AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Классификация информационных систем. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//165/informaczionnye-sistemy-i-texnologii/klassifikacziya-informaczionnyx-sistem/ (дата обращения: 27.04.2024)

Классификация информационных систем

Классификация информационных систем

Содержание

    Существуют различные классификации информационных систем, преследующие определенные цели.

    Классификация ИС по степени интеграции

    В соответствии с классификацией, выполненной компанией Deloitte & Touch (международная аудиторская и консалтинговая организация), ИС могут быть разделены на четыре группы:

    • локальные;
    • малые интегрированные;
    • средние интегрированные;
    • крупные интегрированные.

    Классификация ИС по масштабу интеграции

    В ряде случаев ИС классифицируют по принципу схожести/различия с ЕPR-системами, в которых отражены наиболее прогрессивные черты ИС. Важнейшим классификационным признаком ИС является ее масштаб и интеграция компонентов. Различают ИС следующих видов:

    • локальное автоматизированное рабочее место (АРМ) — программно-технический комплекс, предназначенный для реализации управленческих функций на отдельном рабочем месте и информационно связанный с другими ИС (АРМ);
    • комплекс информационно и функционально связанных АРМ, реализующих в полном объеме функции управления;
    • компьютерная сеть АРМ на единой информационной базе, обеспечивающая интеграцию функций управления в масштабе предприятия или группы бизнес-единиц;
    • корпоративная ИС (КИС), обеспечивающая полнофункциональное распределенное управление крупномасштабным предприятием (понятие КИС тождественно определению ERP-системы).

    Классификация ИС по степени формализации

    По степени формализации (структурированности) и сложности алгоритмов обработки информации функциональных компонентов и соответствующих ИТ выделяют:

    • системы оперативной обработки данных системы (On-Line Transaction Processing, OLTP-системы);
    • системы поддержки и принятия решений {Decision Support Systems, DSS).

    К системам оперативной обработки данных относятся традиционные ИС учета и регистрации первичной информации (бухгалтерские, складские системы, системы учета выпуска готовой продукции и т.п.). В этих ИС выполняется сбор и регистрация больших объемов первичной информации, используются достаточно простые алгоритмы расчетов и запросов к БД, структура которой стабильна в течение длительного времени (логическая структура БД должна быть стабильной в течение пяти-семи лет для эффективного функционирования прикладного программного обеспечения).

    В OLTP-системах большое значение имеет защита БД от несанкционированного доступа, аппаратных и программных сбоев в работе ИС. Формы входных и выходных документов, схемы документооборота жестко регламентированы. Для повышения эффективности функционирования ИС используются компьютерные сети с архитектурой «клиент-сервер».

    Системы поддержки и принятия решений ориентированы на реализацию сложных бизнес-процессов, требующих аналитической обработки информации, формирования новых знаний. Анализ информации имеет определенную целевую ориентацию, например финансовый анализ предприятия, аудит бухгалтерского учета. Отличительной особенностью этого класса И С является:

    • создание хранилищ данных большой емкости (Data WareHouse, DW) путем интеграции разнородных источников, находящихся в OLTPсистемах;
    • использование методов и средств аналитической обработки данных (On-Line Analytical Processing, OLAP-технологии);
    • интеллектуальный анализ данных, обеспечивающий формирование новых знаний {Data Mining, DM-технологии).

    Б. Инмон (американский ученый в области компьютерных технологий, один из авторов концепции хранилищ данных) дает следующее определение: «Хранилище данных — это предметно-ориентированное, привязанное ко времени и неизменяемое собрание данных для поддержки процесса принятия управленческих решений».

    На основе хранилищ данных создаются подмножества данных — OLAPкубы, многомерные иерархические структуры данных, содержащие следующие признаки:

    • дата/время (период времени, к которому относятся данные);
    • уровень управления (структурное подразделение), которому соответствуют данные;
    • сфера деятельности (бизнес-сфера, результат), к которой относятся данные;
    • субъект управления (лицо, принимающее решение);
    • вид ресурса и др.

    Эти признаки позволяют агрегировать данные путем произвольного сочетания признаков и вычисления статистических оценок. В результате анализа информации создается новое знание, полезное для целей управления. Содержательный анализ данных основан на применении инструментальных средств ОLАР-технологий.

    Классификация ИС по способу организации

    В любой ИС можно выделить функциональные компоненты, которые помогают разобраться в особенностях и ограничениях ее архитектуры. ИС по способу организации разделяются на:

    • локальные системы;
    • распределенные системы.

    Работа с локальной системой предполагает размещение программной части ИС на одном компьютере. Функционал составляют БД, приложения, выполняющие обработку данных, и программные средства интерфейса пользователя, обеспечивающие интерактивный режим работы. При этом функциональность системы ограничена техническими параметрами и производительностью компьютера.

    В распределенных системах программные модули размещены на нескольких компьютерах. Такие системы строятся на основе архитектуры «файл-сервер» или «клиент-сервер».

    ИС на основе архитектуры «файл-сервер» предполагают использование сетевых ресурсов. Чаще применяются локальные сети. Компьютеры сети по выполняемым функциям подразделяются на файловые серверы и рабочие станции.

    База данных ИС размещается на файловом сервере. Пользовательский интерфейс размещен на рабочей станции. Исполняемые модули хранятся на рабочих станциях или на файловом сервере. В последнем случае проще осуществлять их администрирование, но возрастают требования к надежности сети. Обмен между файл-сервером и рабочей станцией осуществляется на уровне файлов. Обработка данных происходит на рабочей станции.

    Клиент-серверные ИС можно разделить на двухуровневые и многоуровневые.

    Двухуровневая архитектура «клиент-сервер» также предполагает разделение компьютеров на серверы и клиенты (рабочие станции). БД размещена на сервере, который обычно защищен лучше клиентов. Пользовательский интерфейс размещается на компьютере-клиенте. Модули обработки данных распределены между клиентской и серверной частями, что является основным недостатком двухуровневой архитектуры. Обмен данными осуществляется по принципу «запрос — ответ»: клиенты посылают запросы к серверу, который находит нужные данные, выполняет сортировку и агрегирование данных и передает их клиенту.

    В рамках двухуровневой архитектуры «клиент-сервер» реализация ИС возможна с использованием технологии «тонкого» и «толстого» клиента.

    В системах, использующих технологию «тонкого» клиента, основная обработка данных выполняется на мощном сервере, клиентская часть обладает ограниченной функциональностью.

    Системы с «толстым» клиентом, напротив, основную работу по обработке данных делегируют клиенту, а сервер используется в основном для хранения данных. В таких системах требования к клиенту выше, а к серверу — ниже.

    Развитием архитектуры «клиент-сервер» является трехуровневая (многоуровневая) архитектура. В таких системах появляется еще один уровень — сервер приложений (или несколько серверов приложений), который содержит модули обработки данных. В этом случае клиентская часть реализует только программный интерфейс для организации доступа к модулю обработки данных. БД хранится на специализированном сервере, доступ к которому организован через сервер приложений. В отличие от двухуровневой архитектуры, такая архитектура позволяет эффективнее использовать модули общего пользования разными клиентами. Трехуровневая архитектура «клиент-сервер» используется в основе ИС «1С:Предприятие».

    Системы на основе интернет-/интранет-технологий появились как развитие многоуровневых клиент-серверных систем. Клиентская часть таких систем дополнена веб-браузером, а сервер приложений — веб-сервером и программами вызова процедур сервера. Программное обеспечение веб-сервера организует передачу данных по запросам клиентов, активацию серверных приложений, связь с файл-серверами и серверами баз данных.

    Перспективным направлением развития интернет-технологий являются так называемые облачные технологии. Все модули ИС, использующей облачные технологии, находятся на мощных удаленных серверах поставщика облачных услуг в Интернете. Именно там выполняются задачи ИС, там же хранятся полученные результаты. Совокупность удаленных серверов называют «вычислительным облаком». Нагрузка между компьютерами «вычислительного облака» распределяется автоматически. Пользователь обращается к системе посредством веб-браузера с компьютера или иного устройства: планшета, коммуникатора, мобильного телефона и др. В таких технологиях клиентская часть обеспечивает только связь с «облаком». Таким образом, облачные технологии позволяют хранить файлы, документы и другие данные в облачных хранилищах (серверах) в Интернете, экономя место на локальном жестком диске, обеспечивают возможность работать с ИС, без установки ее модулей на компьютере или ином устройстве, имеющем выход в Интернет. Облачные технологии позволяют компании экономить на приобретении, поддержке,  модернизации программного обеспечения и оборудования. Облачные технологии обеспечивают круглосуточную техническую поддержку и высокую отказоустойчивость серверов.

    Классификация ИС по характеру обрабатываемой информации

    По характеру обрабатываемой информации ИС условно можно разделить на:

    • информационно-поисковые (информационно-справочные) системы;
    • информационно-решающие системы

    Информационно-поисковые системы, как правило, обеспечивают систематизацию, хранение и выдачу информации по запросу пользователя в удобном виде без сложных преобразований данных. Доступ по вводу и модификации данных имеет администратор системы, в функции которого входит обеспечение актуальности информации. Примером такой системы могут служить СПС, в частности СПС «КонсультантПлюс» и «Гарант».

    Информационно-решающие системы осуществляют обработку информации по сложным алгоритмам. По характеру использования выходной информации такие системы принято делить на автоматизированные системы управления (АСУ) и системы поддержки принятия решений (СППР).

    АСУ предназначена для обеспечения эффективного функционирования объекта управления путем автоматизированного выполнения функций управления. Функции АСУ определяются на основе целей управления, заданных ресурсов для их достижения и ожидаемого эффекта от автоматизации. В общем случае они включают такие компоненты:

    • планирование и (или) прогнозирование;
    • учет, контроль, анализ;
    • координацию и (или) регулирование.

    Необходимый состав компонентов выбирается в зависимости от вида конкретной АСУ. Результирующая информация преобразуется в решения пользователя, инициирует конкретные действия. Для этих систем характерны задачи расчетного характера и обработка больших объемов данных.

    СППР определяется аналитиками центра TAdviser (Центр TAdviser — информационный и аналитический центр, специализирующийся на сборе и анализе максимально полной информации об ИТ-системах, доступных для использования в России) как компьютерная система, которая путем сбора и анализа большого количества информации может влиять на процесс принятия решений организационного плана в бизнесе и предпринимательстве. Такие системы позволяют получить полезную информацию из первоисточников, проанализировать ее, а также выявить существующие бизнес-модели для решения определенных задач. С помощью СППР можно, например, проследить за всеми доступными информационными активами, получить сравнительные значения объемов продаж, спрогнозировать доход организации при гипотетическом внедрении новой технологии, а также рассмотреть все возможные альтернативные решения.

    Такие системы имитируют интеллектуальные процессы обработки знаний, но не данных. При формировании управленческих решений пользователь учитывает информацию, выработанную системой в процессе решения задачи.

    В качестве примера такой системы можно привести службу поддержки принятия решений Microsoft® DSS.

    Классификация ИС по масштабу

    По масштабу ИС подразделяются на:

    • однопользовательские;
    • групповые;
    • корпоративные.

    Однопользовательские ИС применяются для решения задач в рамках одного рабочего места. Такая система может содержать несколько простых приложений для автоматизации отдельных функций конкретного специалиста. Как правило, к таким ИС относят локальные системы, с которыми может работать только один пользователь на автономном компьютере с установленной системой. Но существуют и сетевые однопользовательские системы, с которыми может работать любой пользователь на своем компьютере, но монопольно (не несколько одновременно). Примером таких систем могут служить локальные и однопользовательские версии
    СПС «КонсультантПлюс».

    Многие однопользовательские приложения создаются с помощью локальных СУБД. Среди локальных СУБД наиболее известными являются Microsoft Access, dBase, Clarion, Clipper, FoxPro, Paradox. Эти СУБД имеют собственную высокоуровневую инструментальную среду, которая позволяет легко создать БД, построить логику обработки данных, сформировать пользовательский интерфейс и подготовить формы отчетов. Примером может служить система для учета успеваемости студентов на кафедре или в деканате, работающая на компьютере конкретного сотрудника.

    Групповые ИС предназначены для коллективного использования информации членами рабочей группы или подразделения. Как правило, они представляют специализированные клиентские решения для участников группы. К таким системам можно отнести «1C: Зарплата и управление персоналом 8», которая предназначена для комплексной автоматизации кадрового учета и расчета заработной платы на небольших и средних предприятиях. При создании групповых ИС обычно используются те же средства и инструментальные среды, что и при создании однопользовательских ИС.

    Корпоративные ИС предназначены для комплексной автоматизации деятельности предприятия. Понятие корпоративной ИС тесно связано с понятием ERP (Enterprise Resource Planning, планирование ресурсов предприятия; ERP-система — конкретный программный пакет, реализующий стратегию ERP). Термин введен компанией Gartner Group, разработавшей данную концепцию. ERP-системы представляют собой комплекс интегрированных приложений, которые позволяют создать единую среду для автоматизации основных бизнес-процессов предприятия. Примером ERP-системы является «1C: ERP Управление предприятием 2.0» — инновационное решение для построения комплексных ИС управления деятельностью многопрофильных предприятий с учетом лучших мировых и отечественных практик автоматизации крупного и среднего бизнеса. Следует также отметить такие системы, как SAP Business All-in-One, Oracle E-Business Suite, Microsoft Dynamics AX.

    Классификация ИС по сфере применения

    ИС создаются для автоматизации различных областей деятельности человека: для финансового сектора, производственных предприятий различного профиля, компаний, работающих на рынке услуг, торговых компаний и общественных организаций. В зависимости от сферы применения можно выделить:

    • ИС организационного управления;
    • ИС управления технологическими процессами;
    • системы автоматизированного проектирования (САПР);
    • интегрированные (корпоративные) ИС.

    ИС организационного управления применяются для автоматизации деятельности управленческого персонала промышленных предприятий и непромышленных объектов (банков, торговых организаций, медицинских организаций и др.). Они обеспечивают оперативный контроль и регулирование, оперативный учет и анализ, перспективное и оперативное планирование, бухгалтерский учет, управление сбытом и снабжением и другие экономические и организационные задачи.

    ИС такого класса разрабатываются многими известными компаниями. В частности, компания «1C» представляет систему «1C: Управление производственным предприятием 8». Это комплексное прикладное решение, охватывающее основные контуры управления и учета на производственном предприятии. Благодаря этой системе формируется единое информационное пространство для отображения финансово-хозяйственной деятельности предприятия по основным бизнес-процессам. При этом четко разграничивается доступ к данным и функционалу в зависимости от статуса работников.

    Структура управления любой организации имеет три уровня, которые определяются сложностью решаемых задач: операционный, функциональный и стратегический. Соответственно и ИС организационного управления можно разделить на системы оперативного, функционального и стратегического уровней управления.

    ИС оперативного (операционного) уровня управления обеспечивают решение многократно повторяющихся задач и быстрое реагирование на изменение ситуации. Эти системы предназначены для менеджеров низшего звена.

    ИC функционального уровня служат для решения задач, требующих предварительного анализа информации, подготовленной на операционном уровне. Такие системы применяют менеджеры среднего звена (руководители отделов, цехов) и специалисты (научные сотрудники и др.).

    ИС стратегического уровня помогают менеджерам высшего звена организации вырабатывать управленческие решения, направленные на достижение долгосрочных стратегических целей организации.

    ИС управления технологическими процессами позволяют автоматизировать функции производственного персонала по контролю и управлению производственными операциями. Такие системы содержат развитые средства измерения параметров технологических процессов (температуры, давления, химического состава и т.п.), процедур контроля допустимости значений параметров и регулирования технологических процессов. Примером системы управления технологическими процессами может быть компрессионная станция «Портовая» (ОАО «Газпром автоматизация»), предназначенная для обеспечения транспортировки газа по газопроводу «Северный поток».

    Системы автоматизированного проектирования используются инженерами-проектировщиками, конструкторами, архитекторами, дизайнерами при создании новой техники или технологии. Эти системы позволяют выполнять инженерные расчеты, готовить графическую документацию (чертежи, схемы, планы), создавать проектную документацию, проводить моделирование объектов. К таким системам относятся AutoCAD (является инструментом для 2Dи ЗБ-проектирования), T-FLEX CAD (обеспечивает трехмерное моделирование и подготовку конструкторской документации) и др.

    Интегрированные ИС предназначены для автоматизации всех функций компании и охватывают весь цикл работ от планирования деятельности до сбыта продукции.

    Классификация ИС по характеру представления и логической организации хранимой информации

    По характеру представления и логической организации хранимой информации АИС разделяются на фактографические, документальные и геоинформационные.

    Фактографические АИС накапливают и хранят данные в виде множества экземпляров одного или нескольких типов структурных элементов (информационных объектов). Каждый из таких экземпляров структурных элементов или некоторая их совокупность отражают сведения по какому-либо факту, событию и т. д., отделенному (вычлененному) от всех прочих сведений и фактов. Структура каждого типа информационного объекта состоит из конечного набора реквизитов, отражающих основные аспекты и характеристики сведений для объектов данной предметной области. К примеру, фактографическая АИС, накапливающая сведения по лицам, каждому конкретному лицу в базе данных ставит в соответствие запись, состоящую из определенного набора таких реквизитов, как фамилия, имя, отчество, год рождения, место работы, образование и т. д. Комплектование информационной базы в фактографических АИС включает, как правило, обязательный процесс структуризации входной информации из документального источника. Структуризация при этом осуществляется через определение (выделение, вычленение) экземпляров информационных объектов определенного типа, информация о которых имеется в документе, и заполнение их реквизитов.

    В документальных АИС единичным элементом информации является нерасчлененный на более мелкие элементы документ и информация при вводе (входной документ), как правило, не структурируется, или структурируется в ограниченном виде. Для вводимого документа могут устанавливаться некоторые формализованные позиции—дата изготовления, исполнитель, тематика и т. д. Некоторые виды документальных АИС обеспечивают установление логической взаимосвязи вводимых документов — соподчиненность по смысловому содержанию, взаимные отсылки по каким-либо критериям и т. п. Определение и установление такой взаимосвязи представляет собой сложную многокритериальную и многоаспектную аналитическую задачу, которая не может в полной мере быть формализована.

    В геоинформационных АИС данные организованы в виде отдельных информационных объектов (с определенным набором реквизитов), привязанных к общей электронной топографической основе (электронной карте). Геоинформационные системы применяются для информационного обеспечения в тех предметных областях, структура информационных объектов и процессов в которых имеет пространственно-географический компонент, например маршруты транспорта, коммунальное хозяйство и т. п.  


    1. Проектирование информационных систем: учебник и практикум для СПО / под общ. ред. Д. В. Чистова. — М .: Издательство Юрайт, 2019. — 258 с.
    2. Гайдамакин Н. А. Автоматизированные информационные системы, базы и банки данных. Вводный курс: Учебное пособие. —
      М.: Гелиос АРВ, 2002. — 368 с

    12.01.2022, 2650 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.