AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Информационные ресурсы общества. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//171/informaczionnye-resursy-obshhestva/ (дата обращения: 29.03.2024)

Информационные ресурсы общества

Информационные ресурсы общества

Содержание

    Информационные ресурсы представляют собой накопленную обществом информацию о природе, обществе и мышлении и обеспечивают передачу этой информации в виде данных во времени и пространстве для решения людьми разнообразных задач (производственных, экономических, управленческих, научных, культурных, бытовых и т. и.).

    Ресурсы - это имеющиеся в наличии запасы, средства, которые могут быть использованы при необходимости.

    Информационные ресурсы имеющиеся в наличии запасы информации, зафиксированной на каком-либо носителе и предназначенной для сохранения и использования. Информационные ресурсы являются продуктом интеллектуальной деятельности общества и рассматриваются в настоящее время как стратегический ресурс развития любой страны, который по значимости не уступает другим финансовым, сырьевым, материально-техническим.

    Используется узкое и широкое понимание термина «информационные ресурсы». В узком понимании под информационными ресурсами имеют в виду только сетевые, доступные через компьютерные средства связи. В широком - любую зафиксированную на традиционных или электронных носителях информацию, пригодную для сохранения и распространения. Для сотрудников служб информации профессионально значимым является широкое понимание.

    В настоящее время под информационными ресурсами понимают отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

    Нужно иметь в виду, что документы и массивы информации не существуют сами по себе. В них в разных формах представлены знания, которыми обладали люди, создавшие их. Таким образом, информационные ресурсы - это знания, подготовленные людьми для использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе.

    Исходя из этого определения, можно говорить, что в состав информационных ресурсов входят, с одной стороны, документы на любых носителях, создаваемые в обществе, а с другой фонды библиотек. архивов, центров научно-технической информации, различные виды баз и банков данных, программные средства, обеспечивающие создание информационных систем и развитие телекоммуникационных сетей.

    В настоящее время нет общепринятой классификации информационных ресурсов. Тем не менее, выделяют такие основания их деления, как тематика информационных ресурсов, каналы доступа и сферы применения, форма собственности и форма представления информации.

    I. По тематике информации, представленной на мировом рынке, можно выделить следующие основные секторы информационных ресурсов. которые характерны для всех развитых стран и не зависят от каналов передачи информации:

    1. Сектор деловой информации (биржевой, финансовой, коммерческой, экономической, статистической), охватывающий:

    • биржевую и финансовую информацию;
    • экономическую и статистическую информацию:
    • коммерческую информацию (информацию по компаниям, фирмам, корпорациям и т. п.);
    • деловые новости в области экономики и бизнеса.

    2. Сектор информации для специалистов (научно-технической и специальной, а также первоисточники), охватывающий:

    • профессиональную информацию (информация для юристов, врачей, фармацевтов, преподавателей, инженеров и т. п.);
    • научно-техническую информацию (данные в области фундаментальных и прикладных, естественных, технических и общественных наук, отраслей производства и сфер человеческой деятельности);

    3. Сектор массовой и потребительской информации (новости, услуги на основе современных средств глобальной телекоммуникации), охватывающий:

    • новости и литературу (информация служб новостей и агентств прессы, электронные журналы, справочники, энциклопедии);
    • потребительскую и развлекательную информацию (местные новости. погода, расписания движения транспорта, игры, предложения по покупкам и продажам, справочники отелей и ресторанов, информацию по обмену валюты и т. д.).

    4. Сектор социально-политической информации, охватывающий:

    • информацию для всех ветвей органов сласти (законодательной, исполнительной и судебной);
    • информацию политических партий и общественных организаций;
    • информацию о социальной структуре общества:
    • информацию об общественном мнении, включая результаты социологических опросов.

    II. В зависимости от масштаба формирования и использования различают:

    1. 1. Совокупные мировые информационные ресурсы.
    2. 2. Национальные информационные ресурсы.
    3. 3. Региональные информационные ресурсы.
    4. 4. Локальные информационные ресурсы или ресурсы отдельных учреждений.

    С внедрением информационных технологий подобное разграничение становится все более условным, т. к. информационные ресурсы любого учреждения образуют, как документы, созданные в нем самом, так и внешняя информация, почерпнутая из совокупных ресурсов общества. Одновременно локальные ресурсы, если они представляют интерес за пределами данного учреждения и если обеспечен доступ к ним, превращаются в компонент региональных, национальных или мировых ИР.

    III. С точки зрения собственников информационных ресурсов. их можно разделить на:

    1. 1. Государственные информационные ресурсы, созданные на основе бюджетного финансирования. Государственные ИР РФ являются открытыми и общедоступными, за исключением отнесенной законом к категории ограниченного доступа.
    2. 2. Негосударственные информационные ресурсы могут быть: частными; негосударственных предприятий, общественных объединений (организаций). Негосударственными являются информационные ресурсы, созданные на собственные средства организаций (предприятий) и частных лиц.
    3. 3. Информационные ресурсы смешанной формы собственности призваны обслуживать социально значимые потребности страны, а также потребности органов власти и управления.

    IV. По форме материальных носителей, на которых записана информация. ресурсы делят на:

    • Печатные информационные ресурсы. которые отличаются традиционным полиграфическим исполнением или изготавливаются на компьютерных принтерах при помощи электронных издательских систем.
    • Электронные информационные ресурсы могут быть записаны на различных магнитных средствах (лентах, дисках, дискетах, картах памяти, флеш-картах). При этом следует различать аналоговые (непрерывные) и цифровые (дискретные) средства записи информации.
    • Сетевые информационные ресурсы многообразны как по видам, так и по способам их материализации. Их детальное рассмотрение требует углубления в технологию Интернета и интранета.

    Информационные ресурсы обладают рядом свойств, влияющих на все процессы их формирования и обеспечения доступности:

    1. 1. Нерасходуемость, неисчерпаемость, обеспечивающая возможность многоразового и многоцелевого их использования. Неотчуждение при обмене или продаже.
    2. 2. Постоянный рост объема потока информации и. как следствие, количества информационных ресурсов.
    3. 3. Изменчивость состава как реакция на изменения информационных потребностей общества и обусловленный этим динамизм продукции и услуг, предлагаемых на информационном рынке.
    4. 4. Сложность вычленения активной и пассивной части ресурсов из-за различных темпов старения информации. Отсутствие прямой зависимости между временем создания информации и ее полезностью (ценностью). поскольку информацию старит не время, а появление нового знания, опровергающего или уточняющего прежнее.
    5. 5. Неразрывное единство элементов, составляющих совокупные формационные ресурсы общества. Невозможность или нецелесообразность использования только какой-либо их части (только какого-либо региона, одной страны и т. д.), вызванная этим свойством.

    В настоящее время значительную часть информационных ресурсов общества составляют электронные информационные ресурсы. Основными тенденциями их развития можно назвать следующие:

    1. 1. Тенденция роста электронных изданий. Темп роста электронных изданий значительно выше темпа роста традиционных. Более половины научных журналов сегодня представлены в электронной форме. Онлайн- ритейлер «Amazon» уже несколько лет фиксирует увеличение продаж электронных книг по отношению к традиционным.
    2. 2. Тенденция интерактивности электронных изданий. Естественным продолжением тенденций свободного обмена информацией в Интернете стало появление свободного редактирования, инструментарий которого позволяет любому желающему принять участие в исправлении замеченных ошибок, доработке контента и его авторизации. Отвергаются все регламенты, ограничивающие этот процесс, и попытки установления цензуры, a его участники превращаются в свободных и равноправных членов интернет-сообщества. Самым ярким примером такого подхода стала свободная энциклопедия «Википедия».
    3. 3. Тенденция мультимедийности электронных изданий, т. е. компьютерных средств отображения не только текста, но и звука и изображения.
    4. 4. Тенденция мобильности электронных изданий. Содержание информационных ресурсов все больше перемещается из настольных компьютеров и ноутбуков в сферу мобильной телефонии, обеспечивая возможность получения информации в любой точке мире, в любой ситуации.
    5. 5. Тенденция сращивания первичных электронных изданий со вторичными. что выражается, например, в возможности перехода от библиографического описания в электронном каталоге библиотеки к полному тексту' документа.

    Информационные ресурсы реализуются с помощью информационных продуктов и услуг.

    Информационный продукт - документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и представленная в форме товара.

    Основные особенности информационного продукта, отличающие его от других товаров:

    1. 1) Информация нс исчезает при потреблении, а может быть использована многократно. Информационный продукт сохраняет содержащуюся в нем информацию, независимо от того, сколько раз она была использована.
    2. 2) Информационный продукт со временем подвергается моральному износу, заключающемся в потере актуальности и появлении более новых копий.
    3. 3) Разным потребителям дается возможность различных способов потребления информационного продукта (монитор, распечатка и т. д.) Эта особенность называется адресность информации.

    Информационная услуга - услуга, ориентированная на удовлетворение информационных потребностей пользователей путем предоставления информационных продуктов.

    Информационные услуги (по законодательству РФ) - действия субъектов (то есть собственников и владельцев) по обеспечению пользователей информационными продуктами.

    Все информационные ресурсы, создаваемые в обществе можно разделить на универсальные и отраслевые.

    31.05.2020, 4088 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.