AAA
Обычный Черный



Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Логичность речи. Смысловая и стилистическая точность речи и различные пласты лексики. Точность речи и функциональные стили современного русского литературного языка

Логичность речи. Смысловая и стилистическая точность речи и различные пласты лексики. Точность речи и функциональные стили современного русского литературного языка

Содержание

    ТОЧНОСТЬ издавна осознаётся как одна из главных достоинств речи. Точность как качество речи связывается с умением ясно мыслить, со знанием предмета, значений слов.

    Точность речи – это прежде всего строгое соответствие слов обозначаемым предметам (явлениям) действительности. Допустимо и понимание точности как соответствия между общепринятым значением слова и его применением в речи.

    Точность как качество речи связывается прежде всего с лексическим уровнем языка. Чтобы речь была точной, слова должны употребляться в полном соответствии с теми значениями, которые за ними закреплены в языке.

    Через связь «речь-действительность» осуществляется познание действительности. Восприятие объекта познания происходит путём анализа, абстрагирования, обобщения. Результаты закрепляются в речевых формах. Вне общения не м.б.коммуникации => Нет конкретной проблемы к-ры речи на этапе докоммуникативного познания. Уже на этом этапе возможны будущие ошибки, нарушающие точность речи. Если познание объекта/ситуации не даст адекватной картины действительности, то последующее сообщение о них не сможет быть точным.

    Различают точность предметную и точность понятийную.

    Предметная точность задаётся экстралингвистической связью «речь-действительность» и состоит в соответствии содержания тому кругу предметов, явлений действительности, которые в речи отображаются. Всестороннее знание предмета – это важнейшее условие создания предметно точной речи.

    Понятийная точность – соответствие сод-ия речи той системе понятий, кот-ая в ней обозначена. Л.Н.Толстой: «Слово – выражение мысли… и поэтому слово должно соответствовать тому, что оно выражает».

    Точность – это такое коммуникативное качество речи, кот-ое возникает как соответствие смысловой стороны речи (плана сод-ия) предметно-вещной действит-ти и/или системе выражаемых понятий и проявляется в исп-ии слов в полном соответствии с их языковыми значениями.

    Условия создания точной речи:

    1. 1. Знание предмета (экстралингвистическое условие).
    2. 2. Знание системы языка.
    3. 3. Умение соотнести знание предмета с языковыми знаниями в конкретном акте коммуникации.

    Лингвистическое средство создания точной речи - верное словоупотребление (знание синонимических возможностей, избегание неточного словоупотребления, чёткое разграничение полисемии, омонимов, паронимов, хорошее знание слов, узких по сфере употребления (профессионализмы, архаизмы).

    Требования к точности речи заметно различаются в разных функциональных стилях и формах языка. Требования к точности возрастают, когда нет непосредственного контакта с адресатом речи, а также при непосредственном контакте с широкой аудиторией. Точным и ясным должно быть изложение системы логических рассуждений учёного, описание эксперимента и его результатов, точно должны формулироваться научные выводы. Точность как качество научной речи тесно связано с точностью терминоупотребления.

    Особый смысл приобретает понятие «точность» применительно к художественной речи, где критерий точности осложняют многие факторы. Над предметно-смысловыми связями здесь очень ощутима толща экспрессивно-изобразительных и оценочных наслоений. => Само понятие точности слова в контексте определённых стилей стан-ся весьма относительным. Точность художественной речи возникает как следствие 3-х устремлений автора:

    1. 1)  к адекватности слова предмету;
    2. 2)  к соответствию слова идейно-эстетической оценке предмета;
    3. 3)  к реализации в слове конкретной стилевой установки художника.

    Выбор точных деталей – следствие художнической наблюдательности, зоркости. За ней, кроме образного восприятия действительности, стоит знание.

    ЛОГИЧНОСТЬ как качество речи тесно связана с точностью, но и отличается от неё. Логичность основана прежде всего на связи «речь-мышление». Точность – предварительное условие логичности. Неточная речь не может быть логичной.

    Логичность может быть нарушена и при строгом употреблении слов. Логичность как качество речи выводит нас за пределы слова и вводит в пределы высказывания как единицы речи – в область синтаксиса. Логичность, как и точность, может бытьможет быть предметной и понятийной.

    Предметная логичность – соответствие смысловых связей и отношений единиц языка в речи связям и отношениям предметов и явлений в реальной действительности.

    Понятийная логичность – отражение структуры логичной мысли и логичного её развития в семантических связях элементов языка в речи.

    Условия логичности:

    1. 1. Овладение логикой рассуждения (экстралингвистическое условие). Логичным м.б. сообщение, только если в нём соблюдена логичность рассуждения.
    2. 2. Знание языковых средств, способствующих организации смысловой связанности и непротиворечивости эл-тов речевой структуры. Это овладение логикой изложения.

    Условия логичности в первую очередь – синтаксические:

    1. А) сочетание одного слова с другим д.б.непротиворечивым. Алогизмы м.возникать за счёт объединения несоотносимых понятий;
    2. Б) правильный порядок слов. Основа актуального членения предложения;
    3. В) особенности лексического наполнения: служебные слова, вводные слова и сл/соч..

    Условия логичности на уровне связного текста:

    • А) логичности зависит от того, насколько ясно и правильно выражена языковыми средствами связь отдельных высказываний в тексте. Логика речи должна последовательно отражать логику мысли. Ошибки, приводящие к нарушению речевой логичности за счёт неправильного соединения рядом стоящих предложений – распространённый случай речевых логических ошибок. %На биофаке 8 кружков, которые работают при кафедрах. Многие из них существуют уже более 20 лет.

    • Б) обозначение переходов от одной мысли к другой.

    • В) членение на абзацы. Абзац – отрезок письменного текста от одной красной строки до другой. В содержательном плане абзац – выражение законченности части целого, отдельного звена в общей динамике мысли и переход к следующей части, к следующему звену мысли. Правильно организованные абзацы позволяют следить за логикой авторской мысли.

    • Г) выбор синтаксических структур, адекватных характеру выражаемого содержания.

    • Д) композиция, метод организации излагаемого содержания. Трёхчастная композиция выражения мысли. Вступление: подготовка к восприятию текста, активизация внимания. Осн.часть – изложение основного содержания текста. Наиболее значима и наиболее значительна по объёму. Заключение – закрытие композиционной рамки текста. Должна быть цельность и стройность логической организации текста.

    Логичность особо важна для научного текста. Передача новой научной информации должна осуществляться таким образом, чтобы она была понята, воспринята другими людьми и признана верной. => Научное описание имитирует процесс познания. => Описание должно быть логичным.

    Принцип открытой логичности проявляется в особенностях актуального членения. Для научной речи характерна отчётливая выраженность обоих компонентов актуального членения. Отчётливая актуальная расчленённость отдельных высказываний на тему и рему сочетается в научном описании с отчётливой выраженностью актуальной связи соседних высказываний.

    Логичность в художественной речи носит специфический характер. Сохраняется последовательность, непротиворечивость изложения, отчётливое выражение связи между высказываниями. Но критерии логичности художественной речи осложняются требованиями выражения художественной мысли.

    Логичность художественной речи – внутреннее единство, взаимодействие двух устремлений автора – к отражению действительности и к выражению художественной идеи в условиях конкретного литературного жанра. Здесь предметная или понятийная логичность может быть поколеблена во имя логики и сцепления художественных образов. Всякое произведение искусства условно, и соответственно не может рассматриваться как полный аналог тем явлениям действительности, о которых в нём говорится.

    Особая предметная логичность: если научный текст принципиально бесподтекстен, то содержательный план художественного произведения может представлять собой довольно сложную систему содержательных уровней (%символ, аллегория, иносказание). Здесь меняются критерии логичности: важен точный выбор объекта – воплощения художественной идеи. Особая понятийная логичность: требование логической сочетаемости слов.

    Алогизм в художественной речи используется как стилистический приём.

    25.11.2016, 525 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.