Разумное. Доброе. Вечное.

AAA
Обычный Черный

Рекомендованное

Опрос

Навигация

Стих дня

Всякая поэзия есть выражение душевного состояния.
© Бергсон А.

17 ноября

Про колбасу

а это кто бредет во мраке
лохматый страшный и босой
так это ж петр на кухню за кол
басой

Новости культуры от Яндекса

ГлавнаяРусский язык и культура речиЛогичность речи. Смысловая и стилистическая точность речи и различные пласты лексики. Точность речи и функциональные стили современного русского литературного языка


Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)


Логичность речи. Смысловая и стилистическая точность речи и различные пласты лексики. Точность речи и функциональные стили современного русского литературного языка

ТОЧНОСТЬ издавна осознаётся как одна из главных достоинств речи. Точность как качество речи связывается с умением ясно мыслить, со знанием предмета, значений слов.

Точность речи – это прежде всего строгое соответствие слов обозначаемым предметам (явлениям) действительности. Допустимо и понимание точности как соответствия между общепринятым значением слова и его применением в речи.

Точность как качество речи связывается прежде всего с лексическим уровнем языка. Чтобы речь была точной, слова должны употребляться в полном соответствии с теми значениями, которые за ними закреплены в языке.

Через связь «речь-действительность» осуществляется познание действительности. Восприятие объекта познания происходит путём анализа, абстрагирования, обобщения. Результаты закрепляются в речевых формах. Вне общения не м.б.коммуникации => Нет конкретной проблемы к-ры речи на этапе докоммуникативного познания. Уже на этом этапе возможны будущие ошибки, нарушающие точность речи. Если познание объекта/ситуации не даст адекватной картины действительности, то последующее сообщение о них не сможет быть точным.

Различают точность предметную и точность понятийную.

Предметная точность задаётся экстралингвистической связью «речь-действительность» и состоит в соответствии содержания тому кругу предметов, явлений действительности, которые в речи отображаются. Всестороннее знание предмета – это важнейшее условие создания предметно точной речи.

Понятийная точность – соответствие сод-ия речи той системе понятий, кот-ая в ней обозначена. Л.Н.Толстой: «Слово – выражение мысли… и поэтому слово должно соответствовать тому, что оно выражает».

Точность – это такое коммуникативное качество речи, кот-ое возникает как соответствие смысловой стороны речи (плана сод-ия) предметно-вещной действит-ти и/или системе выражаемых понятий и проявляется в исп-ии слов в полном соответствии с их языковыми значениями.

Условия создания точной речи:

  1. 1. Знание предмета (экстралингвистическое условие).
  2. 2. Знание системы языка.
  3. 3. Умение соотнести знание предмета с языковыми знаниями в конкретном акте коммуникации.

Лингвистическое средство создания точной речи - верное словоупотребление (знание синонимических возможностей, избегание неточного словоупотребления, чёткое разграничение полисемии, омонимов, паронимов, хорошее знание слов, узких по сфере употребления (профессионализмы, архаизмы).

Требования к точности речи заметно различаются в разных функциональных стилях и формах языка. Требования к точности возрастают, когда нет непосредственного контакта с адресатом речи, а также при непосредственном контакте с широкой аудиторией. Точным и ясным должно быть изложение системы логических рассуждений учёного, описание эксперимента и его результатов, точно должны формулироваться научные выводы. Точность как качество научной речи тесно связано с точностью терминоупотребления.

Особый смысл приобретает понятие «точность» применительно к художественной речи, где критерий точности осложняют многие факторы. Над предметно-смысловыми связями здесь очень ощутима толща экспрессивно-изобразительных и оценочных наслоений. => Само понятие точности слова в контексте определённых стилей стан-ся весьма относительным. Точность художественной речи возникает как следствие 3-х устремлений автора:

  1. 1)  к адекватности слова предмету;
  2. 2)  к соответствию слова идейно-эстетической оценке предмета;
  3. 3)  к реализации в слове конкретной стилевой установки художника.

Выбор точных деталей – следствие художнической наблюдательности, зоркости. За ней, кроме образного восприятия действительности, стоит знание.

ЛОГИЧНОСТЬ как качество речи тесно связана с точностью, но и отличается от неё. Логичность основана прежде всего на связи «речь-мышление». Точность – предварительное условие логичности. Неточная речь не может быть логичной.

Логичность может быть нарушена и при строгом употреблении слов. Логичность как качество речи выводит нас за пределы слова и вводит в пределы высказывания как единицы речи – в область синтаксиса. Логичность, как и точность, может бытьможет быть предметной и понятийной.

Предметная логичность – соответствие смысловых связей и отношений единиц языка в речи связям и отношениям предметов и явлений в реальной действительности.

Понятийная логичность – отражение структуры логичной мысли и логичного её развития в семантических связях элементов языка в речи.

Условия логичности:

  1. 1. Овладение логикой рассуждения (экстралингвистическое условие). Логичным м.б. сообщение, только если в нём соблюдена логичность рассуждения.
  2. 2. Знание языковых средств, способствующих организации смысловой связанности и непротиворечивости эл-тов речевой структуры. Это овладение логикой изложения.

Условия логичности в первую очередь – синтаксические:

  1. А) сочетание одного слова с другим д.б.непротиворечивым. Алогизмы м.возникать за счёт объединения несоотносимых понятий;
  2. Б) правильный порядок слов. Основа актуального членения предложения;
  3. В) особенности лексического наполнения: служебные слова, вводные слова и сл/соч..

Условия логичности на уровне связного текста:

  • А) логичности зависит от того, насколько ясно и правильно выражена языковыми средствами связь отдельных высказываний в тексте. Логика речи должна последовательно отражать логику мысли. Ошибки, приводящие к нарушению речевой логичности за счёт неправильного соединения рядом стоящих предложений – распространённый случай речевых логических ошибок. %На биофаке 8 кружков, которые работают при кафедрах. Многие из них существуют уже более 20 лет.

  • Б) обозначение переходов от одной мысли к другой.

  • В) членение на абзацы. Абзац – отрезок письменного текста от одной красной строки до другой. В содержательном плане абзац – выражение законченности части целого, отдельного звена в общей динамике мысли и переход к следующей части, к следующему звену мысли. Правильно организованные абзацы позволяют следить за логикой авторской мысли.

  • Г) выбор синтаксических структур, адекватных характеру выражаемого содержания.

  • Д) композиция, метод организации излагаемого содержания. Трёхчастная композиция выражения мысли. Вступление: подготовка к восприятию текста, активизация внимания. Осн.часть – изложение основного содержания текста. Наиболее значима и наиболее значительна по объёму. Заключение – закрытие композиционной рамки текста. Должна быть цельность и стройность логической организации текста.

Логичность особо важна для научного текста. Передача новой научной информации должна осуществляться таким образом, чтобы она была понята, воспринята другими людьми и признана верной. => Научное описание имитирует процесс познания. => Описание должно быть логичным.

Принцип открытой логичности проявляется в особенностях актуального членения. Для научной речи характерна отчётливая выраженность обоих компонентов актуального членения. Отчётливая актуальная расчленённость отдельных высказываний на тему и рему сочетается в научном описании с отчётливой выраженностью актуальной связи соседних высказываний.

Логичность в художественной речи носит специфический характер. Сохраняется последовательность, непротиворечивость изложения, отчётливое выражение связи между высказываниями. Но критерии логичности художественной речи осложняются требованиями выражения художественной мысли.

Логичность художественной речи – внутреннее единство, взаимодействие двух устремлений автора – к отражению действительности и к выражению художественной идеи в условиях конкретного литературного жанра. Здесь предметная или понятийная логичность может быть поколеблена во имя логики и сцепления художественных образов. Всякое произведение искусства условно, и соответственно не может рассматриваться как полный аналог тем явлениям действительности, о которых в нём говорится.

Особая предметная логичность: если научный текст принципиально бесподтекстен, то содержательный план художественного произведения может представлять собой довольно сложную систему содержательных уровней (%символ, аллегория, иносказание). Здесь меняются критерии логичности: важен точный выбор объекта – воплощения художественной идеи. Особая понятийная логичность: требование логической сочетаемости слов.

Алогизм в художественной речи используется как стилистический приём.

266
25.11.2016 г.

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru


Индекс цитирования

Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении). И как ни прискорбно это признавать, но это необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

Если вы никак, ни под каким предлогом и ни за какие коврижки не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, покиньте сайт и забудьте о нём, как о кошмарном сне. Всем остальным - добра и печенек. С неизменной заботой, администрация сайта.