AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Основные понятия технического оформления издания. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//168/osnovnye-ponyatiya-texnicheskogo-oformleniya-izdaniya/ (дата обращения: 29.03.2024)

Основные понятия технического оформления издания

Основные понятия технического оформления издания

Содержание

    Техническое оформление издания — техническая сторона оформления, связанная с использованием наборных и других полиграфических средств, требующая от издательских работников и художников книги специальных технических знаний полиграфического производства; составная часть художественно-технического оформления издания.

    Оригинальный авторский текст, прежде чем стать книжным текстом, требует переработки, переформатирования. Он должен быть не только выправлен редактором, но и разбит на смысловые блоки, расчленен зрительными паузами, снабжен визуальными акцентами, активизирующими внимание читателя, оснащен средствами поиска и ориентации, в случае необходимости дополнен иллюстрациями и, наконец, заверстан таким образом, чтобы гармонировать с пропорциями будущего издания, иллюстративным рядом и быть комфортно читаемым.

    Понятия

    Издание - произведение (документ), который прошел редакционно-издательскую обработку, изготовленный печатанием, тиснением или другими способами, содержит информацию, предназначенную для распространения, и отвечает требованиям государственных стандартов, других нормативно-правовых актов относительно издательского оформления, полиграфического и технического выполнения.

    Издатель - физическое или юридическое лицо, которое осуществляет подготовку и выпуск издания.

    Издательство - специализированное предприятие, основным видом деятельности которого является подготовка и выпуск издательской продукции.

    Издательская организация - предприятие, учреждение или организация, уставом которой, наряду с другими видами деятельности, предусмотрена подготовка и выпуск издательской продукции.

    Издательская продукция - совокупность изданий, подготовленных к выпуску или выпущенных издателем (издателями).

    Изготовитель издательской продукции - физическое или юридическое лицо, которое осуществляет изготовление заказанного тиража издания.

    Издание можно разделить на виды по таким признакам:

    • целевое назначение;

    • материальная конструкция;

    • знаковая природа информации;

    • объем;

    • состав основного текста;

    • периодичность;

    • структура;

    • степень аналитико-синтетического преобразования информации.

    Виды изданий имеют разновидности. Например, справочные издания делятся на словари, справочники, энциклопедии; учебные издания - на учебники, учебные пособия, задачники и т.п.

    Издательское дело направлено на:

    • удовлетворение нужд лица, общества, государства в издательской продукции и получение прибыли от этого вида деятельности;

    • создание возможностей для самовыявления граждан как авторов независимо от расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного статуса, местожительства, языковых или других признаков;

    • обеспечение права на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений;

    • содействие национально-культурному развитию украинского народа увеличением общего количества тиражей, объемов и расширением тематического направления украинского книгоиздания;

    • обеспечение доступа украинского общества к общечеловеческим ценностям переводом государственным языком лучших достижений мировой литературы, науки и т.п., отладка сотрудничества с иностранными издательствами, украинской диаспорой, заключением соответствующих международных соглашений;

    • увеличение количества изданий на иностранных языках, которые распространяли бы в мире знания об Украине;

    • укрепление материально-технической базы издательско-полиграфического комплекса и сети распространения издательской продукции.

    Следует определить также такие понятия, как книжное издание, книга, брошюра, текстовое издание, текст, формат издания, его архитектоника и т.п.

    Книжное издание - это издание в виде блока скрепленных в корешке листов печатного материала определенного формата в обложке или оправе.

    Книга - книжное издание объемом свыше 48 с.

    Брошюра - книжное издание объемом от 4 до 48 с.

    Текстовое издание - это издание, большую часть объема которого занимает словесный, цифровой, в виде иероглифов, формул (химических или математических) или смешанный текст.

    Текст - часть издания, которая содержит информацию, изображенную с помощью определенного набора знаков.

    Формат издания - размеры готового издания, которые определяются шириной и длиной страницы издания в миллиметрах или шириной и длиной листа бумаги в сантиметрах с указанием доли, которую занимает на нем страница издания.

    Архитектоника издания - искусство его построения, гармоничное и продуманное компонование всех элементов издания: текста, иллюстраций, украшений и т.п., составляющая его художественного конструирования. Она выражает строение, архитектонику помещенного в нем произведения (произведений) и всего издания.

    Полиграфическая продукция крайне необходимая в нашей жизни, в том числе науке, культуре, образованию, медицине и в других сферах. Она используется для личных, общественных и производственных нужд.

    Значительный ассортимент продукции обусловлен многообразием ее тиражей, форматов, назначений, оформлений.

    Всю полиграфическую продукцию можно разделить на пять основных видов:

    1. издательская продукция, которая выпускается издательствами или организациями, которые продают (распространяют) ее. Основной задачам этой продукции есть информативная функция;
    2. этикеточно-упаковочная продукция, от которой в значительной мере зависят конкурентоспособность и покупательная способность в рыночных условиях;
    3. деловая полиграфическая продукция, которая выполняет организационные функции, которую еще называют акцидентно-бланковой продукцией (отчетность, бланки и т.д.);
    4. специальная продукция министерств и ведомств (ценные бумаги, марки, бланки документов строгой отчетности);
    5. изделия и полуфабрикаты для других областей промышленности (обои, текстурные материалы, декалькомания).

    Основной здесь считается издательская продукция, которая является одним из средств (наряду с такими, как телевидение, радио, сети Internet) распространения информации, научных знаний, политической общественной мысли, сохранение духовных ценностей поколений и народов.

    К издательской продукции предъявляется ряд требований, основными из которых являются максимальная информативность и относительно невысокая стоимость, чтобы ее можно было приобрести, а также обновление, значительный срок хранения.

    Издательства и полиграфические предприятия должны тесно сотрудничать, поскольку от их совместной и эффективной работы зависят как качество выпущенной продукции, так и создание печатной продукции, которая отвечает высочайшим, эстетичным и художественным требованиям. Это касается также литературного, научного, информационного уровней материалов, которые публикуются на страницах изданий, формы их представления, технического и художественного оформления. Издательства обеспечивают подготовку, редактирование и оформление изданий, а полиграфические предприятия должны надлежащим образом обеспечить техническое и эстетичное выполнения издания определенным тиражом в установленные сроки.

    Художественно-техническое оформление издания - это первый этап создания издательской продукции; следующим этапом является ее полиграфическое выполнение, которое в конце концов определяет лицо издания. Качество полиграфического оформления издания определяется рядом факторов: качеством выполнения художником оригиналов его оформления, правильностью выбора полиграфической техники и технологии, качеством полиграфических работ.

    Красота издания заключается не только в его иллюстративности. Используя лишь полиграфические средства оформления (шрифты, орнаменты, сорт бумаги), можно хорошо оформить издание. Следует учитывать также категорию будущего читателя. Важное влияние на качество полиграфического оформления издания имеет выбор способа печати.

    Целью выпуска как печатных, так и электронных изданий является удовлетворения нужд в печатной продукции как средств информации. Оформление современного издания имеет целенаправленный характер, который проявляется в отыскании наилучшего варианта подачи текстового сообщения читателю. В практике оформления изданий издательства стремятся к раскрытию художественного образа издания и его архитектоники (построения), обеспечение удобства чтения текста, использования издания, целесообразности выбора материалов, технологических процессов. Не следует забывать немаловажный принцип - экономичность издания, которое обеспечивается правильным выбором шрифтов, формата издания, а также выполнением технических условий при изготовлении печатных форм.

    Редакционно-техническая подготовка информации и разработка проекта полиграфического оформления издания осуществляются в издательстве согласно отраслевым и государственным стандартам. В случае отклонений от норм этих стандартов оформления издания необходимо согласовать с полиграфическим предприятием, которое будет выпускать его.

    Наверное, ни в одной из сфер общественной деятельности не сотрудничает одновременно столько разнообразных специалистов из различных сфер производства и предоставления услуг, как в издательско-полиграфическом деле. К выпуску печатное издание готовят автор произведения, литературный или научный редактор, художник-оформитель, технический редактор, технологи полиграфического производства, научные работники, которые работают над разработкой новых технологий и материалов. Совершенное содержание и высокое качество выполнения издания зависят от уровня их квалификации, а также сотрудничества. Каждый из вышеупомянутых специалистов должен иметь как комплексную подготовку по общеобразовательным и прикладным дисциплинам по своей специальности, так и определенные знания о специфике работы других специалистов, причастных к рождению печатного издания. Среди вышеназванных специалистов значительную роль в создании печатной продукции играет технический редактор, который проектирует образ будущего издания и переводит его в систему условных обозначений, макетов, понятных работникам типографии, которые воплощают этот проект. Он следит за полиграфическим выполнением издания на каждом этапе технологического процесса, он должен не только правильно оценить качество работы, но понятно и грамотно высказать свои замечания и дать указания относительно исправления выявленных ошибок.

    Художественную структуру книги определяют следующие факторы:

    • Функция: необходимо ответить на вопрос, где и как будет использоваться книга, предназначена ли она для сплошного или выборочного, для однократного прочтения или постоянного использования? От этого зависит выбор формата и конструкции книги, качество материала, характер внешнего оформления, гарнитуры и кегля шрифта. Художник книги должен постараться создать максимально удобную для пользователя книжную композицию с учетом специфики данного издания;
    • Читательский адрес: возраст будущих читателей, их профессия и уровень подготовки, также во многом определяют внешний вид книги. Так, издания для детей должны быть красочными, набраны крупным шрифтом, в изданиях для пожилого читателя следует уделить особое внимание вопросам различимости шрифта и удобочитаемости текста, а при оформлении «молодежной» книги, напротив, уместны и желательны экстравагантные типографические приемы, броские иллюстрации, цветовые акценты, новые шрифтовые гарнитуры;
    • вид издания: при оформлении узкофункциональных изданий (учебной, научной, справочной литературы и пр.) необходимо ориентироваться на требования ГОСТов, предъявляемых к этим видам изданий и сложившимся традициям;
    • Содержание книги: даже идентичные по функции, адресу и виду издания не могут быть совершенно однотипны по структуре текста и особенностям содержания. Учебник по литературе и учебник по геометрии будут отличаться друг от друга характером информации, количеством иллюстраций, правил, заголовков и других элементов. При работе с изданием, перенасыщенном графиками, схемами, дополнительными текстами, сложной и многоуровневой рубрикацией, дизайнер сталкивается с необходимостью графически выразить взаимосвязь и соподчиненность отдельных элементов, акцентировав внимание на наиболее важных из них. При этом, оформление должно быть гармоничным и стилистически выдержанным;
    • Экономика издания: предельно допустимая цена, определяющая рентабельность издания, резко ограничивает дизайнера в выборе средств. При работе с малобюджетным изданием, приходится отказываться от твердого переплета, от цветной печати и дорогих сортов бумаги (что определяет вид и количество иллюстраций), проектировать более «плотное» расположение текста, занижать кегль шрифта, уменьшать поля (отказаться от колонтитулов). Поэтому, прежде чем приступить к созданию макета, художник должен согласовать эти условия с редактором, совместно выбрать стиль оформления (подарочное издание, карманное издание в мягком переплете и пр.);
    • Технологические факторы: даже при отсутствии ограничений на расходы по изданию художник не может произвольно выбирать конструкцию, формат издания, вид иллюстраций и другие элементы художественной структуры книги. Издание тиражируется на определенном полиграфическом оборудовании с использованием имеющейся компьютерной техники, на бумаге определенных форматов. В любом звене этой цепи может произойти сбой: необходимое печатное оборудование рассчитано на другие форматы бумаги, в шрифтовом наборе типографии нет выбранного дизайнером шрифта, программы не совмещаются, необходимый сорт бумаги недоступен. Чтобы избежать всех этих неожиданных сложностей, художник должен постоянно согласовывать все ключевые параметры с редактором и типографией.

    02.08.2017, 6464 просмотра.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.