Разумное. Доброе. Вечное.

AAA
Обычный Черный

Рекомендованное

Опрос

Навигация

Стих дня

Всякая поэзия есть выражение душевного состояния.
© Бергсон А.

17 октября

Об инструментах

нам очень любопытно петыр
так расскажите ж нам зачем
вы вбили гвоздь в кирпич и главно
е чем

Новости культуры от Яндекса

ГлавнаяОсновы корректуры и редактирования текстаОсновные понятия технического редактирования


Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)


Основные понятия технического редактирования

Техническое редактирование — художественно-техническое руководство детальным воплощением в материале художественного замысла издания (проекта его оформления) и контроль за исполнением типографией всех художественно-оформительских указаний издательства, а также за соблюдением технических правил набора и верстки.

Техническое редактирование выражается прежде всего в техническое подготовке оригиналов издания к производству, в разметке каждого их элемента, т. е. в письменных указаниях исполнителям в типографии, каким образом они должны набрать, сверстать, репродуцировать оригиналы издания, чтобы оно получилось таким, каким его задумали, и в проверке того, как типография соблюла требования издательства и общие требования, установленные нормативными документами.

Техническое редактирование осуществляется техническим редактором.

Задача технического редактирования - подготовить издательский оригинал для полиграфического исполнения издания.

Техническое редактирование включает следующие работы:

  • техническую разметку издательского оригинала: по формату, шрифтам, рубрикационным и текстовым выделениям и др.;
  • указания типографии по набору, верстке и печати издания, брошюровочно-переплетным работам;
  • заполнение издательской спецификации, определяющей художественно-техническое оформление и полиграфическое исполнение издания;
  • контроль за исполнением всех указаний издательства по полиграфическому исполнению издания.

Одновременно или параллельно с художественным ведется техническое редактирование, содержанием которого является выбор формата издания, размера и гарнитур шрифтов, использование линеек и других элементов выделения текста, структура и размещение текста и иллюстраций на каждой полосе.

Выбор формата зависит от вида издания, функционального назначения книги. Сборник стихов, учебник, научная монография, сувенирное издание, географический атлас или альбом репродукций из художественной галереи, безусловно, должны иметь разный формат. Кроме того, важную роль при выборе формата играют технологические возможности типографии, где книга будет печататься, и удобная для восприятия длина строки.

Выбор шрифта также связан с назначением книги, соответствием его содержанию, эстетическими и гигиеническими требованиями. Наряду с выбором гарнитуры, зависящей от жанра и стиля произведения, важен подбор кегля. Для комфортности чтения предпочтительными являются кегли не менее 9_го и не более 14го, а длина строки — 50-55 знаков. Имеет значение также нормальная расстановка знаков и слов в строке, нормальные (не слишком узкие, но и не разреженные) пробелы между знаками и между словами. Важен выбор способа набора текста — с выключкой строк, то есть соблюдением их графической полноты, или в ущерб последней, создание равенства междусловных пробелов. Возможно применение переносов в конце строк, устраняющее недостатки того и другого вариантов. Обычно используемый одноколонный набор в определенных случаях, например, при публикации стихов или при слишком большом формате издания может быть эффективно заменен на двух или многоколонный.

Технический редактор занимается созданием и размещением текстов, располагаемых на обложке, форзаце, суперобложке, титульном листе, подрисуночных подписей, колонтитулов, оглавления. Одна из главных задач технического редактирования — подготовка комплекта проекта оформления, а при необходимости — макета издания.

Технический редактор готовит для полиграфического предприятия технологическую спецификацию, которая вместе с комплектом других документов и материалов передается в типографию в качестве задания издательства на выполнение полиграфических работ.

Некоторые понятия технического редактирования

Шрифты – основное изобразительное средство издательских систем. Шрифты различают по гарнитуре (рисунку), начертанию, кеглю (размеру). Существует несколько типов:

1. Растровые и векторные (ТгиеТуре).Растровые хранятся в виде набора пикселей, из кото­рых состоят символы. Они плохо масштабируются и хорошо выглядят при небольших размерах экрана. (МS Serif, MS Serif Small и т.д.). Векторные шрифты полностью масштабируются и поэто­му хорошо выглядят при любых размерах. (Arial, Times New Roman, Courier New т.д.)

2. Пропорциональные и непропорциональные.В непропорциональных все знаки имеют одинаковую ширину (и буква I и буква т)- Courier New. В пропорциональных каждый символ имеет собственную ширину. Эти шрифты более красивые и гармоничные - Arial, Times New Roman.

3. Рубленные и с серифами (засечками).Рубленные шрифты имеют гладкие линии и углы - Arial, шрифты с серифами имеют небольшие «украшения» на уголках символов - Times New Roman, Courier New.

Гарнитурой называется совокупность шрифтов одного рисунка во всех начертаниях и кеглях. Полный комплект гарнитуры содержит шрифты всех начертаний и кеглей, а в каждой кегле – русский и латинский (и, если надо, другие) алфавиты прописных и строчных букв, а также относящиеся к ним знаки.

Буквы располагаются по базовой линии. Расстояние между строками называют интерлиньяжем. Размер шрифта, определенный как расстояние между нижним и верхним выносными элементами, называют кеглем и измеряют в пунктах. Один пункт равен 0,376 мм. Шрифты могут быть прямыми и наклонными. Наклонный вариант шрифтов часто называют курсивом.

Шрифт на компьютере – это файл или группа файлов, обеспечивающих вывод текста на печать со стилевыми особенностями шрифта.

Выбор кегля шрифта осуществляется в соответствии:

- с квалификацией читателя;

- с учетом типа, характера и назначения издания;

- с учетом формата издания и длины строки.

Таблица представляет собой сложную наборную форму, в которую могут входить тексты, цифры, графический материал, формулы или любое сочетание этих элементов. При разметке таблиц учитывают следующее:

- таблицы набирают шрифтом, кегль которого на два пункта ниже кегля шрифта основного текста;

- кегль шрифта головки таблицы должен быть на два пункта ниже кегля шрифта основного текста;

- минимальный формат для набора сплошных текстов выбирают в соответствии с кеглем шрифта;

- если тексты в колонках представляют собой отдельные слова или короткие фразы (не более трех-четырех слов), формат для них выбирают, ориентируясь на самое длинное слово;

- толщина линеек в таблицах должна быть равной 2п.;

- тексты в головках таблиц при большой насыщенности могут располагаться вертикально;

- в одном издании однородные элементы таблиц оформляются единообразно по шрифту и размещению;

- тематические заголовки разбивают на логически законченные строки, умещающиеся в формат полосы набора.

Для набора формул применяют гарнитуру основного шрифта. Однострочные формулы и однострочные элементы многострочных формул набирают шрифтом того же кегля, что и основной текст.

Математические символы набирают светлым курсивом, греческим и латинским светлым прямым, физические и химические символы – светлым прямым, математические сокращения – светлым прямым, сокращенные обозначения физических величин – светлым прямым без точек. Числа и дроби в формулах всегда набирают прямым шрифтом.

Издание - произведение (документ), который прошел редакционно-издательскую обработку, изготовленный печатаниям, тиснением или другими способами, содержит информацию, предназначенную для распространения, и отвечает требованиям государственных стандартов, других нормативно-правовых актов относительно издательского оформления, полиграфического и технического выполнения.

Издатель - физическое или юридическое лицо, которое осуществляет подготовку и выпуск издания.

Издательство - специализированное предприятие, основным видом деятельности которого является подготовка и выпуск издательской продукции.

Издательская организация - предприятие, учреждение или организация, уставом которой, наряду с другими видами деятельности, предусмотрена подготовка и выпуск издательской продукции.

Издательская продукция - совокупность изданий, подготовленных к выпуску или выпущенных издателем (издателями).

Изготовитель издательской продукции - физическое или юридическое лицо, которое осуществляет изготовление заказанного тиража издания.

Издание можно разделить на виды по таким признакам:

  • * целевое назначение;
  • * материальная конструкция;
  • * знаковая природа информации;
  • * объем;
  • * состав основного текста;
  • * периодичность;
  • * структура;
  • * степень аналитико-синтетического преобразования информации.

Виды изданий имеют разновидности. Например, справочные издания делятся на словари, справочники, энциклопедии; учебные издания - на учебники, учебные пособия, задачники и т.п..

Издательское дело направлено на:

  • * удовлетворение нужд лица, общества, государства в издательской продукции и получение прибыли от этого вида деятельности;
  • * создание возможностей для самовыявления граждан как авторов независимо от расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного статуса, местожительства, языковых или других признаков;
  • * обеспечение права на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений;
  • * содействие национально-культурному развитию украинского народа увеличением общего количества тиражей, объемов и расширением тематического направления украинского книгоиздания;
  • * обеспечение доступа украинского общества к общечеловеческим ценностям переводом государственным языком лучших достижений мировой литературы, науки и т.п., отладка сотрудничества с иностранными издательствами, украинской диаспорой, заключением соответствующих международных соглашений;
  • * увеличение количества изданий на иностранных языках, которые распространяли бы в мире знания об Украине;
  • * укрепление материально-технической базы издательско-полиграфического комплекса и сети распространения издательской продукции.

Книжное издание - это издание в виде блока скрепленных в корешке листов печатного материала определенного формата в обложке или оправе.

Книга - книжное издание объемом свыше 48 с.

Брошюра - книжное издание объемом от 4 до 48 с.

Текстовое издание - это издание, большую часть объема которого занимает словесный, цифровой, в виде иероглифов, формул (химических или математических) или смешанный текст.

Текст - часть издания, которая содержит информацию, изображенную с помощью определенного набора знаков.

Формат издания - размеры готового издания, которые определяются шириной и длиной страницы издания в миллиметрах или шириной и длиной листа бумаги в сантиметрах с указанием доли, которую занимает на нем страница издания.

Архитектоника издания - искусство его построения, гармоничное и продуманное компонование всех элементов издания: текста, иллюстраций, украшений и т.п., составляющая его художественного конструирования. Она выражает строение, архитектонику помещенного в нем произведения (произведений) и всего издания.

Полиграфическая продукция крайне необходимая в нашей жизни, в том числе науке, культуре, образованию, медицине и в других сферах. Она используется для личных, общественных и производственных нужд.

Значительный ассортимент продукции обусловлен многообразием ее тиражей, форматов, назначений, оформлений.

Всю полиграфическую продукцию можно разделить на пять основных видов:

  • издательская продукция, которая выпускается издательствами или организациями, которые продают (распространяют) ее. Основной задачам этой продукции есть информативная функция;
  • этикеточно-упаковочная продукция, от которой в значительной мере зависят конкурентоспособность и покупательная способность в рыночных условиях;
  • деловая полиграфическая продукция, которая выполняет организационные функции, которую еще называют акцидентно-бланковой продукцией (отчетность, бланки и т.д.);
  • специальная продукция министерств и ведомств (ценные бумаги, марки, бланки документов строгой отчетности);

изделия и полуфабрикаты для других областей промышленности (обои, текстурные материалы, декалькомания).

Основной здесь считается издательская продукция, которая является одним из средств (наряду с такими, как телевидение, радио, сети Internet) распространения информации, научных знаний, политической общественной мысли, сохранение духовных ценностей поколений и народов.

К издательской продукции предъявляется ряд требований, основными из которых являются максимальная информативность и относительно невысокая стоимость, чтобы ее можно было приобрести, а также обновление, значительный срок хранения.

Издательства и полиграфические предприятия должны тесно сотрудничать, поскольку от их совместной и эффективной работы зависят как качество выпущенной продукции, так и создание печатной продукции, которая отвечает высочайшим, эстетичным и художественным требованиям. Это касается также литературного, научного, информационного уровней материалов, которые публикуются на страницах изданий, формы их представления, технического и художественного оформления. Издательства обеспечивают подготовку, редактирование и оформление изданий, а полиграфические предприятия должны надлежащим образом обеспечить техническое и эстетичное выполнения издания определенным тиражом в установленные сроки.

Художественно-техническое оформление издания - это первый этап создания издательской продукции; следующим этапом является ее полиграфическое выполнение, которое в конце концов определяет лицо издания. Качество полиграфического оформления издания определяется рядом факторов: качеством выполнения художником оригиналов его оформления, правильностью выбора полиграфической техники и технологии, качеством полиграфических работ.

61
26.08.2017 г.

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru


Индекс цитирования

Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении). И как ни прискорбно это признавать, но это необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

Если вы никак, ни под каким предлогом и ни за какие коврижки не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, покиньте сайт и забудьте о нём, как о кошмарном сне. Всем остальным - добра и печенек. С неизменной заботой, администрация сайта.