AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Редакторский смысловой, композиционный и логический анализ текста. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//168/redaktorskij-smyslovoj-kompoziczionnyj-i-logicheskij-analiz-teksta/ (дата обращения: 26.04.2024)

Редакторский смысловой, композиционный и логический анализ текста

Редакторский смысловой, композиционный и логический анализ текста

Содержание

    Редакторский анализ текста

    Текст состоит из речевых, логических, композиционных и рубрикационных единиц. Они могут частично между собою совпадать (слово и понятие, предложение и суждение, сверхфразовое единство старшего ранга и параграф, элементарное сверхфразовое единство и абзац), но совпадают далеко не всегда (понятием, например, может быть и слово и словосочетание, предложение может и не быть суждением и т. д.).

    Кроме того, указанные единицы текста объединяются и разделяются на другие единицы по самым различным признакам, которыми характеризуется текст.

    Изучая текст, редактор подвергает анализу сначала слово как единицу речи и как логическую единицу или ее составную часть, затем словосочетание, предложение, фразу и благодаря этому усваивает смысл указанных частей текста.

    Редакторский анализ чрезвычайно сложен. Он одномоментно включает большое число составляющих, которые должны учитываться в совокупности, во взаимосвязи и взаимообусловленности, что предполагает многоаспектные мыслительные действия. Да и каждая составляющая этого мыслительного процесса в отдельности представляется в свою очередь сложной. Так, при анализе произведения редактор имеет в виду специфику вида литературы, к которому это произведение относится, но специфические признаки вида литературы чрезвычайно разнообразны по своей природе, видоизменяются в результате синтетических образований и разного рода трансформаций. Также сложны, подвижны и неустойчивы все ориентиры профессиональных оценок литературного материала: читательский спрос, потребности и возможности читателя, определяющие видо-типологические параметры издания, без которых обоснованная оценка произведения невозможна.

    Редакторский анализ должен быть проведен по всем аспектам, на всех уровнях проникновения в текст и в полном объеме. Если по каким-либо причинам произведение было проанализировано не полностью, и отдельные элементы анализа были пропущены, это неизбежно отразится на качестве издания. Если, например, в научно-популярном произведении нет иллюстраций, ярких примеров и уже при просмотре материала обнаруживается обилие цифр, сложных таблиц и формул, это говорит о том, что при анализе не были учтены некоторые особенности научно-популярного изложения, не использовались отдельные критерии оценки, не рассматривался объем внетекстовых элементов.

    Композиционный анализ

    Текст произведения — это не случайный набор фраз, а композиционное целое, в котором фразы связаны между собой композиционными, структурно-логическими отношениями и образуют разного ранга сверхфразовые единства. Каждое такое единство потому и называется единством, что все входящие в его состав фразы объединены в целое общей темой и следуют одна за другой в порядке, который определяется либо временной последовательностью отражаемых в речи событий (повествование), либо структурными связями между сторонами, частями, элементами отражаемого в речи объекта, предмета, явления (описание), либо отношениями логического следования (рассуждение).

    В ходе понимания текста редактору нужно также раскрыть, каким образом, какими средствами и формальными приемами (языково-слилистическими, композиционными, логическими и т.д.) автору удалось передать именно это, а не иное содержание, этот смысл.

    Необходимо, чтобы композиция:

    1. 1) соответствовала содержательной задаче произведения и его фрагментов, способствуя лучшему ее решению;
    2. 2) подчинялась логике типа и подтипа построения текста, обоснованно выбранных автором или редактором (если автор написал бессистемно), объективно диктуемых содержанием и назначением текста;
    3. 3) была логически безупречной (отвечающей логическим правилам деления понятий во всех случаях, когда эти правила применимы).

    Эти основные требования и предопределяют методику и навыки редакторского анализа композиции текста.

    Читая текст, не разделенный на словесно обозначенные части, редактор составляет его мысленный план (осознает переход от одной смысловой группы к другой, выделяет смысловые опорные пункты, выявляет связь и взаимозависимость смысловых групп). Благодаря этому наглядный композиционный каркас текста будет постоянно в поле его зрения, облегчая анализ и оценку композиции.

    При анализе и оценке произведения в целом или его рубрицированных частей лучше всего пользоваться для той же цели так называемым рабочим оглавлением (перечень всех без исключения заголовков, выписанных так, чтобы по их расположению можно было судить об их соподчиненности, т.е. о связи и взаимозависимости;).

    Мысленный (в сложных случаях письменный) план и рабочее оглавление — это наглядные модели строения текста, технические средства, облегчающие анализ и оценку композиции.

    Сам же анализ целесообразно начинать с проверки соответствия выбранной автором композиции содержательной задаче текста. Только выяснив, не препятствует ли построение текста решению его содержательной задачи, не ведет ли к нерациональному использованию объема, можно перейти к анализу и оценке композиции текста с точки зрения соответствия ее типу и подтипу построения, лежащим в основе плана. В нужных случаях надо проконтролировать и соблюдение логических правил деления понятия.

    Обычно (особенно в простых случаях), мысленно составляя план, редактор сразу же определяет, с каким типом построения он имеет дело (описание, повествование, рассуждение), какой внутритиповой разновидности построения подчинен порядок фраз и СФЕ (сверхфразовое единство). Он даже подмечает непоследовательность, отклонения от выбранной автором композиционной схемы, но к тщательному анализу композиции с этой точки зрения приступать еще преждевременно. Затратив вначале много сил и времени на такую проверку, редактор затем может прийти к выводу, что композиция текста не отвечает его содержательной задаче, что, построив текст иначе, можно значительно углубить его содержание. Поэтому осмысливать логичность композиции, последовательность частей целесообразно лишь после анализа и оценки построения текста с важнейшей стороны. Конечно, если редактор успевает проанализировать и оценить построение текста уже в ходе мысленного составления плана, методика анализа оказывается свернутой. Во многом этому способствуют навыки композиционного анализа.

    Можно выделить три основные группы таких навыков:

    1-я группа — навыки мысленного составления плана текста:

    • а) навык отмечать переход от одного СФЕ к другому;
    • б) навык мысленно формулировать тему каждого завершенного СФЕ;
    • в) навык определять место и роль СФЕ в СФЕ старшего ранга или в параграфе.

    2-я группа — навыки определения типа и подтипа построения текста:

    • а) навык определять тип построения по ходу мысленного составления плана текста;
    • б) навык видеть и сформулировать разновидность типа построения, последовательности фраз.

    3-я группа — навыки проверки логичности композиции(соблюдения логических правил деления понятий):

    • а) навык определять в ходе чтения и мысленного составления плана текста основание его деления на составные композиционные единицы;
    • б) навык сопоставлять каждый пункт плана с этим основанием;
    • в) навык соотносить содержание каждого фрагмента текста с общей темой той части, в которую этот фрагмент входит.

    Овладев этими навыками, редактор получает возможность быстрее определять, выдерживается ли тип и подтип построения текста, отвечает ли композиция текста требованиям логичности, а главное, он может сосредоточиться на самом важном и существенном в анализе композиции — на соотношении композиции с содержательной задачей произведения или его фрагмента. Ему в меньшей степени нужно будет отвлекаться на техническую сторону анализа композиции.

    Логический анализ

    Текст произведения — это запечатленная мысль. И как таковой он складывается из единиц мышления, или логических единиц: понятий (имен), суждений (высказываний), умозаключений и их систем (в частности, доказательств или опровержений), связанных логическими отношениями.

    Логический анализ предполагает выявление и устранение ошибок и оценку содержания в плане поиска его оптимальной логической организации в соответствии с характеристиками произведения и издания.

    Готовя рукопись к изданию, редактор обязан уяснить, соответствует ли подача фактического материала требованиям логики. Для этого ему прежде всего необходимо выработать навыки, умение анализа текста с логической точки зрения. В чем суть логического анализа? Логический анализ — это членение текста на составные части и установление связей между частями и действительностью, с одной стороны, а также между собой — с другой. Рассмотрим это на примерах.

    В одном из газетных очерков журналист, живописуя нелегкий труд сельского жителя, констатирует: «Середина августа. Жара такая, что даже земля потрескалась. Жатва в разгаре. Люди сутками не бывают дома. А тут еще сеноуборка поспела». Да, сельскохозяйственный труд тяжелый. Автор понимает и хочет это наглядно, образно донести до читателя. Но он или по недопониманию, или по небрежности совместил два этапа — жатву и сеноуборку, которые по времени не совпадают. Сеноуборка, как известно, в действительности проводится намного раньше жатвы.

    При анализе смысловых звеньев важно установить, какие связи существуют между ними по смыслу и правильно ли они отражены текстуально. Неправильное отражение этих связей в тексте — нарушение со значением по причине, вследствие чего-то. Мы говорим: «Я выздоровел благодаря лечению врачей». А можно ли сказать: «Я не сдал вовремя рукопись благодаря болезни»? Предлог «благодаря» употребляется, как правило, при указании на причину, которую говорящий считает благоприятствующей чему-либо. Поэтому предлог «благодаря» логически не уместен во втором предложении. Лучше вместо него употребить предлог «из-за»: «Я не сдал вовремя рукопись из-за болезни». Для решения проблемы об удовлетворении рукописи требованиям логики редактор в качестве контроля обращается к основным законам логического мышления. Именно благодаря этим законам достигается определенность, непротиворечивость, последовательность, обоснованность мышления. Задача редактора — научиться творчески, профессионально владеть основными законами логики. Их четыре.

    Первый закон логического мышления — закон тождества. Он требует, чтобы понятие, приводимое в первом суждении, при повторении во втором и последующих суждениях было по содержанию тождественным, определенным. Подмена, сужение, расширение таких понятий недопустимы.

    Вот пример из статьи «О развитии высшего образования в Беларуси: «В 70-е годы в Беларуси развивалась сеть учебных заведений по подготовке специалистов с высшим образованием для всех отраслей народного хозяйства. Только в 1977/78 учебном году 33,5 тысячи студентов стали выпускниками вузов и 54 тысячи учащихся — средних специальных учебных заведений». Понятия «специалисты с высшим образованием» и «выпускники вузов» тождественны, а «специалисты с высшим образованием» и «выпускники средних специальных учебных заведений» — нет. Следовательно, нарушен закон тождества. Для приведения в логическое соответствие первого и второго предложений необходима редакторская правка.

    Нередко в силу неточной подачи мысли, неправильного употребления слова автор и читатель могут по-разному воспринимать понятия, или, как говорят, возникает разночтение. Даже в бытовой жизни мы нередко встречаемся с таким явлением. Вот диалог двух молодых. сотрудниц, которые обсуждают своего начальника — женщину:

    — А наша Анна Сергеевна, мне кажется, женщина симпатичная, — утверждает одна из них.

    — Ну, что Вы! Где же ей быть симпатичной, когда она уже в пенсионном возрасте, — возражает другая.

    Как видно, обе собеседницы по-разному воспринимают слово «симпатичная». Для одной это свойство, вызывающее внутреннее расположение к себе. Для другой — синоним слов «красивая», «миловидная», «хорошенькая», связанных с понятием возраста. Неточность, неидентичность восприятия мысли недопустимы в научной, учебной, официальной литературе. В законодательных актах для устранения разночтения основных понятий дается их определение. Так, в законе Республики Беларусь об авторском праве и смежных правах в статье четвертой приводится определение таких понятий, как автор, база данных, воспроизведение, информация об управлении правами, исполнитель, компьютерная программа, народное творчество, общественное приобретение, экземпляр произведения и др.

    В художественной литературе нарушение логического закона тождества может использоваться как творческий прием, создающий ситуацию комизма. Вспомним вольное переложение А. С. Пушкиным басни французского поэта Поля Пелисона «Трое глухих»:

    Глухой глухого звал к суду судьи глухого,
    Глухой кричал: «Моя им сведена корова!»
    — «Помилуй, — возопил глухой тому в ответ,
    — Сей пустошью владел еще покойный дед».
    Судья решил: «Чтоб не было разврата,
    Жените молодца, хоть девка виновата».

    Второй закон логического мышления — закон противоречия. Если в тексте утверждаются две мысли, которые противоречат одна другой, то они не могут быть истинными одновременно. Одна из них ошибочная. Задача редактора состоит в том, чтобы определить истинность одной из утверждаемых мыслей и устранить противоречие.

    В очерке «Люди труда» его автор пишет: «Вам приходилось видеть честного коммуниста? Мне нет, потому что эти два слова не могут соединяться». Затем он пишет о людях, с которыми ему приходилось встречаться в жизни. Среди персонажей очерка он называет бывшего председателя колхоза, который своими организаторскими способностями, трудолюбием, честностью и порядочностью оставил глубокий след в коллективе. И дальше автор продолжает: «И такой был один на миллион. О нем люди до сего времени вспоминают с теплотой, причем запомнили не то, каким коммунистом он был, а каким человеком его знали по делам». Здесь явное противоречие. Получается, что автор все-таки в жизни видел одного честного коммуниста. Следовательно, первое утверждение неистинное, ложное.

    А вот другой пример. В докладе «Основные тенденции развития книжного дела в Республике Беларусь (1990—2000)» его автор пишет: «Фактически первые частные издатели появились в Беларуси в 1989 г., а уже в 1999 они выпускали 70 процентов литературы и по тиражу, и по наименованиям (в России частные и государственные издатели достигли соотношения 50:50 только к 1995 г., а в Беларуси уже по итогам 1992 г.».

    А несколько ниже докладчик утверждает: «Первые частные издательства появились в республике в начале 90-х годов». Возникает вопрос, когда же в Беларуси возникло частное книгоиздание — в 1989 г. или в начале 90-х годов?

    Казалось бы, логический закон противоречия так ясен, что просто невозможно допускать в тексте противоречия. И тем не менее они встречаются и довольно часто. Причем зачастую трудно установить причины появления противоречивых суждений. Вот почему редактор при работе над рукописью должен быть очень внимательным, овладеть навыками сопоставления суждений и при необходимости выявлять их противоречивость.

    Третий закон логического мышления — закон исключенного третьего. Прочитав фразу, абзац, проводя их анализ, редактор стоит перед дилеммой: править или нет. Чтобы не ошибиться, он должен руководствоваться одним из основных правил: приступать к правке только в том случае, если точно, аргументированно установлена причина неудовлетворенности текстом. Если же редактор не в состоянии объяснить, почему он не принимает текст в авторской подаче, а только руководствуется вкусовыми соображениями, что так «лучше», править не надо. В таком случае правка будет сводиться к замене одних слов и словосочетаний другими, которые не изменят смысл высказывания, а авторский стиль будет нарушен.

    Таким образом, применительно к редактированию логический закон исключенного третьего сводится к уяснению: править или нет, ибо третьего не дано.

    Четвертый закон логического мышления — закон достаточного основания. Он требует, чтобы высказываемые в тексте мысли были связаны одна с другой, чтобы последовательность их подачи была логически обоснована, а сделанные выводы были имманентными, внутренне обусловленными. Связывающие слова «следовательно», «поэтому», «значит», по мнению субъекта высказывания, свидетельствуют о том, что некая мысль выводится из других. Задача редактора уточнить, достаточно ли оснований для такого заключения.

    В рассказе А. П. Чехова «Письмо к ученому соседу» персонаж высказывает мысль и делает такое заключение: если бы люди произошли от обезьян, то у них были бы хвосты; следовательно, люди не произошли от обезьян. Конечно, у А. П. Чехова это шутка, но алогичность умозаключения очевидна.

    Рассмотренные законы логического мышления свидетельствуют о их важности и необходимости применения в контексте редакторской деятельности на всех этапах работы над рукописью.

    Смысловой анализ

    Контроль за соблюдением основных законов логического мышления – обязательный этап анализа текста. Вариантность его смысловой организации не безгранична: законы правильного мышления с непреложной строгостью определяют ясное развитие мысли. Логическая доброкачественность информации, которую несёт текст, определяется её достоверностью, точностью и непротиворечивостью. Эффект воздействия журналистского произведения достигается убедительностью аргументации, доказательностью построения. Редактор должен не только знать формулировку основных законов логики, но и представлять себе механизм возникновения логических ошибок, их закрепления в тексте, влияние ошибок на коммуникативный эффект и широко толковать эту часть работы над литературным материалом.

    Основные законы правильного мышления не случайно называют «арифметикой логики». Они универсальны, им подчиняется не только словесный текст, но и все элементы структуры литературного произведения, все службы смысловой организации текста: элементы заголовочного комплекса, рубрики, иллюстративный материал.

    Смысловой анализ - задача сложная: проанализировать и оценить содержание произведения с точки зрения соответствия смысловой организации фактического материала предмету, рассматриваемому в произведении, виду литературы, жанру произведения, целевому назначению и читательскому адресу издания, так как требования к смысловой организации текста и внетекстовых элементов в каждом случае будут свои.

    Содержание текста — это полностью сфера ответственности автора. Даже если редактору кажется, что он мог бы написать на ту же тему гораздо более интересную статью, он это делать не вправе (в роли редактора); и основные положения статьи, и доказательства, и примеры — все должно быть подобрано автором. Однако не всегда автор находит для всех необходимых компонентов текста надлежащее место. В результате читатель не видит логической связи между фрагментами текста, не вполне понимает замысел автора, не может обнаружить, чем автор доказывает свои утверждения. Вот тут и требуется вмешательство редактора, которое обычно называется обеспечением логики изложения.

    Главная ошибка, с которой сталкивается редактор, — нежелание (или неумение) автора построить свой текст таким образом, чтобы читатель мог следовать за авторской мыслью. Нередко автор непоследователен, перескакивает с одного на другое. Такая ситуация часто встречается, если автор не является профессиональным журналистом, например, если глава фирмы или активист общественной организации хочет сам написать текст. В подобном случае редактор должен выявить намерения автора и расположить фрагменты текста в том порядке, который соответствует логике изложения.

    Нередко автор имеет в ввиду определенную цепь аргументации, однако не считает нужным продемонстрировать смысловую связь между фрагментами, соответствующую движению его мысли. Здесь от редактора потребуется расставить средства выражения причинно-следственной связи (союзы потому что, так как, предлоги благодаря, из-за, частицы ведь, же, полнозначные слова следует, вытекает, причина и т.п.). Такое же восполнение лакун желательно и в том случае, когда какой-то фрагмент текста является иллюстрацией к сказанному ранее; тут достаточно слов например, возьмем, скажем и т.п.

    Общий итог редакторской работы над смысловой структурой текста должен быть таким: автор считает, что именно это он и хотел сказать, а читатель понимает логику изложения.

    04.01.2019, 6855 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.