстроена так, чтобы приближать нас к бесконечному. Таков первый аспект «ученого неведения». 

Другой аспект состоит в том, что, двигаясь по пути уподобления бесконечного конечному, наш разум все же не может постичь истину во всей полноте, во всей ее обнаженности. Но разум способен усматривать истину «сквозь покровы», не срывая их, не обнажая истины. Кажется, истина скрыта, но «просвечивает» сквозь покровы, скрывающие ее, к голой истине стремится только наивное мышление. Но голая истина слепит глаза, поэтому невозможна. Это так, потому что конечные вещи не только противостоят бесконечному, но и включают в себя бесконечное. Они символизируют бесконечное. Познание, таким образом, не столько открывает истину, сколько символизирует ее, свидетельствует о ней. Этот тезис опирается на идею Н. Кузанского, что «любое» существует в «любом» и все существует во всем. Последняя связана с учением о тождестве абсолютного максимума и абсолютного минимума. 

Бесконечное возникает в нашем сознании путем определенного качественного скачка. Бессмысленно увеличивать или уменьшать бесконечность, умножать или делить. Бесконечность плюс единица есть бесконечность. Бесконечность минус единица тоже есть бесконечность. И деление ее на то или другое число имеет своим результатом ту же самую бесконечность. Следовательно, существует абсолютный максимум, который не страдает ни от каких конечных операций. Но, будучи в этом смысле неделимым, он есть также и абсолютный минимум. Абсолютный максимум и абсолютный минимум есть одно и то же. Из этого заключения Н. Кузанский делает вывод о совпадении противоположностей в бесконечности. Следовательно, в Боге, поскольку он бесконечен, все различия и противопоставления тварного мира исчезают. Бесконечность, т.е. Бог, есть истина во всей полноте. Бог поэтому одинаково выше и всякого утверждения и всякого отрицания. Однако совпадение противоположностей в бесконечности в качестве намека на божественное встречается и в тварном мире. Например, окружность превратилась бы в прямую линию, если бы обладала бесконечно большим радиусом. Точно так же треугольник при увеличении до бесконечности одной из сторон превращается в прямую. Интеллект может обнаружить совпадение противоположностей в бесконечности в каждом конкретном случае. Способность охватывать принцип совпадения противоположностей отличает интеллект от разума и от чувств. Интеллект сверхрационален, это наивысший уровень познавательных способностей человека. Он оперирует бесконечностью и интуитивно схватывает совпадение противоположностей в бесконечности. 

Внимание к теме бесконечности приводит Н. Кузанского к понятиям бесконечно малого, предела и суммы бесконечно малых. Мыслитель разрабатывает структурно-математический метод, ставший непосредственным предшественником математического анализа — одной из фундаментальных математических теорий. Отправным пунктом структурно-математического метода является понятие «бытие-возможность». Бытие-возможность есть «дифференциал всего мирового бытия». Иначе говоря, это зародыш для миров. Это сжатый или стянутый максимум и как таковой он есть подобие высшего божественного максимума. Подобие двух максимумов связано, прежде всего, с их непрерывностью, становлением, текучестью. Оно есть вечное становление и неисчерпаемость. Н. Кузанский обращает внимание не на отдельные вещи и предметы, а на процессы. Именно процессуальность тварного мира составляет основу его подобия миру божественному. Вечность есть непрерывность, в которой невозможно выделить отдельные изолированные моменты. Процессуальность тварного мира объединяет его с миром вечным; прерывность, остановки, разделенность предметов во времени и пространстве отличают тварный мир от божественного. Мысль Н. Кузанского устремлена к бесконечности, а следовательно, он предпочитает рассматривать все предметы мысли в качестве процессов. Таково вообще свойство культуры Ренессанса: она устремлена к бесконечности. Поэтому в Ренессансе все предстает в структурно-математической форме, а часто геометрически. Геометрические фигуры и тела рассматриваются как текучие, переходящие друг в друга: треугольник переходит в прямую, прямая в окружность и обратно, а в пределе (в бесконечности) все сливается в нераздельное единство. Математически и геометрически рассматривается все — от человеческого тела до космоса. В художественном творчестве Возрождения особую роль начинает играть перспектива — объемное изображение, композиционно оформленное на фоне линий, уходящих в бесконечность.

Характеристика натурфилософских учений

Можно выделить ряд существенных черт в многообразии натурфилософских учений:

  • • обоснование бесконечности природы и единство ее частей;

  • • распространение гилозоизма (представление о всеобщей одушевленности и оживленности природы), посредством чего стиралась граница между органической и неорганической природой;

  • • последовательный пантеизм (т.е. прямо не отрицая существования Бога, натурфилософия отождествляла его с природой);

  • • признание существования объективных и постоянно действующих законов бытия, как в сфере естественного, так и сфере сверхъестественного;

  • • рассмотрение человека как частицы вселенной;

  • • признание идеи, что человек способен познать законы бытия и на базе этих законов могут быть разработаны методы, позволяющие человеку воздействовать на природные и сверхприродные силы ради достижения своих целей. Например, признавалось, что процесс выплавки железа из руды и процесс вызова дьявола – это две различные технологии;

  • • увлечение магией и алхимией. Алхимики исходили из идеи о внутренней связи сходных объектов. Такое сходство объяснялось тем, что все они причастны одной и той же универсалии. Таким образом, можно добиться превращения одних веществ в другие (свинца – в золото и серебро).

1308
28.06.2016 г.

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru


Индекс цитирования

Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении). И как ни прискорбно это признавать, но это необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

Если вы никак, ни под каким предлогом и ни за какие коврижки не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, покиньте сайт и забудьте о нём, как о кошмарном сне. Всем остальным - добра и печенек. С неизменной заботой, администрация сайта.