AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Роль библиотек в формировании информационной культуры. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//171/rol-bibliotek-v-formirovanii-informaczionnoj-kultury/ (дата обращения: 29.03.2024)

Роль библиотек в формировании информационной культуры

Роль библиотек в формировании информационной культуры

Содержание

    Библиотека традиционно являлась и является одним из основных инструментов формирования информационной культуры общества и личности и важнейшим институтом непрерывного образования.

    Миссия библиотек - обеспечение доступности информации и знаний приобретает особую актуальность в условиях современной экономики знаний и все усложняющейся информационной среды.

    Библиотеки существуют для реализации конституционного нрава граждан демократических обществ на информацию. В Конституции РФ (ст. 29) это право сформулировано следующим образом: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом... Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается».

    Кроме того, библиотеки рассматриваются как образовательное пространство. форма внешкольного и вневузовского образования. Обеспечивая бесплатный доступ к ресурсам и навигацию по этим ресурсам, библиотеки открывают возможности для самообразования любого человека независимо от его социального статуса, материальных возможностей, уровня предыдущего образования и проч. - всего того, что зачастую не позволяет этому человеку получить формальное (среднее, высшее, дополнительное) образование. Это особенно актуально в условиях современной информационной экономики, где основным продуктом и средством производства являются знания, идеи, что требует от специалистов постоянного наращивания собственных знаний. В стремлении к постоянному наращиванию знаний и осмыслению профессионального опыта выражается информационная культура. Однако, как будет рассмотрено ниже, доступность информации не гарантирует доступность знаний.

    Функции библиотеки как социального института определяются миссией библиотек, которую можно сформулировать как:

    • формирование информационной культуры общества и содействие непрерывному образованию;
    • организация информационной среды, стимулирующей познавательную деятельность людей, содействие обращению и развитию человеческого знания путем предоставления свободного доступа к нему;
    • сохранение знания человечества, представленного в виде документов. 

    Исходя из этого, можно выделить следующие функции библиотек:

    Информационная функция - обеспечение реализации права гражданина свободно искать, получать, перерабатывать и распространять информацию, что включает информирование пользователя о документах (имеющихся в библиотеке или за ее пределами), создание электронных каталогов и библиографических указателей; организация доступа к полным текстам документов; деятельность по аналитико-синтетической переработке информации и предоставлении на ее основе информационной продукции; консультирование по осуществлению информационного поиска и т. п.

    Организация библиотечной деятельности осуществляется на основе демократического принципа равенства всех пользователей. Сохранение и передача культурного наследия происходит независимо от возраста, социального статуса, расы, национальности, вероисповедания, места жительства. пола, языка пользователей и прочих дифференцирующих признаков. Таким образом, библиотека способствует консолидации общества, предоставляет пользователем необходимый объем информации для ориентации и адаптации в обществе, что способствует смягчению социальных конфликтов и способствует гармоничному и всестороннему развитию личности.

    Просветительская функция - распространение знаний в обществе без жесткого навязывания пользователю определенных взглядов, но при осуществлении ценностного отбора достоверной, полной, оригинальной информации.

    Образовательная функция - содействие непрерывному образованию пользователя. Эта функция реализуется путем организации информационного обеспечения существующих формальных и неформальных программ обучения или собственных программ самообразования пользователя.

    Коммуникационная функция - организация общения между пользователями и авторами документов и носителями социально-значимых знаний (как письменного в виде документов, так и устного при организации специальных мероприятий).

    Кумулятивная функция - сбор в одном месте разных по форме и содержанию документов, созданных в разное время в разных точках пространства разными авторами.

    Функция памяти - сохранение всей существующей в мире информации, закрепленной в документах, где зафиксированы накопленные человечеством знания, для передачи последующим поколениям, т. е. передача знаний во времени. Выполнение этой функции делает библиотеку памятью человечества - в библиотеках в виде документов хранится все знание, созданное человечеством, а также ценности мировой, национальной и региональной культуры.

    Очень важно, что при этом библиотека не превращается в архив. Осуществляя систематизацию, хранение и распространение культурного наследия, библиотека организует навигацию в мире культуры и знаний. Кроме того, библиотека является важнейшим компонентном информационной среды, который характеризуется устойчивостью, однозначной идентификацией и обеспечивает правовое регулирование в отношении предоставляемого доступа к документам.

    Таким образом, современная библиотека это многофункциональный социально-культурный институт, который организует доступ к накопленному знанию человечества, которое закреплено в документах, обеспечивает доступ к ним. удовлетворяет информационные потребности личности и общества в целом и обеспечивает устойчивое развитие общества.

    С этими функциями связаны и те преимущества, которые предоставляются библиотекой обществу в целом и его отдельным гражданам:

    • Бесплатность услуг, предоставление бесплатного легального доступа к ресурсам.
    • Создание пространства для самообразования в любой области.
    • Профессионализм поиска информации и создания информационной продукции. Ценностный отбор информации (методы ценностного отбора в библиотечно-библиографической практике основаны на изучении рейтингов цитируемости документов, авторитетности авторов, журналов, издающих организаций и издательств, используемости ресурсов и т. д.).
    • Максимальный охват источников, ориентация на мировые информационные ресурсы. Достоверность источников.
    • Предоставление легального доступа к документам и базам данных (зачастую очень дорогих) и защита авторского права.
    • Разнообразие информационной продукции, организация и проведение огромного количества культурно-массовых и образовательных проектов и мероприятий.
    • Использование новейших информационных технологий создания и обработки информационных ресурсов. Использование легального программного обеспечения.
    • Постоянное совершенствование собственного пространства и продукции для обеспечения большего удобства пользователей.
    • Встраивание в электронную информационную среду, открытие виртуальных читальных залов, организация доступа к электронным ресурсам, обслуживание пользователей с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
    • Ориентация на изменяющие информационные потребности пользователей, организация индивидуального обслуживания в соответствии с уникальными потребностями и запросами отдельных людей.

    Таким образом, библиотеки используются как информационные центры для получения достоверной и легальной информации, учреждения непрерывного образования, культурные центры.

    Библиотеки сегодня являются современными культурно-образовательными центрами. Отдельного внимания заслуживает масштабная деятельность библиотек по организации социокультурных проектов и мероприятий. В библиотеках проводятся выставки и конференции, кинопоказы, встречи с писателями и известными людьми, концерты и экскурсии. мастер-классы. На базе библиотек функционируют клубы по интересам по изучению иностранных языков, обмену профессиональным опытом, коворкинга, организации совместной деятельности в разных сферах и т. д.

    Библиотеки отличаются друг от друга по составу фондов, назначению и целевой аудитории. Можно выделить несколько основных видов библиотек:

    Крупнейшими библиотеками мира являются национальные библиотеки, которые создаются правительствами разных стран для хранения всего массива информации, составляющего культурное наследие страны. Так же национальные библиотеки организованы в отдельных регионах, которые не являются независимыми, но стремятся сохранить свою уникальную культуру. В национальных библиотеках, как правило, работать с документами можно только в стенах библиотеки, но в них представлен самый масштабный диапазон источников. Пополнение фондов всей литературой, издаваемой в стране и/или на языке страны, обеспечивается законодательством об обязательном экземпляре документов, которое обязует все издательства и типографии отправлять экземпляр изданного документа в национальную библиотеку. Крупнейшими национальными библиотеками мира являются Библиотека Конгресса (США) и Британская библиотека (Великобритания). В России работают три национальные библиотеки Российская национальная библиотека (РНБ), Российская государственная библиотека (РГБ) и Президентская библиотека им. Б. Н. Ельцина.

    Миссия национальных библиотек - сбор, сохранение и предоставление в общественное пользование универсального фонда документов, отражающих накопленные человечеством знания.

    Другой вид библиотек - универсальные библиотеки. К ним относятся универсальные научные и публичные библиотеки. Миссией таких библиотек является удовлетворение информационных потребностей жителей отдельных регионов.

    Универсальные научные библиотеки - это учреждения регионального значения, держатели наиболее полных фондов отечественной и зарубежной литературы (например. Ленинградская областная универсальная научная библиотека (ЛОУНБ), Национальная библиотека Республики Карелия и т. д.). Такие библиотеки имеются практически в каждом субъекте России.

    Публичные библиотеки действуют в каждом районе крупных городов. а также в маленьких городах, селах и т. д. Они комплектуют фонды под массового пользователя, обеспечивают читателей наиболее спрашиваемыми и популярными изданиями. Для более эффективного обслуживания читателей публичные библиотеки объединяются в корпоративные сети.

    Одна из лучших сетей публичных библиотек России находится в Санкт-Петербурге- Корпоративная сеть общедоступных библиотек Санкт-Петербурга (КСОБ СПб). Во главе сети стоит Центральная городская публичная библиотека им. В. В. Маяковского. Публичные библиотеки КСОБ расположены в каждом районе города.

    Отраслевые библиотеки формируют фонды в соответствующей отрасли и. как правило, принадлежат определенному министерству или ведомству (медицинские, сельскохозяйственные, технические библиотеки, библиотеки культуры и искусств и т. п. (например, Санкт-Петербургская государственная театральная библиотека, Центральная научная медицинская библиотека)).

    Специальные библиотеки обеспечивают профессиональные и иные специфические потребности особых групп читателей. Они собирают издания определенного типа (нотные издания, книги для слепых, государственные стандарты, патенты) или определенной тематики (например, библиотеки для слепых и слабовидящих, нотная библиотека, патентно- техническая библиотека).

    Детские и юношеские библиотеки занимаются обслуживанием юных читателей. В настоящее время обслуживанием детей и юношества занимаются подразделения публичных библиотек.

    Библиотеки учебных заведений создаются для обеспечения учащихся литературой, необходимой для учебного процесса. По составу фонда схожи со специальными библиотеками, но в отличие них, не являются общедоступными и обслуживают только читателей, относящихся к соответствующему учебному заведению.

    Библиотеки организации создаются в организациях, деятельность которых требует значительного количества информации для собственной деятельности, либо таких, где информация создастся.

    В последние годы значительное распространение получили электронные библиотеки (ЭБ). т. с. библиотеки, существующие в онлайн- среде. Эти библиотеки могут относиться к любому из названных выше видов. Самой известной и наиболее используемой в России является универсальная ЭБ «Национальная электронная библиотека».

    Рассмотрим подробнее, как устроены традиционные и электронные библиотеки.

    Как устроена традиционная библиотека?

    Слово «библиотека» происходит от «библио» - книга, «тека» - место ее хранения. Термин «библиотека» понимается как:

    • учреждение, собирающее и хранящее книги для общественного пользования;
    • собрание книг, а также помещение, где книги хранятся (например, библиотека ученого, личная библиотека).

    Основные элементы библиотеки:

    1. 1. Библиотечный фонд - систематизированная совокупность документов, соответствующих задачам, типу, профилю библиотеки, а также информационным потребностям ее пользователей и предназначенная для использования и хранения документов в течение всего времени, пока они представляют для абонентов реальную или потенциальную пользу.
    2. 2. Справочно-поисковый аппарат - совокупность традиционных и электронных справочных и библиографических изданий, библиотечных каталогов и картотек, используемых при обслуживании читателей для поиска необходимой им информации
    3. 3. Пользователи - физические и юридические лица, имеющие родственные информационные потребности.
    4. 4. Библиотечный персонал - совокупность всех сотрудников библиотеки (независимо от их квалификации, вида выполняемых работ и других параметров).
    5. 5. Материально-техническая база - комплекс материальных и технических средств, обеспечивающих проведение библиотечной работы, связанных с обслуживанием пользователей, приобретением, обработкой и хранением документов, производственно-служебной работой библиотеки в целом, включая деятельность ее подсобных лабораторий и мастерских.

    Фонд библиотеки - собрание книг, а также помещение, где книги хранятся (например, библиотека ученого, личная библиотека). Каждая библиотека формирует свои фонды в зависимости от цели ее создания.

    Справочно-поисковый аппарат библиотеки до недавнего времени существовал в библиотеках в традиционном виде (каталога и картотеки на бумажных носителях). В настоящее время основным справочным ресурсом библиотеки является электронный каталог.

    Электронный каталог (ЭК) - это информационная система, содержащая библиографическую информацию о фонде одной или нескольких библиотеки, работающая в реальном времени и предоставленная в свободное пользование читателям. Доступ к электронным каталогам библиотек осуществляется, как правило, на сайтах библиотек.

    Электронный каталог выполняет весь комплекс функций, которые были свойственны каталогам и картотека на традиционных носителях. К поисковым возможностям электронного каталога можно отнести:

    • многоаспектный поиск (по автору, названию и виду документа, языку, предмету, теме и т. д.);
    • информацию о количестве документов в библиотеке и наличии свободных экземпляров;
    • информацию о месте нахождения документа (абонемент, читальный зал. книгохранилище, специализированные отделы библиотеки и т. д.);
    • возможность онлайн-заказа.

    Поиск информации в электронном каталоге ведется по традиционному набору полей: заглавие, автор, место издания, год издания, предметная рубрика.

    Каждое поле снабжено соответствующим справочником подсказок. По заданному требованию можно получить полное библиографическое описание документа.

    Нет необходимости заполнять все поля. Можно искать документ по одному или нескольким критериям поиска.

    Одна из важнейших функций библиотеки - осуществление различных видов информационного обслуживания пользователей.

    Обслуживание пользователей осуществляется в библиотеке:

    На абонементе. Библиотечный абонемент предоставляет читателю право получить издание из библиотеки в своё полное распоряжение на определенный срок.

    В читальном зале. Когда читателю удобнее работать вне дома или, когда документ является ценным для библиотеки и не выдается на дом.

    Внестационарно. Когда библиотека сама «приходит» к читателю в виде организации выставок в организациях, библиобусов, обслуживающих пользователей в удаленных регионах и т. д.

    Дистанционно, через Глобальную телекоммуникационную сеть Интернет. В этом случае используются такие формы обслуживания как электронная доставка документов, виртуальная справочная служба, онлайн-консультации пользователей и т. д.).

    Основными формами обслуживания являются:

    Документальное обслуживание. Основной целью библиотек является предоставление доступа к полнотекстовым информационным ресурсам. В любой библиотеке представлен фонд документов в традиционной (книги, журналы) и электронной форме (полнотекстовые базы данных. CD и пр.). Получить доступ к полным текстам документов можно на абонементе и в читальном зале. При необходимости одновременной работы с большим количеством источников нецелесообразно брать их на дом.

    Относительно новая услуга библиотек - виртуальные читальные залы. При регистрации в библиотеке пользователь получает логин и пароль для доступа к виртуальному читальному залу. После введения логина и пароля на сайте библиотеки, пользователю открывается доступ к полнотекстовым электронным ресурсам, которые представлены в библиотеке. Сегодня существует большое количество электронных библиотечных систем (ЭБС) по разным отраслям знания, содержащих информацию как на русском, так и на английском языках, доступ к которым можно получить в библиотеках.

    Отдельно следует отметить услугу электронной доставки документов. Если документ не имеет электронной версии и не представлен в электронных библиотечных системах, пользователь может заказать его электронную копию, которая будет изготовлена в библиотеке и доставлена на электронную почту пользователя. Как правило, это платная услуга.

    Электронные ресурсы локального доступа (CD и DI D диски) предоставляются в отделах библиотек, которые называются медиатеками. Некоторые диски можно брать домой. Для работы с дисками в стенах библиотеки организованы специальные рабочие места, оснащенные компьютерами, экранами для просмотра видео, аудиоаппаратурой для прослушивания аудиозаписей. Для этого используется современная техника с новейшим программным обеспечением.

    Библиографическое и фактографическое обслуживание. Кроме предоставления доступа к ресурсам и каталогам в библиотеке осуществляется выполнение информационных запросов пользователей, касающихся подбора литературы или поиска ответов на фактографические запросы (типа: когда произошло..., где находится..., как называется... и т. п.). Этим занимаются библиографы, которые есть в любой библиотеке. Библиограф делает библиографические (подбор литературы по теме исследования. помощь в информационном поиске, помощь в оформлении библиографического списка и т.д.), а также фактографические справки (их направленность зависит от профиля библиотеки). Поэтому при любых затруднениях, связанных с поиском информации, следует обращаться к библиографу.

    Библиографическое и фактографическое обслуживание осуществляется не только в стенах библиотеки, но и в режиме онлайн. Большинство библиотек имеет виртуальные справочные службы на своих сайтах, которые выполняют запросы в режиме онлайн. Виртуальные справочные службы - это бесплатные ответы на разовые запросы удаленных пользователей. которые включают библиографическую, тематическую и\или фактографическую, адресную, уточняющую информацию. Виртуальным (удаленным) пользователем считается человек, который зарегистрировался в качестве пользователя справочной службы. Иногда такие службы имеют названия «Спроси библиографа», «Спроси библиотекаря», «Виртуальная справка» и т. п.

    Воспользовавшись услугой Виртуальной справочной службы, можно:

    • узнать о наличии в фонде библиотеки определенного издания (книги, журнала, газеты, нот и пр.);
    • узнать, в каком отделе библиотеки хранится нужное вам издание;
    • уточнить данные о книге или статье: автор, издательство, год издания, количество страниц, источник публикации и др.;
    • выяснить конкретные сведения, например, значение термина, дату исторического или культурного события, сведения о персоне и т. д.;
    • запросить список печатных публикаций и интернет-ресурсов по интересующей теме (до 15-20 названий).

    Как устроена электронная библиотека?

    Электронная библиотека (ЭБ) - это упорядоченное собрание разнородных документов в электронном виде (в том числе, книги, и журналы), имеющие инструменты управления и поиска

    ЭБ может быть средством доступа к ресурсам. Это могут быть произведения художественной литературы, научные и любые другие тексты, в том числе компьютерные программы и медиафайлы, каждый из которых является самостоятельным документом и в любой момент может быть востребован пользователем.

    ЭБ должна обеспечивать хранение информации в электронной форме практически неограниченное время, а также расширение доступа к уникальным изданиям и предоставление всем заинтересованным потребителям новых возможностей работы с большими информационными массивами.

    Преимуществами ЭБ перед традиционной библиотекой является, то. что они:

    • способны обеспечить перемещение электронной информации в условиях постоянного развития информационных технологий;
    • могут обеспечить широкий спектр сервисов, которые уже сейчас доступны пользователями, в том числе:
    • индивидуальное обслуживание пользователей, основанное на «пользовательских профилях», в которых отражены их информационные потребности или существует специальная система поиска информации. управляемая пользователем и облегчающая для него процесс принятия решения о ценности документа;
    • осуществление информационного поиска по нескольким языкам или запросов в многоязычных базах данных, наличие многоязычного интерфейса и т д.
    • могут доставлять информацию пользователю на место заказа информации;
    • обеспечивают предоставление широких возможностей по поиску информации и ее обработке;
    • предоставляют возможности совместного использования любой информации;
    • дают библиотекам и архивам возможность обеспечить широкий доступ пользователей к своим фондам посредством выставления их в компьютерную сеть:
    • информация доступна круглосуточно и повсеместно;
    • информационные материалы могут быть представлены в различных форматах (текст, база данных, диаграмма);
    • информационная среда может быть интегрирована с новыми формами общения посредством таких технологий, как электронная почта и телеконференции;

    Создание ЭБ означает, что электронные документы или их коллекции, которые имеются в распоряжении библиотек, архивов, информационных центров, издательств, музеев и других фондодержателей интегрируются в единую электронную среду сохраняя автономию, дополняя и обогащая друг друга.

    ЭБ могут комплектоваться несколькими способами:

    • оцифровка документов, имеющихся в распоряжении создателя электронной библиотеки;
    • получение электронных версий документа от автора или издателя;
    • заимствование документов, имеющихся в свободном доступе в Интернете:
    • организация обмена с другими электронными библиотеками;
    • закупка законно распространяемых электронных изданий на переносимых носителях;
    • организация доступа к удаленным документам.

    Как правило, владельцы ЭБ используют несколько способов комплектования. сочетая, например, оцифровку изданий с заимствованием документов из Сети и обменом имеющимися документами с другими ЭБ.

    В настоящее время можно выделить такие виды ЭБ как:

    Отдельная электронная библиотека. Это обычная классическая библиотека, но полностью автоматизированная (компьютеризованная версия классической библиотеки). Такая библиотека имеет фонды в цифровой форме (результат сканирования или оцифровки). Материалы в ней находятся в одном месте. Примером является Библиотека Конгресса США.

    Интегрированная электронная библиотека - это группа из нескольких независимых библиотек, объединенных общей тематикой и коммуникационной сетью. Библиотеки, входящие в состав интегрированной электронной библиотеки, разнородны, в них применяются самые разные форматы метаданных и стандартов. Например, «Сетевая библиотека диссертаций и авторефератов».

    Сборная электронная библиотека - это виртуальная библиотека, предоставляющая единообразный доступ к разбросанным по сети ресурсам и тематическим материалам. Сборная ЭБ комплектует только сведения (информацию) с указателями путей выхода на фонды, содержащие резюме материалов по тематике. В то же время все признаки и характеристики ЭБ. включая структурирование материала и возможность провести точный поиск, разнообразие форм обслуживания, контроль качества остаются неизменными. Специалисты сборной ЭБ реферируют имеющийся в доступе материал. Примером такой ЭБ является «Публичная библиотека в Интернете».

    Можно также дифференцировать ЭБ по содержанию включенных в них документов:

    1. 1) Универсальные. Фонды универсальных ЭБ формируются в виде собрания тематических электронных коллекций по разным областям знаний. Например. «Национальная электронная библиотека», «Студенческая библиотека», в фонде которой сеть цифровые версии произведений художественной литературы, научные статьи, философские труды и т. д.
    2. 2) Полиотраслеаые. Фонды таких ЭБ формируются по конкретным областям знаний или же с учетом интересов и пристрастий создателя ресурса.

    Например:

    • художественная литература («Библиотека Максима Мошкова» и «Русская фантастика»);
    • детская литература («Сказки» и «Все детские книги»);
    • исторические науки (Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ, «Всемирная история в лицах»);
    • естественные науки («Русское медицинское обозрение»);
    • культура и искусство (Библиотека по культурологии. «Биржа сценариев ВГИК»);
    • энциклопедии («Кругосвет», «Энциклопедия Кирилла и Мефодия»).

    В последнее время в Сети появилось значительное количество списков электронных библиотек с ссылками на них. Составители списков утверждают, что входящие в них библиотеки являются самыми лучшими в Интернете. Однако многие включенные в списки ЭБ созданы с нарушением авторского права или включают очень ограниченные перечни документов.

    Одним из распространенных видов ЭБ являются электронные библиотечные системы (ЭБС) вузов.

    «Электронная библиотечная система (ЭБС) - это совокупность используемых в образовательном процессе электронных документов, объединенных по тематическим и целевым признакам, снабженная дополнительными сервисами, облегчающими поиск документов и работу с ними, и соответствующая всем требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения».

    ЭБС предназначена для обеспечения учебного процесса необходимой литературой (информацией), а также для повышения уровня развития студентов и преподавателей вуза. Пользователи взаимодействуют с электронной библиотекой через автоматизированную библиотечную информационную систему.

    В ЭБС должны включаться издания, которые будут использоваться для информационного обеспечения образовательного и научно-исследовательского процесса в вузах. Причем к ним должен быть обеспечен доступа через есть Интернет. Одновременно с этим вуз может использовать одну или несколько сторонних ЭБС.

    Самыми распространенными ЭБС можно назвать следующие:

    ЭБС «Университетская библиотека онлайн» обеспечивает доступ высших и средних учебных заведений к наиболее востребованным материалам учебной и научной литературы по всем отраслям знаний от ведущих российских издательств. Ресурс содержит учебники, учебные пособия, монографии, периодические издания, справочники, словари, энциклопедии, видео- и аудиоматериалы, иллюстрированные издания по искусству, литературу нон-фикшн, художественную литературу. Каталог изданий систематически пополняется новой актуальной литературой и в настоящее время содержит почти 100 тыс. наименований.
    Основу ЭБС составляют электронные книги по гуманитарным и естественнонаучным дисциплинам, экономике, управлению, здравоохранению. архитектуре и строительству, информационным технологиям. Книги сгруппированы в целостные тематические коллекции, представлены в едином издательском формате, адаптированном для чтения с экрана (в том числе электронных книг, планшетов и смартфонов), и приспособленном для целей научного цитирования.

    ЭБС «Лань» включает электронные версии книг издательства «Лань» и других ведущих издательств учебной литературы, а также электронные версии периодических изданий по естественным, техническим и гуманитарным наукам. Цель создания ресурса - обеспечение вузов доступом к научной, учебной литературе и научной периодике по максимальному количеству профильных направлений, поэтому ассортимент электронно- библиотечной системы постоянно расширяется. Коллекции книг в ЭБС «Лань» сгруппированы по основным областям знаний. Система поиска позволяет находить нужные книги или информацию по библиографическим данным, контексту, определенным областям знаний.

    ЭБС «КнигаФонд» была разработана с целью легального хранения, распространения и защиты цифрового контента учебно-методической литературы для вузов с условием обязательного соблюдения авторских и смежных прав. ЭБС обеспечивает широкий законный доступ к необходимым для образовательного процесса изданиям. ЭБС «Книга- Фонд» - система, в которой реализован интерактивный функционал, предоставляющий возможность читать и работать онлайн с учебной и художественной литературой: копировать, цитировать, делать закладки, оставлять комментарии.

    Практически вес имеющиеся ЭБС стараются расширить тематический, видовой и жанровый состав включенных документов. Это связано с необходимостью привлечения как можно большего числа пользователей и. соответственно, получения большей прибыли. Такой подход часто приводит к неравномерному наполнению отдельных отраслевых разделов ЭБ. Более продуктивным было бы создание отраслевых ЭБ. которые могли бы включать литературу по конкретной области знания или нескольким смежным областям.

    В настоящее время единственной известной специализированной библиотекой является ЭБС «Профи-Либ», созданная издательством «Профессия» и предназначенная для специалистов библиотечно-информационной сферы. Библиотека охватывает широкий спектр учебной и профессиональной литературы как современной, так и ставшей классикой библиотечной профессии. В библиотеку включены учебники и учебные пособия для бакалавриата и магистратуры, а также пособия для обучения конкретной практической деятельности, теоретические работы классиков библиотечного дела. Таким образом. ЭБС «Профи-Либ» осуществляет поддержку всего учебного процесса вуза и является незаменимым помощником для его выпускников.

    09.04.2020, 3903 просмотра.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.