AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Французское Просвещение в его эволюции от старших просветителей к младшим. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//174/franczuzskoe-prosveshhenie-v-ego-evolyuczii-ot-starshix-prosvetitelej-k-mladshim/ (дата обращения: 25.04.2024)

Французское Просвещение в его эволюции от старших просветителей к младшим

Французское Просвещение в его эволюции от старших просветителей к младшим

Содержание

    Философия французского Просвещения XVIII в. Общая характеристика

    1. Французскую философию XVIII в. принято называть фило­софией Просвещения. Такое название французская философия XVIII в. получила в связи с тем, что ее представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и челове­ке, проявляли новаторство в своих философских исследованиях, открыто пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии и, в конечном итоге, идеологически подготовили Великую француз­скую революцию 1789 — 1794 гг.

    В философии французского Просвещения можно выделить три основных направления:

    • деистическое;
    • • атеистическо-материалистическое;
    • • утопическо-социалистическое (коммунистическое).

    2. Деизм (не путать с дуализмом Декарта — взаимосвязанно­стью и равноправием материализма и идеализма) — направление в философии, сторонники которого:

    • • отвергали идею личного Бога;
    • • не соглашались с отождествлением Бога и Природы (панте­измом);
    • • видели в Боге первоначало, причину всего сущего (но не более);
    • • отвергали возможность вмешательства Бога в процессы при­роды и дела людей, Его какое-либо влияние на ход истории, окружающий мир после его сотворения.

    К деистическому направлению принадлежали Вольтер, Мон­тескье, Руссо, Кондильяк.

    3. Другим возможным направлением философии французского Просвещения было атеистическо-материалистическое.

    Атеисты отвергали саму идею существования Бога в любых формах, объясняли происхождение мира и человека с материа­листических и естественно-научных позиций, в вопросах позна­ния отдавали предпочтение эмпиризму.

    Представителями атеистическо-материалистической фило­софии были Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.

    4. Утопическо-социалистическое (коммунистическое) направле­ние в философии французского Просвещения начало формиро­ваться еще в середине XVIII в., но особое распространение по­лучило во время Великой французской революции 1789 — 1794 гг. и после ее завершения.

    К числу французских социалистов-утопистов (коммунистов) принадлежали Мабли, Морелли, Бабеф, Оуэн, Сен-Симон.

    Основной интерес социалисты-утописты сосредоточили на проблеме разработки и построения идеального общества, осно­ванного на равенстве и социальной справедливости.

    Деистическое направление философии французского Просвещения XVIII в.

    1. Деизм - направление в философии, сторонники которого до­пускали существование Бога только как первопричины, Творца всего сущего, однако отвергали Его какое-либо последующее влия­ние на окружающий мир, человека, ход истории, выступали как против персонификации Бога (наделения Его личностными черта­ми), так и против отождествления Бога с природой (пантеизма). К числу видных французских философов-деистов принадле­жали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.

    2. Вольтер (наст. фамилия — Аруэ) Франсуа (1694 —- 1778) — философ, писатель, публицист, один из основоположников французского Просвещения, который:

    • • страстно выступал против религии, особенно католицизма (в отношении религии ему принадлежит известное высказыва­ние: "Раздавите гадину!");
    • • считал Бога основателем окружающего мира, связующим началом всего сущего, однако был убежден, что никакая теория и практика не сможет достоверно доказать ни Его наличие, ни Его отсутствие;
    • • видел необходимость в признании существования Бога с мо­рально-эстетической точки зрения для того, чтобы поддержи­вать порядок в обществе, держать людей (под угрозой Божьего наказания) в повиновении и жестких рамках нравственности;
    • • в отношении познания выступал за совмещение эмпиризма и рационализма, отдавая предпочтение первому;
    • • выступал за гуманное отношение к простому народу и ува­жение его прав, однако идеалом государства считал абсо­лютную монархию во главе с просвещенным властителем (то есть выдвинул идею "просвещенного абсолютизма"), а также вел переписку с рядом "просвещенных" монархов (в числе которых была императрица России Екатерина II) и давал практические рекомендации по обустройству государства.

    3. Современником и во многом единомышленником Вольтера был Шарль Луи Монтескье (1689 - 1755) - французский философ, писатель, юрист, ученый (во многих сферах знаний), который:

    • • выступал с позиций деизма — видел в Боге создателя, но от­вергал Его возможность вмешиваться в дела людей и про­цессы природы;
    • • видел в Боге средство для поддержания порядка и воспита­ния нравственности;
    • • отвергал идею бессмертия души, критиковал христианство и католическую Церковь за претензии на власть и влияние в обществе, введение в заблуждение верующих (во многих во­просах) и подавление человеческой инициативы;
    • • считал, что история делается людьми, а не в силу Божестве­нного предопределения;
    • • видел влияние климата и географии на устройство общества (южные страны с жарким климатом обычно тяготеют к деспотизму, северные с холодным климатом — к демократии, среднеевропейские с умеренным климатом периодически переходят от деспотизма к демократии и наоборот);
    • • считал, что до появления государства существовало "естествен­ное состояние", где люди беспрепятственно проявляли Свои ин­стинкты и удовлетворяли потребности, не считаясь друг с дру­гом, но когда подобное существование стало невозможным, люди создали государство на основе "общественного договора", который предусматривал взаимное признание прав и обязанно­стей друг друга и возникновение публичной власти;
    • • выдвинул идею "разделения властей" — то есть разделение государственной власти в целях ее более эффективного фун­кционирования и предотвращения деспотизма на три ветви — законодательную, исполнительную и судебную;
    • • выступал за верховенство закона.

    Философия Монтескье имела большое значение для всей дальнейшей истории человечества, философом были выдвинуты основополагающие идеи, на которых строится большинство сов­ременных демократических государств:

    • • идея приоритета закона;
    • • идея разделения властей на законодательную, исполнитель­ную и судебную.

    4. Жан Жак Руссо (1712 — 1778) основное внимание уделял социально-политической философии, выступал с позиций рево­люционной демократии.

    В целом можно выделить следующие основные положения философии Руссо. Он:

    • • видел в Боге мировую волю и мировой разум;
    • • считал, что материя несотворима и объективно существует всегда;
    • • считал, что человек состоит из смертного тела и бессмертной души;
    • • был убежден, что человек не в силах до конца познать мир (в частности, сущностей вещей и явлений);
    • • выступал против религии как таковой, против христианства, однако из-за боязни того, что в случае ликвидации религии упадут нравы и исчезнут моральные ограничения, предлагал создать заменитель религии — "гражданскую религию", "культ великого существа (Бога)", "культ мировой воли" и т. д.;
    • • был сторонником эмпирического (опытного) познания;
    • • считал главной причиной противоречий в обществе частную собственность;
    • обосновал право народа на восстание (угнетенное, лишенное прав и собственности большинство имеет право свергнуть паразитирующее меньшинство и властителя и создать обще­ство по собственному усмотрению);
    • • в справедливом, идеальном обществе все должны обладать равными правами, а частная собственность равномерно должна быть распределена между всеми гражданами в размерах, не­обходимых для жизни (но не для обогащения);
    • • власть должна осуществляться не через парламент, а гражда­нами — непосредственно через собрания, сходы,
    • • в будущем государстве должна быть применена принципи­ально новая система воспитания детей: дети должны быть изолированы от окружающего мира в специальных учебных заведениях, где из них будут воспитывать людей нового об­щества — на идеях личной свободы, взаимоуважения, нетер­пимости к религии и деспотизму, владеющих профессией И понимающих ведущие науки.

    5. Этьенн Кондильяк (1715 - 1780) меньше уделял внимания проблемам общества и основные усилия приложил к исследова­нию проблем познания (гносеологии). Можно выделить сле­дующие основополагающие идеи его философии:

    • • мир познаваем;
    • • человек может познать внешний мир настолько, насколько это позволят сделать его человеческие возможности (ума, ор­ганов чувств);
    • • окружающий мир является источником всех знаний;
    • • в основе познания лежит чувственное восприятие (отраже­ние органами чувств окружающей действительности в разуме человека);
    • • самостоятельного познания разумом без участия чувственно­го восприятия не существует.

    Атеистическо-материалистическое направление философии французского Просвещения XVIII в.

    1. Атеизм — направление в философии, сторонники которого полностью отрицают существование Бога в каких-либо его про­явлениях, а также религию.

    Материализм — направление в философии, не признающее самостоятельного идеального (духовного) начала в сотворении и бытии окружающего мира и объясняющее окружающий мир, его явления, человека с точки зрения естественных наук.

    Атеистическо-материалистическая философия была распро­странена во Франции XVIII в., накануне и во время Великой французской революции.

    Ее видными представителями являлись Мелье, Ламетри, Дид­ро, Гельвеций, Гольбах.

    2. Жан Мелье (1664 — 1729) — священник по профессии, в процессе жизни пришедший к полному отрицанию Бога и рели­гии (атеизму), философ-материалист:

    • • не допускал существования ничего сверхъестественного (в том числе и Бога);
    • • не верил в наличие идей, обособленных от материи, бессмертие души;
    • • считал, что весь окружающий мир состоит из особой суб­станции — материи;
    • • материя является первопричиной всех вещей, всего сущего, она вечна, несотворима, реально существует, изменяется и постоянно развивается благодаря заложенному в ней самой свойству - движению;
    • • материя состоит из мельчайших частиц, в результате комби­нации которых образуются вещи;
    • • познание — отражение материи самой материей;
    • • источником большинства знаний являются чувства;
    • • причиной социальных антагонизмов видел частную собст­венность, которая возникла "по злой воле" некоторых лиц, желающих избавиться от физического труда;
    • • выступал за свержение абсолютизма, ликвидацию сущест­вующего государства и частной собственности;
    • • в качестве общества будущего видел союз братских общин, члены которых равны, вместе живут, вместе занимаются производительным трудом, равномерно делят полученные доходы и радуются жизни.

    За социально-политические взгляды Мелье зачастую относят к социалистам-утопистам, первым коммунистам.

    3. Жюльен Ламетри (1709 — 1751) также выступал с атеистиче­ски-материалистических позиций:

    • • полностью отвергал идеализм и теологию;
    • • считал окружающий мир совокупностью различных прояв­лений единой субстанции — материи, которая несотворима, вечна, бесконечность;
    • • душа, сознание, чувства, по Ламетри, имеют естественное происхождение, являются свойствами материи;
    • • поскольку материя самодостаточна, то нет вечной необходи­мости в Боге;
    • • выступал за полную познаваемость мира, причем главную роль в познании отводил органам чувств;
    • • был утилитаристом — считал, что смысл жизни человека — личное счастье;
    • • считал частную собственность гарантией свободы человека;
    • • идеалом государства видел "просвещенный абсолютизм".

    4. Дени Дидро (1713 — 1784) - один из самых выдающихся фран­цузских философов-материалистов. Дидро внес большой вклад в Просвещение, выдвинув идею создания "Энциклопедии наук, искусств и ремесел". "Энциклопедия" была свободна от религи­озных предрассудков и содержала основы ведущих наук, искус­ства и знания в области производства, закладывала основы бур­жуазного мировоззрения. В ее создании принимали участие ве­дущие философы эпохи — современники Дидро: Вольтер, Мон­тескье, Кондильяк, Гольбах и др. На создание "Энциклопедии" ушло свыше 20 лет.

    Философские взгляды Дидро близки к взглядам других фран­цузских просветителей-материалистов:

    • • признавал материю единственно существующей субстанци­ей, проявлением которой считал все единичные вещи;
    • • движение объяснял таким свойством материи, как разнород­ность (взаимодействие бесчисленного множества разнород­ных частей материи приводит к движению);
    • • отвергал духовное начало мироздания, считал сознание свойст­вом материи;
    • • в основе общества и государства видел "общественный дого­вор", исходя из которого, отрицал божественность власти короля и феодалов;
    • • идеалом государства считал "просвещенную монархию", а эко­номики — разделенную разумно, с учетом интересов боль­шинства частную собственность.

    5. Сходные взгляды имели такие философы-просветители, как Гольбах (1723 - 1789) и Гельвеций (1715 - 1771).

    Значение деятельности французских философов атеистическо-материалистического направления для философии и для обще­ства в целом в том, что они:

    • • четко выделили два ведущих философских направления — мате­риализм и идеализм ("линию Демокрита" и "линию Платона");
    • • освободили философию от многих религиозных предрассудков;
    • • дали более реалистическое определение субстанции — материя;
    • • выдвинули идею (распространенную в настоящее время) о сознании как свойстве материи отражать саму себя;
    • • подвергли критике доопытное, сверхчувственное ("чистое") знание;
    • • обосновали и распространили теорию материалистического сен­суализма (в основе познания лежат чувственные ощущения);
    • • выдвинули идею о том, что все единичные вещи являются раз­личными комбинациями микрочастиц;
    • • обратили внимание на движение не как на сверхъестествен­ное явление, а как на свойство материи;
    • • обосновали идеи социальной справедливости;
    • • идеологически подготовили Великую французскую революцию.

    18.07.2016, 10125 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.