AAA
Обычный Черный



Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Арабская, среднеазиатская и еврейская философия Средневековья

Арабская, среднеазиатская и еврейская философия Средневековья

Содержание

    Расцвету схоластики в Западной Европе в XIII в. предшество­ вало прогрессивное развитие арабской философии, философии Средней Азии и еврейской философии. Поворотным пунктом в раз­витии философии этих стран было усвоение учения Аристотеля в соответствии с новыми историческими задачами и достижениями науки, в особенности математики, астрономии и медицины. Были разработаны многие самобытные философские идеи. В этих реги­ онах было немало талантливых, крупных и разносторонних мыслителей. Мы рассмотрим наиболее крупных из них.

    Авиценна

    Под этим именем был известен в Европе Ибн Сина (ок. 980—1037) — необычайно разносторонний мыслитель, фило­ соф и политик, астроном и алхимик, врач, поэт и музыкант. Им на­ писано более 100 книг. Особой славой пользовался «Медицинский канон», остававшийся в течение веков одной из руководящих книг по теории и практике врачевания. Основным его философским тру­ дом была энциклопедическая «Книга исцеления», разделявшаяся на логику, физику, математику и метафизику. Авиценну называли «князем философов» и «князем врачей». В своих собственно фило­ софских воззрениях он развивал идеи восточного аристотелизма в области метафизики, гносеологии, логики и отчасти онтологичес­кие концепции неоплатонизма. Авиценна отрицал творение мира во времени. Он рассматривал сущее как вневременную эманацию Бога; миру как вечной длительности во времени соответствует веч­ ный Бог, а душа человека есть нечто бессмертное — она есть духов­ ная форма тела (в аристотелевском смысле). В трактовке универса­ лий он исходит из того, что общие идеи существуют трояко: до вещи в божественном разуме, в вещи как сущность единичного и после вещи в человеческом разуме, который абстрагирует общее из вещей. Труды Авиценны были переведены в Европе, они изучались и изучаются поныне; особенно ценны его медицинские идеи и уди­ вительно утонченная практика врачевания. Некоторые фундамен­ тальные учения, прославившие крупных западноевропейских фи­ лософов XIII в., были заимствованы у Авиценны и других арабо- язычных мыслителей. Таково, например, введенное Авиценной различение сущности и существования. 

    Аверроэс

    — арабский философ Ибн Рушд (1126—1198), пред­ ставитель восточного аристотелизма, автор и медицинских трудов. В трактате «Опровержение опровержения» он отвергал нападки теологов на философию, отстаивая права разума в познании. Им проведено разграничение рациональной религии, доступной не­ многим образованным, и образно-аллегорической религии, до­ ступной всем, что явилось одним из источников теории двойствен­ной истины . Аверроэс исходил из признания вечности мира и безначальности первоматерии. Он трактовал сотворенность мира Богом в том смысле, что Бог, «совечный миру», превращает в дей­ ствительность потенциальные формы первоматерии. Абстракт­ ный мировой Ум (Нус), в аристотелевском его понимании, рас­ сматривается как единая безличная субстанция, общая для всех людей и воздействующая извне на души всех людей. Он отрицал идею бессмертия индивидуальной души. Эти идеи Аверроэса ока­ зали большое влияние на развитие европейской средневековой философии.

    Ибн Рушд твердо стоял на точке зрения, что первоматерия не- сотворима и она не может исчезнуть. Признавая бытие Бога, он считал, что Бог не предшествует бытию материи (она «совечна» ему) и что функция Божества — превратить потенциальные, внут­ ренне присущие первоматерии формы в действительные. Движе­ ние столь же вечно, как и материя. Движение — возникновение, изменение и разрушение — содержится как возможность в самой материи.

    Еврейская философия, будучи близкой к арабской, не раство­ ряется в ней и имеет самостоятельное значение. Она выдвинула несколько значительных фигур, оказавших большое влияние на европейскую философскую мысль. Одним из крупнейших еврей­ ских мыслителей средневековья был Маймонид.

    Маймонид (Моисей бен-Маймун, 1135—1204) стремился ра­ционализировать иудейскую теологию на основе учения «царя философов» Аристотеля, что, по его мнению, дает единственно правильное руководство для «заблудших и колеблющихся». По Маймониду, нужно верить в то, что не противоречит разуму, но это не значит, что все может быть им доказано. Текст Священ­ ного Писания нельзя толковать буквально, нужно «одухотво­ ренное» объяснение «буквы закона». Согласно Маймониду, фи­ лософия ведет к интеллектуальному, нравственному и телесно­ му совершенству. Он был сторонником идеи о сотворении мира Богом и критиковал Аристотеля за признание им вечности и несотворимости мира. Учение Маймонида о независимости зна­ ния от веры и подчинении знанию буквального смысла библей­ ских выражений показалось раввинам непозволительным огра­ ничением библейского авторитета, «продажей Священного Пи­ сания грекам».-Споры за и против Маймонида временами достигали крайнего ожесточения. Труды Маймонида приобрели большую известность в Западной Европе и оказали значительное влияние на развитие средневековой мысли.

    22.06.2016, 1082 просмотра.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.